В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.
Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе — НЕОБХОДИМО, потому что
- помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;
- развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;
- почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект развития школьного ученического самоуправления «Алые паруса» | 90 КБ |
Российская Федерация
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 4 г. Гулькевичи
муниципального образования
Гулькевичский район
Краевой конкурс проектов среди участников тематической смены «Школьное самоуправление»
Направление «Создание условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и физического развития молодёжи»
Наименование проекта:
«Развитие школьного ученического самоуправления «Алые паруса»
Автор проекта:
Лидер школьного ученического
самоуправления
МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи
Александра Бабийчук
Руководитель:
куратор школьного
ученического самоуправления
Литовченко Нина Николаевна
Проект развития
школьного ученического самоуправления «Алые паруса»
МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи
Актуальность данного проекта:
В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.
Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе — НЕОБХОДИМО, потому что
- помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;
- развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;
- почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.
Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.
Почему ?
- самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию;
- учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав;
- коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.
К сожалению, такие проблемы существуют и в нашей школе. Безынициативность, безразличие, отсутствие желания действовать, брать на себя ответственность - вот причины, которые указывали учащиеся в анкетах, объясняя нежелание принимать участие в общественной жизни школы, вникать в существующие школьные проблемы. Такая социальная пассивность ребят, на наш взгляд, определяет отсутствие социальной, гражданской активности и во взрослой жизни, поэтому важно создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы почувствовать свою значимость и ценность как полноправные члены коллектива, способные самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.
В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации проекта развития ученического самоуправления в школе под названием «Алые паруса».
Примечание: Название «Алые паруса» - неслучайно. Корабль символизирует стремление к открытию нового, неизведанного. Алые паруса символизируют общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, красоту, милосердие. Безграничный океан означает целостность, непрерывность и законченность. Кораблю сопутствует Солнце - источником света, тепла, обновлением жизни. Желтый цвет символизирует радость, надежду, удачу, целеустремленность, созидание.
Цель данного проекта: реализация права учащихся на участие в управлении школы через вовлечение в общественные отношения и организацию жизнедеятельности ученического коллектива.
Задачи:
- формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия,
- создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;
- поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;
- формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
- передача и сохранение традиций.
Правовой базой для организации и развития ученического самоуправления являются следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (статья № 21);
- Конституция РФ (статья 17, статья 30, статья 32);
- Закон РФ “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г., статья 13, статья 29);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.);
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
- Положение об ученическом самоуправлении муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
- Положение о Совете школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
- Положение о выборах Лидера школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
- Положение о конкурсе «Лучший класс года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
- Положение о конкурсе « Лучший ученик года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи
Принципы, на которых строится ученическое самоуправление:
добровольность, равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.
Система ученического самоуправления
Ученическое самоуправление охватывает учащихся 1-11 класс и представлено следующим образом:
Ученическая конференция
Ученический Совет самоуправления
В ученический Совет самоуправления входят: Лидер школы, лидеры классов ( учащиеся 5-11 классов) и учителя-консультанты каждого Центра
Главный принцип работы Совета школьного ученического самоуправления:
НЕ претендуй - будь!
НЕ обещай - действуй!
НЕ мечтай - свершай!
Собирается Совет школьного ученического самоуправления 1 раз в месяц + по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности Совета школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.
Можно выделить главные направления деятельности ученического Совета школы:
- представительское направление - участие ученического Совета школы в решении школьных проблем и принятии решений;
- информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности ученического Совета школы;
- организаторское направление-поддержка социально значимых и досуговых инициатив школьников;
- правозащитное направление - защита прав учеников в школе;
- внешние связи – организация и взаимодействие с социумом.
Ученический Совет школы взаимодействует со следующими организациями и коллективами:
- администрация школы;
- педагогический коллектив;
- общешкольный родительский коллектив;
- Районный Совет ветеранов и городской Совет ветеранов;
- Город Молодых;
- Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и молодежной политике г. Гулькевичи;
- школьные объединения дополнительного образования.
Лидер школы
На начало каждого учебного года проходят выборы Лидера школы.
Лидер школы
Центры ученического самоуправления:
«Знания», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс – центр», «Телестудия «Большая перемена», «Дисциплина и порядок», «Инициатива» . В каждый Центр входят учащиеся, отвечающие за работу такого Центра в своем классе. Руководит работой Центра Лидер (учащийся 9-11 классов), который выбирается большинством голосов на заседании Центра и входит в Совет школы. При необходимости помощь оказывает учитель – консультант, который только поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.
Центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» представляют собой постоянные творческие группы (ребята объединяются по интересам и желанию).
Центр «Инициатива» является временным. Формируется из представителей постоянных центров на время организации и проведения коллективных творческих дел.
Центры на заседаниях планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам, отрядам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания центров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.
Работа Центров заключается в следующем:
Название центра | Направление деятельности Центра | Деятельность Центра | Традиционные дела |
«Знания» | интеллектуальное и познавательное направления | организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, заседания Научного общества учащихся, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, ведет учет интеллектуальных достижений учащихся, разрабатывает учебные проекты и реализует их, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся. | ежегодный интеллектуальный марафон «Эрудит», школьная неделя Науки, тематические интерактивные игры, День открытых дверей, День Дублера, предметные недели, научно-практическая конференция |
«Досуг» | художественно-эстетическое и ценностно-ориентировочное направления | Организует и проводит КТД, школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников. | Посвящение в ученики первоклассников, Конкурс мам, посвященный Дню Матери, новогодняя сказка с участием детей и учителей, Масленичная ярмарка, выставка декоративно-прикладного творчества «С любимым делом жить в сто крат милее…», фестиваль творчества «Звездный час», Вахта Памяти. |
«Спорт и здоровье» | спортивное и валеологическое направления | Организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся. | Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между командами учителей и учащихся, «Зарница», Кросс наций, командная игра «Добры молодцы», спортивная игра по станциям «Стартинейджер» |
«Дисциплина и порядок»
| организация правопорядка в школе и трудовое направление | Организует и контролирует дежурство по школе, во время мероприятий, праздников, дискотек следит за порядком, контролирует посещаемость уроков и опоздания, следит за внешним видом учащихся, проводит классные часы, беседы, следит за сохранностью школьного имущества трудовая бригада, организует трудовые десанты, субботники, генеральные уборки. | Смотр-конкурс кабинетов «Самый лучший класс», акции «Чистый район», «Поможем парку» |
«Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена» | информационное направление | Освещает события, происходящие в школе и вне ее в ученической газете «Наше время», ведет фотоальбом и летопись «День за днем» в школьном музее (а также создает их электронную версию), обновляет информационный стенд Совета школы, создание видеосюжетов на актуальные темы. | Ученический журнал «Солнечный круг» |
Пресс-центр является неотъемлемой частью ученического самоуправления.
Цель его деятельности:
- объединение учащихся разного возраста с целью формирования разносторонней развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся;
- поддержка связей с городской прессой;
- мотивация ученика к самостоятельному поиску общественно-значимой информации.
Задачи:
- проводить работу по созданию единого информационного пространства;
- освещать всесторонне в школьной газете и видеосюжетах жизнь школы;
- содействовать воспитанию информационной культуры учащихся;
- повышать интерес к учебе;
- развивать творческие и коммуникативные способности.
Деятельность школьного Пресс-центра позволяет оформлять информационные стенды школы, издавать ученическую газету «Наше время».
В редакционную коллегию входят Лидер Пресс-центра, учащиеся 5 – 11 классов, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка.
В школе были созданы разновозрастные отряды. Их шесть: по 3 класса в каждом отряде.
Классы из начального, среднего и старшего звена объединены в разновозрастные отряды (принцип распределения: по желанию, по общим интересам).
Такое объединение, на наш взгляд, дает возможность лучше узнать друг друга, учит общаться и с теми, кто младше, и с теми, кто старше, передавать накопленный опыт и знания, помогает поддерживать дух соревновательности.
Отчетная конференция
В конце учебного года проводится отчетная конференция в форме фестиваля под названием «Зажги свою звезду!»
Он представляет собой творческий отчет о достижениях и успехах Совета школы, каждого центра, отрядов школы и классных коллективов.
С целью активизации деятельности отрядов проводится конкурс на «Лучший класс года». Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На линейке 25 мая классу-победителю вручается переходящий кубок. Также в конце учебного года подводятся результаты конкурса «Лучший ученик года».
Уровни школьного самоуправления
При организации самоуправления необходимо развивать активность всех членов ученического коллектива. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.
Самоуправление в нашей школе четырехуровневое: школьное собрание - совет школы –класс - учащийся
1-й уровень (отдельный участник образовательного процесса).
Участие по собственному желанию в деятельности ученического самоуправления школы
Педагогические задачи:
- стимулирование самостоятельной деятельности и гражданской инициативы учащихся;
- поддержание инициативы в планировании и самостоятельном участии в мероприятиях различного уровня;
- воспитание личной ответственности за выбранное дело.
2-й уровень – (первичный коллектив – класс): участие по личному желанию в органах ученического самоуправления класса.
