Актуальность темы заключается в том, подобная работа ранее не проводилась на территории Калачинского района. Я должна систематизировать информацию о здании, в котором находится краеведческий музей, установить взаимосвязь между музеем, как учреждением, занимающемся сохранением истории и традиций и сохранением самого старого здания в Калачинске, в котором располагается музей. В этом я вижу актуальность своего исследования. Тема моей работы «От купеческого дома до музея»
Вложение | Размер |
---|---|
vika_tereshchenko_2.docx | 44.38 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»
«От купеческого дома до музея»
Научно - практическая работа
Секция: филология
Выполнила:
ученица 5 а класса
БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»
Терещенко Вика
Руководитель:
учитель русского языка и литературы БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»
Михайлова Светлана Петровна
Омск – 2014
Содержание
Введение
1. Основная часть
Глава 1.Развитие музеев
Глава 2. История Калачинска, история здания, в котором находится краеведческий музей.
2.1. История деревни Калачики.
2.2. Купеческий дом
2.3. Краеведческий музей.
Выводы
Заключение
Библиографический список
Введение
История Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.
Краеведческая тема данного исследования выбрана не случайно. Изучение краеведческого материала позволяет нам расти не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, земляков, на событиях из истории своего города. Благодаря краеведению мы, ученики, имеем возможность глубже понять, что история страны - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного государства, города и даже одного дома.
Я живу в городе Калачинске Омской области. Моя бабушка и мама работают в МБУ «Межпоселенческий историко-краеведческий музей» Калачинского района Омской области. С раннего детства я помню необыкновенную атмосферу здания, в котором расположен музей. Недавно я узнала, что музей находится в самом старом здании на территории Калачинского района, я подумала, что это не случайность. Мне захотелось узнать больше об истории появления первых музеев, захотелось подробно изучить историю родного города и музея, понять каким образом деревянное здание, построенное в 1905 году, могло сохраниться до наших дней.
Цели и задачи исследования:
1. Изучить историю развития музеев в мире;
2. Изучить историю деревни Калачики;
3. Изучить историю здания, в котором в настоящее время располагается МБУ Калачинский музей;
4. Изучить работу музея по сохранению традиционной культуры. Объект исследования: краеведение
Актуальность темы заключается в том, подобная работа ранее не проводилась на территории Калачинского района. Я должна систематизировать информацию о здании, в котором находится краеведческий музей, установить взаимосвязь между музеем, как учреждением, занимающемся сохранением истории и традиций и сохранением самого старого здания в Калачинске, в котором располагается музей. В этом я вижу актуальность своего исследования. Тема моей работы «От купеческого дома до музея»
Предмет исследования: история здания, в котором расположен МБУ Калачинский музей.
Методы исследования: изучение различных источников исторической и краеведческой информации и научно-вспомогательного материала.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ
1.1. Коллекционирование и история становления музеев. Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения. В Африке и на островах Океании археологи обнаружили остатки коллекций предметов религиозного культа эпохи неолита.
Но ярко и полномасштабно коллекционирование впервые раскрылось и расцвело в античную эпоху. Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. В знаменитой философской школе Платона имелось святилище муз - мусейон.
Первые древнегреческие коллекции формировались в известной мере стихийно, являлись общим достоянием граждан и были неоднородны. Исключительный характер носила деятельность Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). При поддержке своего воспитанника Александра Македонского он собрал в Ликее зоологические и ботанические коллекции, которые легли в основу его биологических исследований. Однако как явление целенаправленное коллекционирование возникает лишь в эпоху эллинизма (323-30 гг. до н.э.). В эту эпоху расширились не только географические рамки греческого мира, но и его культурные горизонты. Именно в этот исторический период начинает формироваться личность коллекционера.
На смену античности пришло Средневековье. Средневековье низвергло античные идеалы мудрости и красоты, при этом отцы церкви и Богословы постоянно подчеркивали ничтожество человеческого разума. В смутную пору раннего средневековья одни творения греков и римлян погибли от рук религиозных фанатиков, считавших произведения скульптуры «вместилищем демонов», другие же пали жертвой чисто практических соображений: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморные обтесывали и пережигали на известь, чтобы получить строительный материал.
Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Предметы культа в храмах являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства и представляли огромную ценность, как художественную, так и материальную.
Уже на заре средневековья укромные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари и документов стала создавать и светская власть. Одна из самых прославленных сокровищниц раннесредневековой Европы принадлежала Карлу Великому.
