Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.
Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Е.Е. Пименова
Ангарский педагогический колледж
Научный руководитель Е.В. Понятовская
Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.
Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Коммуникативная деятельность – это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4;6].
Анализ литературы показал, что коммуникативная деятельность старших дошкольников состоит из ряда компонентов. Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию; действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения - цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения - образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения [7].
Коммуникативная деятельность дошкольника - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Таким образом, специфические особенности сюжетно-ролевых игр способствуют активизации коммуникативной деятельности детей. Строя игру – дети выстраивают и коммуникативные коммуникации.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.
В контексте темы нашего исследования, мы делали упор на методику организации таких игр, которые позволяли максимально активизировать коммуникативную деятельность детей, в первую очередь – это сюжетно-ролевые игры.
Анализ литературы, практического опыта показал, что большая часть педагогов традиционно используют прямые и косвенные приемы руководства (автор), комплексный подход, предложенный Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой. По их мнению, основные принципы комплексного подхода сохраняются на всех этапах развития игры, но меняется роль каждого компонента в системе педагогического взаимодействия [2;3].
Представляет также интерес подход, предложенный Н.Я Михайленко и Н.А. Коротковой, в котором выделена логика поэтапного формирования способов игры. Суть заключается в том, что на смену стихийной передачи игровых умений от старших детей к младшим, в процессе которой происходит обобщение накапливающегося у ребенка игрового опыта, воспитатель создает в игре с ребенком такие условия, при которых на соответствующем возрастном этапе ребенок становится перед необходимостью использовать в игре новый, более сложный способ построения игры, и этот способ передается ребенку «в чистом» виде, отделенный от использованного на предыдущем этапе [5].
Однако в современных условиях, когда игра как ведущий вид деятельности - «арифметика социальных отношений», по выражению Л.С. Выготского, перестает выполнять свою социализирующую роль, необходим поиск новых, эффективных инструментов ее развития. По нашему мнению, одним из таких инструментом может выступать интеграция.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности дошкольника, а затем отражаться в сюжетно-ролевой деятельности и активизировать его коммуникативную деятельность.
Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова).
Механизм интеграции — образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Интеграция позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.
Поэтому для активизации коммуникативной деятельности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре педагогу необходимо включить в нее различные виды деятельности творческого характера в сюжетно-ролевую игру изобразительных компонентов, музыкальных, компонентов трудовой деятельности, чтение художественной литературы, элементов психологического тренинга, а также элементов некоторых видов игр. Например, изобразительная деятельность позволяет ребенку через рисунок проигрывать коллизии реальных отношений людей, в процессе выполнения трудовых обязанностей - дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию. В беседе формируется умение ребенка высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Элементы драматизации позволяют сформировать знания и умения о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.
Таким образом, представленный нами подход внесения разнообразных творческих, а главное - интегрированных элементов в сюжетно-ролевую игру, позволит значительно её разнообразить. А значит создать дополнительные условия для развития у старших дошкольников коммуникативной деятельности в процессе проведения сюжетно-ролевой игры с рассматриваемыми элементами
Библиографический список
О чем поет Шотландская волынка?
Лиса-охотница
Финист - Ясный сокол
Можно от Солнца уйти...
Неньютоновская жидкость