Стало традицией на наших студенческих конференциях знакомиться с педагогами, внесших существенных вклад в отечественную и мировую педагогику. Сегодня мы хотим представить вам русского педагога, детского писателя, переводчика, журналиста, основоположника научной педагогики в России - Константина Дмитриевича Ушинского.
2 марта педагогическая общественность отмечала 190 лет со дня его рождения
Слайд 1.
Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич. Многие считают, что известность его была не меньше, чем известность Коменского и Песталоцци в европейских странах. Это был поистине народный русский педагог.
Слайд. 2
Сошлемся на высказывание известного педагога 19 века Л.Н. Модзалевского, который в 1895 году на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти К.Д.Ушинского, говорил: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 55 КБ |
Уважаемые студенты, преподаватели.
Стало традицией на наших студенческих конференциях знакомиться с педагогами, внесших существенных вклад в отечественную и мировую педагогику. Сегодня мы хотим представить вам русского педагога, детского писателя, переводчика, журналиста, основоположника научной педагогики в России - Константина Дмитриевича Ушинского.
2 марта педагогическая общественность отмечала 190 лет со дня его рождения
Слайд 1.
Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич. Многие считают, что известность его была не меньше, чем известность Коменского и Песталоцци в европейских странах. Это был поистине народный русский педагог.
Слайд. 2
Сошлемся на высказывание известного педагога 19 века Л.Н. Модзалевского, который в 1895 году на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти К.Д.Ушинского, говорил: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».
В 1946 году ( к 75-летию со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского) учреждена медаль имени Ушинского. Ею награждались не только педагоги-практики, добившиеся особенных успехов в педагогическом труде, но и авторы учебников, зарекомендовавших себя как самые ясные и полезные. Вместе с медалью в 1946-м году были также учреждены стипендии и премии имени К.Д. Ушинского, предназначенные для поощрения молодых талантливых педагогов.
Сегодня этой медалью стали награждать педагогических работников и деятелей в области педагогических наук, внесших значительный вклад в разработку вопросов теории и истории педагогических наук, в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности, в создание лучших учебников.
Чтобы в полной мере понять бесценность этого человека и его трудов, нужно для начала познакомиться с его биографией. Его жизнь была не простой, порой несправедливой, но насыщенной до безумия.
Родился Константин Дмитриевич Ушинский в городе Тула. Окончил Новгород-Северскую гимназию, в дальнейшем поступил в Московский университет на юридический факультет. Блестяще закончил его и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук. Он увлекался философией, историей, правом, естественными науками, изучал немецкий и французский языки. Имел прекрасную память, аналитический склад ума и независимый характер. Серьёзно занимался наукой.
Но судьба преподносила ему сюрпризы. Уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения. Ему пришлось работать мелким чиновником, получая скудное жалованье в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его.
Параллельно службе он работал в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.
В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Слайд
Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.
В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц, в который он вложил не мало своих сил. Невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.
Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс.
В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Ушинский редактировал в 1860—1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.
Слайд
Маленьким читателям писатель рассказывал о природе и путешествиях, животных и растениях, о родной стране и самых обычных предметах и явлениях жизни. Его тексты носили научно-познавательный и воспитательный характер, развивали логическое мышление и внимание, учили рассуждать. Они излагались в простой, доступной форме ("Как человек ездил по земле", "Как ездят без лошадей", "По воде на колёсах", "Как люди летают по воздуху", "Как рубашка в поле выросла"). Естественно, некоторые произведения устарели в техническом плане, но по ним вполне можно изучать историю цивилизации, культуры, техники.
Видео Как рубашка в поле выросла
Живое и образное повествование в рассказах "История одной яблоньки", "Бишка", "Четыре желания", "Ласточка", "Играющие собаки", "Ветер и солнце", "Гадюка", "Утренние лучи" таит мудрость, слагаемую веками, глубокий подтекст, скрытую гармонию, знакомит с бытом и укладом народа, его негласными законами, христианскими представлениями о мире и человеке.
Книги Ушинского были популярны и часто переиздавались, хотя было и такое, что признавались вредными и запрещались к использованию в учебных заведениях.
В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.
Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.
Слайд
К. Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.
Испытывая всю свою жизнь материальные трудности, сопротивляясь болезни лёгких и тяжело преодолевая всякие жизненные препятствия, Ушинский находил время и для собственной семьи, стремился дать правильное воспитание своим пятерым детям.
Слайд
Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много.
Действительно, главное – и самое общее, – что сделал Ушинский для педагогики: он вывел ее из узкоремесленных, цеховых рамок на широкий простор жизни.
Слайд
Благодаря его трудам учитель начал овладевать азбукой педагогической работы, которая стала простой и понятной, а дети впервые почувствовали вместо учений, вызывающие отвращение, их увлекательную сладость. заложил научность педагогики в России. На протяжении десятилетий целые поколения русских детей и сотни тысяч учителей воспитывались и учились на книжках, созданных К.Д.Ушинским, русская общественность высоко оценивала его как великого русского педагога, как "отца русских учителей", так как педагогические труды и художественные произведения Ушинского по-прежнему актуальны и полезны, а некоторые идеи стали классикой:
Слайд Требования к учителю
Давайте вслушаемся в его высказывания:
Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
Слайд
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет
Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Слайд
Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.
Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности, и не устаёт ни на минуту.
Можно долго думать и рассуждать об идеях К.Д. Ушинского, но не понять, не дойдя до глубины их истины.
У Ушинского была юношеская мечта, которая записана в его дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» и он осуществил ее.
Константин Дмитриевич Ушинский отдавал всего себя науке, отдавал все силы, чтобы сделать жизнь лучше и это все было не зря. А может именно сейчас пришло время Ушинского, время для реализации всех его замыслов и идей, может именно сейчас люди прочтут его труды как нечто другое, совершенно новое и непознанное?
.
Давайте будем читать то, что вложил Константин Дмитриевич Ушинский в русскую педагогику, то над чем он работал и во что вкладывал свой труд.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Девочка-Снегурочка
Свинья под дубом
Снежная книга
Пока бьют часы