Блеском и роскошью отличались светские сокровищницы эпохи развитого средневековья. Судя по отзывам представителей иностранных посольств, в XVI в. не имела себе равных в Европе московская сокровищница русских царей.
Понятие «коллекционирование» применительно к средневековым сокровищницам носит достаточно условный характер. Ведь их содержимое в значительной степени формировалось случайно и бессистемно. Но уже в эпоху классического средневековья вещи попадали в собрание не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.
Процесс становления музея начинается в эпоху Возрождения. Почетное место в собраниях стали завоевывать произведения современных скульпторов и живописцев. Искусство стремилось освободиться от церковных запретов. Появилось «искусство ради искусства».
Самые ранние сведения об организации коллекции в виде кунсткамер восходят к 1550 г., относятся к Вене и связаны с именем императора Фердинанда 1 Габсбурга. Но самое богатое и знаменитое собрание второй половины XVI - начала XVII вв. принадлежало императору Рудольфу II Габсбургу. Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Кунсткамеры посещали главным образом представители иностранных государств. Степень их доступности для осмотра зависела исключительно от воли владельца. Лишь немногие из них допускали в свою кунсткамеру и просто «любопытствующих», а благодарные зрители выражали свою признательность в виде даров в кунсткамеру.
Но постепенно стала формироваться идея музея, доступного широкой публике, иными словами, публичного музея. Совершенствование человека путем его обращения к культуре воспринималось в ту эпоху не как частное дело каждого, но и как социальная ответственность. Ведь воспитание отдельно взятой личности в дальнейшем могло преобразить целое поколение и в конечном итоге перестроить на новых принципах все общество. Поэтому главный лозунг просветителей в музейной сфере зазвучал примерно так: коллекции, служащие удовольствию немногих, должны стать доступны всем.
Постепенно в системе ценностей европейского общества стало укореняться представление о музее как учреждении общенациональной значимости и необходимом атрибуте государства.
1.2. Музей и национальная культура
Конец XIX в. ознаменовался появлением принципиально нового типа музеев. Его создателем стал шведский учёный Артур Хаселиус. Путешествуя по сельским районам Швеции, он видел печальные последствия индустриализации и урбанизации: угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавалось забвению народное творчество - фольклор, музыка, танцы. Переезд в города сельского населения вёл к утрате многовековых традиций, а жизнь во всех европейских городах становилась одинаковой. В этих обстоятельствах именно сельские традиции стали определяться как национальная и культурная самобытность, угроза исчезновения которой, ощущалась в то время как вполне реальная.
Появилось много национальных музеев, то есть музеев, располагающих особо ценными коллекциями памятников общенационального значения. Они являлись свидетельством уважения народа к своему культурному достоянию и традициям, стремления к их сохранению и развитию.
Вопросы сохранения и популяризации духовных ценностей народа - одна из приоритетных задач музеев России. Молодежь, воспитанная в духе народных традиций и обычаев, менее подвержена социальным порокам, таким как алкоголизм, наркомания, а также чрезмерное увлечение компьютерными играми, мобильной телефонной связью, оказывающих на подсознание подростков такое же вредное воздействие. Поэтому очень важно поддерживать в сознании молодых людей нравственный стержень - это делает их устойчивыми к любым сомнительным соблазнам, несущим вред их психологическому и физическому здоровью. Конечно, мы понимаем, что сохранение традиционной русской культуры невозможно без сохранения памятников архитектуры.
Замечательным местом сохранения традиционной русской культуры стал заповедник Кижи. С начала XX века он был призван показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир. В 1945 году территория ансамбля Кижского погоста была объявлена государственным заповедником. Государство взяло эту территорию под свою охрану, после чего было принято решение о проведении реставрации памятников Кижского ансамбля. В дальнейшем на остров Кижи были перевезены и отреставрированы 28 памятников архитектуры, которые составили основу экспозиции музея под открытым небом.
Ещё одним замечательным примером может служить «Историко-культурный комплекс «Старина Сибирская», расположенный в Вольшеречье Омской области. Здесь собрали исторически значимые объекты здешних мест: дома зажиточных крестьян Николая и Павла Гладковых, дом ямщика Копьёва, в котором, следуя в далёкий Илимский острог, останавливался писатель-вольнодумец А.Н.Радищев; крестьянское подворье середины 19 века. Практически в каждом из выше перечисленных памятников истории, туристов ждёт небольшое театрализованное представление с оживлёнными персонажами того времени. В комплексе детально восстановлены не только жилые и хозяйственные постройки, но и условия жизни и быта людей ушедших эпох. Особенностью композиций является действенность -оживление экспозиций, их реальное функционирование. Поэтому многие предметы старины разрешено не только посмотреть, но и потрогать руками.
