история языка-вещь очень сложная. Мы попытались рассказать просто о сложном
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta_mladshim_shkolnikam_ob_istorii_angliyskogo_yazyka.doc | 89.5 КБ |
школьная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: «Английский язык»
Младшим школьникам об истории английского языка
Работу выполнил
Серпутько Егор
ученик 3 «Б» класса
МБОУ СОШ № 10 «Успех»
Научный руководитель
Сус А.П.
Самара 2012
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Английский язык и современное общество…………………………5
Глава II. История английского языка…………………………………………7
Глава III. Практическая работа………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….16
Использованная литература………………………………………………….18
Введение.
Язык возник одновременно с появлением общественных отношений в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, и с момента своего появления развитие языка было непрерывно связано с развитием общества. Язык постоянно изменяется под воздействием социальных и политических явлений, технического прогресса, при этом происходит процесс постоянного обогащения языка новыми словами.
Для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас, будь-то русский, английский или другой язык.
Обучение школьников английскому языку в начальных классах приобретает все большее значение, раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал, приобщает детей к культуре, обычаям другого народа, позволяет значительно расширить кругозор.
Мы считаем, что тема нашего исследования очень актуальна, так как для сохранения и поддержания интереса к изучению иностранного языка учащимися начальной школы не хватает сведений, интересных фактов (они совсем отсутствуют в учебниках не только в начальной школе) об истории языка и стране в которой он возник.
Объект исследования: история английского языка.
Предмет исследования: влияние знаний об истории английского языка на повышение интереса у школьников начальных классов к изучению английского языка.
Цель нашего исследования: выявить и теоретически обосновать целесообразность изучения истории английского языка в начальных классах, и разработать приложение «Введение в историю английского языка для начальных классов».
Задачи:
1.Дать краткую характеристику основным историческим событиям, повлиявшим на формирование английского языка;
2.Подготовить презентацию и разработать пособие «Введение в историю английского языка для учеников начальных классов»;
3.Провести опрос учеников и интервью учителей;
4.Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Гипотеза исследования. Гипотеза заключается в предположении о том, что если дети будут знать историю английского языка, то это повысит их интерес к изучению английского языка. Им захочется больше узнать историю Англии, лучше узнать быт, нравы и культуру этой страны.
Методы исследования.
1.Изучение и обобщение исторических фактов повлиявших на формирование английского языка.
2.Подготовка «реки времени» и пособия с краткими характеристиками основных периодов истории английского языка.
3.Анкетирование.
4.Интервью.
Исследуя историю английского языка, мы изучили доступную информацию: научную литературу, электронные и журнальные источники, соответствующие Интернет порталы.
Глава I. Английский язык и современное общество.
1.1.Английский язык в современном мире.
В наши дни английский язык является самым распространенным и международным языком общения. Ученые утверждают, что менее чем через сто лет языкового барьера не будет, и люди повсеместно будут общаться именно на английском языке [5].
Сегодня исследователи предполагают, что число говорящих на английском языке колеблется между 1,2 и 1,5 миллиардов человек, для сравнения на китайском языке говорит около 1,1 миллиарда человек. Английский является родным языком в 12 странах мира, примерно в 62 странах имеет официальный или полуофициальный статус [5].
В настоящее время английский язык является важным инструментом международной торговли, научно-технического сотрудничества, дипломатии и мореплавании, это язык международного бизнеса, официальный язык международных организаций.
1.2. Важность знания английского языка.
Важность знания английского языка в наши дни сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего хотя бы азы английского языка, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей владеющих английским языком. Даже дети постоянно сталкиваются с английским языком: в Интернете, в музыке, в компьютерных играх, в надписях на вещах и даже в продуктовых магазинах.
За последние полвека сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более интенсивное и глубокое преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, в связи с этим обязательное изучение английского языка теперь начинается со второго класса.
1.3.История языка – история страны.
Любой язык представляет собой постоянно изменяющееся историческое явление. Для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас.
