Всероссийский конкурс молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу
«Моя законотворческая инициатива»
Направление: Образование, наука, здравоохранение и культура
Вложение | Размер |
---|---|
fokin.rar | 347.21 КБ |
Всероссийский конкурс молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу
«Моя законотворческая инициатива»
Направление: Образование, наука, здравоохранение и культура
Название работы:
«Стимулирование учебного труда обучающихся профильных классов методом введения академической стипендии в системе общего среднего образования»
Автор работы:
ученик 10 класса Фокин Павел Викторович
Место выполнения работы:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовская область, п. Инжавино
Научный руководитель:
Хурцилава Ирина Юрьевна, учитель истории и обществознания
2012г.
В развитии науки, культуры, экономики и других областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов, потому что это развитие определяется качеством самого человека. В связи с этим, проблема поиска путей повышения качества образования во всей его системе, а особенно в школе, приобретает первостепенное значение. Решение этой проблемы многоаспектно. Синтез научных разработок не только в педагогике и в психологии, но и в квалиметрии, социологии, в теории управления позволяет активно модернизировать нашу школу. Однако, цель образовательного процесса, остаётся прежней: получение каждым учеником востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. А вот результаты - в каждой школе разные. На мой взгляд, это зависит от многих факторов: от уровня развития познавательных интересов у школьников, от их обученности, прочности знаний, умений и навыков, от сформированности нравственных качеств, но главное - это мотивированность на получение новых знаний и готовность школьников к самостоятельной образовательной деятельности. Возможно, это осознание ко мне пришло на третьей ступени обучения, когда стал выбор: какой образовательный профиль мне необходим в дальнейшем в моей жизни. Выбор сделан. Сегодня я могу констатировать, что профильные классы позволяют за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Обучение в профильных классах позволяет реализовать следующие цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования в соответствии с профилем классов;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- сформировать у учащихся навыки самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;
- расширить возможность социализации учащихся;
- обеспечить непрерывность среднего общего и высшего образования.
Я являюсь учеником 10 класса, социально-правового профиля. Через год мне придется сдавать Единый Государственный Экзамен, который для меня будет очень непростой задачей, чтобы поступить в ВУЗ и продолжить моё дальнейшее образование. Участвуя в олимпиадах, я неоднократно занимал призовые места на различных уровнях. Олимпиадные задания и задания контрольно - измерительного материала ЕГЭ сильно различаются. Чтобы добиться успеха, и тем самым, доказать свою талантливость в определенной сфере, информации, заложенной в школьных учебниках, далеко недостаточно, приходится для этого использовать дополнительную литературу, ежедневный тренинг и много работать над собой в плане самосовершенствования и самообразования.
В современной жизни, в условиях информационного общества, знания, полученные в школе, имеют большое значение, так как они закладывают основной фундамент в будущем. Однако, данное суждение большинство старшеклассников не понимают или просто не задумываются над этим. Для написания этой работы я провёл анкетирование в школе среди учащихся 10-х и 11-х классов. Вопросы для анкетирования сводились к следующему: УЧЁБА – это труд, развлечение или отдых? Обработка этих анкет меня крайне удивила: как важно исследовать учебный процесс глазами ученика. 63% опрошенных ответили: учёба – это точно не отдых, не развлечение, но и не труд, так как не находится в правовом поле трудового законодательства РФ. 37% - ответили, что это самый тяжёлый труд. Лично я считаю, если « по-настоящему» учиться, то учебная деятельность очень трудоёмка, и чтобы не терять интерес к учёбе нужно грамотно и цивилизованно стимулировать ученика, успешно справляющегося со своим трудом, выполняя его на «4» и «5», вот почему необходимо устранить пробел в государственном законодательстве и найти финансовые возможности по выплате академической стипендии школьникам ежемесячно, особенно в профильных классах, где в получение знаний обучающиеся заинтересованы больше всего. Я уверен, что со мной многие «троишники» не согласятся, и это правильно сколько учеников, столько и мнений об учебе. Для них учёба - это лёгкий труд, так как все «троишники» давно поняли, что можно и не учась получить «трояк». Труднее тем, кто старается…, а в итоге тоже «тройка». Это главный минус нашей пятибалльной системы. Но, чтобы получить «пятёрку» для этого порой надо « положить на весы» всё своё здоровье. А ведь желающих учиться на «5» не мало. Вот таким детям, на сто процентов, надо платить стипендию! Это будущее интеллекта России! Именно «таким» хочется всё знать, всё вычислить, всё решить «самим».