1 января 1934- года в Москве одновременно с Академией архитектуры СССР, открылся музей архитектуры СССР. Это позволило сохранить множество памятников архитектуры. Сотрудники музея самоотверженно спасали архитектурное наследие России, многие объекты которого были приговорены к разрушению во времена масштабного строительства в СССР.
Несмотря на старания сотрудников музея, многие памятники архитектуры были утрачены. И сегодня мы можем наблюдать, как исчезают с лица земли многие архитектурные ансамбли дореволюционной России. Усадьбы Молоди, Гребнево, Иславское, Ропша, этот список можно продолжить. Хорошо, когда находятся неравнодушные люди, меценаты, которые готовы сделать всё возможное для спасения исторических архитектурных памятников, а если нет, приходится рассчитывать только на удачу. Такая удача выпала и на долю нашего маленького сибирского городка, но об этом я расскажу в следующей главе.
Глава 2. ИСТОРИЯ КАЛАЧИНСКА, ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ, В КОТОРОМ НАХОДИТСЯ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
2.1. История деревни Калачики.
Город Калачинск не обозначен на мировых картах и даже на карте России, но это мой родной город и я хочу рассказать об его истории.
«В конце XVI века на завоёванных сибирских землях русские первопроходцы сначала воздвигали крепости-остроги, а затем и города. Тогда были построены такие крепости как Тюмень, Тобольск, Тара и многие другие. Вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение обширного и богатого края - Западная Сибирь. Русские переселенцы познакомили местное население с основами земледелия, с различными сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт». (, 43)
В 1716 году в устье реки Оми была построена Омская крепость, основная задача которой была охранять русские поселения от набегов кочевников. После этого из плотнонаселённых губерний России к реке Оми стали прибывать крестьяне. Численность русского населения в Сибири выросла втрое и к концу XVIII века составила 1 миллион человек.
В 1767 году переселенцы из Пермской губернии основали деревню Куликову в честь её основателя Петра Григорьевича Куликова. «Шло время. Семьи разрастались, сыновья стремились получить самостоятельный надел земли и пошли вверх по течению Оми. В 1795 году от рождества Христова проводилась «Ревизская скаска» -перепись населения. В России это была уже 5 по счёту перепись населения и в этой переписи впервые упоминается деревня Калачики». ( , 12) Фамилии первых поселенцев Калачинска: Ивановы. Кругловы, Петровы, Морозовы, Михайловы, Емельяновы, Павловы, Митрофановы, Васильевы, Куликовы, Шестаковы, Федотовы, Поспеловы. На тот момент в Калачиках проживало 130 человек. Основатели Калачиков поселились на берегу тогда быстрой и полноводной реки Омь. Кругом шумел лес. Осушенное теперь озеро на базарной площади, было тогда глубоким, кишевшем дичью. Глубоким было и нынешнее озеро Чёрненькое Берег напротив Калачиков тоже был лесистым. Вскоре образовалась первая улица, называется теперь Верхне-Береговой, а также Нижне-Береговая. Неоднократные наводнения заставляли людей селиться выше. Скученность построек часто приводила к пожарам. Однажды пожар уничтожил почти все Калачики, осталось всего 6 домов. Кладбище находилось в районе нынешнего базара, рядом с озером. Первым купцом был купец Дорохин, который пользуясь отсутствием конкуренции быстро разбогател и построил себе большую лавку.
Очень быстро Калачики стали развиваться после того, как 17 марта 1896 года через станцию Калачиискую пошли регулярные поезда. Деревня Калачики с населением 400 душ находилось в 2 верстах от станции. Деревня стала приближаться к железной дороге. «Один за одним возводились дома, в основном купеческие, образовывая улицу Столбовую, теперь улицу Ленина, ведущую от деревянного вокзала (новое здание вокзала было построено в 1987 году) к реке. На станции была сооружена водонапорная башня, а в 1902-1904 годах построен первый водопровод». (. 24)
Шли годы, и в 1943 году Калачинск стал посёлком, в 1952 году приобрёл статус города районного подчинения, а городом областного подчинения признан лишь в 1963 году.
2.2. Купеческий дом.
Как уже было сказано, на нынешней улице Ленина города Калачинска, а тогда Столбовой было много купеческих домов. Здание, в котором находится краеведческий музей, построено в 1905 году. Это дом купца Гастко Аркадия Ивановича.
