Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самореализации. Профессия всё больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie_obuchayushchihsya_vecherney_shkoly_1.docx | 81.03 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраста ………………………………………………………...…..3
1.1.Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте……………………………………………….5
1.2.Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся………………………………………………………………...……6
1.3.Выводы по главе 1……………………………………………………………8
Глава 2. Исследование личностных особенностей обучающихся МКОУ «Москаленская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»……………………………………………………………………………..9
2.1.Особенности контингента МКОУ «Москаленская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»…………………………..…….............................................9
2.2.Исследование индивидуальных особенностей личности обучающихся вечерней школы………………………………………………………………….10
2.3.Выводы по главе 2…………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16Литература, интернет-источники……………………………………..………..17
Приложение 1 ,,,,,………………………………………………………………..18
Приложение 2..…………………………………………………………………...19
Приложение3……………………………………………………………………..22
Приложение 4…………………………………………………………………….32
Объект: обучающиеся 9 классов МКОУ «Москаленская ВСОШ»
Предмет: профессиональное самоопределение обучающихся вечерней школы
Цель: изучение профнамерений в выборе профессии обучающимися
Задачи:
1) выявить особенности контингента МКОУ «Москаленская ВСОШ» и определить актуальность выбора профессии для данной категории обучающихся
2)рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс
3)проверить на практике поставленные гипотезы
Гипотеза:
Методы исследования:
1. Изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение
2. Изучение мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте
3.Подготовка рекомендаций для обучающихся
В работе были использованы следующие методики:
1.Анкета «Профессиональный интерес»
2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова (ДДО)
3.Карта интересов (А. Голомшток)
Введение
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Нарождающийся новый хозяйственный механизм создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.
Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. [ 1]
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
самоопределение в юношеском возрасте.
Глава 1 Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраста
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. [3]
Е.А.Климов выделил три основания профессионального самоопределения: «хочу», предполагающее учёт желаний и склонностей человека, «могу», представляющее его реальные возможности и перспективы, «надо», составляющее потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны производства и общества.
По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. [4]
Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается также в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. [ 5 ]
Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Эта необходимость основывается на потребности подростков в логике личностного и социального развития. [4] При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Практика исследования показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным. В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходима педагогическая поддержка.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Рассмотрим, на что ориентируется старшеклассник при выборе профессии. Одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству старшеклассников.
Таким образом, профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
1.2.Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся
Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
В выборе профессии очень важна профессиональная консультация, так как подавляющее большинство старшеклассников затрудняется в выборе профессии. Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.
Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовывать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)
Существует два способа выбора профессии. Один – метод «проб и ошибок», другой – изучить себя и свои интересы и склонности, личностные особенности. Сделать наиболее правильный выбор можно, продвигаясь по второму пути с помощью профессиональной ориентации, которая включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
2.3.Выводы к главе 1
В ходе работы с теоретическими источниками мы выявили сущность понятия «профессиональное самоопределение» и особенности его формирования. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме профессионального самоопределения молодёжи. Это связано с тем, что правильность выбора будущей профессии важна не только для самого ученика, но и для общества.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Глава 2. Исследование личностных особенностей
обучающихся вечерней школы
Результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Учащемуся нужно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, а главное – свои способности и склонности. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров. В этом случае на помощь приходит психодиагностика, которая позволяет молодому человеку «познакомиться с собой», формирует мотивы самопознания, саморазвития, проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.
2.1.Особенности контингента вечерней школы
МКОУ «Москаленская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» единственная в районе. Основная масса наших учеников обучается в здании школы, расположенном в р.п. Москаленки, остальные - в учебно-консультационных группах, открытых на базе десяти сельских школ
(Алексеевской, Гвоздевской, Екатериновской, Звездинской, Ильичевской, Краснознаменской, Новоцарицынской, Роднодолинской, Шевченковской, Элитовской).
