Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_olimpiada_prozorov.doc | 34 КБ |
«Пусть говорят все, что угодно, но слова и идеи могут изменить мир!»
Скажу сразу: я не смог выбрать какое-то одно из представленных высказываний – все они в той или иной степени касаются примера, о котором дальше пойдет речь.
Для меня одной из самых ярких иллюстраций педагогической деятельности в целом является художественный фильм «Общество мертвых поэтов» за авторством американского режиссера Питера Уира. Снятая в относительно далеком уже 1989 году, но нисколько не потерявшая своей актуальности, кинолента повествует о буднях учеников одной из самых престижных юношеской академий США, Велтон, приверженной исключительно традиционным методам обучения и воспитания. Единственным, кто не признает устоявшиеся обычаи учебного заведения, становится Джон Китинг, учитель английского языка и литературы, чье видение образовательного процесса моментально приковывает внимание подопечных студентов: вместо сухих и строгих лекций Китинг предлагает ребятам прочувствовать все то, чему их так долго пытались научить, подталкивает к свободной мысли, выходящей за рамки учебной литературы. Главным девизом его учения становится фраза «Carpe diem» (на латыни - «Лови день»), которой он призывает жить во имя красоты, поэзии, романтики и любви, сделать свою жизнь «необыкновенной». Экспрессивные и крайне нестандартные занятия педагога вызывают неподдельный интерес ребят, и они вскоре возрождают «Общество мертвых поэтов» - некогда существовавшее литературное братство, участником которого был и Китинг. После этого ученики всерьез задумываются о своем предназначении, начинают искать себя в обществе, все больше и больше выходя за рамки мысли, в которые еще недавно были загнаны.
Думаю, после даже поверхностного знакомства с данным фильмом понятно, почему же мною так и не был сделан выбор в пользу какой-либо цитаты.
В нем крайне легко увидеть, к примеру, слова Адольфа Дистервега о разнице между плохим и хорошим учителем: когда Китинг приоткрывает ребятам другой взгляд на окружающие их вещи, они сами загораются желанием найти истину – и учитель принимает на себя роль наставника, проводника в этом мире.
Эхом отдается также и высказывание Джоан Хьюстон – да, действительно, лишь попробовав поэзию «на вкус», ученики с головой уходят в нее, начинают ее понимать и принимать, учатся жить с ней и проецировать ее на реальность.
Разумеется, нельзя не применить здесь и выражение А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Ведь воспитание в киноленте осуществлялось именно педагогом, учителем, и именно он произвел такой эффект, навсегда изменив мировоззрение своих подопечных. Впрочем, последующие события фильма показывают, как изменился и сам Китинг, что говорит в пользу цитаты за авторством Карла Густава Юнга, в которой он сравнивает встречу двух личностей с химической реакцией.
К слову, другое высказывание последнего, гласящее, что воспитание должно создавать условия для становления самобытной личности, тоже красной линией проходит через всю идею произведения – поскольку именно наставление на «путь индивидуальности» являлось конечной и идеальной целью Китинга, твердо верившего, что свое собственное «Я» в этом мире важнее всего прочего.
Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что «Общество мертвых поэтов» поднимает множество крайне объемных и вечных тем для размышления и обсуждения – и как каждое из приведенных высказываний незримой нитью связано друг с другом, так и затрагиваемые идеи и сюжеты переплетаются в картине и трудно поддаются абстрагированному анализу. Исключительно ввиду этих причин мой ответ подразумевает такое количество используемых изречений.
Цветение вишни в лунную ночь
На горке
Учимся ткать миленький коврик
Огонь фламенко
Эта весёлая планета