Российское государство постепенно становится правовым. Права детей сегодня стали «модной» темой: очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.
Вложение | Размер |
---|---|
k_probleme_pedagogicheskogo_prosveshcheniya_roditeley_po_pravam_rebenka.doc | 44 КБ |
К проблеме педагогического просвещения
родителей по правам ребенка
Волохова И., студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование»
Ангарский педагогический колледж
Руководитель Понятовская Е.В., преподаватель педагогики
Российское государство постепенно становится правовым. Права детей сегодня стали «модной» темой: очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.
Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, приняло ряд документов о защите прав ребенка. Среди них особое место занимают Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
Соблюдение Конвенции о правах ребенка находится в числе главных целей в документах принятых всемирной встречей в интересах детей. Ни один международный документ не был ратифицирована таким числом государств за столь короткий срок, как Конвенция о правах ребенка. Это и есть факт проблемы детства этими государствами, признание ими того, что принципы Конвенции становятся нормой цивилизованного общежития, вне которой не возможно выживание человеческого рода.
Тем не менее, как отмечают многие авторы, большинство родителей и даже педагогов не знают содержания ни Декларации, ни Конвенции (Т. Н. Доронова, А.Е. Жечкина, Л. Г. Голубева и др.) Авторы отмечают, что на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей; о существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка. Это привело к катастрофическим результатам: ежедневно повсеместно нарушаются права ребенка, причем достаточно часто нарушение прав влечет гибель самого ребенка.
А как ситуация обстоит в нашем регионе? В какой степени знакомы с правами ребенка родители базовых учреждений, в которых мы проходим педагогическую практику. Опрос родителей (а выборка составила 75 родителей разного возраста и разного пола) показал, что:
- 50% опрошенных слышали, что есть Конвенция оправах ребенка, но «они ее не читали»;
- 90 % родителей, знают, что в стране есть пост уполномоченного о правах ребенка, но 27% затруднились назвать его фамилию;
- 100% опрошенных не смогли назвать фамилию уполномоченного по правам ребенка в нашем регионе;
- большинство порошенных среди возможных прав ребенка назвали право « иметь какие-то предметы», «право на еду», «право на воспитание в семье», «право на хорошее медицинское обслуживание».
Право – это совокупность юридических норм, принятых государством для управления социальными отношениями в обществе (Л.И. Глухарева). Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав. Но может ли ребенок дошкольного возраста требовать соблюдение своих прав? Конечно же, нет.
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, как оказывается, многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегать, кричать, разбрасывать домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает: снова окрик и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам и берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом… Известный русский поэт Жуковский уподоблял детский страх щуке, выпущенной в небольшой пруд, которая пожрет в нем всю более мелкую рыбешку. Так и страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Между тем, если бы родители были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в данном случае необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
Все выше перечисленное утвердило нас в необходимости проведения специальной работы педагогами дошкольного образовательного учреждения с родителями по профилактике нарушений прав ребенка. Именно педагог должен вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых происходит нарушение прав ребенка в семье.
Теоретический анализ литературы позволил нам выявить разнообразные формы работы с родителями: это и (информационный стенд консультации, родительское собрание), и разнообразные активные (групповые дискуссии анализ конкретных проблемных ситуаций тренинговые занятия, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста). Используемые формы направлены на решение следующих задач:
Однако, мы убеждены, что эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата. Необходимо решать и другие аспекты проблемы: вопросы подготовки воспитателей по данной проблеме; знакомство дошкольников с их правами. Только, работая в этом триединстве, мы можем достичь определённых результатов.
Используемая литература
Горячо - холодно
Н. Гумилёв. Жираф
Юрий Алексеевич Гагарин
Груз обид
Нечаянная победа. Айзек Азимов