С 2007 в школе проводится работа над историко-краеведческим проектом «Люди и судьбы». Изначально данный проект был посвящён истории села Бочаниха, в том числе до войны, в период Великой Отечественной войны и послевоенное время, судьбам жителей села, участников Великой Отечественной войны, о Герое Советского Союза (Матвиенко А.Г), работников тыла, династии Бондаренко. Его цель – сохранение исторической памяти родного села, преемственности поколений, становление гражданственности, воспитание патриотизма, любви к малой родине. После работы над материалом «Из истории школы села Бочаниха» осталось много неиспользованного архивного материала (письма, фотографии, воспоминания выпускников), так или иначе связанного с судьбой учителя. Меня заинтересовал данный архив, и с помощью учителя я решила собрать материал и провести исследование на эту тему. Так появилось новое направление в нашей работе, и родился замысел по созданию работы «Учитель в моей жизни» - об учителях, оставивших яркий след в жизни выпускников.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.zip | 39.56 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
«Наследие малой Родины храним»
Учитель в моей жизни
Автор – Обухова Надежда, 8 класс
Руководитель:
Лях Валентина Ивановна,
учитель обществознания
Бочаниха
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………3
Основная часть ……………………………………………………………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы …………………………………………..25
2.1. Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С 2007 в школе проводится работа над историко-краеведческим проектом «Люди и судьбы». Изначально данный проект был посвящён истории села Бочаниха, в том числе до войны, в период Великой Отечественной войны и послевоенное время, судьбам жителей села, участников Великой Отечественной войны, о Герое Советского Союза (Матвиенко А.Г), работников тыла, династии Бондаренко. Его цель – сохранение исторической памяти родного села, преемственности поколений, становление гражданственности, воспитание патриотизма, любви к малой родине. Поисково-исследовательская деятельность по проекту реализуется в нескольких направлениях:
- ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории села Бочаниха. Результат – создан альбом «Последние свидетели»;
- пожилые люди, старожилы села, интересные личности. Результат – сочинения, проекты, фотографии «Не стареют душой ветераны»;
- женщины села – труженики тыла, их судьба. Результатом этого направления в работе стал альбом «Женское лицо войны».
- составление родословной. Создано несколько исследовательских работ по теме «Моя родословная»;
- оформление в школе историко-краеведческого уголка, который посвящен учителям, в разные годы работавшим в школе; (Приложение№ 16)
- собран материал «Из истории школы села Бочаниха».
Исследовательской работой, сбором материала занимаются учащиеся разных классов.
После работы над материалом «Из истории школы села Бочаниха» осталось много неиспользованного архивного материала (письма, фотографии, воспоминания выпускников), так или иначе связанного с судьбой учителя. Меня заинтересовал данный архив, и с помощью учителя я решила собрать материал и провести исследование на эту тему. Так появилось новое направление в нашей работе, и родился замысел по созданию работы «Учитель в моей жизни» - об учителях, оставивших яркий след в жизни выпускников. Постепенно сбором краеведческого материала занялись и некоторые мои одноклассники. Думаю, эта работа откроет новые грани в содержании проекта «Люди и судьбы», обогатит меня опытом поисково-исследовательской деятельности.
По данному направлению уже собран обширный материал. В основе, над которым идёт работа, - воспоминания жителей села, бывших учеников школы, для которых учитель стал нравственным ориентиром в судьбе, в профессии, в создании семьи, в жизни.
Все мы родом из детства, как сказано великим писателем, но ведь наше детство – это и школа. А значит, и школьный наставник, который зачастую становится другом, а то и остаётся им на всю жизнь. О таких ярких личностях и пойдёт речь. Ещё в ходе работы над историей школы села Бочаниха нами был собран фотоархив, основанный на фотоматериалах учителей, находящихся на заслуженном отдыхе, и которых уже нет вместе с нами. Теперь это послужит отличным подспорьем в работе. Особую страницу в нашей книге памяти, будет составлять материал под названием «Учитель – участник Великой Отечественной войны».
Работа над проектом натолкнула на размышления об отношениях учителя и ученика, о значимости, роли учителя в судьбе его воспитанников. Поэтому в исследовательской работе задались целью рассмотреть роль учителя в жизни человека, выбрав своими респондентами бывших выпускников школы села Бочаниха.