Это особый тип учебного заведения, своеобразный центр интеллектуальной и нравственной реабилитации проблемных подростков, адаптивная образовательная среда для тех, у кого по разным причинам перерыв в учебе составляет от 2 до 10 лет, для ребят, отслуживших в армии, для обучающихся, которые имеют собственные семьи и т.п. Именно для такой категории молодежи школа создает оптимальные условия для реализации их права на получение образования, способствует социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях и способности к самореализации, уделяя особое внимание, в том числе и адаптации к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Основная часть обучающихся - подростки 15-18 лет, которым в силу определенных причин недоступно обучение в дневных общеобразовательных школах: ограниченные возможности здоровья, личностные проблемы, трудности в общении, проявления отклоняющегося поведения. Другая часть – молодые люди в возрасте до 35 лет. Немаловажным фактором является то, что ежегодно контингент обновляется на 30-40%.
Особенностью является и тот факт, что в одном классе обучаются граждане с большой разницей в возрасте: например, в 9 классе есть 15 и 20-летние, работающие и неработающие, молодые люди, отслужившие в рядах ВС, обучавшиеся в профессиональных учебных заведениях и отчисленные по разным причинам, т.е уже имеющие негативный опыт получения профессии. Получение профессионального образования после окончания школы планируют не все обучающиеся в силу различных обстоятельств, в том числе, материальных затруднений.
2.2. Исследование индивидуальных особенностей личности обучающихся
В начале учебного года, по мере поступления обучающихся, психологом школы проводится анкетирование с целью изучения их профессиональных намерений. Это обусловлено тем, что обучающиеся приходят из разных школ, с разным уровнем подготовки, перерывом в учёбе, разными возможностями и запросами.
Объектом исследования нашей работы являются выпускники основной школы 2010-2011 учебного года.
В ходе экспериментального исследования профессиональных намерений мы получили следующие результаты:
Из 38 учащихся 9 классов в анкетировании приняли участие 23 человека (60,5%), из них определились с выбором профессии только 2 человека (8,3%), конкретные профессии: водитель, сварщик; повар-кондитер.
Учебные заведения для предполагаемого обучения выбрали 7 человек (30,4%), это профессиональные училища Москаленского района – БОУ НПО № 29 и № 32, в техникумах и колледжах предполагали продолжить обучение 3 человека (13%). Как правило, преобладает внешняя мотивация: и материальная независимость. Обучение в 10 классе планировали 8 человек (34%). Необходимость посоветоваться по вопросу выбора профессии со специалистом - профконсультантом (психологом) возникла у 13 чел.(56,5%).
Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник» [3]
Результаты таковы:
ЧТ | ЧЧ | ЧЗ | ЧП | ЧХ |
7 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Для выявления сферы деятельности была использована методика А.Голомштока «Карта интересов».
На момент исследования выявлено:
Сфера деятельности | Количество выборов | Степень выраженности интереса |
Транспорт | 6 | 2-ярко выраженный, 4-выраженный интерес |
Деревообработка | 1 | Слабо выраженный интерес |
Строительство | 2 | Выраженный интерес |
Сфера услуг | 4 | Выраженный интерес |
У 10 человек (44%) интерес к какой бы то ни было сфере деятельности отрицательный.
Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник»
Результаты таковы:
ЧТ | ЧЧ | ЧЗ | ЧП | ЧХ |
7 | 4 | 4 | 4 | 4 |
В результате первичной профдиагностики мы обнаружили, что почти у 50% выпускников основной школы отсутствует интерес к какой бы то ни было сфере деятельности, лишь незначительная часть из них определилась с выбором профессии; большинство нуждается в консультации психолога.
В целях профессионального просвещения обучающихся нашей школы для них ежегодно организуется посещение Ярмарки учебных мест, которая проводится Управлением образования совместно с Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения и КУ «Центр занятости населения Москаленского района», где они могут получить информацию «из первых рук». В «Дни открытых дверей», которые ежегодно проводит ПУ № 29, наши обучающиеся являются активными посетителями учебного заведения.
