Проектная исследовательская работа о жизни и деятельности учителя, ветерана педагогического труда, Ткачёвой Альбертины Васильевны
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_uchitel_na_fone_vremeni.rar | 1 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Могилёвка
Школьная научно-исследовательская конференция
Проектная работа на тему:
«ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ»
Автор:
Лазарева Юлия, ученица 10 класса
МБОУ СОШ с.Могилёвка
Руководитель:
Савина Зинфира Фаиловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Могилёвка
Могилёвка
2013 год
Аннотация.
В данной работе представлен результат исследования по теме «Портрет учителя на фоне времени». На примере деятельности учителя МОУ СОШ с. Могилёвка, Ткачёвой Альбертины Васильевны мы доказали: только настоящая творческая личность может стать примером для других и быть достойна звания Учителя. Педагог должен быть мастером своего дела, что важно в любой профессии во все времена.
Мы с Альбертиной Васильевной не были знакомы. Меня заинтересовала ее судьба – в школе говорят, что это человек – легенда. Сейчас Альбертина Васильевна уже не работает. В 2000 году оставила школу, ушла на заслуженный отдых. По словам педагогов, ее бывших выпускников, Альбертина Васильевна, чей педагогический стаж составляет 43 года, пользовалась заслуженным уважением у коллег и учеников. Вся ее работа носила творческий характер. Она глубоко изучала теоретические вопросы, новейшие достижения педагогической науки и передовой опыт коллег.
Послушав рассказы наших учителей, захотелось хоть разочек побывать на ее уроках. Но, к сожалению, это невозможно. Зато мне посчастливилось договориться о встрече с Альбертиной Васильевной и получить разрешение заглянуть в школьные архивы – у нас до сих пор хранятся документы, датируемые началом шестидесятых годов. Тогда еще наши мамы не родились!
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………..4
Актуальность темы………………………………………………………….4
Цель работы………………………………………………………….………5
1.1. История семьи – в истории страны…………………………..….6-7
1.2. На "школьной" дороге …………………………………………...7-8
1.3. Семейная жизнь …………………………………………………….8
1.4. Трудовая биография…………………………………………..…8-10
1.5. Ученики об учителе……………………………………………..…10
1.6. Творчество ………………………………………………………….11
2. Выводы……………………………………………………….………..12
3. Заключение……………………………………………………..….12-13
Список используемых источников…………………….…………………..14
Приложения………………………………………………………………15-24
Введение.
Те, у которых мы учимся, правильно
называются нашими учителями, но не всякий,
кто учит нас, заслуживает это имя.
И. Гёте
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.
Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. На кого стоит равняться новому поколению, кто может служить примером? Какими качествами должен обладать настоящий педагог? Эти вопросы сегодня актуальны.
Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос: представителям каких профессий россияне доверяют более всего? Согласно результатам этого исследования, среди представителей - работников социальной сферы наибольшее доверие у россиян вызывают учителя.
Почему? Предполагается, что Учителю открыт опыт Человечества, и он – в начале пути, по которому идет каждый из нас. Исторически сложилось так, что Учитель – это не только тот, кто просто передает знания (хотя и этого немало), но передает опыт жизни, помогает постичь нравственные законы, прививает моральные нормы, становится примером для подражания, учит верить в добро.
Во все времена Учитель – это наставник, друг и помощник. Что же нужно, чтобы стать настоящим Учителем?
Настоящий Учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее.
Есть такая категория людей, для которых некая душевная потребность – подарить, а не получить, дать – а не взять. И если такой человек, как его не назови – энтузиаст, подвижник, – появляется в школе, происходит явление, родственное магнетизму. Он создает как бы свое поле напряжения, вызывает ответственный интерес коллег, ребят.
Именно о таком мастере своего дела я хочу рассказать в своем проекте – это Ткачёва Альбертина Васильевна. В 2012 году она отметила свой 75-летний юбилей, из них 43 года отданы работе в школе села Могилёвка.
Она по праву является настоящим Учителем. Я считаю для себя большой честью писать об этом заслуженном педагоге, энтузиасте, неутомимом труженике, который отдавал всю свою жизнь, свое сердце детям.
Цели проектной работы:
Считаю, что данная работа поможет взглянуть современным школьникам на профессию «учитель» «другими глазами. А так же хотелось показать, насколько важно осознанно выбрать свою будущую профессию.
В начале работы была поставлена цель и определены задачи исследования. В ходе работы над проектом использовались материалы школьного музея, проводилась самостоятельная поисковая работа, связанная с получением новых данных о жизни Ткачёвой А.В., обрабатывались материалы различных документов.