Считаем очевидной актуальность работы, особенно в контексте большого проекта «Люди и судьбы», главная проблема которого – проблема сохранения памяти об историческом прошлом родного края через интерес к судьбам людей разных профессий и жизненных позиций.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в разных жанрах искусства, в частности в литературе и кино. Поэтому вначале пришлось вспомнить, в каких известных мне произведениях художественной литературы рассматривалась роль учителя в жизни подростка или взрослого человека, какие кинофильмы рисуют образ учителя.
Прочтение «Уроков французского» В. Г. Распутина, рассказа «Простите нас!» Ю.В. Бондарева, художественный фильм «Доживём до понедельника» заставили меня иначе взглянуть на моих школьных учителей, задуматься о роли учителя в жизни, о влиянии школьного наставника на судьбу личности.
После беседы с Натальей Ивановной (директор нашей школы) выяснилось, что и в её жизни была, если не такая же, то близкая история. Она не только директор, но и учитель, поэтому не удивительно, что на выбор профессии повлияли её школьные учителя. А может ли школьный учитель не сколько определить выбор профессиональный, но и стать просто другом, советчиком? Возможно, у каждого взрослого человека есть свои воспоминания о школе, об учителе, встреча с которым стала определяющей в жизни? Эти и другие актуальные вопросы определили ход исследования.
Проблема исследования: влияние учителя на формирование личности ребёнка, его нравственного потенциала. В ходе исследования обозначенной проблемы перед нами возник ряд вопросов, так или иначе акцентирующих внимание на заявленной теме. Каков нравственный облик учителя и характер его взаимоотношений с учениками? Существует ли своеобразная преемственность отношений «учитель – ученик»? Какими качествами обладает настоящий учитель? Насколько важно ещё в детстве встретить надёжного наставника? Какие черты объединяют учителей из реальной жизни и героев художественных произведений? Что значит быть учителем?
Объект исследования – учителя школы села Бочаниха, выпускники школы.
Предмет исследования – роль школьного учителя в судьбе выпускника.
Цели исследования: в первую очередь сохранение памяти о людях, которые смогли выстроить судьбы многих и многих подростков; на конкретных примерах показать роль учителя в формировании личности ученика.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Сколько существует школа, столько и существуют отношения «учитель - ученик». И отношения эти порой играют настолько большую роль в жизни человека, что о них говорят «судьбоносные». Исходя из этого, была сформулирована гипотеза исследования: в разное время учитель, независимо от обстановки и условий обучения, оказывает существенное влияние на личность ребёнка.
Основными методами исследования стали: 1) изучение художественной, публицистической литературы, способствующей формированию представлений о характере взаимоотношений ученика и учителя; 2) знакомство с сайтами Интернета, посвящёнными обозначенной проблеме; 3) изучение архивных данных в школе истории села и районного архива; 4) сбор фотоматериалов; 5) встречи, беседы с жителями села, переписка с бывшими выпускниками и учителями школы; 6) обобщение и анализ собранного материала.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обзор литературы по данной тематике
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
Существует достаточно много источников, раскрывающих проблему роли учителя в жизни человека. В первую очередь хочется отметить ряд произведений отечественных писателей, которые постарались донести до читателя свою благодарность педагогам через художественные образы.
Мне наиболее близок образ педагога, представленный в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах» [1:1.]. В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в постоянной заботе о школе, в безграничной любви к детям. Обычный сельский учитель собственным примером являл образец любви к людям, к природе, внимание к старикам. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…»[1:1.].
В наиболее любимом мною рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна пытается помочь своему ученику, видя его бедственное положение. Она сама втягивает мальчика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел» [2:5]. Мальчик не забудет жертву, принесённую учительницей, и через всю жизнь пронесёт благодарность за уроки человечности и доброты.
У каждого учителя свой стиль и манера общения с детьми, но чуткие ребячьи души обязательно правильно оценят действия педагога, если увидят в этом стиле и манерах стремление сделать их лучше. Об этом рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» [3:4]. У педагога Харлампия Диогеновича есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В его практике основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже «трудные» подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже «сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же «установил в нашем классе образцовую тишину». Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда» [4:4].
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
Интересен взгляд на фигуру учителя современного писателя Ю. В. Бондарева. Читая и обдумывая его рассказ “Простите нас!” [5:2], задаёшься вопросами: «А всегда ли мы благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу, - школьным учителям?»
Приехав в родной город, герой Павел Сафонов не узнал его: так он изменился. А его учительница Мария Петровна – изменилась ли она?
Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.
Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследим по тексту за её реакцией.
“- Паша Сафонов… Паша? – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо ее задрожало”. “Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”, “…неверяще улыбнулась”.
Какие чувства владеют Павлом во время этой встречи?
Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”.
А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников. Как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице! Теперь он испытывает стыд, “непроходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.
Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:
- Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам?..”
Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант. В этом и трагедия героя и позднее его раскаяние. В этой связи нельзя не вспомнить созвучные ситуации слова В. Г. Распутина: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после»….
На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова: «Простите нас»[6:2].
Интересующая нас тема нашла своё отражение и в кинематографе. Фильм «Доживём до понедельника» рисует образ учителя истории. Илья Семёнович Мельников сумел завоевать уважение «трудного» и «неудобного» класса своей прямотой и открытостью в общении с учениками и коллегами. Одновременно он умел, и заглянуть в душу ребёнка, увидеть скрытую причину неблаговидного поведения, и держать дистанцию в общении, не давал «сесть себе на шею». Ученики любили его уроки, потому что Илья Семёнович рассказывал об исторических деятелях не по учебнику, а опираясь на свою эрудицию, он приглашал каждого к разговору. Причём, позволял присутствовать на своём уроке молодой учительнице, бывшей его выпускнице, тем самым как бы ненавязчиво давая ей уроки педагогического мастерства. В фильме показано, что учителю порой бывает нелегко, его одолевают сомнения, недовольство собой, собственной работой. Однако минутная слабость сменяется уверенностью в выбранной профессии, так как ответ на все вопросы и сомнения можно увидеть в чистых, распахнутых глазах учеников. По-моему, очень сильный эпизод картины, когда крупным планом показываются десятки пар глаз, с любовью и мольбой глядящих на своего наставника. Эти глаза как совесть и как суд. Они не отпускают и не дают сойти с выбранной дороги. Настоящий учитель остаётся с детьми до конца.
Таким образом, краткий обзор источников подтверждает мысль о непреходящем значении учителя в жизни человека, о многозначности этой темы. И вот эту многозначность хочется раскрыть на примере реальных судеб. Ведь прототипами художественных образов чаще всего были реально существовавшие лица.
Этапы исследования
1. Диагностический этап: постановка проблемы, определение цели, формулирование гипотезы, задач исследования.
2. Теоретический этап: ознакомление с литературой по данной проблематике.
3. Практический этап: овладение методикой исследования, сбор собственного материала.
4. Обобщающий этап: анализ и обобщение собранного материала, формулирование собственных выводов.
Определив проблему исследования, мы приступили к изучению существующих и доступных нам литературы и кинофильмов по данной теме. Особенно поразило при этом то, насколько перекликается прочитанное и увиденное мною с тем ощущением, осознанием роли учителя, отношением к своему наставнику, его судьбе, которое пронизывает уже известные мне воспоминания бывших учеников.
Изучив литературу, отражающую взгляд на роль учителя в судьбе ученика, приступили к поисковой краеведческой работе. Точнее, продолжили уже начатое дело. Завязалась переписка с бывшими учителями и выпускниками школы, некоторые из которых и сами стали педагогами. Состоялись интересные встречи с односельчанами. Дорожили каждым письмом, каждым словом. Люди, с которыми пришлось общаться, проводя исследование и составляя весь материал в одно целое, в большинстве своём тепло и душевно отзывались о своих школьных наставниках.
Нами собрано уже более двадцати воспоминаний, очень тёплых, добрых, душевных. Заметно, что тема затронула людей, не оставила их равнодушными, она им близка и дорога. Люди пишут письма, высылают фотографии, делятся самым сокровенным. Это самое приятное в нашей работе. К сожалению, многих из тех учителей, о которых вспоминают с теплом и благодарностью, уже нет в живых. Мы общаемся с их детьми, внуками, близкими и дальними родственниками, по крупицам собираем материал об их судьбе.
Наше историко-краеведческое исследование продолжается. Но и тот материал, который уже собран, изучен и обобщён, позволяет сделать определённые выводы, сформулировать результаты работы, даёт вполне целостное и определённое представление о роли школьного учителя в судьбах его учеников.