Деревня Калачики в то время находилась в Куликовской волости, Тюкалинского уезда. Тобольской губернии. Это лесостепная зона. «Для строительства домов лес сплавлялся из Тарского округа по рекам, в основном сосна, пихта и кедр. Такой строевой лес стоил в 5 раз дороже местного берёзового и позволить себе купить его могли только купцы и зажиточные крестьяне». (, 26) Наш купец Аркадий Гастко, судя по дом\. мог позволить себе такие затраты. Он поставил сруб из соснового леса, общей площадью 175 квадратных метров, что по сравнению с крестьянскими избами было роскошью. Дом стоит на кирпичном ленточном фундаменте, с деревянными капитальными перегородками, деревянным чердаком, железной крышей на дощатых стропилах с фронтоном и карнизом. Окна простой работы, деревянные, двери филенчатые, потолок тесовый, полы дощатые. Стены оштукатурены, окна и двери окрашены масляной краской. Имеются четыре голландские печи, а также одна плита с обогревателем, которая, предположительно, была установлена в комнате, где находилась кухня, вместо русской печн. В доме семь комнат, три погреба, сени, три входа, один из которых выходит на улицу Ленина, два других во двор. Во дворе имелся колодец и надворные постройки.
Внутренняя часть обычного купеческого дома была устроена следующим образом.
Для отопления домов использовались русские печи, а также голландские с лежанкой. Стены комнат белились извёсткой, иногда обклеивались шпалерами - обоями. Из семей проходили в переднюю, где у зеркала можно было оправить голову и платье, здесь же обычно находилась и сама купеческая лавка. Затем можно было пройти в зал или гостиную. В гостиной располагался круглый стол, диван, кресла, на стенах зеркала, картины по состоянию. Третья комната по фасаду - чайная иди столовая, убиралась попроще. Здесь располагался комод, шкаф с чайным сервизом, серебряной посудой, иногда хрусталём. По заднему фасаду дома размешались спальни, в которых обычно находились комод с бельём, туалетный столик, а у задней стены — постель иол пологом. Часто рядом со спальнями располагался и кабинет хозяина, где стен пол сукном, кресло, у задней стены диван, стулья, на стене — портреты хозяев.
Несмотря на городской образ жизни, на большие и богатые жилища, мяогае сибирские купцы во многом сохранили крестьянский, народный уклад жизни. Хозяева теснились в задних комнатах. Кухня всегда была местопребыванием хозяйки дома. даже у богатых купцов. Кроме жилых комнат все купеческие лома имели подсобные помещения, состав и размеры которых были различны. Так подвалы и полуподвалы использовались как кухни, мастерские, кладовые, в чуланах хранились сундуки с одеждой, съестные припасы, утварь. К дому примыкал двор с амбарами, конюшней, баней, погребами.
Обычным занятием купцов, конечно, была торговля. Торговали обычно с утра до вечера, при этом очень часто тут же, при доме купца, где обычно выделялось помещение для лавки или склада. Особенностью сибирских магазинов - лавок, было то. что они не имели специальной торговли. А торговали всем понемногу, так например, в одной лавке вы сможете найти и фарфоровую посуду, и железные изделия, и закуску, и мануфактуру, и свечи просыпались в купеческих семьях очень рано, осенью и зимой до рассвета. Пили чай, после чего мужчины отправлялись по своим делам. В праздничные дни торговля рыночная сокращалась. В воскресные дни лавки закрывались на несколько часов раньше. По большим праздникам многие торговые точки вообще не работали. На рождество не работали два дня, на пасху три, на троицу и масленицу были открыты лишь некоторые лавки.
В торговле и её организации участвовал как сам купец, так и члены его семьи (чаще всего жена и старшие сыновья). Это было необходимо, так как специфика купеческого труда и выполнение общественных служб требовали периодических отлучек главы семьи. Во время этих отлучек руководство выполнением торговых и домашних дел брали на себя старший в семье мужчина или жена купца.
Несмотря на то, что люди на Руси всегда были заняты работой, издавна здесь ценилось гостеприимство. А уж в купеческом доме всегда было чем угостить дорогих гостей. Чай был привычным угощением. К чаю подавались баранки, булочки, другая выпечка. После чая гости просто так не уходили, сначала от души благодарили хозяев.
