Целью данной работы является выявить уровень изученности темы спортивной открытки и популярности коллекционирования предметов спортивной тематики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- выявить и обобщить литературу, непечатные материалы, касающиеся спортивной открытки и коллекционирования предметов спортивной тематики
- изучить историю возникновения открытки, сформировать основные понятия
- проанализировать степень популярности спортивной тематики в России
- приобщить учащихся к материалу, раскрывающему особенности и популярность спортивной тематики
- поддержать интерес к спорту и коллекционированию предметов спортивной тематики
Школьная ученическая конференция «Олимпийские игры».
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Искателей»
Спортивные открытки.
Популярность коллекционирования предметов спортивной тематики в России XXI века
Работу выполнил ученик 5 класса
Антонюк Артур
Научный руководитель:
Чабан Марина Федоровна
учитель иностранных языков
пос. Искателей
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. История возникновения открытки. Филокартия в России вчера и сегодня..………..5
Глава II. Спортивная открытка.…………………………………………………………………...8
Глава III. Популярность коллекционирования предметов спортивной тематики в России XXI века…………………………………………………………………………………………..............10
Заключение………………………………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………………………………..12
Приложение……………………………………………………………………………………........13
Введение
Люди во всех уголках планеты имеют одно общее увлечение, которое часто приходит из детства, порой оставаясь на всю жизнь. Таким увлечением является коллекционирование каких-либо предметов, то есть сбор и систематизация их. Это может быть что угодно, например, самыми распространенными объектами коллекционирования являются почтовые марки, монеты разных стран мира, вина, спичечные этикетки и многое другое. Не являются исключением в этом смысле предметы спортивной тематики. В данном исследовании будет рассмотрено, в частности, коллекционирование спортивных открыток.
Спорт – многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепления его здоровья. Спорт в нашей стране стал подлинно массовым, подлинно народным. Спорт является очень значимой частью общественной деятельности, а также сильной движущей силой развития общества. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает.
Не секрет, что в своё время Советский Союз добился очень многого в спорте, а в некоторых видах состязаний ему просто не было равных. Государственная политика, направленная на укрепление здоровья и физического развития и организация молодежного досуга дало свои плоды – на долгие годы СССР оставался сильнейшей спортивной державой мира, а имена выдающихся спортсменов знали все – от мала до велика. Поэтому всё, что носило спортивную тематику очень ценилось людьми того времени. Пропагандистская машина, которая была запущена в те годы посредством тех же плакатов и открыток, которыми пользовались практически все без исключения, знала что делает. Человек, который видит высокие, а порой и заоблачные, достижения своих коллег, сограждан сам поневоле пытался соответствовать поставленному уровню. Вдохновенные спортивные открытки были хорошим подарком в честь любого спортивного праздника или победы в состязаниях. Тренеру по любому из видов спорта, лучшему другу или родному человеку было приятно получить такую открытку в один из дней, связанных со спортивными турнирами.
Изучив историю возникновения открытки, филокартию, как основное понятие, связанное с открыткой в непечатных изданиях и имеющейся литературе, была выявлена недостаточность сведений о спортивной открытке. Актуальность данной темы обусловлена прежде всего ее малоизученностью.
Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому нам так необходимы инструменты привлечения, побуждающие и совсем еще маленького человека, и уже ставшего в жизни на крепкие ноги взрослого на самые невероятные достижения. Актуальность исследования популярности коллекционирования предметов спортивной тематики состоит еще и в столь важным событием для всего мира, а для России в особенности - приближающейся Олимпиаде 2014 года, которая пройдет в Сочи. Можно считать исследование в этой области для России необходимым и важным именно на данный момент времени.
Целью данной работы является выявить уровень изученности темы спортивной открытки и популярности коллекционирования предметов спортивной тематики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Глава I. История возникновения открытки. Филокартия в России вчера и сегодня.
Сегодня объяснять, что такое открытка, нет необходимости – полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты. Трудно представить, но открытки появились не так давно. Впрочем, случилось это в достаточно отдаленный от нас момент времени – коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история открытки.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки – они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству.