Конечно, мы не можем претендовать на безусловность полученных нами результатов и сделанных выводов. Может быть, найдутся и сторонники иного взгляда на данную проблему. Для меня важнее другое: тот драгоценный опыт, несравнимый для меня ни с чем другим жизненный материал, открывающий судьбы человеческие, одухотворяющий роль учителя в судьбе человека, поднимающий его порою до высот нравственного подвига. Именно он стал для меня открытием, которого не сделаешь на обычном уроке, стал настоящим уроком жизни.
Результаты исследования
Самый первый материал, который хорошо был изучен нами, во время предыдущей работы, конечно же, был об истории школы. Он внесен в нашу книгу памяти на первую страницу. Школе в этом году исполнилось 82 года, поэтому традиций у школы накоплено немало.
Каждый считает, что его школа – самая лучшая. Мы – не исключение. Что такое хорошая школа? Все равно, что спросить, что такое счастье. Известно, что каждый понимает по-своему, по большому счету все осознают, что дело не в титулах и наградах (которыми наша школа не обделена), а в том уровне комфорта, душевного тепла и заботы, которыми может оделить ребенка школа, где он учится. Разумеется, это не исключает требовательности, порядка, дисциплины и прочих необходимых рутинных компонентов, без которых не обойтись в повседневной жизни.
Если попытаться свести к одной формуле педагогическое кредо нашей школы, пожалуй, это будет звучать так «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вот такие наши учителя подвижники и романтики, воспитанные на великой мировой литературе, прочитанной в молодости.
Со школой связаны самые яркие впечатления детства, юности. Это и первая похвала любимой учительницы, и первые "пятерки" первая любовь и, конечно, первые неудачи. Школа - это важнейший период в жизни каждого человека. Здесь он узнает много нового для себя. Разве можно представить свое детство без школьных будней, интересных встреч и друзей? В памяти остается только все доброе, светлое. Как у любой школы, у нас есть своя история и традиции, которые и определяют ее дух и особенности, воспитывая гордость.
Школьный архив не позволяет увидеть за скупыми строчками приказов, журнальных оценок, разного рода ведомостей, отчетов, докладов, судьбы учителей, учеников, раскрыть отдельные страницы истории нашей школы. Фотоальбомы, подшивки старых газет…. Они служат нам проводником в прошлое. Все эти документы меня заинтересовали и, мне захотелось узнать еще больше о ветеранах, которые работали и работают в нашей школе.
Немного истории!
Впервые школа в селе Бочаниха открылась в 1931г. Здание школы находилось в доме местного кулака Якова Ивановича Полякова. В здании было три комнаты, в двух комнатах были классы, в третьей – жила семья учителя. Классы были очень маленькими, неуютными, тёмными. В классах стояли деревянные столы и лавки. Теперь этих домов нет, они снесены из-за ветхости…Историю появления школы в нашем селе знают все ее выпускники и нынешняя детвора. Но традиции продолжаются…Для учеников восемьдесят два года назад прозвенел первый в истории школы звонок. Так родилась наша школа! Одна из старейших школ Баганского района, она стала называться начальной школой. В 1951 году школа реорганизуется в семилетнюю, с 1962 8- летняя школа, с 26.04.1990г. по 31.12.1996г. – неполная средняя школа, с 01.01.1997г. по настоящее время – Бочанихинская основная общеобразовательная школа.
С 1951 г. первым её директором становится участник Великой Отечественной войны Иван Афанасьевич Железко. Жизнь ставила перед школой новые задачи. С ростом количества учащихся возникла острая необходимость в строительстве нового здания, которое началось в 1965 году, но была введена в эксплуатацию в 1967 г. Это была очень желанная, долгожданная школа. О ней мечтали все: учителя, ученики, родители. Большой вклад в начало строительства школы внёс директор Иван Афанасьевич Железко. Надо отметить, что это был великий труженик, энтузиаст. При нём в школе очень эффективно было налажено самоуправление, многое делалось своими руками. Был создан дружный, сплочённый работоспособный коллектив. При Иване Афанасьевиче оживилась патриотическая работа в школе. У школы стало много друзей.
Вот страницы его биографии. (Приложение№ 1,2,3,4,5)
Родился Иван Афанасьевич 26 июня 1921 года в семье маломочного крестьянина-середняка Железко Афанасия Ильича в с. Грушевка, Андреевского района, Новосибирской области. В 1929 году начал обучаться в Грушевской школе, 1938 году вступил в члены ВЛКСМ, закончил 7 классов, 1939 году окончил месячные учительские курсы при Андреевском роно, работал учителем в Грушевской начальной коле. В 1940г.- окончил заочно 1 курс Славгородского педучилища. Девятнадцатого октября 1940 года был призван в ряды Советской армии, где прослужил до марта 1946г. Участвовал в боях на Ленинградском фронте, был легко ранен. Награжден медалями:(Приложение№ 6) «За отвагу», « За боевые заслуги», « За победу над Германией», « За оборону Ленинграда».
