Мало кто, на самом деле, задумывается, какое отношение декабристы имеют к нашему сегодняшнему быту, к нашей нынешней жизни – да и трудно представить, что события давно минувших дней могли кардинальным образом изменить страну, в особенности Сибирь, а также привычное для сегодняшнего дня обучения девочек.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_dekabristov.doc | 53 КБ |
vliyanie_dekabristov.pptx | 311.29 КБ |
Влияние декабристов на женское образование в Сибири
(на примере Сиропитательного дома)
Юдинцева Т., студентка 121 группы
Рук. Понятовская Е.В., преподаватель педагогики
Слайд 1
Мало кто, на самом деле, задумывается, какое отношение декабристы имеют к нашему сегодняшнему быту, к нашей нынешней жизни – да и трудно представить, что события давно минувших дней могли кардинальным образом изменить страну, в особенности Сибирь, а также привычное для сегодняшнего дня обучения девочек.
Слайд 2. Сложности жизни региона, а также узко прагматичное виденье мира, свойственное сибирякам, приводили к тому, что в начале XIX столетия образование не занимало высокого места в иерархии ценностей.
Иркутский поэт М. Александров писал в своем стихотворении «Иркутск, 1827 год»:
У нас теперь в Сибири два предмета:
Мозольный труд и деловой расчет,
Всем нужен хлеб и звонкая монета.
Так любознание кому на ум придет? [1,79]
Анализ литературы позволило мне установить факт, что женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. И если мальчиков, по крайней мере, в городах, стремились научить хотя бы элементарной грамотности, то воспитание девочек строили по-другому. Их с малых лет старались приучить к хозяйству. Дочери должны были помогать матери следить в доме за порядком, присматривать за младшими детьми. Их обучали вязать кружева, шить, готовить приданое, знакомили с обязанностями хозяйки дома.
В частности в Иркутске количество грамотных девочек было ограничено. Встречались родители, которые не хотели обучать своих дочерей в учебных заведениях, для них «слово просвещение – пустой звук». Часть родителей считало, что нужно сначала на других посмотреть, «увидеть результаты просвещения на других». Кроме того, широко были распространены слухи, «что грамотных девочек будут отправлять на Амур и что за обучение будут рано или поздно взыскивать деньги» [4, с. 277].
Слайд 3. Распространенное в первой половине XIX в. мнение выразил один из корреспондентов Русского географического общества: «Девицы учатся всегда меньше мальчиков. Родители вообще думают, что девушку не для чего учить грамоте. Она не относит никаких должностей. Ее дело — знать хозяйство»[2].
Другой сибиряк, приверженец традиционных патриархальных ценностей писал: «Весьма глупо и непростительно делают отцы и матери, что никогда не хочут учить дочерей своих ни хозяйству, ни даже знать будущие свои семейные и домашние нужды. Только и далось им набивать головы французщиной и фиглярится жеманством нарядов. От чего в последствии и сделываются орудием несчастия и разного рода гибельною язвою в семействах будущего поколения, а в особенности мущин потребных на отправление государственной и общественной служб»[1,.62].
Как свидетельствуют отзывы современников, архивные данные статистики, исследования, в период наиболее активной деятельности декабристов по народному образованию в Сибири, непосредственно благодаря ей и в силу влияния, которое они оказали на образовательную систему региона (а в Сибири декабристы пробыли более 30 лет), увеличилось число школ, учащихся, улучшилось качество образования.
Декабристы пробудили к жизни молодые умы интеллигенции, заложили основы понимания значимости образования на развитие Сибирского региона, значимости региона для России, способствовали появлению возможности получать образование и женскому полу.
Слайд 4. Несмотря на то, что большого развития женское образование в этот исторический период не получило, женские учебные заведения в Сибири начинают появляться.
В Иркутске первые женские учебные заведения появляются в 30-40-е гг.XIX в. и представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом, двумя гимназиями имени почетного гражданина города И.С. Хаминова и частными гимназиями [3].
Слайд 5. Именно Иркутск первым из городов Восточной Сибири, который завел у себя и смог поддержать женское учебное заведение - Сиропитательный дом. Расскажем о нем подробнее.
Сиропитательный дом – учебное заведение для девочек из малообеспеченных семей и сирот был открыт по завещанию купчихи-меценатки Елизаветы Медведниковой в котором в течение 6 лет ученицы получали начальное и профессиональное образование.
Слайд 6.Официальное открытие его состоялось 21 апреля 1838г. и было явлением весьма прогрессивным, возник он в годы, когда Иркутск имел три мужских училища, девять богоугодных и ни одного женского учебного или воспитательного заведения. Примечательно, что Сиропитательный дом начал свою работу задолго до окончания строительства специально спроектированного здания: временно был снят дом декабриста В. Ф. Раевского, в котором на 2 года разместились первые воспитанницы.
Слайд 7. Сиропитательный дом по замыслу учредителей был образован, чтобы "доставить призрение и образование бедным детям женского пола, как благородного звания, так и всех свободных сословий..., обучать девиц наукам соответственно их силам и понятиям, а также необходимым женским рукоделиям".
В заведение брали девочек 7-9 лет, которые должны были окончить три класса, учебный курс каждого из которых продолжался два года. Выпускались девушки лишь по достижении ими 16 лет. Затем они могли проживать в нем полгода или год для подыскания при содействии попечителей занятий, доставляющих средства существования, при этом Совет Сиропитательного дома продолжал опекать выпускниц до определения их на работу или до выдачи в замужество.
