Вложение | Размер |
---|---|
np_k_lesnyak_d2.docx | 598.01 КБ |
Муниципальное нетиповое бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №76»
Выполнила Лесняк Дарья,
ученица 4г класса
Новокузнецк
2014
Содержание:
9. Список литературы 13
1.Введение
В настоящее время у многих людей проблемы со зрением , а особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель работы: изучить вопрос о том, как сохранить зрение
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1) Найти и изучить литературу о строении глаза;
2) Определить причины потери зрения;
4) Изучить способы восстановления зрения;
5)Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению;
6) Сформировать свои выводы на основе результатов исследования;
7) Дать практические рекомендации для сохранения здоровых глаз.
Объект исследования: зрение человека.
Предмет исследования: глаз – орган зрения.
Методы исследования: реферирование, экспериментальный, анкетирование.
Актуальность: У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха - уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи.
2.Глаз – орган зрения
Подробнее познакомимся с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Глаз человека по форме - неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется сетчаткой. Она состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву. (Приложение 1).
Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза - хрусталик. Он находится в передней части глазного яблока.
Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским. Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется аккомодацией.
В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока - стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.
Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие - зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (радужке). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.
Понаблюдайте за своими глазами в зеркало, и вы увидите, что если на глаз направить яркий свет, то зрачок сужается, а в темноте он, наоборот, становится большим - расширяется. Так глазной аппарат защищает сетчатку от губительного действия яркого света.
Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм - склерой. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют роговицей. В роговице происходит первичное преломление лучей света
Защиту глаза обеспечивают также веки - верхнее и нижнее - и Под белковой оболочкой находится сосудистая оболочка, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в цилиарное, или ресничное, тело. В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.
Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.
Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.
Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.
Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми. (Приложение 2)
При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в переднезаднем направлении. Глаз вместо шаровидной формы приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими ("минусовыми") линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика. Одной из причин близорукости является привычка держать книгу на близком расстоянии.
Дальнозоркость развивается (постепенно с возрастом, примерно после 40 лет), если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Причина дальнозоркости – ослабление мышц, окружающие хрусталик, вследствие чего он становится более плоским и негибким. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие - "плюсовые" очки. (Приложение 3)
3. Причины ухудшения зрения
Изучив строение глаза, я поняла, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения, это отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания.
Я провела анкетирование учащихся 3 и 4 классов своей школы.
Анкетирование учащихся
3 А класса – 21человек
Хорошее ли у тебя зрение? | Да | Нет | Не очень |
14 | 1 | 6 | |
У кого из твоих родителей не очень хорошее зрение? | Мама | Папа | |
6 | 4 | ||
Сколько времени ты проводишь у телевизора, за компьютером (планшетом)? | 20 – 50 мин | 60 – 90 мин | 120 -180 мин |
5 | 12 | 4 | |
Знаешь ли ты, что есть гимнастика для глаз? | Да | Нет | |
21 | 0 |
4 Г класса – 25человек.
Хорошее ли у тебя зрение? | Да | Нет | Не очень |
19 | 0 | 6 | |
У кого из твоих родителей не очень хорошее зрение? | Мама | Папа | |
9 | 6 | ||
Сколько времени ты проводишь у телевизора, за компьютером (планшетом)? | 20 – 50 мин | 60 – 90 мин | 120 -180 мин Больше 3 часов |
6 | 7 | 8 4 | |
Знаешь ли ты, что есть гимнастика для глаз? | Да | Нет | |
23 | 2 |
Выводы: есть наследственная предрасположенность к близорукости у ребят и в 3А, и в 4Г классах.
16 учеников 3 А класса не знают (не хотят знать), что за компьютером можно сидеть по 15–20 минут в день.
12 учеников 4 Г класса проводят больше 2-х часов в день за компьютером (планшетом). Детям старше 10 лет за компьютером можно сидеть до 1,5 часов в день.
На основе полученных результатов я решила, что ребятам необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения и о правилах бережного отношения к зрению.
4.Правила бережного отношения к зрению.
Комплекс упражнений для младших школьников (1-4 класс).
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4–5 раз.
Упражнение для тренировки аккомодационной мышцы глаза
«метка на стекле» (проф. Э.С. Аветисов)
Ребенок становится у окна на расстоянии 30–35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3–5 мм. Вдали на уровне взора, проходящего через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет вдали. Упражнения ежедневные 2 раза в день в течение 15–20 дней. Первые два дня продолжительность упражнения – 3 минуты, следующие два дня – 5 минут, затем – 7 минут.
Это упражнение тренирует аккомодационную мышцу и рекомендуется как для профилактики нарушений зрения (в перерывах между зрительной нагрузкой при чтении, работе за компьютером), так и при начальных проявлениях близорукости.
5.Заключение
Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрел ряд защитных приспособлений. И все-таки он остается весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на глаз невозможно, но мы теперь знаем, как подлечить уставший глаз.
Мне бы очень хотелось, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Список литературы
1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. «Факультативный курс физики»
Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1980.-145с.
2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/сост.,худож. А.А. Леонович; Под
общей ред. О.Г.Хинн.-М.:-ТКО «АСТ», 1994.-480с.
3.http://fizika.ayp. ru./6/6_ 4.html
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Аэродинамика и воздушный шарик
Всему свой срок
Как нарисовать ветку ели?
Рисуем пшеничное поле гуашью