С 13 марта 1946 года по август 1950 года работал заведующим А-Невской начальной школы Андреевского района. В 1949 году заочно окончил Татарское педагогическое училище. С 1950 – 1984 год работал директором Бочанихинской школы, 34 года.
С 1984г. по 1990г. новым директором становится Надежда Петровна Елизарова, учитель русского языка и литературы.
С 1990 года по настоящее время работает директором школы Почетный работник РФ - выпускница этой школы - Васина Наталья Ивановна. Есть люди, о которых говорят: «Человек на своем месте». Именно таким человеком является Наталья Ивановна.
Школа сегодня.
На данный момент нашу школу без преувеличения можно назвать современным развивающимся образовательным учреждением, в котором обучаются и воспитываются учащиеся из сел Гнедухино и Бочанихи. Школьный корабль двигает вперед. Команда из 13 педагогов.
В составе нынешнего педколлектива четыре её выпускника: (Приложение№14,15)
Васина Наталья Ивановна, Лях Валентина Ивановна, Иманова Айкор Камитовна, Рау Татьяна Геннадьевна.
Учителями в Баганском районе работают: (Приложение№15)
Емельяненко Александра Анатольевна, Погребняк Екатерина Петровна (на пенсии), Маслова Наталья Алексеевна, Скорик Наталья Николаевна.
У нашей школы почти вековая история. Она с достоинством пережила все потрясения минувших лет, сохранила и преумножила лучшие педагогические традиции, не растеряла кадры. Сегодня взят курс на развитие.В книге памяти помещены воспоминания о учителе-словеснике нашей школы – ЖелезкоЕлизавете Кирилловне. (Приложение№7,8,9,10) Если многие писатели - классики «выросли» из гоголевской «Шинели», то едва ли не каждый житель нашего села постигал грамоту у «учителя», как уважительно называли Елизавету Кирилловну. Она имеет награду (Приложение№10) «Отличник народного просвещения», медаль «За добросовестный труд», медаль «Ветеран труда». Но самой высокой наградой является любовь и уважение бывших учеников, которые до сих пор любят её, она ушла из жизни два года назад. Елизавета Кирилловна родилась в деревне Неулаевка Оренбургской области 15 марта 1923 года. Здесь же окончила школу. Получила документ о семилетнем образовании. Перед войной семья переехала в Сибирь к родственникам в село Поповку Карасукского района Новосибирской области.
Елизавета Кирилловна не сомневалась в выборе будущей профессии, легко поступила в Славгородское педагогическое училище. (Приложение№8)
Мирную жизнь прервала страшная война. Девушке пришлось оставить учёбу и пойти работать буфетчицей, чтобы помогать семье.
В 1945 году, в год великой победы, Елизавета Кирилловна окончила педагогическое училище и по распределению была направлена завучем в детский дом села Александро–Невск Андреевского района. Здесь она познакомилась с Железко Иваном Афанасьевичем, в 1946 году молодые люди поженились. В 1950 году Иван Афанасьевич был назначен диктором Бочанихинской семилетней школы. Так молодая семья переехала в наше село. Елизавета Кирилловна стала работать учителем русского языка и литературы.
Молодой педагог постоянно повышала свою квалификацию. Окончила Куйбышевский учительский институт и Новосибирский педагогический институт. (Приложение№7)
Большая часть жителей сёл Бочаниха и Гнедухино – ученики Елизаветы Кирилловны. Не одно поколение жителей нашего села прошло через умелые руки чуткого педагога. Прекрасный мастер каллиграфического почерка, специалист, глубоко знающий предмет русского языка и литературы, стала основоположником плеяды учителей - словесников района, являлась основателем драматического кружка в школе! Поистине человек - легенда!
