Научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
kto_on_nastoyashchiy_bogatyr-tsvetova.docx.doc | 908.5 КБ |
[Введите текст]
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Кто он, настоящий богатырь?»
ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК
СЕКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Работу выполнила
Цветова Елена Вячеславовна,
ученица 9Б класса, 15 лет.
Научный руководитель
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №7
Морозова Лидия Николаевна
г. Павлово, 2014
Содержание.
1. Введение_____________________________________________________стр.2
2. Основная часть_______________________________________________стр.4
3. Заключение _________________________________________________стр.15
4. Литература _________________________________________________стр.16
5. Приложения_________________________________________________стр.17
Введение.
«Все начинается с детства…» — привычная для нас крылатая фраза. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то сказки и былины, факты и события. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания, главными героями которых являются богатыри. Да, с давних времён прославлялась сила и смелость богатырская. Много написано произведений о подвигах и сражениях мастерами слова в последующие эпохи. Художники на своих полотнах старались передать образы защитников родины. Телевидение, как наиболее распространенный в настоящее время вид искусства, также влияет на формирование чувства патриотизма у молодого зрителя.
Так что мы видим с экранов телевизоров? Значительно ли отличается увиденное от произведений других видов искусств? Как трансформировался образ защитника-богатыря? Именно на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.
Объектом моего исследования стали тексты былин и художественной литературы последующих эпох, мультипликационные фильмы о богатырях XXI века.
Гипотеза: допустим, что разные произведения, относящиеся к различным видам искусства и созданные в разное время, влияют на формирование образа богатыря по-разному.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить образы богатырей, созданные писателями и мультипликаторами, сопоставить эти образы, определить их сходства и различия, выявить отношение к данным образам у людей нескольких поколений.
Актуальность этой темы однозначно велика, так как от того, насколько сформировано патриотическое чувство у молодого поколения, напрямую будет зависеть состояние нашего общества. Так что задача воспитания детей с позитивными гражданскими ценностями – это насущный вопрос.
В теоретической части работы я рассмотрела образы главных героев-богатырей, созданные в былинах и произведениях художественной литературы XIX-XX веков, а так же в мультипликационных фильмах начала XXI века.
В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: чем отличаются богатыри художественной литературы от образов, созданных мультипликаторами, чему учат нас былины, каким представляют богатыря мои ровесники, можно ли отнести к богатырям героев Великой Отечественной войны.
В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, текстов произведений, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы, МХК и ИЗО при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.
О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: необходимо формировать образ героя-защитника своего государства, воспитывать чувство уважения к русским воинам, желание им подражать.
Основная часть.
Былина и ее герои .
У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Эти эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к XI-XVI векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Героями былин являются богатыри.
А кто такие богатыри? В одном из словарей читаю: БОГАТЫРЬ (м. татарск.) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Самый популярный и любимый русский богатырь – Илья Муромец. В нем выделяются черты героя из простого народа, это особенно заметно в социальных конфликтах, которые можно заметить в былине «Илья в ссоре с Владимиром», в начале былины «Илья Муромец и Калин-царь». Былин, где упоминается Илья Муромец, в русском фольклоре чрезвычайно много. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник» и т.д. Все они воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и хранителя земли русской, руководствовавшегося в своих действиях только народными интересами.
Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу; иногда и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.
Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость.
Былины, посвященные Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга.
Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина.
Также силу и нравственный мир богатырей воспевает в своих произведениях знаменитый писатель и поэт А.С. Пушкин. Он показывает своих богатырей стойкими, мужественными, готовыми на всё не только ради родной земли – матушки, но и любви к женщине.
Именно таким выступает для нас Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Он выдержал все испытания судьбы, прошёл огромные расстояния и все-таки дошёл к своей возлюбленной.
Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин воспевает в своём творчестве истинный героизм богатыря, который измеряется не силой мышц, а силой сердца. Эта тема перекликается с темой былин о богатырях в народном творчестве, так как подвиги совершались былинными богатырями и по зову сердца.
Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.
Богатырский дух воспевается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Бородино» изображён главный герой отечественной войны – народ. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:
« …Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы! »
в этих стоках хорошо описаны вспоминания старого солдата о его погибших товарищах и сложной судьбе.
«…Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел….»
по этому отрывку можно сказать, насколько тяжёлым был бой для русского солдат.
«…Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…»
эти же строки, дают понять силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвования ради свободы и русской земли.
