В современной школе вопросы здоровья школьников приобретают главное значение, так как она воспитывает личность, которая в будущем должна принести пользу нашему государству.
Поэтому в последнее время актуальными становятся исследования факторов успешного обучения, к которым можно отнести и эмоциональное состояние школьников. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей , поэтому, от того какие отметки будет получать младший школьник, который только «учится учиться» зависит и его эмоциональное состояние, а от его эмоционального состояния зависит дальнейшая успешность в последующих классах. Изучив работы ученых я могу сделать вывод о том, что приятное запоминается человеком лучше, чем неприятное. А в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека (В.В. Давыдов), а следовательно и влияет на психоэмоциональное состояние человека. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения и младший школьник обладает всем необходимым для начала обучения в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование психоэмоционального состояния младших школьников | 2.17 МБ |
Введение. СЛАЙД 1
Сегодня мы совершим путешествие в эмоциональный мир детей.
Эмоции, чувства – это огромное богатство каждой личности, с эмоциями мир становится разнообразней, интересней, ярче.
Но, если эмоции чересчур сильные, если повышенная чувствительность, если ребёнок более тревожен, агрессивен, боязлив, с эмоциями ему становится трудно.
Доброжелательное, чуткое отношение к ребёнку в семье и школе – это очень большой и крепкий фундамент эмоционального здоровья.
Когда детям плохо – они реагирует эмоцией.
Если ребёнок активный, то его эмоция – это эмоция агрессия.
Если ребёнок тихий и ему плохо, он реагирует тихим плачем, тревогой, страхом.
Сегодня мы поговорим об одном факторе, влияющем на эмоциональное состояние младшего школьника – это результаты учебной деятельности.
СЛАЙД 2-3
В современной школе вопросы здоровья школьников приобретают главное значение, так как она воспитывает личность, которая в будущем должна принести пользу нашему государству.
Поэтому в последнее время актуальными становятся исследования факторов успешного обучения, к которым можно отнести и эмоциональное состояние школьников.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей , поэтому, от того какие отметки будет получать младший школьник, который только «учится учиться» зависит и его эмоциональное состояние, а от его эмоционального состояния зависит дальнейшая успешность в последующих классах. Изучив работы ученых я могу сделать вывод о том, что приятное запоминается человеком лучше, чем неприятное. А в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека (В.В. Давыдов), а следовательно и влияет на психоэмоциональное состояние человека.
СЛАЙД 4-5
Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный тон настроения. Так же младший школьник обладает всем необходимым для начала обучения в школе. На протяжении всего младшего школьного возраста изменяются: восприятие, внимание, память, воображение.
Слайд 6
Развивается и личность младших школьников. а) Происходит усвоение моральных требований. б) Развивается мотивационная сфера и главное место занимает мотив получения высоких отметок. в) Изменяется самооценка. Дети, ориентируясь на то, как оценивается их работа учителем, считают себя и своих сверстников «отличниками» или « двоечниками», хорошими и средними, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников постоянные неудачи и низкие результаты снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Слайд 7
Эмоции –это выражение нашего отношения к происходящему вокруг внутри нас.
Психоэмоциональное состояние — это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты.
г) В начальных классах изменяется характер эмоций детей. Учебная деятельность связана со строгими требованиями, с дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Всё это влияет на эмоциональный мир.
Слайд 10 Результат учебной деятельности не само знание, а изменение в уровне развития учащегося. Оценка же фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной программы. Поэтому от результатов учебной деятельности (положительные они или отрицательные) зависит будет ли испытывать ученик желание продолжать эту деятельность или же начать избегать ее выполнения.
Слайд 11
Вывод: Каковы же причины эмоционального неблагополучия младшего школьника в школе? Эмоциональное неблагополучие проявляется, когда главные потребности этого возраста не удовлетворены: - желание быть первым, компетентным в учёбе, получать положительные оценки, иметь ощущение что он хороший и у него всё получится обязательно, потребности в надежности, защищенности, не удовлетворены.
И он ожидает постоянного неуспеха в школе. Если школьная тревожность перерастёт в затяжную форму, то это может привести к различным неврозам. Получая часто отрицательную оценку, учащийся постоянно волнуется, проявляет повышенное беспокойство в учебных ситуациях, постоянно ожидает плохого отношения к себе со стороны сверстников и взрослых. Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность. Положительные результаты в начальной школе позволяют сохранить здоровье школьника, поддерживают положительный эмоциональный фон, формируют устойчивое переживание радости, удовольствия от пребывания во внутришкольной среде.
Исследование
Мною было проведено исследование на базе МБОУ ЖСОШ № 22 с. Жуковского. Я диагностировала учащихся начальной школы ( 2-4 классы) в количестве 60 человек.
СЛАЙД 12
Гипотеза моей работы: результаты учебной деятельности (положительные они или отрицатнельные) влияют на психоэмоциональное состояние младших школьников.
Цель исследования:
Научное обоснование влияния результатов учебной деятельности на психоэмоциональное состояние младших школьников
СЛАЙД 13
Задачи:
Результаты исследования:
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
2. По тесту Филлипса я смотрела только общий показатель школьной тревожности, так как именно он для меня является информативным.
Выявлен высокий уровень школьной тревожности у 18% уч-ся и эти же учащиеся имеют низкие показатели результатов учебной деятельности.
СЛАЙД 16
3. По методике «Шкала тревожности» так же выявлено 20% уч-ся с высоким уровнем школьной тревожности, Эти данные так же нашли подтверждение при сравнении их с результатами учебной деятельности.
СЛАЙД 17 4. Анализируя опросник «Басса- Дарки» - я вижу, что высокий уровень тревожности ведёт за собой различные поведенческие проблемы, они присутствуют у 23% уч-ся, и эти дети именно с высоким уровнем тревожности.
СЛАЙД 18 5. «Цветовой тест Люшера» позволил выявить учащихся с неблагоприятным эмоциональным фоном – ЭТО 24% учащихся.
СЛАЙД 19
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между результатами учебной деятельности и психоэмоциональным состоянием школьников: проявлением тревожности, страхов, проблем поведенческого характера, что и доказывает мою гипотезу.
СЛАЙД 20
Итогом моей работы стала разработка рекомендаций по преодолению эмоциональных проблем младшего школьника.
Результаты моего исследования могут использовать в своей работе психолог, учителя, так как оно показывает на что прежде всего нужно обратить внимание в работе с детьми. А рекомендации могут активно использовать родители в общении с младшими школьниками.\
СЛАЙД 21-22
Сказка "Морозко"
Зимний дуб
Барсучья кладовая. Александр Барков
Белый лист
Карандаши в пакете