В книге есть отзывы бывших учеников Ивана Афанасьевича, человеке, прошедшем ужасы войны, всю жизнь отдавшего школе. Его ученики успешно сдавали вступительные экзамены по истории, в том числе и в вузы. Много писем со словами признательности посвящено именно этому учителю, кстати, тоже, как и его супруга имевшему звание Отличник народного просвещения. Вот выдержка из письма В. А. Селютина (ушел из жизни два года назад), выпускник 1954 года (окончил 7 классов): «Строгость и требовательность - основные черты его как учителя, но они никогда не мешали ему с уважением относиться к своим ученикам. Он всегда хорошо, доходчиво объяснял новый материал. Это была манера объяснения, построенная на примерах из жизни, на постоянных сравнениях и наглядностях. Не надо и говорить, что в классе стояла «мёртвая» тишина. Он видел сразу, кто из учеников не понял и переключался на него, снова более доходчиво пояснял, растолковывал каждое понятие. Учитель не считался со своим личным временем, доносил необходимые знания до каждого ученика. Оставался после уроков, беседовал, объяснял шутя. Он вкладывал всю душу в своих учеников. Часто был слышен громкий смех учителя и учеников, примеры из жизни, шутки никого не могли оставить равнодушными. О талантливом, умном, прогрессивно мыслящем учителе знали во всей округе и за её пределами.
С нами, детьми, Иван Афанасьевич обращался уважительно, как со взрослыми, учил нас жизни. Жизненные примеры всегда присутствовали на уроках. Юмор не вредил, а только способствовал созданию нужной обстановки, спокойной, рабочей. Когда выросла моя дочь Лариса (она закончила эту же школу в 1977 году) и решила получить профессию врача, вопрос о выборе не стоял. Только советы Ивана Афанасьевича и учителя химии Евстигнеевой Лидии Ивановны помогли окончательно в выборе профессии. Она окончила школу хорошо, и с легкостью поступила в мединицинский институт. После окончания медицинского института дочь уже более 25 лет работает врачом».
В отличие от других профессий, учителю не дано, сразу насладиться плодами своего труда. Авторы многих писем вспоминают себя школьниками-шалунами, беспокойными, порой дерзкими, непослушными и не всегда покладистыми. Однако прав был классик, говоря:
Нам не дано предугадать,
Как Слово наше отзовётся…
Спустя годы и слова мудрых наставников обязательно помогали выбрать нужный путь, принять верное решение, потому что к учителю можно прийти не только будучи школьником, учитель остаётся другом на всю жизнь. Тому подтверждением может служить не одно письмо - признание. «Не из лучших по успеваемости и дисциплине был наш класс, - вспоминает выпускница 1955 года Дымура Ольга Нефедовна. - Много хлопот мы доставляли своим учителям. И за всех своих одноклассников мне хочется сказать: «Простите нас!» Спасибо за Вашу материнскую любовь, за Ваши рано поседевшие волосы, спасибо за бессонные ночи, за то, что вы сделали всё для того, что мы стали настоящими людьми. По-разному сложились судьбы моих одноклассников. Жизнь разбросала нас по всей стране. Многих я так и не встретила со дня окончания школы. Многие получили высшее и среднее специальное образование, стали уважаемыми людьми, обзавелись семьями и теперь растят уже внуков. Многие живут на Баганской земле: Полина Степановна Гостищева, Гришко Валентина Ивановна, Бондаренко Галина Григорьевна и др.
Я живу в селе Смоленское Свердловской области. Жизнь свою посвятила партийной работе, наверное, из-за любви к предмету истории, а может и к учителю Ивану Афанасьевичу. Начинала работать библиотекарем, затем была назначена парторгом, окончила высшую партийную школу в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Сейчас я на заслуженном отдыхе».
В. И. Матвиенко (выпускница 1964 г) вспоминает: «…тогда наши наставники, учителя старались имеющимися на тот момент способами привить любовь к математике, физике, литературе и другим предметам. Мы учились в тесных классах. Ловили каждое слово учителя. Помню, книг не хватало, художественную литературу читали по очереди. А потом делились своими впечатлениями. Когда мы взрослели и расправляли крылья, слово учителя ещё больше обретало для нас вес и смысл.
Одним из таких творческих учителей был физик-математик Михаил Сергеевич Малащенко. Благодаря преподавателю в нашей школе оборудовали кабинет физики. И мы, сельские дети, приходили туда как на праздник. Смотрели, как учитель проводил опыты, могли сами дотронуться руками до механизмов. Малащенко слыл строгим учителем, но всегда умел выслушать, дать добрый совет. Дети уходили от него в хорошем настроении. Ещё он вёл у нас уроки трудового обучения: изучали теорию, и работу сельского хозяйства. Сколько надо было терпения и ответственности с нами! Бывало, даже шкодничали, но у Михаила Сергеевича хватало такта и справедливости. Средний сын Михаила Сергеевича - Юрий пошел по его стопам, окончил Новосибирский педагогический институт, в данное время работает в этом же университете преподавателем математики».
