перезентация
Вложение | Размер |
---|---|
nov.pptx | 712.61 КБ |
Слайд 1
Выполнили: ученики 4 В класса МБОУ СОШ № 49 Горбунов Захар, Дмитриев Дима. Дмитриев Дмитрий Колыбельная песня в русской народной культуреСлайд 2
Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. Мы решили найти подтверждение этому явлению и раскрыть его в исследовательской работе: «Секреты колыбельной песни» Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.
Слайд 3
Колыбельная песня передается от одного поколения к другому, из уст в уста. Колыбельная песня - мостик из взрослого мира в мир ребенка, мостик из древнего мира в наш мир.
Слайд 4
Функции колыбельной песни Усыпительная Воспитательная Заклинательная Размеренный ритм песни в такт движению колыбели, и традиционные повторы «баю-бай». Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию. Встречаются и строгие наказы. ?
Слайд 5
Колыбельная песня и заговор
Слайд 6
Криксы По старым крестьянским представлениям, "криксы" — особая болезнь детей, вызываемая злым существом, проникающим в ребенка, отчего он "блажит" всю ночь. Пришла бабка с заморья, принесла короб здоровья. Тому-сему не дала, моей девочке приблюла. В голованьку положила, рукавочком покрыла. Криксы - упиры забрала, во мхи болота послала .. Криксы - вараксы , идите вы за крутые горы, За темные лесы от малого младенца! колыбельная песня заговор
Слайд 7
Дрёма Люлю, Дрёма пришла, По-под зыбочку брела, К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка, Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди . Соня – сонятко, усыпи дитятко, Обволоки дрёмой в сонных хоромах. Заведу глаза, шепну три раза: «Спитко, посыпатко, Соня – сонятко». Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом . . колыбельная песня заговор
Слайд 8
Полуночница колыбельная песня заговор Полуночная полуночница , ночно , полуночно не галься, Над дитяткой не деканься. Люли, люленьки, люлю , Тебе плакать не велю. Посижу и пошепчу : -Полуночница – ночница , Из избы вон уходи, От Ванюшки отступи. Полуночница – отнимает сон у младенцев: ноченка-полуноченка, полуношница-щекотунья, ночница, щекотуха-лепетуха, колюха, егозуха, неугомонница.
Слайд 9
Бессонница Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: " Сонница - бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой".
Слайд 10
Сравнительный анализ заговора и колыбельной песни жанр Виды Обращение Обрядовое действие Место действия Заговор Белые – это которые приносят пользу, черные-вред. Обращение к явлениям природы или к самой природе: солнце, ветер, небо, воздух. Слово неотрывно от действия. Заговоры произносятся в определенное время, в определенном месте и определенной манерой. Колыбельная песня Направлены на защиту и пожелание добра. Наличие образов мифических и реальных Только словесное обращение к посредникам. Нет определённого места и времени. Вывод Рассмотрев примеры , проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы и элементы заговоров.
Слайд 11
Персонажи колыбельных песен из реальной жизни, наделённые человеческими качествами. Котя, котенька, коток, Котя - серенький бочок . Приди, котя, ночевать, мою детку покачать. Люлю - люлю - люлюшки , да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать, стал мой милый засыпать. Баю-баюшки-баю, Не ложись на краю: Придет серенький волчок И ухватит за бочок.
Слайд 12
Баба́й (баба́йка ) — ночной дух, воображаемое существо, используемое родителями, чтобы запугать непослушных детей. Иногда Бабай не описывается вообще; в этом случае дети могут вообразить его в наиболее страшной форме.
Слайд 13
Баю-бай, баю-бай, завтра Ванечка помрет, будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить. Смертные колыбельные песни
Слайд 14
Функции колыбельной песни Усыпительная Воспитательная Заклинательная Размеренный ритм песни в такт движению колыбели, и традиционные повторы «баю-бай». Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию . Встречаются и строгие наказы. Рисуются символические картины жизни. Присутствие мифологических персонажей, ограждающие от бед, приманивающие благополучие. Отражается тёмная сторона мира.
Слайд 15
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.
Слайд 16
Литература: Баюшки-баю Слушаем и поем колыбельные песни О.П. Радынова " Владос ", 1995г. Карнаухова И. В.Баиньки : русская народная песенка / И. В. Карнаухова; Худож . Т. Зеброва . – М.: Малыш, 1986 Колыбельные: Поэт. сб. / Ил. Л. Орловой, У. Артеменко.- М.:ООО «Самокат», 2006 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FB%E1%E5%EB%FC%ED%E0%FFhttp://slovari.yandex.ru/колыбельные%20песни%20/Гуманитарный%20словарь/Колыбельные%20песни/
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем ананас акварелью
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Три загадки Солнца
Всему свой срок