Вот так жил и купец Гастко Аркадий Иванович со своей семьёй. Но в 1917 году произошла революция, всё переходило в руки бедных, у богатых людей всё забирали, Постановлением революционного комитета от 5 января 1920 года дом конфисковали. (Приложение №)
После конфискации, в этом доме располагалась контора по продаже сельхозтехники, а затем долгие годы с 1927 года здесь была аптека. С 1977 года здесь находится историко-краеведческий музей. Имеются сведения, что расположение комнат в доме не претерпевало каких-либо серьёзных изменений во время работы здесь аптеки и музея.
2.3. Краеведческий музей.
В мире существуют самые разные музеи, которые располагаются в самых разных местах и зданиях. Например, для художественных музеев обычно строят специальные архитектурные сооружения с выставочными залами и запасниками.
Иногда экспозиция музея размещается прямо под открытым небом. Существует особый вид художественного музея, включающий в себя территорию части города или парка: Ярославово Дворище в Великом Новгороде, музеи-заповедники в Ярославле, Владимире, Ростове, Суздале.
Но всё же большинство музеев и по сей день размещаются в исторических зданиях, составляя с ними единый комплекс. Дворцы-музеи в Версале, Ватикане, Фонтенбло, Сан-Суси, Петродворце, Гатчине, Павловске; музеи-усадьбы в Кускове, Останкине, Абрамцеве, Талашкине. В некоторых случаях, по мере увеличения коллекций, к историческому зданию либо пристраиваются современные выставочные павильоны, либо перестраиваются старые дома, примыкающие к музею. Такой подход позволяет достичь двух целей одновременно: деятельность музея и сохранение исторического памятника' архитектуры. Это в полной мере относится и к подавляющему большинству краеведческих музеев, разбросанных по России.
Наш Калачинский краеведческий музей был создан на общественных началах. Он расположился в маленьком, но очень уютном деревянном, одноэтажном здании, бывшем купеческом доме, в центре города.
Основателями музея являются калачинские краеведы, учителя истории, | неравнодушные калачинцы. Среди них мы можем назвать такие имена как: Анастасия Афанасьевна Варушина, Иван Сергеевич Костин, Пётр Алексеевич Скареднов, AhhL Александровна Скареднова, Владимир Андрианович Мотовилов. Первым директором стал Николай Алексеевич Зеленев. Первым смотрителем Мария Александровна Контова. Первая экспозиция, располагавшаяся в пяти залах, рассказывала об истории нашего края.
В архивах Калачинского музея хранятся статьи из газеты «Сибиряк» того времени: «Мы, члены партии, имеющие большой опыт идеологической работы, считаем, что в газете правильно поднимается вопрос об открытии музея.
Создание музея - дело всей общественности и откладывать этот вопрос нельзя» «Дорогие товарищи!
В городе Калачинске ведётся подготовка к открытию историко-краеведческого музея ... Дело кашей общей чести превратить музей в источник исследовательской и воспитательной работы трудящихся и школьников».
Шли годы, музей развивался, но он по-прежнему располагается в маленьком здании в центре города, хотя, изменилась внутренняя сущность музея.
Большие перемены в музее начались, когда в 1996 году директором стала Елена Григорьевна Соловьёва. Елена Григорьевна 16 лет руководила Калачинским музеем, музей стал для неё вторым домом, местом, которое было и остаётся для Елены Григорьевны главным предметом заботы и любви. В 2011 году Елена Григорьевна внесена в Книгу Почёта отрасли культуры Калачинского района, ей присвоено звание «Почётный деятель культуры Калачинского района».
Как и любой другой музей, Калачинский музей сегодня выполняет следующие
• Собирание предметов.
• Формирование разнообразных коллекций,
• Обеспечение охраны собранного материала.
• Основной фонд музея составляет более семи тысяч единиц хранения. Научно-вспомогательный фонд около трёх тысяч. Экспозиционная и выставочная работа.
• Научно-просветительская деятельность, патриотическое воспитание, пропаганда исторических и краеведческих знаний.
Каждый месяц в музее открываются персональные выставки калачинских мастеров и мастериц, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, то есть другими словами народной, традиционной культурой. Присутствуя на театрализованном открытии выставки по прикладному искусству в крестьянской избе, мы наблюдаем живую связь времен, живую народную традицию.
В работу музея с посетителями активно внедряются анимация и интерактивность. Средства анимации используются в музеях в какой-либо исторической эпохе, где персонажи в соответствующих костюмах «оживляют» место и время.
