Через полгода всё мировое человечество будет праздновать Великий Праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа над фашизмом.
Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира.
Изучая события минувшей войны, историки открывают новые и новые страницы этого события, повлиявшего на дальнейший ход мировой истории.
Большое внимание уделяется анализу тех причин, которые определили победоносный исход войны. В числе таких причин называют и военно-технические факторы, и помощь тыла, и массовый героизм граждан Советского государства. Следует помнить, что не последнюю роль в Победе оказало и искусство.
Героический подъём советского народа в борьбе с врагом, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросла советская живопись времени Великой Отечественной войны.
Художники, не призванные в армию все силы отдавали наглядной публицистике. Идеи патриотизма воодушевляли художников на создание картин, повествующих о подвигах советских людей.
Серьёзная задача встала перед советскими художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.
Антивоенные картины и рисунки выполняли роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Листовки небольших форматов появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах и даже на спичечных коробках.
Политические плакаты и листовки были различные по функциям:
- информирующие и дезинформирующие,
- призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение,
- создающие смысл и лишающие смысла.
Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех возможных тем.
Бесспорно, КуКрыНикСы занимают ведущее место в области политического сатирического жанра в довоенном, военном и послевоенном изобразительном искусстве.
Творческий коллектив советских живописцев и графиков - Куприянова Михаила Васильевича (1903г.р.), Крылова Порфирия Никитича (1902г.р.), Соколова Николая Александровича (1903г.р.) создан был ещё в 1924г. в студенческой стенной газете ВХуТеМаса.
Творчество КуКрыНикСов многообразно: талантливые пейзажи, портреты, рисунки. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Более 25 лет КуКрыНикСы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, показывая образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве.
«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и КуКрыНикСов. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».
Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира КуКрыНикСы в годы Великой Отечественной войны. Созданные за время войны плакаты и рисунки КуКрыНикСов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними довоенными карикатурами. В их работах фашизм предстаёт как отвратительное опасное явление, запятнанное преступлениями и ненавистно. В то же время это явление смешно своими контрастами кровавого шутовства, бандитизма, лживости, наглости и уродливости.
Сатирический образ врага строится на преувеличении. В рисунках КуКрыНикСов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Какими бы фантастичными не казались образы и гиперболы в карикатурах КуКрыНикСов, они художественно убедительны и реалистичны. В рисунках КуКрыНикСов много градаций: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Нигде и никогда смех КуКрыНикСов не переходит в пустое острословие. В основании их шуток и насмешек лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые КуКрыНикСами, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве КуКрыНикСов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.
В сатирических произведениях КуКрыНикСов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах КуКрыНикСов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.
При всей внешней простоте и общепонятности КуКрыНикСовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.
Сатирические образы КуКрыНикСов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах КуКрыНикСов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.
Свою первую работу эпохи 1941 - 1945гг. - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны - 22 июня 1941г., который вошел в жизнь советских людей, как призывная повестка. Плакат воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.
В ряде карикатур КуКрыНикСы создали образы огромной обобщающей силы. Так, в «Превращении фрицев» (1943г.) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.
В 1942г. КуКрыНикСы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть партизанки Зои Космодемьянской.
В карикатуре «Клещи в клещи» (1941г.), Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии.
Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942).
Работа «Три года войны» (1944г.) изображает крепкие, рабочие клещи, изогнувшиеся в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера.
У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев на плакате «Два котла» (1944г.). В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную «плакальщицу» Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гимлера, связанные с рядом поражений 1943г.
Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».
В 1944г. КуКрыНикСы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.
В 1944 - 1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.
В 1945 - 46гг. - выходит картина «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».
Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947 - 48гг.). КуКрыНикСы удостоены за неё Сталинской премии в 1949г. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, КуКрыНикСы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» КуКрыНикСы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной КуКрыНикСов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Помимо фронтовой хроники и политической графики известны рисунки, сделанные КуКрыНикСами на знаменитом Нюрнбергском процессе.
Работы КуКрыНикСов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом.
За годы Великой Отечественной войны было издано около 3 миллиардов штук антивоенных листовок, которые распространялись с помощью авиации на линиях фронтов и оккупированных территориях. Около 200 тысяч из них - это работы КуКрыНикСов.
Глубоко патриотичное, народное искусство КуКрыНикСов было высоко оценено советским правительством. КуКрыНикСы награждены орденами Отечественной войны и медалями. А в 1942г. за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.
Вложение | Размер |
---|---|
kukryniksy.doc | 76 КБ |
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»
Творчество КуКрыНикСов
в годы Великой Отечественной войны
Автор:
студент гр. 28П
Сергиенко Н.
Руководитель:
Панкратова Г.В.
2010г.
Тема исследования
Творчество КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования
Анализ содержания и значения творчества советских художников-карикатуристов в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования
Факторы, оказавшие влияние на рост боеспособности Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования
Политическая сатира КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования
Творчество художников-карикатуристов является одним из значимых факторов, оказавшим благоприятное воздействие на победу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Сатирическое содержание политических плакатов и листовок способствовало критическому отношению к немецко-фашистской армии, разрушало миф о её превосходстве и непобедимости, демонстрировало уязвимость противника и его военную несостоятельность.
Героический образ русского солдата, выполняющего освободительную миссию, вселял уверенность в сознании солдат и мирного населения нашей страны, формировал чувство патриотизма и готовности к борьбе за правое дело. Главной идеологической задачей политической сатиры стало утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры советских людей в победу, напоминание о величии предков.