Альбертина Васильевна родилась 23 апреля 1937 года в селе Екатеринославка. Детство было нелёгким. В семье Коломиец кроме маленькой Али росли ещё два брата Анатолий (1928 года рождения) и Николай (1930 года рождения). Жили в школьном доме. Отец Коломиец Василий Сидорович (1909-1994) работал учителем и заведующим школой села Екатеринославка, где долгое время возглавлял партийную организацию. Было тяжёлое время, время политических репрессий. Не обошла беда и их семью: арестован отец. Спустя долгие один год и девять месяцев, не найдя доказательств вины, власти вынуждены отпустить его.
Началась война… Одним из первых односельчан ушёл на фронт парторг Василий Коломиец. Так Фекла Ефимовна осталась одна с тремя детьми. Когда семье предложили освободить школьный дом, их приняла мамина сестра. Настали тяжёлые времена. Матери, больной пороком сердца, приходилось много работать, чтобы прокормить маленьких детей. В колхозе работали за труднодни: с утра до ночи – в поле, на покосе. Все это необходимо для того, чтобы выжить. Страшно голодно было во время войны… «Я помню, отец приехал после войны и привёз в подарок конфеты "Раковая шейка". До этого мы такие ни разу не видели. Вот врезалось в память такое детство. Трудно было, очень тяжело жили во время войны, – вспоминает Альбертина Васильевна, – да и не только во время войны, но и в 1947 году, после войны. В день Победы (я училась в 2-ом классе) отменили все уроки, мы побежали на митинг. Конечно, кто радовался, кто плакал, жалея, что не вернутся с фронта родные. Например, оба моих двоюродных брата, Борис и Володя, погибли в 1943. Все равно, конечно, радовались за страну, а несчастья было много, потому что горе коснулось почти каждой семьи. После войны как-то почувствовали облегчение».
Всю войну Василий Сидорович Коломиец служил в звании лейтенанта. После победы вернулся и продолжал работать учителем в школе села Екатеринославка до 1952 года, затем был переведен в посёлок Переяславка.
Альбертине было 10 лет, когда тяжело заболела мама. Все заботы о младших братьях легли на хрупкие плечи девочки. Приходилось управляться по хозяйству и ходить в школу. Но любимого занятия – чтения книг – она не оставляла. «В селе Екатеринославка окончила начальную школу, в 4 классе тогда уже сдавали экзамены, – вспоминает Альбертина Васильевна. – В 5-ый класс пошла в Переяславскую школу, там была десятилетка. А если мама лежит в больнице, то и в аптеку нужно зайти. Через 3 года мамы не стало. Жизнь повернулась так, что нам стало нелегко жить. Когда я училась в 7-ом классе, отца перевели на работу в райисполком, и поэтому нам дали дом в п. Переяславка на Интернациональной улице. Класс, в котором я училась, был дружный, до сих пор мы ещё общаемся и созваниваемся. Ребята были хорошие, но большинство уже ушли из жизни».
С детства мечтала стать учителем. Было время, когда в их квартире подолгу жили молодые учителя, и маленькая Аля, так же как и они, хотела проверять тетрадки. Однажды украдкой поставила оценки за рисунки детей. Так пришло решение стать учителем.
Закончилась школьная пора. Альбертина уже твёрдо решила посвятить себя педагогической деятельности. В 1955 году поехала в город Хабаровск поступать в педагогическое училище на учителя начальных классов. Училась с интересом, легко, на курсе были в основном девушки.
В 1957 году Альбертина Васильевна окончила педагогическое училище. Это было лето, стояла страшная жара… Солнце жгло серые домики, деревья побурели от пыли. Но девушки были молоды и прекрасны, полны сил и энергии. Мечтали о далёких краях. Однако жизнь распорядилась по-своему. Альбертина с подругой получила распределение в родной район имени Лазо и по воле судьбы оказалась в селе Могилёвка. Здесь и начали работать в средней школе. Незаметно подкралась осень, потянулись первые нити паутин, пожелтели листья. Настал день, когда девушки впервые вошли в класс к своим ученикам. Вначале смущались под любопытными взглядами ребятишек, но скоро освоились, привыкли.
К работе относились очень ответственно, да и как иначе – на тебя смотрят не только любопытные детские глаза, но и родители, односельчане. Учитель в деревне – всегда в почёте, очень уважаемый человек. И это имя надо было носить с гордостью и с честью.
Благоустроенных домов в то время в Могилёвке и в помине не было. Развлечений тоже никаких: танцы под гармошку, и в кино – старые – престарые ленты. Подружка загрустила в такой обстановке и уехала назад, в Хабаровск. Альбертина осталась. Преподавала детям русский язык и литературу, открывая перед ними богатый мир знаний.