История любого языка – это события в жизни народа, говорящего на нем. История языка описывает изменения, происходящие в самом языке, его грамматике, словарном запасе, фонетическом строе и письменности.
История английского языка традиционно делится на три периода:
1) древнеанглийский период - от начала письменных памятников VII века до конца XI века;
2) среднеанглийский период - от начала XII века до XV века;
3) новоанглийский период - от XVI века до наших дней.
Эти периоды основаны на событиях внешней истории Англии, потому что история языка неразрывно связана с историей самой страны [1].
Глава II. История английского языка.
2.1.Краткая характеристика древнеанглийского периода.
Первыми поселенцами Британских островов было неиндоевропейское племя иберийцев, по уровню материальной культуры относящееся к неолиту (позднему каменному веку). Следующими поселенцами были кельты - индоевропейские племена, поселившиеся в Британии в VII веке до нашей эры - бритты и гаэлы. Они разговаривали на кельтском языке, один из кельтских диалектов известен как бриттский – это название происходит от названия племени на нем говорившем, от этого же имени получила свое название Британия.
В 54 году до нашей эры – Юлий Цезарь завоевал Британские острова, он обложил кельтов данью и взял заложников. Римское владычество в Британии продолжалось до начала V века нашей эры. В 408 году римские легионы ушли из Британии [2]. Они владели ею почти четыре столетия, за это время были построены дороги, их военные поселения в последствии стали городами. Латинский язык вытеснил кельтские диалекты в городах, он был языком управления и языком армии, тем самым языком общения весьма значительного верхнего слоя общества.
Когда римляне покинули Британские острова, вместе с ними ушел и латинский язык.
В середине V века в 449 году Британию завоевывают германские племена-англы, саксы, фризы и юты [1]. Германское влияние оказалось настолько сильным, что вскоре от кельтского и латинского языков почти ничего не осталось. Борьба бриттов и кельтов с завоевателями продолжалась около полутора веков и закончилась лишь около 600 года, когда германские племена окончательно осели на всей территории Британии.
Захватчиков называли англами, а сами они предпочитали называть себя Angelcyn (English people), а завоеванную землю Angelcynnes lend (lend of the English – England). Племена, расселившись на территории Британии, создали свои королевства: англы – три государства (Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия), саксы – тоже три государства (Эссекс, Уэссекс, Суссекс), юты – одно (Кент). Эти семь государств объединились в четыре основных королевства - Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент. Они вели между собой постоянную борьбу за первенство. В 828 году борьба между англосаксонскими государствами завершилась решительной победой Уэссекса. С этого времени Уэссекские короли стали английскими королями, а столица Уэссекса город Уинчестер (100 километров к юго-западу от Лондона) стал столицей Англии. В этот период слово Angelcynn – «род англов» начинает употребляться по отношению ко всем жителям Британии [2]. С этого времени можно говорить об образовании английской народности и английского языка.
В течение древнеанглийского периода язык развивался крайне медленно.
2.2. Краткая характеристика среднеанглийского периода.
Почти через три столетия после англосаксонского вторжения по островам прокатилась очередная волна гостей. В конце VIII века начались набеги на Англию скандинавских викингов – свободные, бесстрашные воины, прекрасные мореплаватели, викинги давно нападали на Ирландию и Францию; они открыли и населили Исландию и Гренландию; они же были первооткрывателями Америки.
Хотя скандинавское завоевание относится к древнеанглийскому периоду, его влияние на язык проявилось в среднеанглийском периоде.
От набегов скандинавов страдало вначале восточное побережье Англии, однако к 60-м годам IX века скандинавы превратились в грозную силу, с которой не могло справиться английское войско и флот. Только в 876 году, королю Альфреду удалось заключить со скандинавами мир, по которому скандинавам была отдана часть северо-восточного побережья Англии. Эта территория получила название «Данелаг» - область датского права, который просуществовал до второго десятилетия XI века. Однако в 1013 году в ответ на вероломство английского короля скандинавы напали на Англию. Английский король Этельред (прозванный Неразумным) бежал во Францию, и в 1016 году сын датского короля Свейна - Канут стал королем Англии. Датская династия управляла Англией до 1042года [3].