Учёба – это особый труд, его трудно чем-то измерить, а ведь от его качества зависит очень многое в системе образования. Смотришь, на спортивных соревнованиях – пробежал лучше других – ПРИЗ…, поднял штангу – ПРИЗ… А в учёбе? В лучшем случае - ГРАМОТА… Конечно, можно ею гордиться всю жизнь, показывать своим родственникам, друзьям и даже будущим детям… Но всё таки грамотная организация учебного труда в школе, введение рычагов ежемесячного не только морального , но материального поощрения и стимулирования сделают школу – совершенно новым социальным институтом образования, воспитывающим личность не только с крепким внутренним стержнем самодисциплины и ответственности за свои действия, но и конкурентноспособной на рынке труда, а главное внутреннемотивированной, на постоянное развитие и самосовершенствование, а - это залог будущего успеха любого человека в обществе.
Сегодняшний, старательный ученик, получивший «должную поддержку» за свой труд, в скором будущем, превратится в надежную рабочую силу, а значит страна приобретёт ещё один «надёжный мозг», что позволит ей быть стабильной и успешной. Конечно, это « поддержка» не решит материальных проблем ученика, они должны решаться родителями, но она заложит основы успеха взрослой жизни, культуру умственного труда, а главное своевременно пробудит собственное желание – УЧИТЬСЯ.
Методика введения академической стипендии школьникам в системе общего среднего образования во многом схожа с методикой выплаты академической стипендии в системе высшего профессионального образования.
Выплата стипендий школьникам.
Стипендия является пусть и незначительной, но гарантированной поддержкой школьников государством. Рассмотрим порядок документального оформления выплаты стипендий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования.
Стипендией называется денежная выплата, назначаемая школьникам профильных классов, обучающимся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Необходимо разработать Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки школьников профильных классов государственных и муниципальных образовательных учреждений общего среднего полного образования.
.
Академические стипендии назначают школьникам профильных классов в зависимости от достигнутых успехов в учебной и исследовательской деятельности. Образовательные учреждения самостоятельно определяют размер таких стипендий, однако он не должен быть меньше размера стипендии, установленного законом.
Кроме академических стипендий школьникам могут выплачиваться и именные стипендии, которые учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые устанавливают размер и порядок их выплаты школьникам профильных классов.
Порядок финансирования выплаты стипендий школьникам.
Рассмотрим более подробно примерный порядок финансирования и выплаты академической стипендии школьникам профильных классов.
Государственное или муниципальное образовательное учреждение финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов (п.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, для получения финансовых средств образовательное учреждение готовит бюджетную заявку (проект сметы расходов и доходов) для предоставления вышестоящей организации.
Выплаты стипендий финансируются в пределах утвержденной образовательному учреждению сметы доходов и расходов (ст.75 Бюджетного кодекса РФ).
Распределение стипендиального фонда
Академические стипендии школьникам профильных классов выплачивают в пределах стипендиального фонда. Его определяют исходя из контингента школьников и размера стипендии, установленного законодательством РФ.
Порядок распределения стипендиального фонда должен быть утвержден Стипендиальным Советом образовательного учреждения и согласован с органом ученического самоуправления.
Приказом руководителя образовательного учреждения создается стипендиальная комиссия, которая готовит предложения по вопросам назначения стипендий. Основная задача комиссии – обеспечение дифференцированного подхода к уровням стипендии, а также начисление их (в пределах существующих фондов) в зависимости от успеваемости школьников и их учебных достижений. Заседания стипендиальной комиссии оформляются протоколом, на основании которого руководитель образовательного учреждения издает приказ о начислении стипендии школьникам профильных классов.
Академическая стипендия может назначаться школьникам, если они учатся на «отлично», или на «хорошо» и «отлично», или на «хорошо». В случае достаточности средств финансирования стипендии могут также выплачиваться школьникам, имеющим по результатам оценочного периода одну оценку «удовлетворительно». Однако это должно быть зафиксировано в Положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки школьников данного учебного заведения. Кроме того, за особые достижения в учебе и научной деятельности школьникам профильных классов в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные стипендии.
Следует отметить, что школьник, получающий именную стипендию, имеет право претендовать на получение академической стипендии.
Стипендии выплачивают один раз в месяц. В случае отчисления школьника выплата стипендии прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении.
Документальное оформление выплаты стипендий
Расчеты по стипендиям учитываются на счете 18 «Расчеты по оплате труда и стипендиям» субсчет 181 «Расчеты со стипендиатами». Это установлено Инструкцией о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее – Инструкция). По кредиту субсчета 181 отражаются суммы начисленных стипендий, по дебету – суммы удержаний, а также выданных и не полученных в срок стипендий.
На каждого стипендиата ведется карточка лицевого счета.
Форма расчетно-платежной ведомости по стипендиям, применяемой в учебном заведении, должна быть утверждена в приказе об учетной политике организации (п.3 ст.6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
На суммы начисленной стипендии производится запись в кредит субсчета 181 и дебет субсчетов 200, 214, 215.