Уже в XVIII веке открытии активно использовались по всему миру и отправлялись обычной почтой. Изготовленные вручную открытки очень часто представляли собой шедевры, произведения искусства и были уникальны. В конце XIX века открытки появились и в России. Первая советские открытки вышли в ноябре 1917 года.[1] Сначала на них были изображены только городские пейзажи, но очень скоро открытки стали использовать в рекламных целях.
Слово открытка произошло от первоначального названия "открытое письмо" (без использования конверта); издание установленного формата на плотной бумаге или картоне, которое имеет вид почтовой карточки для письма с одной стороны, а с другой стороны снабжено иллюстрацией.[2] По частоте посылаемых друг другу открыток, социологи и психологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди посылают открытки, тем лучше живется стране. В последние десятилетия культура открытки начала медленно чахнуть, неожиданно возродившись на новом уровне. Открытка стала превращаться в произведение искусства, если не художника, то дизайнера.
Кроме практического применения, есть у этих красивых карточек из картона и другое назначение. Ведь открытка – это, прежде всего, интересная картинка, которая имеет свой смысл, которой можно любоваться и восхищаться. Иллюстрация на открытках – это отдельная и очень обширная тема, так как именно благодаря иллюстративному материалу на старинных открытках мы можем выделять различные типы и виды открыток. Это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. По этим причинам она является предметом коллекционирования.
Коллекционирование открыток – филокартия, с греческого переводится как «люблю карточку», появилось во времена, когда не было телевидения и кино.[3] В конце XIX века стали появляться международные карточки, которые являлись самым дешевым видом почтовых отправлений. Коллекционеры решили собирать так называемые открытки с изображением красоты природы и архитектурных сооружений разных стран. Таким образом, они узнавали что-то недоступное и новое о культуре народов мира.
С начала XX века филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, спорт, история, различные виды искусства, техника, портреты и т.д.) и высококачественных по художественному и полиграфическому исполнению открыток.
Первые организации собирателей открыток в России стали возникать в начале XX века. Тогда же стали издаваться журналы и каталоги международных открыток. Проводились выставки и конгрессы. Этот популярный вид коллекционирования поспособствовал массовому выпуску открыток и укреплению международных почтовых связей.
В советские времена очень популярны были комплекты открыток. Такие наборы выпускались по любой сфере деятельности человека. В набор входило от 10 до 30 открыток, объединенных одной тематикой. Каждая открытка – это изображение объекта или фотография и краткое описание. Набор помещался в некий оформленный буклет с общим описанием темы.
Популярны были наборы открыток с изображениями артистов и городов. В каждом городе можно было найти множество подобных наборов с изображением городских памятников истории и культуры, достопримечательностями города. Тема города-герои так же была довольно-таки востребована. Выпускались наборы открыток, рассказывающие о музыкантах, поэтах, писателях, космонавтах, героях и о множестве великих людей, занятых различной деятельностью.
Наборы открыток были востребованы школьниками на различных уроках. В сущности, заменяли толстые книги или справочники, и использовались как демонстрационный материал.
В настоящее время интерес к филокартии в России переживает подъём. В 2002 году в Санкт-Петербурге создан Центральный детский музей открытки. В 2003 году Музей открытки был организован при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Функционируют музеи открыток при школах, отделы филокартии в краеведческих музеях ряда городов России.
В век телевидения и интернета выпуск открыток пришел в упадок. Значительно меньшим тиражом выпускаются почтовые карточки и конверты. Но интерес к их коллекционированию не прошел.
Один из старейших московских коллекционеров, В.Н. Луткин объясняет причину устойчивой популярности открыток не только удачным портативным размером, дешевизной и высоким художественным уровнем исполнения. Главное их достоинство – удивительно полный отклик на многие явления человеческой жизни. С помощью открыток мы можем не выходя из дома совершать кругосветные путешествия, посещать музеи, изучать историю и быт народов мира, приблизиться к любому виду искусства, литературы, музыки, театра и кино, и спорта. Это делает филокартию исключительным видом коллекционирования.[4]
Глава II. Спортивная открытка
Нужно заметить, что в начале XX века филокартия в России обратилась к спортивной тематике. Самым популярным сюжетом стали состязания силачей. Эта тема была очень интересна русскому народу, и изображения чемпионов были безумно популярны и шли нарасхват. Кроме мужчин, на ковер для борьбы выходили и дамы. Еще в давние времена, в борьбе блистала госпожа Лурс, которой было под силу в лежачем положении и, уперев руки в колени, держать ногами 13 человек, имеющих общий вес в 55 пудов. [5]
Таких открыток, в свое время, выпускалось великое множество. Довольно часто попадаются изображения конькобежцев, велосипедистов, легкоатлетов и альпинистов, ведь именно с них и началась спортивная тема в филокартии.