Высший орган классного самоуправления - Собрание класса, который собирается 1 раз в месяц + при необходимости чаще.
На начало учебного года в каждом классе проходят выборы Лидеров Центров «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» , старосты класса открытым голосованием. Они представляют собой актив класса.
Каждый учащийся самостоятельно определяет направление (и соответственно Центр), в котором он будет работать. Сменность поручений в классном коллективе происходит по решению актива класса (от 1 раза в четверть – до 1 раза в год). Тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.
Педагогические задачи:
- стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством представителей Совета школы, классного руководителя;
- формирование самоуправляемого классного коллектива;
- поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий;
- воспитание личной ответственности за порученное дело;
- реализация права на управление классом, школой.
3-й уровень - (коллективный субъект образовательного процесса). Участие (на основе выборов и назначения) в работе ученического Совета школы.
Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция.
Совет школы + школьные центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена».
Педагогические задачи:
- помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.
- создание условий для формирования умений и навыков лидерского поведения, Совета школы, анализ результативности работы Совета школы;
- помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью;
- помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.
- помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование Совета школы.
Ученическое самоуправление третьего уровня составляют общешкольные органы самоуправления – Совет школы, центры «Знания», «Досуг», «Дисциплина и порядок», «Спорт и здоровье», Пресс-центр, избираемые на 1 год.
Центры ученического самоуправления возглавляют Лидеры.
Лидер школьного ученического самоуправления избирается на 1 год.
4-й уровень - общешкольное самоуправление - школьное Собрание. На нем присутствуют Лидер школьного ученического самоуправления, лидеры центров Совета школы, педагоги и представители общешкольного родительского комитета.
Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава школьного Собрания. Решения школьного Собрания являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Развитие ученического самоуправления происходит поэтапно:
1 этап: Делаем вместе (дети + взрослые)
- формирование навыков самоуправления, для которого характерно проведение работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности.
2 этап: Делаем сами, но можем посоветоваться.
- развитие навыков самоуправления, характеризующийся стабильной деятельностью постоянно увеличивающегося актива, расширением его прав и обязанностей.
3 этап: Делаем сами.
- совершенствование навыков самоуправления, характеризующееся тем, что основой ученического самоуправления является общественное мнение и твёрдо устоявшиеся традиции.
Сейчас мы на первой ступеньке: всё делаем вместе - взрослые и дети, старшие и младшие, учим друг друга и учимся друг у друга.
На ученической конференции были разработаны и приняты права и обязанности учащихся.
Учащиеся имеют право:
1. На уважении своего человеческого достоинства, своего мнения.
2. На проявление собственной активности в работе, на творческую реализацию своего потенциала.
3. Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу.
4. Излагать свои проблемы и получать помощь для их решения.
5. Участвовать в планировании деятельности и выполнять принятый план.
Учащиеся обязаны:
1. Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности.
2. Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета.
3. Достойно, культурно вести себя, быть вежливым.
4. Быть прилежным и аккуратным учеником.
5. Исполнять свои обязанности и поручения.
6. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
7. Беречь свое здоровье и здоровье других.
8. Уважать взгляды, убеждения, свободу и достоинство других людей.
9. Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.
10. Бережно относиться к школьному имуществу, следить за чистотой и порядком в своем классном кабинете.
11. Заботиться о своем внешнем виде, прическе.
Законы, по которым мы живем:
- Будь правдив.
- Будь терпелив.
- Будь терпим.
- Будь трудолюбив.
- Делай добро.
- Умей дарить радость людям.
- Умей прощать.
- Заботься о своем здоровье и здоровье других.
- Уважай человеческое достоинство и взгляды других.
- Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.
- Защищай ценности своего классного коллектива и школы, укрепляй и развивай их традиции.
Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления
Педагогический коллектив
МО классных руководителей;
Школьная социально-педагогическая служба;
Совет по профилактике;
Библиотека школы;
Объединения дополнительного образования;
Музей школы
Ожидаемые результаты проекта
- создание единого школьного коллектива детей и взрослых.
- повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;
Проект рассчитан на три года.
Приобретенные навыки и умения:
- ставить цель и достигать её,
- организовывать свою деятельность и деятельность других,
- работать в команде,
- передавать собственный опыт,
- анализировать свою деятельность.
Начало положено — мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время:
Собраться вместе – это начало.
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Лидер школьного ученического самоуправления
МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи Александра Бабийчук
Руководитель – куратор ШУС Н.Н.Литовченко
Сорняки
Швейня
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Басня "Две подруги"
Для чего нужна астрономия?