Читая воспоминания наших респондентов, невольно проводишь параллель между событиями, происходившими в книгах, и теми, о которых свидетельствуют бывшие выпускники. Ведь нам кажется, что-то, что в книге не может быть как в жизни, а итоге видишь, что бывает. В этой связи хочется развить тему преемственности между учителем и учеником, незримой прочной связи между ними, какая бывает только между близкими людьми…Разве могла знать Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», что её ученик, которому она посоветовала учиться, потому что у него способности, поверит ей настолько, что выучится и станет одним из лучших писателей современности! А вот из беседы нашей выпускницы 1976 года (Приложение№15) Лях В. И.: «Надежда Петровна Елизарова очень хотела, чтобы я стала учителем русского языка и литературы, ей нравились мои ответы, мои сочинения. И я им стала, но только не учителем русского языка. И это произошло не сразу. Окончив школу, я поступила, по совету родственников, в Омский техникум связи без экзаменов, чтобы приобрести городскую специальность. И когда Надежда Петровна узнала об этом, была недовольна. Встретив меня, она сказала, что мое место в школе. И волею судьбы я стала учителем, окончила Новосибирский педагогический университет и вот уже 12 лет в своей родной школе работаю учителем ОБЖ и обществознания. Надежда Петровна одобрила мой поступок».
Известный русский педагог-словесник Е.Н. Ильин писал: «В нашем деле нужна полемика на уроке среди учеников, как стимул движения мысли, дабы подняться на новую высоту и увидеть еще не взятые рубежи»[7:3]. Эти слова служат ярким подтверждением следующим наблюдениям.
Снова обращусь к воспоминаниям Натальи Ивановны, сегодня учителя, директора школы, выпускницы 1973 года: (Приложение№14) «Я шла на урок, заполненная душевным трепетом в ожидании того момента, когда меня снова спросит Елизавета Кирилловна. Спросит о том, что не смогли ответить другие, самое сложное, может быть, требующее неоднозначного ответа. И я по-детски эгоистично ожидала возможности блеснуть на уроке, возможности высказать свои мысли, размышления, своё мнение. Но вовсе не для того, чтобы показать одноклассникам, что я их способнее, умнее, больше читаю, умею хорошо говорить. Нет, не их реакция мне была важна. Я ждала её реакции. Мне было важно, что скажет она, как оценит, похвалит ли. И она всегда хвалила. Она всегда находила особые слова, которые мне не просто было приятно слушать. Они меня окрыляли. Они давали мне стимул к новым открытиям и постижениям родного слова. Знала ли она, догадывалась ли о моих ожиданиях? Но всегда на уроке мои ответы выглядели как пример и образец для других учеников, как необходимая ей, учителю, помощь. Словно без меня ей и не справиться было с анализом произведений. Сама она всегда была для меня образцом в этом постижении, образцом владения языком. Её речь не была витиеватой, пафосной, не сквозила умными терминами. Она говорила строго и просто, но в этой простоте таилась для меня какая-то непостижимая сила. Сила, которая давала толчок и мне, порождала желание научиться владеть словом также. По незримому соглашению с Елизаветой Кирилловной я стала её помощником на уроках литературы и самым нуждающимся в знаниях учеником на уроках русского языка.…слова признания моих способностей, моей правоты стали для меня тем рубежом, после которого я осознала, что хочу быть учителем. Учителем литературы. Чтобы когда-нибудь так же, как тогда мне Елизавета Кирилловна, сказать своему ученику, что он превзошёл своего учителя, пошёл дальше него.
Прошли годы. Я успешно, без труда закончила филологический факультет Новосибирского педагогического института. Работаю в родной школе. Хожу на уроки и каждый раз, обращаясь к классу, вспоминаю своего учителя Елизавету Кирилловну Железко. Каждый раз сравниваю себя с ней, спрашивая, а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок. Ведь Елизавета Кирилловна не только для меня, но и для немногочисленных моих одноклассников, и для других учеников, которых она учила, стала образцом порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, примером самопожертвования ради того, что стало смыслом её жизни».