По результатам исследования, в ходе сотрудничества с Центром профориентации, были разработаны рекомендации для обучающихся, оформленные в виде буклетов, информации в уголке по профориентации, использованы на тренингах и групповых консультациях. ( Приложение 4)
Для помощи обучающимся в построении своего профессионального плана, изучения своих личностных особенностей в школе ведётся курс «Твоя профессиональная карьера», программа которого направлена на то, чтобы помочь обучающимся сориентироваться в сложном мире труда, сделать правильный выбор своей будущей профессии.
В ходе изучения курса используются методики, направленные на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, на обеспечение их психологического развития.
Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. В течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся тренинги, групповые консультации «Тренинг профессионального самоопределения», «Я – уникальная неповторимая личность».
В апреле педагогом-психологом была проведена рубежная диагностика. Обработка данных анкетирования по изучению профнамерений показала следующие результаты:
из 23 обучающихся 11человек (48%) определились с выбором профессии. Наряду с учебными заведениями начального профессионального образования были выбраны для продолжения обучения средние профессиональные образовательные учреждения. При этом повысилась и самооценка обучающихся.
По результатам методики А.Голомштока «Карта интересов» на момент исследования выявлено:
Сфера деятельности | Количество выборов | Степень выраженности интереса |
Транспорт | 6 | 2-ярко выраженный, 4-выраженный интерес |
Техника | 6 | 4 чел. –ярко выраженный интерес, 2 чел.- выраженный интерес. |
Деревообработка | 1 | Ярко выраженный интерес |
Строительство | 2 | Выраженный интерес |
Сфера услуг | 8 | 2 чел. – ярко выраженный интерес, 6 чел. -выраженный интерес |
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова (ДДО).
Результаты диагностики таковы:
ЧТ | ЧЧ | ЧЗ | ЧП | ЧХ |
12 | 7 | 2 | 1 | 1 |
При проведении повторной диагностики было выявлено, что у выпускников основной школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень выраженности интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии. Это подтверждается тем, что по окончании учебного года выпускники 9 классов реализовали профнамерения следующим образом:
Наименование учебного заведения | Профессия | Количество поступивших |
БОУ НПО ПУ № 29 | тракторист | 1 |
БОУ НПО ПУ № 29 | парикмахер | 1 |
БОУ НПО ПУ № 29 | Повар-кондитер | 1 |
БОУ НПО ПУ № 32 | Продавец-кассир | 2 |
Музыкально-педагогический колледж | 1 | |
Речное училище | техник | 1 |
2.3.Выводы по главе 2
Особенностью контингента обучающихся вечерней школы является ежегодное обновление состава на 30-40%. Обучающиеся приходят из разных школ, с разным уровнем подготовки, с разными возможностями и запросами. В связи с этим возникает необходимость проведения первичной профдиагностики с целью изучения их индивидуальных личностных особенностей и профнамерений.
Полученные данные говорят о том, что в начале учебного года не все обучающиеся определились с выбором профессии. Была отмечена низкая осведомлённость о разнообразии мира профессий, низкая самооценка, неуверенность в своём будущем. Данные диагностического исследования были использованы специалистами Центра Профориентации с целью разработки рекомендаций для обучающихся .
В экспериментальной части исследования мы провели изучение профнамерений, использовали методики определения типа будущей профессии (ДДО Е.Климова), карту интересов А.Голомштока.
В течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся тренинги «Я – уникальная неповторимая личность», «Тренинг профессионального самоопределения».
На основании результатов повторной диагностики нам удалось выявить, что у выпускников основной школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень выраженности интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии.
