исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Святитель Питирим и духовная культура Тамбовского края. Исследовательская работа | 72 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа
Уваровского района Тамбовской области
Павлодарский филиал
Святитель Питирим и духовная культура Тамбовского края
Исследовательская работа
Никулиной Анны Евгеньевны,
ученицы 7 класса
Боярская Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Павлодар 2013 год
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Основная часть…………………………………………………………….4
2.1 Краткое житие святителя Питирима, епископа Тамбовского…...........4
2.2 Подвиг души и духа………......................................................................5
3. Заключение………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………....10
Приложения …………………………………………………………………11
Человек, живущий для блага ближнего,
не чувствует себя лишённым чего-то,
ущемлённым. Совсем напротив - он
просто не может жить по-другому,
только такой способ жизни дает ему
острое ощущение счастья.
И. Овчинникова
1. Введение
В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений. В наши дни мир стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость. Перестают цениться такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение. Знание прошлого своей страны, своего края вооружает человека нравственно, обогащает духовно.
Актуальность моего исследования заключается в том, что каждый человек должен обладать добрыми человеческими качествами, знать и гордиться историей и культурой своей страны.
Цель моего исследования: изучить, как Святитель Питирим через православную веру, церковные традиции способствовал духовному становлению нашей области.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Методы исследования: теоретические и практические.
2. Основная часть
2.1. Краткое житие святителя Питирима, епископа Тамбовского
Святитель Питирим родился в 1645 году в городе Вязьме Смоленской епархии. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, которого в течение всей своей жизни глубоко чтил. Родители Прокопия были людьми весьма благочестивыми. (Приложение № 1 рисунок № 1).
С детских лет Прокопий и его сестра стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Отрок Прокопий успешно проходил учение: посещал церковные службы, участвовал в клиросном пении и чтении, читал книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь. Беседы со старцами монастыря, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество. По окончании учения он стал послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Соблюдая строго посты, точно исполняя послушания, а также высокие духовные качества Прокопия быстро нашли признание братии. Вскоре Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды.
Инок Питирим необыкновенно быстро рос духовно. В свои 32 года он был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита. Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства Иоанно-Предтеченского монастыря. Он был примером для братии, разделял с ней монашеские подвиги и труды. Кротостью и духовным горением своим, а не строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.
Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву с тем, чтобы дать ему новое, высшее служение. 1 сентября 1684 года архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа. [1, стр.19-24]
2.2 Подвиг души и духа
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Наш край того времени был диким, не просвещенным светом Христовой веры. Его населяли в люди языческой веры, татары-мусульмане, раскольники, ссыльные и беглые преступники. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю. Епархия была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. [3, стр.5-22,]
Но все это нисколько не смутило епископа. С огромной верой в Бога, с верой в правильность и значимость своего дела, с любовью к ближнему святитель Питирим начал свою великую работу. Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к Православию старообрядцев и язычников, сам совершал воскресные и праздничные богослужения, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму.
Благодаря святителю Питириму в Тамбове появилась традиция проведения крестных ходов по городу. По приезду в Тамбов святитель совершил крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы. Наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божьей Матери, которую он поместил на западных воротах Тамбова. Эта икона особо прославилась своими чудотворениями в 19 веке и была названа Тамбовской иконой Божьей Матери. (Приложение № 1 рисунок № 2).
С улучшением экономического благосостояния Тамбовской епархии епископ Питирим начинает храмовое строительство, занимается миссионерством. Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в селе Донское. До конца 19-столетия, как священную реликвию хранил Предтеченский храм деревянный крест, сделанный руками святителя Питирима и подаренный храму. (Приложение № 1 рисунок № 3).
К концу 17 века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.
Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. С помощью них, опираясь на самые крупные и создавая новые, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае позиции Православной Церкви. Монастыри активно помогали епископу развивать еще молодую Тамбовскую епархию. Недалеко от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, в котором он часто бывал, потому что любил монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим вырыл колодец, вода которого обладала целительными свойствами. (Приложение № 2 рисунок № 4). Святитель Питирим обновил многие старые обители. Владения Казанского мужского монастыря в Тамбове были расширены благодаря заботам архипастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого стала родная сестра святителя Питирима - Екатерина. (Приложение № 2 рисунок № 5). Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений.
Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. Любимым детищем для святителя Питирима стал новый собор. Он строго следил за строительными работами и сам принимал в них активное участие: был и архитектором, и строителем, и рабочим. Преображенский собор становился символом укрепившейся Церкви и сердцем Тамбовской земли. (Приложение № 2 рисунок № 6).
После десятилетия самоотверженных трудов на Тамбовщине архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. О его выздоровлении молилась вся паства перед иконой Казанской Божией Матери. После продолжительной болезни наступило долгожданное выздоровление, святитель прожил еще три года. Епископ Питирим продолжил строительство собора, изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Он умер 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им иконы Смоленской Божией Матери. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне – строки: «Не забывайте мя, егда молитеся Господу». Память и почитание святителя Питирима не прекращаются с самой его кончины.
Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский кафедральный собор, приходили люди не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице Святителя Питирима сложилась традиция: заказывать заупокойные панихиды о епископе Питириме и просить его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы Святителя. 28 июля 1914 года святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.
В настоящее время мощи святителя Питирима находятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Можно приложиться к честной ризе святителя, которая дарует исцеление всем немощным и скорбящим людям. (Приложение № 2 рисунок № 7).
Русская церковная история богата подвижниками, которые оставили о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей. В ходе этой работы были проведены беседы с прихожанками Христорождественского храма города Уварова Шмелевой Г.И. и Гуляевой Н.А , жительницами села Павлодар. Шмелева Г.И. рассказала, о том, что она была в кафедральном соборе, молилась у мощей святителя Питирима. Она выразила огромную радость, что идет такое приобщение к нашей религиозной культуре молодого поколения.
3.Заключение
Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Многочисленные душеполезные уроки можно извлечь из его жизни. Она свидетельствует о том, насколько полезно человеку постоянно молитвенно обращаться к святому своему Небесному покровителю. Святитель не обличал и осуждал, а с братской во Христе любовью воздействовал на людей. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, сеял в душах семена веры и благочестия. Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Епископ Питирим светил миру ровным светом любви ко всякому Божьему созданию, ко всей твари, творил с благословением и помощью Господа.
После кончины святителя в епархии было 168 храмов, появилась традиция проведения крестных ходов, построен главный кафедральный собор Тамбовской области.
Вся деятельность святителя Питирима сводилась к духовному просвещению населения Тамбовской епархии. Он открыл перед людьми новый мир, в котором человек не одинок, в котором все напоминает о смысле его существования, в котором помощником, советчиком, наставником становится сам Господь.
Список литературы
Приложение № 1
Рисунок 1. Святитель Питирим
Рисунок 2. Тамбовская икона Божьей Матери
Рисунок 3. Предтеченский храм в селе Донское
Приложение № 2
Рисунок 4. Трегуляевский монастырь
Рисунок 5. Вознесенский женский монастырь
Рисунок 6. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Рисунок 7. Рака с мощами святителя Питирима в нижнем Никольском приделе Преображенского собора
Сказка "Колосок"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем пшеничное поле гуашью
Пейзаж
Нора Аргунова. Щенята