Через полгода всё мировое человечество будет праздновать Великий Праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа над фашизмом.
Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира.
Изучая события минувшей войны, историки открывают новые и новые страницы этого события, повлиявшего на дальнейший ход мировой истории.
Большое внимание уделяется анализу тех причин, которые определили победоносный исход войны. В числе таких причин называют и военно-технические факторы, и помощь тыла, и массовый героизм граждан Советского государства. Следует помнить, что не последнюю роль в Победе оказало и искусство.
Героический подъём советского народа в борьбе с врагом, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросла советская живопись времени Великой Отечественной войны.
Художники, не призванные в армию все силы отдавали наглядной публицистике. Идеи патриотизма воодушевляли художников на создание картин, повествующих о подвигах советских людей.
Серьёзная задача встала перед советскими художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.
Антивоенные картины и рисунки выполняли роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Листовки небольших форматов появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах и даже на спичечных коробках.
Политические плакаты и листовки были различные по функциям:
- информирующие и дезинформирующие,
- призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение,
- создающие смысл и лишающие смысла.
Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех возможных тем.
Бесспорно, КуКрыНикСы занимают ведущее место в области политического сатирического жанра в довоенном, военном и послевоенном изобразительном искусстве.
Творческий коллектив советских живописцев и графиков - Куприянова Михаила Васильевича (1903г.р.), Крылова Порфирия Никитича (1902г.р.), Соколова Николая Александровича (1903г.р.) создан был ещё в 1924г. в студенческой стенной газете ВХуТеМаса.
Творчество КуКрыНикСов многообразно: талантливые пейзажи, портреты, рисунки. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Более 25 лет КуКрыНикСы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, показывая образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве.
«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и КуКрыНикСов. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».
Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира КуКрыНикСы в годы Великой Отечественной войны. Созданные за время войны плакаты и рисунки КуКрыНикСов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними довоенными карикатурами. В их работах фашизм предстаёт как отвратительное опасное явление, запятнанное преступлениями и ненавистно. В то же время это явление смешно своими контрастами кровавого шутовства, бандитизма, лживости, наглости и уродливости.
Сатирический образ врага строится на преувеличении. В рисунках КуКрыНикСов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Какими бы фантастичными не казались образы и гиперболы в карикатурах КуКрыНикСов, они художественно убедительны и реалистичны. В рисунках КуКрыНикСов много градаций: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Нигде и никогда смех КуКрыНикСов не переходит в пустое острословие. В основании их шуток и насмешек лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые КуКрыНикСами, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве КуКрыНикСов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.
В сатирических произведениях КуКрыНикСов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах КуКрыНикСов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.
При всей внешней простоте и общепонятности КуКрыНикСовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.
Сатирические образы КуКрыНикСов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах КуКрыНикСов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.
Свою первую работу эпохи 1941 - 1945гг. - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны - 22 июня 1941г., который вошел в жизнь советских людей, как призывная повестка. Плакат воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.
В ряде карикатур КуКрыНикСы создали образы огромной обобщающей силы. Так, в «Превращении фрицев» (1943г.) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.
В 1942г. КуКрыНикСы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть партизанки Зои Космодемьянской.
В карикатуре «Клещи в клещи» (1941г.), Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии.
Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942).
Работа «Три года войны» (1944г.) изображает крепкие, рабочие клещи, изогнувшиеся в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера.
У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев на плакате «Два котла» (1944г.). В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную «плакальщицу» Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гимлера, связанные с рядом поражений 1943г.
Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».
В 1944г. КуКрыНикСы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.
В 1944 - 1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.
В 1945 - 46гг. - выходит картина «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».
Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947 - 48гг.). КуКрыНикСы удостоены за неё Сталинской премии в 1949г. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, КуКрыНикСы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» КуКрыНикСы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной КуКрыНикСов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Помимо фронтовой хроники и политической графики известны рисунки, сделанные КуКрыНикСами на знаменитом Нюрнбергском процессе.
Работы КуКрыНикСов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом.
За годы Великой Отечественной войны было издано около 3 миллиардов штук антивоенных листовок, которые распространялись с помощью авиации на линиях фронтов и оккупированных территориях. Около 200 тысяч из них - это работы КуКрыНикСов.
Глубоко патриотичное, народное искусство КуКрыНикСов было высоко оценено советским правительством. КуКрыНикСы награждены орденами Отечественной войны и медалями. А в 1942г. за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.
Библиографический список:
1. Горький М. КуКрыНикСы // «Правда» № 30, 1932г.
2. Ефимов Б. и Иоффе М КуКрыНикСы.. (К 30-летию творческой деятельности) // «Искусство» № 1, 1952г.
3. Каменский А. КуКрыНикСы. Политическая сатира 1929-1946гг.// «Советский художник», 1973г.
4. Кауфман Р. КуКрыНикСы / Р. Кауфман, М. - Л., 1950г.
5. Кеменов В. М. КуКрыНикСы / В.М. Кеменев, М., 1944г.
6. КуКрыНикСы. Карикатуры 1941—1946 гг. // Каталог выставки, М., 1947г.
7. КуКрыНикСы. Собрание произведений / тт. 1 - 4. М., 1982 - 1989г.
Извержение вулкана
Цветущая сакура
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?