Заключение
Целью нашего исследования является изучение профессионального самоопределения обучающихся вечерней школы.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме профессионального самоопределения подрастающего поколения, так как она является одной из важнейших и актуальных не только для самого молодого человека, но и для всего общества.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) выявить особенности контингента МКОУ «Москаленская ВСОШ» и определить актуальность выбора профессии для данной категории обучающихся:
2)рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;
3)проверить на практике поставленные гипотезы
По результатам нашего исследования мы определили, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась:
сознательный выбор профессии у выпускников основной школы происходит в конце учебного года.
Данные диагностического исследования были использованы специалистами Центра Профориентации при разработке рекомендаций для обучающихся. Всё это дало возможность выпускникам основной школы подойти более осознанно к выбору профессии и реализовать свой профессиональный выбор. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
Литература и интернет-источники:
1.Андреева Г.М.; Социальная психология. М.,2004
2.Дубровина И.В. Психология, М, Дрофа,1996
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006
5.Коваленко Г.Н., Кузнецова Т.Л и др. Диагностика в системе профориентации. Омск, 2006
1.http://vocabulary.ru/dictionary/27/word/profesionalnoe-samopredelenie
2. http://works.tarefer.ru/64/100040/index.html Профессиональное самоопределение
3. http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html Карта интересов |
Приложение 1
АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОФНАМЕРЕНИЙ
АНКЕТА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
«Профессиональный интерес»
1.Ф.И.О……………………………………………………………………………
2.Какую профессию и специальность Вы собираетесь выбрать и почему?
а) ещё не знаю ………………………………………………………….................
б) собираюсь выбрать одну из следующих (напишите) ……………………….
3.Где Вы собираетесь приобрести профессию или специальность?
Назовите учебное заведение:
а) если это ВУЗ, то какой? ………………………….............................................
б) если это ССУЗ, то какой? ……….......................................................................
в) если это ПУ, то какое? ……….………………………………………………...
4.Ещё не знаю……………………………………………………………………...
5.Если Вы 9-классник, продолжите ли Вы обучение в 10 классе или же после 9-го класса будете поступать в учебное заведение? Какое?.........................................................................................................................
а) ПУ-29
б) ПУ-32
в) В училище г. Омска (какое?)………………………………………………
г) ССУЗ……………………………………………………
5) Чувствуете ли Вы необходимость посоветоваться по вопросу выбора профессии со специалистом - профконсультантом?
а) да
б) нет
Приложение 2
МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1а.Ухаживать за животными или
1б.Обслуживатъмашины, приборы (следить, регулировать)
2а.Помогать больным или
2б.Составлять таблицы, программы для вычислительных машин
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, или
Зб.Следить за состоянием, развитием растений
4а. Орбабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.) или
46. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или
6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или
7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством -- подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или
8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или
9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных или
10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или
14б. Оказывать людям медицин скую помощь при ранениях, уши бах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или
18б. Играть на сцене, принимать участие и концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или
19б. 3аниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или
20б. Работать на клавишных машинах (компьютерах и др.)
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1а | 16 | 2а | 26 | За | |
36 | 4а | 46 | 5а | 56 | |
6а | 66 | 7а | |||
76 | 8а | 86 | |||
9а | 96 | ||||
10а | 106 | ||||
11а | 116 | 12а | 126 | 13а | |
136 | 14а | 146 | 15а | 156 | |
16а | 166 | 17а | |||
176 | 18а | 186 | |||
19а | 196 | ||||
20а | 206 | ||||
Лист ответов составлен так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1. «человек-природа» -- все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «человек-техника» -- все технические профессии;
3. «человек-человек» -- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «человек-знак» -- все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «человек-художественный образ» -- все творческие специальности.
Приложение 3 |
Приложение 4
Буклеты:
1.« Я б в рабочие пошёл!»
2.Твой мотив выбора профессии или почему я выбираю эту профессию.
3.Портрет личности, конкурентноспособной на рынке труда.
4.Ошибки в выборе профессии.
Рисуем осенние листья
Неньютоновская жидкость
Под парусами
Басня "Две подруги"
На берегу Байкала