Велогонщики, обычно были сфотографированы на фоне своих железных «коней»[6], или хотя бы велосипедного колеса. Как правило, на фотографии обязательно была видна лента, на которой писались: название общества, за которое выступал спортсмен; коронная дистанция спортсмена; вид состязаний; дата победы и т.д.
Конькобежцы той поры тоже должны были позировать в полный рост и, обязательно, на коньках. На шее и свитере висел полный набор медалей и жетонов. Светлая полоска внизу открытки гласила что-то типа: "Непревзойденный чемпион Н.К.Седов".[7]
Со временем открытки на спортивную тему, в композиционном плане, безусловно, стали смотреться намного красочнее и интереснее. Это в полной мере относится как к традиционным видам спорта: лыжным и парусным гонкам, теннису, фигурному катанию, туризму, даже шахматам, так и к добавленным сравнительно недавно новым дисциплинам фристайлу, например. Тема спорта все чаще стала появляться в почтовых отправлениях в виде стадионов, манежей, игровых площадок и даже парадов физкультурников[8] – идеология вторгалась и в спортивную сферу.
Но самые теплые чувства вызывают самые первые образцы открыток, дошедшие к нам через многие десятилетия. Они повествуют об истории нашего спорта и достижениях наших прославленных спортсменов.
Часто выпуск открыток сопровождает определенные события в жизни человечества. Так, например, в памяти москвичей и многочисленных гостей столицы останутся дни Олимпийских игр 1980 года. В дни игр XXII Олимпиады было выпущено немало как комплектов, так и отдельных открыток.[9] История не только сохраняется, она творится и в наши дни, на наших глазах, с нашим участием. История спорта - тоже.
Сегодня, в преддверии Белой Олимпиады в Сочи, осуществляется новый проект – подготовлена коллекция раритетных почтовых открыток с изображением великих отечественных спортсменов. Поскольку нашим первым олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший на Олимпиаде в Лондоне в 1908 году в турнире по исполнению специальных фигур на коньках, то его портрет тоже есть на открытке, отпечатанной еще в 1910 году[10].
Проект создания к зимней Олимпиаде в Сочи-2014 виртуальной олимпийской коллекции почтовых карточек, задуманный руководством Детского музея открытки и Президентской библиотеки, приурочен к годовщине выпуска первой иллюстрированной открытки.
«На открытках изображены олимпийские объекты, олимпийские медали и, конечно, талисманы Игр, – сообщил основатель Музея открытки известный филокартист Виталий Третьяков. – В частности, такса Вальди, появившаяся на свет в 1972 году на летних Олимпийских играх в Мюнхене, и олимпийский Мишка, выпущенный к Играм-1980 в Москве. Уверен, почтовые карточки с изображением талисманов Сочи-2014 тоже войдут в нашу коллекцию. Кроме того, будут представлены и уникальные открытки с первыми цветными фотографиями города Сочи в исполнении Сергея Прокудина-Горского, созданные в начале прошлого века, черно-белые снимки Черноморского побережья Кавказа конца XIX столетия».[11]
Бытует мнение, что в настоящее время у открытки очень туманное будущее. Люди сейчас практически перестают пользоваться открытками, так как есть более быстрые виды связи – мобильные телефоны, Интернет, социальные сети, электронная почта.
Глава III. Популярность коллекционирования предметов спортивной тематики в России XXI века
Будучи формой изучения жизни во всех ее проявлениях, тяга к коллекционированию менялась вместе с человечеством. Люди собирают все что угодно – любой предмет материальной культуры рано или поздно становится объектом коллекционирования.
Коллекционирование – целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе коллекционирования. лежит познание, удовлетворение определенных интересов.[12] Человечество проявляет интерес к различным сферам своей деятельности.