Слайд 8. В год открытия Сиропитательного дома в нем находилось всего 15 воспитанниц. Согласно Уставу (1838) здесь должно было обучаться 24 воспитанницы бесплатно, количество пансионерок (лиц, которые находились платно – стоимость составляла 150 р. в год) не ограничивалось. В 1887 году училось уже 180 детей. Значительное увеличение числа учащихся стало возможным после расширения здания, когда в 1882 и 1884 годах к старому корпусу пристроили два больших трехэтажных крыла. В дальнейшем число воспитанниц росло и к 1885 достигло 250 (150 воспитанниц и 100 пансионерок). Всего с 1838 по 1893 курс Сиропитательного дома закончили 1223 воспитанницы. Это свидетельствует о популярности данного учебного заведения.
Фактически обучение продолжалось шесть лет. С переходом к регулярному классному обучению программа расширялась. Девочек обучали чтению письму, грамматике, арифметике, геометрии, истории и географии России, естествознанию, рисованию, гимнастике. Воспитанниц так же обучали рукоделью и домашнему хозяйству. Затем было открыто ремесленное отделение, в котором девочки получали профессию прачки, швеи, квалифицированной няни или конторской служащей.
При Сиропитательном доме была своя хлебопекарня, молочное хозяйство, огород, а также швейная мастерская, где воспитанницы шили на себя и на продажу. Из этих денег выдавалось пособие при выпуске. Распорядок дня был строго регламентирован, и соблюдение его контролировалось надзирателями и классными наставницами.
Помимо профессионального воспитания, большое внимание уделялось духовному воспитанию девочек. В воскресные и праздничные дни все девочки посещали церковь при Сиропитательном доме. Детей знакомили с содержанием и значением праздников. Воспитанницы посещали могилу Елизаветы Михайловны на Иерусалимском кладбище. В Сиропитательном доме устраивались ученические концерты, спектакли, чтения, отмечались исторические события, юбилеи писателей. Девочки посещали музей Географического Общества, картинную галерею Сукачева, городской театр, кинематограф.
В обзоре деятельности Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой отмечается, что из его воспитанниц вышли «образованный жены, нежно любящие матери, в высшей степени деятельные и неутомимые хозяйки и честные труженицы на тяжелом педагогическом поприще с твердой волей и любовью к делу, причем можно считать их отличительной чертой чистоту и опрятность».
Слайд. Несмотря на малочисленность своих воспитанниц, недостатке в обучении Сиропитательный дом занял скромное, но заметное место в истории просвещения в Восточной Сибири. Он положил начало школьному обучению девочек и способствовал распространению грамотности среди женщин.
Использованная литература
Слайд 1
Влияние декабристов на женское образование в Сибири ( на примере Сиропитательного дома г. Иркутск ) Юдинцева Т., студентка 121 группыСлайд 2
У нас теперь в Сибири два предмета: Мозольный труд и деловой расчет, Всем нужен хлеб и звонкая монета. Так любознание кому на ум придет? « Иркутск, 1827 год » М. Александро в
Слайд 3
…Весьма глупо и непростительно делают отцы и матери, что никогда не хочут учить дочерей своих ни хозяйству, ни даже знать будущие свои семейные и домашние нужды. Только и далось им набивать головы французщиной и фиглярится жеманством нарядов. От чего в последствии и сделываются орудием несчастия и разного рода гибельною язвою в семействах будущего поколения, а в особенности мущин потребных на отправление государственной и общественной служб… Из письма сибиряка
Слайд 4
В Иркутске первые женские учебные заведения появляются в 30-40-е гг. XIX в. и представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом, двумя гимназиями имени почетного гражданина города И.С. Хаминова и частными гимназиями
Слайд 5
Елизавета Михайловна Красногорова родилась 15 октября 1787 года в небогатой купеческой семье. 19 лет от роду она стала женой именитого купца Л. Ф. Медведникова. Не имея практически никакого образования, не умея писать, после смерти мужа всецело отдалась делу воспитания девушек-сирот.
Слайд 6
Это красивое здание, напоминающее дворец, было построено специально для женского воспитательного заведения Иркутска - Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой.
Слайд 7
Сиропитательный дом – учебное заведение для девочек из малообеспеченных семей и сирот был открыт по завещанию купчихи-меценатки Елизаветы Медведниковой в 1838 г. Примечательно , что Сиропитательный дом начал свою работу задолго до окончания строительства специально спроектированного здания: временно был Снят дом декабриста В. Ф. Раевского , в котором на 2 года разместились первые воспитанницы
Слайд 8
В год открытия Сиропитательного дома в нем находилось всего 15 воспитанниц. Согласно Уставу (1838) здесь должно было обучаться 24 воспитанницы бесплатно, количество пансионерок (лиц, которые находились платно – стоимость составляла 150 р. в год) не ограничивалось. В 1887 году училось уже 180 детей. В дальнейшем число воспитанниц росло и к 1885 достигло 250 (150 воспитанниц и 100 пансионерок). Всего с 1838 по 1893 курс Сиропитательного дома закончили 1223 воспитанницы. Это свидетельствует о популярности данного учебного заведения.
Простые летающие модели из бумаги
Где спят снеговики?
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Любимое яичко