Альбертина Васильевна с благодарностью вспоминает то время, как её, молодую учительницу, встретили в школе, сколько заботы и внимания уделяли. Как трепетно было входить в класс, в котором сидели по тридцать девчонок и мальчишек с любопытными, пытливыми глазенками. Как каждое утро спешила к своим несмышленышам: «Первых учеников помню очень хорошо. Помню их глаза, добрые, испытующие, в них ожидание, которое должна была оправдать. И я очень старалась. Вместе с ними познавала окружающий мир, росла, творила, отдыхала». Работала, с увлечением, быстро находила общий язык с ребятами, которым нравилась шустрая молоденькая учительница с задорной улыбкой на лице. Никогда не забыть ей своих дорогих наставников…
Молодая учительница завоевала не только любовь учеников, но и сердце молодого парня Ткачёва Николая. В 1958 году сыграли скромную свадьбу.
В 1959 году в молодой семье появился сын Александр, в 1962 – Борис и в 1970 – младшая Алёнка. Семья была крепкая, дружная. Муж всегда во всём помогал. К Ткачёвым, Николаю и Альбертине, с уважением относились односельчане.
Время шло, незаметно выросли сыновья и дочь, получили образование, у них появились свои семьи. А Альбертина Васильевна продолжала трудиться в школе. Теперь уже она была наставником молодых учителей.
Альбертина Васильевна не могла мыслить себя в другой профессии. Очень часто из-за нехватки учителей приходилось вести уроки географии, истории. А учителем русского языка и литературы проработала 11 лет. Долгое время была председателем профсоюзного комитета школы, руководила методическим объединением классных руководителей.
И как признается сама Альбертина Васильевна, что, став учителем, она была на своем месте и о своём выборе не жалеет.
Был в её жизни момент, когда она чуть не ушла из школы. Здоровье стало подводить, и врачи посоветовали сменить работу. «Не смогла, – рассказывает Альбертина Васильевна, – душой я к ней прикипела и к Могилёвке тоже. Для меня и сейчас лучше этой деревни нет».
Когда спросили у Альбертины Васильевны, какими качествами должен обладать педагог, чтобы оставить след в душах детей, на первое место она поставила знание предмета, потом – любовь к детям, затем – требовательность к ним.
Её оценки всегда были справедливы, обдуманны, направлены не на наказание ученика, а на поощрение его успехов, развитие способностей каждого ребёнка. Даже те, кто не мог похвастаться отличными знаниями, старался идти на урок Альбертины Васильевны подготовленным: так велика была сила её убеждения, что родной язык не знать – стыдно. Как сильно переживала она, что современные дети мало читают, и поэтому их речь бедна и невыразительна. И старалась на своих уроках научить любить русскую литературу, привить вкус к печатному слову.
Невозможно было представить, чтобы учительница повысила голос: ровный, доброжелательный тон, искренность каждой фразы, неподдельный интерес к ребёнку со всеми его проблемами, недостатками воспитания, далёкими от идеала манерами. Альбертина Васильевна изо всех сил стремилась сделать своих учеников лучше, чище духовно, развить интеллект ребят.
Альбертину Васильевну любили и уважали коллеги: и умудрённые опытом, и более молодые – за справедливость, честность, порядочность, а самое главное за любовь к детям. Вот что они говорят. «Неустанно, изо дня в день она входила в учительскую и с её приходом, словно светлее становилось: это навстречу ей зажигались улыбками лица учителей, для многих из которых она была умным и добрым наставником.
Её обязательность и пунктуальность были примером для подражания: нельзя и представить, чтобы Альбертина Васильевна что-то не доделала, запамятовала или не обратила внимание.
Строго и элегантно одетая, со вкусом причесанная, с открытым и добрым лицом, она была и нашей совестью, мерилом нашего профессионализма».
Со своими коллегами она находила новые, интересные подходы к организации учёбы, досуга учащихся. А сами дети были в восторге от уроков Альбертины Васильевны. Каждое лето работала воспитателем в школьном оздоровительном лагере. Родители были активными помощниками учительницы. Душевное тепло, чуткость – вот черты, свойственные ей.
Педагогический труд Ткачёвой А.В. отмечен многими наградами. За высокое профессиональное мастерство, за продолжительный добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения, за активное участие в общественной жизни неоднократно награждалась почетными грамотами главы района имени Лазо и губернатора Хабаровского края. Также награждена Почетной грамотой Министерства образования РСФСР. В 1986 году было присвоено звание «Воспитатель-методист». В мае 2010 года Альбина Васильевна вместе со своим сыном Александром Николаевичем Ткачёвым, учителем истории МБОУ СОШ с. Могилёвка, были приглашены на встречу с Губернатором Хабаровского края В.И.Шпортом. На этой встрече им были вручены Благодарственные письма.