Итак, мы видим, что стихотворение «Бородино» перекликается данной тематикой с устным народным творчеством. В стихотворении М.Ю.Лермонтова особое внимание уделяется теме духовного роста народе.
Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя
Николай Васильевич Гоголь также наделяет своих героев в произведении «Тарас Бульба » богатырской силой духа.
Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Он представляет перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.
Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.
Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества » пронизывает всё повествование.
Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.
Эту же тему продолжают писатели и поэты ХХ века. Они доказывают своими произведениями, что богатырский дух присущ всегда нашему народу, во все времена.
Одним из писателей, обратившихся к теме русского духа, был и А. Т. Твардовский. Опираясь на личный опыт, он показал в поэме « Василий Тёркин» героизм русских солдат. Стержнем поэмы является образ главного героя – рядового Василия Тёркина. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата:
Тёркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и каждом взводе…
Образ Тёркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрывается нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.
В образе Тёркина Твардовский показывает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать – земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет…
Именно в защите Родины, жизни на земле видит поэт предназначение своего героя, воина-богатыря – простого русского солдата.
65 лет отделяют нас от Великой Победы над фашизмом. Истинные герои, которых мы будем помнить – наши ветераны. А разве они не являются богатырями земли русской? Богатырями, отстоявшими великую Русь?
Образы богатырей в Российской мультипликации.
Давно назрел вопрос о создании отечественных мультфильмов для юного зрителя на тему героического прошлого нашей страны. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006), «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) , «Три богатыря на дальних берегах» (2012), «Три богатыря и Юлий Цезарь» (2014).
Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...
Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей, возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. У него во всем обнаруживается явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...».
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет на дальней заставе. У него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». Вспомните, в былинах женщине отводится скромное место - она лишь верная спутница богатыря.
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей".
Тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации, но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям».
Посмотрев мультфильмы, задаёшься вопросом: а могут ли такие «богатыри» воспитать чувство патриотизма, быть идеалом защитника земли русской?
К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где до театров и музеев не доберешься, а книги современная молодежь читать не любит. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.
Кого вы считаете настоящими богатырями?
Именно с таким вопросом я обратилась к своим друзьям в социальной сети «В контакте». Для выбора предложила образы, созданные В.М.Васнецовым и мультипликаторами студии «Мельница». (Приложение №1) Ответы приятно удивили: 100% опрашиваемых выбрали образы, созданные художником В.М.Васнецовым.
Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?
Такой вопрос тоже был представлен в открытом голосовании на странице «В контакте» (Приложение №2). Большинство проголосовавших согласны со мной в том, что герои войны, как и богатыри, являются защитниками своей земли.
Итоги анкетирования.
В ходе исследования мной было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста, одноклассников, родителей и учителей школы. Я пыталась понять, есть ли отличия в понимании образа богатыря у людей разных возрастов.(Приложение №3)
Большинство детей младшего возраста считают, что это герой кинофильмов.
Подростки ответили, что это герой былин и произведений живописи, но большее количество знает о богатырях из мультфильмов.
Взрослые же знают о величественных подвигах богатырей из литературных произведений. Также слово «БОГАТЫРЬ» знакомо им по фильмам, картинам. В меньшей степени, понятие «БОГАТЫРЬ» связывают с музыкой, скульптурным искусством.
Ответы таковы:
Заключение
По результатам социологических опросов и анкетирования можно сказать, что у молодого поколения сформировалось правильное понятие о богатыре- защитнике своего Отечества, несмотря на то, что это поколение наиболее подвержено влиянию телевидения. Ему также свойственно чувство любви и привязанности к своей культуре, своему народу, гордости за историю и силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.
В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «былина» и «богатырь», проследила трансформацию образа богатыря в литературе от былин до произведений о Великой Отечественной войне, рассмотрела трактовку этого образа в современном виде искусства-мультипликации.
Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и произведений художественной литературы, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.
Мною была определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.
Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут полотна русских художников, обращавшихся в своем творчестве к богатырской теме.
Литература.
Интернет-ресурсы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3 Анкетирование.
Вопрос №1 Закончи фразу: «Богатырь-это герой …»?
Вопрос №2 Каким вы представляете богатыря? (назовите три прилагательных к ним)
Вопрос №3 Кого из современников вы бы назвали богатырём?
Солдатская шинель
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем зимние домики
В Китае испытали "автобус будущего"
Ералаш