Большей популярностью этой сферы отличаются значки, особенно в период проведения Олимпийских игр, будь то зимний или летний их вариант.[13] Ведь организаторы Олимпиад обязательно занимаются выпуском значков перед стартом соревновательной программы. На этих значках можно увидеть разнообразные изображения, к примеру, талисмана (или талисманов) Олимпийских игр; архитектурные сооружения города, в котором проводится это грандиозное событие; величайших спортсменов страны-организатора.
Очень много людей, поклонников футбола, к примеру, любят коллекционировать футболки, меняясь друг с другом после каждого футбольного поединка. И не обходит это увлечение самих футболистов. Одним из таких ярых коллекционеров является легендарный спартаковский плеймейкер Егор Титов.[14]
Не так давно, у российских фанатов футбола, появилась возможность коллекционировать футбольные карточки. Этот вид коллекционирования существует во всем мире уже более ста лет, в нашей стране это пока новинка. Так же есть карточки, главными персонажами которых являются игроки в гольф, бейсболисты, жокеи, боксеры.
Востребованными среди коллекционеров монет – нумизматов – станут Олимпийские монеты. Банк России в рамках монетной программы «Сочи 2014» 3 июня 2013 года выпустил в обращение новую золотую монету, а так же 17 июня 2013 года в рамках монетной программы «Сочи 2014» – памятную монету из недрагоценных металлов с годом чеканки «2013», посвященную XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи номиналом в 25 рублей.
Заключение
Целью данной исследовательской работы стало выявление уровня изученности темы спортивной открытки и популярности коллекционирования предметов спортивной.
В итоге работы с научной и учебной литературой, а так же ознакомление со статьями спортивной сферы посредством интернет-ресурсов, была освещена тема открытка в историческом ракурсе, определены основные понятия, раскрыта суть спортивной открытки и коллекционирования предметов спортивной тематики. В итоге смело можно заявить о том, что несмотря на то, что в мире обращаются миллиарды экземпляров спортивных открыток, исследовательских работ в данной сфере так же крайне мало. Особенно остро это чувствуется в малом освещении различных видов коллекционирования предметов спортивной тематики.
Маленьким кусочкам картона с "картинкой" профессиональные историки и искусствоведы никогда не придавали серьезного значения. Утвердилось мнение, что коллекция открыток – это нечто из области любительства. С этим устоявшимся мнением нельзя согласиться, так как каждая открытка, на наш взгляд, несет значительный информационный потенциал. А так же историческую ценность.
Как и в период существования СССР, так и в наше время тема спорта актуальна по многим причинам. Но что касается коллекционирования – оно относительно мало распространено в нашей обширной стране. Большинство людей предпочитают приобщаться к спорту посредством просмотра спортивных каналов, нежели занятием коллекционирования. Но все же есть люди, которым тема спорта близка как в теоретическом, так и в практическом аспекте. А это значит, что все больше людей могут быть завлечены и заинтересованы спортивной тематикой своих хобби.
Литература:
Приложение 1
Марина Лурс (справа). Почтовая открытка
Приложение 2
Велогонщики
Приложение 3
Физкультурный парад
Физкультурный парад
Приложение 4
Олимпийский Мишка. 1980 год
Приложение 5
Николай Панин-Коломенкин.
Олимпиаде в Лондоне. 1908 год
Приложение 6
Коллекция спортивных значков.
Коллекция спортивных значков.
[1] Забочень М. С., Филокартия, Москва, 1973, С.23
[2] Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. – Москва: Радио и связь, 1986. – С.9
[3] Забочень М. С., Филокартия, Москва, 1973, С.25
[4] См. об этом: http://www.prospassk.ru/
[5] (см. Приложение 1)
[6] (см. Приложение 2)
[7] См. об этом: http://priceless-antiques.ru/
[8] (см. Приложение 3)
[9] (См. Приложение 4)
[10] (См. Приложение 5)
[11] См. об этом: http://www.vppress.ru/
[12] Тагрин Н.С. В поисках необычного. Из записок коллекционера. – Ленинград: Советский коллекционер, 1962. – С7
[13] (См. Приложение 6)
[14] См. об этом: Break-dance.org - Брейк-Данс портал
Как нарисовать черёмуху
Военная хитрость
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Одна беседа. Лев Кассиль
На берегу Байкала