Школа для неё была родным домом. Она ходила к родителям «трудных» учеников, помогала решать многочисленные семейные проблемы, никогда не делила детей на хороших и плохих, ко всем относилась с вниманием и лаской.. Закладывала в своих учениках хорошие, добрые, человеческие качества. До сих пор, когда её ученикам уже под 50, Альбертину Васильевну помнят, звонят, поздравляют с праздниками. Многие её выпускники получили высшее образование и работают сегодня в родном районе. В семейном альбоме Ткачёвой А.В. хранится много фотографий её бывших учеников. Многие выпускники благодарны ей за интересные уроки, за её поддержку, за совет в выборе профессии.
Тяжелеют крылья,
В глаза закралася тоска…
Но есть на свете сила неземная,
Что жизнь питает, счастье принося!
У Альбертины Васильевны, как у многих творческих людей, есть увлечение. Она пишет стихи. «Сочинять стихотворные строки начала ещё в детстве. Не считаю это талантом, сочинять стихи может каждый. Больше пишу поздравительные строки своим родственникам», – скромно признаётся Альбертина Васильевна. Посвящает их учителям, выпускникам, просто размышляет о жизни.
Вот одно из её стихотворений:
Профессий очень много разных. Достойно должно каждую воспеть,
Но если б не учитель школьный,
Могли б мы хоть одну из них иметь?
Мы в жизни многое теряем,
Угаснуть может даже первая любовь,
Но об учителе всю жизнь мы повторяем Так много ярких, добрых слов.
Благодарим учителя за то,
Что ненавязчиво,
Умно мог объяснить,
Что бескорыстно каждому из нас
Чуток своей души дарил,
На добрые дела
Нас всех благословил.
За то, что нас любил,
Как может только мать.
И слово «Родина» святое
Мы в две руки с учителем впервые
Красиво попытались написать!
Что в жизни свято, что грешно.
А это стихотворение посвящено выпускникам Альбертины Васильевны:
Вот в этом зданье на уроках
Решил ты множество задач,
Бывали трудности, хоть плачь,
Но рядом был всегда учитель.
Быть может,
чем тебя обидел,
Но он, поверь, тебя любил,
Из класса в класс переводил.
Сегодня наступил момент,
Когда не сможет даже инженер
Помочь решение найти –
Куда учиться вам пойти.
Ты должен сам избрать свой путь.
Об этом только не забудь.
Вся жизнь зависит от того,
Кем станешь ты, полюбишь ты кого.
Вопреки распространенному в обществе мнению о том, что профессия учителя является непрестижной, большинство наших сверстников считают её самой нужной на земле, а труд учителя оценивают как благородный.
В ходе работы над проектом пришла к выводу, что время не властно над этой профессией. Настоящий педагог адаптируется к любому времени, к любой школе, к любым требованиям государства, ярким примером тому стал учительский путь Ткачёвой А.В., учителя, для которого учительство - смысл жизни.
Познакомившись с биографией Ткачёвой Альбертины Васильевны, понимаешь, что нужно чаще встречаться с такими интересными людьми, помогать им. Альбертина Васильевна – интересный собеседник, очень увлекательно рассказывающий о своей жизни. О педагогической работе говорит с гордостью. Она помнит многих своих выпускников, а они помнят ее. В нашей школе Ткачёва Альбертина Васильевна пользуется заслуженным уважением.
Здесь она нашла свое призвание, и даже не представляет, какой была бы ее жизнь без школы. Учительство – такое состояние души, при котором школьные будни и праздники – это твоя жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность – это замкнутый круг. И не разорвать круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанностей матери, которая любит своих детей и живет ради них.
Уверена, что профессии учителя уготована вечность. На сегодняшний день идёт стремительное обновление содержания образования, повышение его качества. Национальный проект «Образование» – это заслуженное внимание к учителю и подтверждение тому, что государство думает о своём развитии и процветании.
Современные школьники ждут в школу не НОВЫХ, а "живых" учителей. «Живых» - мудрых и интеллигентных, добрых и чутких, любящих детей, интересных своей уникальностью и готовых к постоянному самосовершенствованию. Такие учители были во все времена, есть и будут. Эти красивые люди живут рядом с нами, и мы должны, обязаны брать с них достойный пример. Ведь именно педагог делает человека – Человеком. А что может быть совершеннее Человека?
Во время работы над проектом Альбертина Васильевна всегда шла нам навстречу. Терпеливо, по-доброму отвечала на все наши вопросы. Старалась нам во всем помочь. Мы ей за это очень благодарны.
Список используемых источников
Красочные картины Джастина Геффри
Сказка на ночь про Снеговика
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Кто самый сильный?
Карандаши в пакете
Комментарии
Уважаемая Зинфира Фаиловна!
Уважаемая Зинфира Фаиловна! Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Вы опубликовали, на мой взгляд, прекрасный образец проектной исследовательской работы. Творческих Вам успехов!
Спасибо за комментарий!
Спасибо за комментарий! Успехов и вам!