Начиная с 2010 года, в музее разрабатывается образовательная программа для воспитанников детских садов и учащихся школ. В рамках этой программы разработаны интересные музейные уроки, основанные на традиционной русской культуре и обычаях. На этих занятиях дети вовлечены в активную деятельность, поэтому изучение краеведческого материала становится для них делом интересным и важным.
На базе музея работает клуб «У колодца времени», в рамках которого проходят интеллектуальные игры «Моя малая Родина». В 2012 году в игре приняли участие восемь команд, в финал вышли четыре команды. Финалистам нужно было представить проект по теме «Сохранение русских народных традиций». И ребятам это удалось. Команда «Юные краеведы» из школы №2 рассказали о проведении вечерок и спели русскую народную песню. Ребята из Глуховской школы подготовили фильм «Ермак», представили костюм воина того времени. Команда «СССР» Куликовской школы рассказала о своей краеведческой деятельности. Затем выступила команда «Родники» Воскресенской школы, они представили костюм «Парочка», найденный в селе Крестики Оконешниковского района и женское штапельное платье середины XX века.
Делаем вывод, что в нашем краеведческом музее идёт постоянная работа по сохранению народных традиций. У жителей Калачинска есть маленький, но уютный уголок, где каждый может посмотреть пусть не представляющий интереса для иностранцев, но зато бесценный для нас калачинцев, материал. И название этого места - Калачинский историко-краеведческий музей.
Калачинск не может похвастаться долгой, богатой на события историей, а также памятниками архитектуры государственного и мирового значения. Но мы смогли сохранить то, что имели. Только благодаря тому, что в 1977 году общественность Калачинска настояла на создании музея и размещении его в этом здании, на сегодняшний день мы имеем практически в неизменном виде памятник архитектуры, деревянного зодчества начала XX века - купеческий дом. Практика показывает, что только в таком случае удаётся сохранить архитектурные памятники старины.
Директор музея считает, что «сегодня старания работников музея и районной администрации должны быть направлены на создание таких условий эксплуатации здания, при которых памятник поддерживается в стабильном состоянии и необходимость реставрационных работ не наступает. Думаю, что в районе должны быть люди, которые знают основы в области реставрации памятников деревянного зодчества и которые могли бы восстановить исторические технологии плотницкого ремесла. Нужно также отказаться от использования здания музея в качестве фондохранилища или административного помещения. Если же это невозможно, то использование должно осуществляться без вмешательства в его конструкцию, внедрения современных инженерных систем, нарушающих его структуру и целостность».
Я выяснила, что здание калачинского историко-краеведческого музея, несмотря на его уникальность в районе, не является памятником архитектуры. Хорошо, что до настоящего времени, оно не подверглось значительным изменениям, но так может быть не всегда. Я считаю, что зданию музея необходимо присвоить статус памятника архитектуры хотя бы на уровне района, чтобы создать условия для сохранения этого здания.
Вывод
Я считаю, что изучать и любить свой родной край обязан каждый человек. Я очень люблю свою родину. И призываю к этому всех. Мне повезло, мои мама и бабушка работают в музее. Здесь хранится история нашей родной земли, документы, материалы о людях, которые не покладая рук трудились и трудятся на благо родного края, фотографии, воспоминания, вещи, которые жители Калачинска с любовью вязали, шили, вышивали, вырезали, всё то, что по крупицам и составляет нашу локальную, местную самобытность, неповторимость, историю нашего края.
Как важно то, что в моём родном городе сохраняется традиционная культура русского народа, сохраняется в стенах самого старого здания на территории Калачинского района. И мы, подрастающее поколение приобщаемся к культуре наших предков, помогающей нам жить в сложном современном мире.
Заключение
Работа над данным исследованием доставила мне удовольствие. Я изучила историю создания музеев, узнала, когда в музеях стали сохранять традиционную культуру, изучила историю города Калачинска, историю здания, в котором находится краеведческий музей, познакомилась с деятельностью музея.
В процессе работы над данным исследованием, изучив теоретическую литературу, поработав в архиве краеведческого музея, я узнала много нового и интересного. Я ещё раз убедилась в необходимости развития и создания музеев, сохранения в них традиционной народной культуры, а также сохранения зданий, в которых расположены музеи, так как в основном - это исторические памятники.
Я считаю, что я выполнила поставленные задачи.
Думаю, что данная работа может быть использована на уроках истории, посвященных изучению родного края.
Библиографический список
Оселедцев Г. А. Калачинск. — Омск: книжное издательство. 1994
Шум и человек
Золотой циркуль
Четыре художника. Осень
Рукавичка
Горка