На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знаний, умений и навыков) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), необходимые обществу, среди которых выделена толерантность. Подтверждение этому отражено в документах определяющих деятельность образовательных учреждений: Государственной концепции дошкольного воспитания, Концепции духовно-нравственного воспитания, примерных образовательных программах «Успех», «От рождения до школы» и других. Так, в Государственной концепции дошкольного образования отмечается, что «…в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей"[2].
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_ya.doc | 45.5 КБ |
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Я.А. Смирнова , студентка 3 курса
ГБОУ СПО Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знаний, умений и навыков) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), необходимые обществу, среди которых выделена толерантность. Подтверждение этому отражено в документах определяющих деятельность образовательных учреждений: Государственной концепции дошкольного воспитания, Концепции духовно-нравственного воспитания, примерных образовательных программах «Успех», «От рождения до школы» и других. Так, в Государственной концепции дошкольного образования отмечается, что «…в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей"[2].
Толерантность – это качество, формирование которого начинается уже в дошкольном возрасте и имеет свою специфику. Однако в теории и практике этой проблеме уделено недостаточно внимания. Немногочисленные разработки в большей степени были направлены на формирование толерантности у детей дошкольного возраста через учебные занятия. Вместе с тем Федеральные государственные требования внесли серьезные изменения в подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Данные противоречия о определили тему исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми».
Цель исследования: выявить особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми.
Объект исследования: Процесс организации совместной деятельности детей со взрослыми.
Предмет исследования: формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми.
Задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста
2. Выявить особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить эффективные формы организации совместной деятельности детей со взрослыми, способствующие формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность- это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [3].
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Таким образом, дошкольный возраст является сенситивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности.
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Как подчеркивает Д.Эльконин, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом «других» Д. Эльконин имел ввиду не учебной)[1] .
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная [4] .
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Согласно ФГТ, совместная деятельность ребенка со взрослым осуществляется в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности, в самостоятельной деятельности детей.
Одним из признаков совместной деятельности взрослых и детей является наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, опираясь в первую очередь на игру, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста:
- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- национальные подвижные игры;
- проведение праздников разных народных, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем, изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран, знакомство детей с традициями народов разных стран.
В проводимом исследовании мы апробируем работу по формированию толерантности детей в совместной деятельности со взрослыми.
Использованная литература
Флейта и Ветер
Весенняя сказка
Спасибо тебе, дедушка!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Снежный всадник