О Железко Елизавете Кирилловне в нашей копилке много слов благодарности. Некоторые её выпускники посвящали учителю стихотворения. Например, Паелова В.И. Она работает начальником ЖКХ, однако в душе - настоящий лирик, во многом благодаря прекрасному учителю – словеснику:
Окошко снежное, такое милое,
Не гасло долго ночами синими.
Метели Пушкина, луга Тургенева
В мечты высокие нас уносили…
Уроки добрые не забываются.
Чисты, как совесть, щедры, как пашни.
Родное слово, речь родниковая
Цветут рябинами у дома нашего.
И ещё о преемственности. Читая воспоминания выпускников школы, обнаруживаешь весьма любопытную особенность (а может, закономерность?): выпускница 1975 года Е.П. Погребняк (Приложение№15) вспоминает с благодарностью свою любимую учительницу Елизавету Кирилловну, которая навсегда влюбила ее в свой предмет. А в другом письме, в письме Герасимовой Л. С., видишь тёплые благодарные строки тоже о выпускнице Елизаветы Кирилловны, которая, окончив школу, сама стала учителем, прекрасно преподаёт русский язык и литературу, воспитала не одно поколение своих учеников и по сей день продолжает давать знания. Это Наталья Ивановна Васина. По-моему, трудно найти больше доказательство преемственности и судьбоносности связей между учеником и учителем. Ещё один яркий пример такой крепкой связи находим в письме выпускника 1975 года Куликова В.М.: (Приложение№14) «Особенно хочется сказать доброе слово о Елизаровой Надежде Петровне, она часто общается с нами, организует встречи одноклассников. Спасибо мой классный руководитель Надежда Петровна, без сомнения, для меня явилась тем необходимым человеком, по которому я до сих пор сверяю свои жизненные ориентиры. День учителя - это всегда праздник ожидания встречи с дорогим мне человеком».
Есть нечто общее, что объединяет воспоминания бывших выпускников школы и героев литературных произведений во взгляде на заявленную нами проблему о роли учителя в жизни. Для того чтобы ты состоялся как учитель, надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Каждой строчкой писем авторы утверждают мысль о том, как важно ещё в детстве встретить надёжного наставника.
Заключение
Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Судя по тем откликам, что мы получили, в нашей школе трудились и трудятся замечательные педагоги, оставляя после себя яркий след в лице благодарных учеников. (В книгу памяти мы обязательно внесем все письма воспоминания, фотографии, документы из личного дела Железко Ивана Афанасьевича и Елизаветы Кирилловны, которые помогли раскрыть мне эту тему).Удалось ли нашей работой охватить тот круг вопросов, что поставили перед собой в самом начале? Думаю, да. Достаточно доказательств непреходящей значимости учителя в жизни любого человека, велика доля его труда в формировании нравственных ориентиров личности. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно Учителю, каким будет этот человек. Он в ответе за будущее. И опять процитирую отрывок из воспоминаний учителя школы Почетного работника Российской Федерации Васиной Н.И.: «Нет уже на свете Ивана Афанасьевича. Елизаветы Кирилловны и других наших школьных атлантов, на которых держалась культура не только школы, но и села, и Баганского района… Но есть другие, о которых ещё напишут. Не пропало дело любимого Учителя многих поколений: большинство его учеников стали достойными людьми страны и общества. Их уроки продолжаются. Низкий поклон Вам, великие учителя за т о, что я, как и многие Ваши ученики, смотрю на мир Вашими глазами». Хочется пожелать всем, и себе тоже, чтобы каждому в жизни встретился настоящий учитель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Астафьев В. П. Последний поклон//М.: Детская литература.-1983.-с.196
2. Бондарев Ю. В. Собрание сочинений в четырёх томах. Том первый//М.: Молодая гвардия.- 1973. - с. 235
3. Ильин Е. Н. Из блокнота словесника.- СПб.: -1993. -с. 48
4. Искандер Ф. А. Тринадцатый подвиг Геракла: рассказы// М.: Эксмо.- 2011. - с. 56
5. Распутин В.Г. Уроки французского: Повести. Рассказ.// М,: Эксмо. -2005. с.- 640
6. Интернет
5 зимних аудиосказок
Два плуга
Валентин Берестов. Аист и соловей
Хризантема и Луковица
По морям вокруг Земли