В расчетно-платежной ведомости, объединяющей в себе реквизиты расчетной и платежной ведомостей, содержатся фамилии и инициалы школьников, суммы начисленной стипендии, пособий, удержанные суммы. Ведомости составляются в бухгалтерии и подписываются лицами, составившими документ. Выплачиваются стипендии после его подписания руководителем и главным бухгалтером образовательного учреждения.
В случае составления нескольких расчетно-платежных ведомостей оформляется свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям по форме 405 (мемориальный ордер 5).
При выплате стипендий наличными денежными средствами в кассу образовательного учреждения поступает расчетно-платежная ведомость. Кассир выдает по ней стипендии, не составляя расходные кассовые ордера на каждого получателя.- формирует реестр депонированных сумм по форме 414.
Однако стипендии могут выплачиваться не только через кассу, но и перечисляться на банковские карты. В этом случае в расчетно-платежной ведомости делается пометка «Перечислено на кредитную карту», а сумма стипендии перечисляется на соответствующий счет в банке.
Для этого образовательное учреждение оформляет платежное поручение, к которому прилагает список школьников. В нем отмечают начисленные стипендии. В платежном поручении в поле «Плательщик» указывают казначейский орган, осуществляющий исполнение бюджета, а в скобках – наименование образовательного учреждения. Кроме того, ставят платежные реквизиты органа казначейского исполнения. А в поле «Назначение платежа» заносят статью, по которой производятся расходы.
Устранение данного пробела в законодательстве на федеральном уровне, назначение академической стипендии школьникам профильных классов будет способствовать реальному повышению мотивации в обучении старшеклассников на третьей ступени обучения в общеобразовательной школе. Подобный опыт – выплаты ежемесячной стипендии школьникам 10-х и 11-х классах уже имеется в отдельных регионах РФ, например, в Пермском крае и Ульяновской области, где данный вопрос решен на региональном уровне.
За успехи в учёбе старшеклассникам Пермского края выплачивают академическую стипендию. Претендовать на неё могут школьники 10-х и 11-х классов, которые обучаются на «4» и «5». Одной из целей введения таких стипендий и есть формирование у школьников старшего звена устойчивой мотивации к обучению.
С начала учебного года стипендии уже получили 9603 старшеклассника края. Общая сумма выплат составила18 миллионов рублей. На выплату стипендий в 2012 году в бюджете региона предусмотрено 53,8 млн. руб. Школьники могут получать стипендии «на руки» или на расчётный счёт. Получателей академической стипендии утверждают два раза в год (по итогам успешного окончания полугодия: в конце сентября и в январе).
В Тамбовской области ежегодно в целях морального и материального поощрения одарённых обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (Постановление Тамбовской областной Думы от 24.06.2011г. №129) награждают именными стипендиями по 30 номинациям: им. Г.Р. Державина, им. И.В. Мичурина, им. Е. А. Боратынского, им. Э.Х. Икавитца, им. Г.В. Чичерина и Б.Н. Чичерина, им. А.И.Колмогорова, им. А.Н. Лодыгина, им. К.В. Островитянова и других - для увековечивания деятелей Тамбовщины. В городе Тамбове, по решению Тамбовской городской Думы ежегодно выплачивают именные стипендии и единовременные премии имени Валерия Коваля за успехи в учебе, культурную и спортивную деятельность, за активное участие в олимпиадах и конкурсах.
В Германии и Японии есть так же опыт выплаты стипендии школьникам, где разработаны специальные Стипендиальные программы школьникам, которые налагают на учащихся некоторые обязательства и ответственность за результаты своего труда.
Таким образом, проблема рассмотренная мной, является глубоко актуальной и востребованной. Внесение соответствующих предложений, о стимулировании учебного труда и выплаты ежемесячных академических стипендий для старшеклассников профильных классов позволит создать правильный настрой у ребят, повысит статус современной школы, модернизирует мотивированность к учёбе. В результате данного нововведения, обучающиеся должны понять, что для достижения успеха надо упорно ТРУДИТЬСЯ, а за всякий труд положено материальное вознаграждение, которое делает каждого ответственней и значимей в нашей жизни.
Список использованной литературы:
2. Пути повышения мотивации учащихся.mht
3. Профильное Обучение В Современных Школах.mht
4. Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе.mht
5. Ульяновский губернатор предлагает выплачивать стипендии школьникам за отличную учебу.mht
6. В Пермском крае утвержден новый порядок выплаты стипендий губернатора.mht
7. В Пермском крае ввели стипендии для старшеклассников.mht
8. Выплата стипендий Социальная работа.mht
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации.mht
10. Байкова Л.А. Влияние педагогической оценки на формирование самооценки старших подростков в процессе нравственного воспитания: Автореферат. М., 1987
11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993
12. Берис Р. Развитие Я – концепции и воспитание: перевод с английского. М., 1986
13. Мудрик А В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 1990
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Весёлая кукушка
Рисуем осенние листья
Твёрдое - мягкое
Пятёрки