Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой считается наиболее сложным и уязвимым. Современный ученик должен уметь считать до 20 или уметь читать? Готов ли ребенок к школе? Готовы ли взрослые? На что направить свои усилия?
В последние годы родители, да и воспитатели в детском саду чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. Бывает даже так, что родители, подготавливая к школе ребенка, просто проходят с ним часть программы первого класса.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_abdulloeva.doc | 62 КБ |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Абдуллоева Жахоноро IVкурс,
Руководитель Понятовская Е.В.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой считается наиболее сложным и уязвимым. Современный ученик должен уметь считать до 20 или уметь читать? Готов ли ребенок к школе? Готовы ли взрослые? На что направить свои усилия?
В последние годы родители, да и воспитатели в детском саду чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. Бывает даже так, что родители, подготавливая к школе ребенка, просто проходят с ним часть программы первого класса.
Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами – принимать на себя роль ученика. Поэтому ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития, т.е. овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Можно выделить ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы подготовки дошкольника к обучению в школе, адекватно отвечающей тенденциям развития образования в РФ:
- между объективно обусловленным повышением требований к подготовке поступающих в первый класс и ростом числа детей, не готовых к школе и содержанием, формами подготовки детей к школе;
- между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях:
В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная ситуация. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по выражению В.Т. Кудрявцева) — в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова, «подхватывает» и утилизирует наличный репертуар дошкольных форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности). В противовес этому подходу формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (В.В.Давыдов). Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто существенно недооценивается.
Следовательно, для успешной подготовки старших дошкольников к школе необходима организованная работа по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности в совместной деятельности педагога и детей. Исходя из этого, мы определили тему нашего исследования «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной со взрослыми деятельности».
Цель работы: разработать и апробировать формы совместной деятельности педагога и детей, способствующие формированию универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности в процессе подготовки к школе.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по выявление сущности универсальных предпосылок учебной деятельности.
2. Определить критерии и показатели универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Спроектировать формы совместной деятельности педагога и детей, способствующие формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.
4. Апробировать на практике формы совместной деятельности педагога и детей, способствующие формированию универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, опрос, метод обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.
Исходя из общей теории деятельности, Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина предлагают следующее понимание терминов учебная деятельность, учебное действие, универсальное учебное действие, умение учиться, актуальных для реализации ФГОС и ФГТ.
Учебная деятельность - это процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания , умения и способности. Учебное действие - это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели ). Универсальное учебное действие (УУД)−это учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Умение учиться − желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять).
Таким образом, универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Общая теория деятельности позволяет также уточнить роль дошкольного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Так, процесс формирования любого умения происходит в следующей последовательности :1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация; 2)приобретение знаний общего способа выполнения действия; 3)тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа; 4) контроль.
Как утверждают Л.Г. Петерсон , применяя этот закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть , что функция дошкольной ступени образования состоит не столько в формирования ее компонентов (хотя бы уже потому , что 2 и 3 этапы формирования каждого компонента не соответствуют психологическим характеристикам дошкольников), а в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие виды УУД, которые возможно сформировать в соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям:
- личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания;
- регулятивные действия – действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции.
- познавательные действия – логическое действие сохранения дискретного множества; знаково-символическое действие кодирования (замещения).
- коммуникативные действия – действия общения и кооперации.
Уровень сформированности универсальных предпосылок учебной деятельности можно выделить с помощью следующих методов и методик: беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина); методик «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Братья и сестры» (Пиаже), «Разноцветные точки», «Домик» (Н. И. Гуткина) и др.
Как же сформировать универсальные предпосылки учебной деятельности у детей дошкольного возраста? На наш взгляд, оптимальный путь – организация совместной деятельности. Согласно ФГТ, совместная деятельность ребенка со взрослым осуществляется в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности, в самостоятельной деятельности детей. Одним из признаков совместной деятельности взрослых и детей является наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество) .
В ходе педагогической практики были организованы разнообразные формы совместной деятельности, способствующие формированию универсальных предпосылок предпосылок учебной деятельности. Среди них: сюжетно-ролевая игра: «Школа» и «Семья», дидактические игры типа«Весёлая арифметика».
Анализ проводимой работы позволяет сформулировать рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста при организации совместной с детьми деятельности:
Проводимая работа подтверждает то, что благодаря таким способам, возможно оказать помощь в процессе подготовке детей к школе и, воспользовавшись ими затем в начальной школе, можно ожидать достаточно высокие результаты как в обучении, так и воспитании детей.
Литература:
Галета,Я Модель выпускника [Текст] : предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ / Я. Галета // Школьный психолог - Первое сентября. - 2011. - N 16. - С. 24-28
Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной школьной ступени образования [электронный ресурс] / В.Т. Кудрявцев. - Режим доступа: http://experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_kudrjavcev.htm [Заголовок с экрана]
Петерсон, Л.Г. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода //Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научныйруководитель Петерсон Л.Г./ Под ред. Л.Г. Петерсон М.- .Цветной мир, 2012.
Для чего нужна астрономия?
Две снежинки
Яблоко
Свадьба в Малиновке
Рождественский венок