Близкое родство языков делало возможным взаимное понимание без перевода. Оба языка были равноправны. В английском языке много заимствованных слов из древнеисландского, на котором говорили викинги.
В 1066 году началось завоевание Англии норманнами, несмотря на скандинавское происхождение, они были носителями французской феодальной культуры и французского языка. В результате норманнского завоевания в Англии появился чужеземный правящий слой. Все посты, начиная с аббатов, замещались лицами французской культуры. Господствующим языком стал французский. Он стал языком двора, правительства, судебных учреждений и церкви. Английский язык был оттеснен в более низкую социальную сферу: на нем говорила основная масса крестьян и городского населения, но торговцы, купцы были посредниками, общались со всеми и говорили на англо-норманском языке. Этот исторический факт очень сильно сказался на английском языке: в нем появилось множество слов, словарь увеличился почти вдвое.
Следует отметить, что третьим языком в стране была латынь, в то время это был язык церковного обихода и язык науки [2]. Таким образом, в английский язык попало много латинских и греческих слов, но это было добровольное заимствование.
Итак, французский язык стал государственным языком и получил название англонорманского. Это длилось в течение трех веков до 1258 года, когда король Генрих III издал Воззвание на английском языке (это был первый официальный документ на английском языке), а в 1362 году Эдуард III приказал вести судопроизводство на английском языке, мотивируя тем, что французский малоизвестен в стране [1,2]. С этого времени английский язык становится государственным. Однако в этот период развитого феодализма страна была разделена на графства, в которых говорили на своих местных диалектах. Диалекты разделились географически (северные, центральные, южные). Наибольшую важность для создания английского общенародного языка сыграли центральные диалекты, которые, будучи пограничными с сверенными и южными, вобрали в себя их характерные черты. В центральные диалекты входит диалект Лондона.
Среднеанглийский период был временем быстрого развития языка, этому способствовало то, что в течение первых трех веков этого периода английский был исключительно устным языком, не имел письменной нормы и мог меняться без существенных ограничений.
2.3. Краткая характеристика новоанглийского периода.
Начало новоанглийского периода XV века, когда произошло много выдающихся событий в общественной жизни Англии. На смену эпохе феодализма пришел капитализм. Война Алой и Белой Роз – одно из выдающихся событий – закончилась в 1485 году и в стране установилась королевская власть [1,2].
В XVI веке Англия из аграрной страны превратилась в капиталистическую (возникли мануфактуры). Растущая продукция фабрик и предприятий создала промышленную Англию на основе производства сукна (шерсти), способствовала развитию общества. Появление большого количества фирм, выпускающих шерстяные изделия, привело к появлению нового слоя населения – буржуазии. здали первую книгу на английском языке. Книгопечатание было очень важным событием для формирования языка, так как английская орфография, будучи весьма нестабильной, в новоанглийский период стала фиксированной; помимо орфографии стали фиксированными и грамматические формы.
В XVII-XVIII веках капитализм продолжал быстро развиваться, и английская буржуазная революция свергла абсолютную монархию, установив новую форму правления – парламентскую.
В течение XVII-XVIII веков английский язык выработал устойчивую литературную норму, которая оформилась и закрепилась в трудах многих ученых, а так же в многочисленных литературных произведениях этого периода. Таким образом, к концу XVIII – началу XIX веков была полностью установлена норма национально-литературного языка [3]. Новоанглийский период стал периодом языкового объединения страны и вытеснения нормированным английским других языков и диалектов – кельтского, уэльского, ирландского и других.
Англия завоевала ряд стран и превратила их в колонии. Английский язык проник в Китай, Индию, Новую Зеландию, Австралию, Канаду и Америку. Английский язык распространился по всему миру. На нем говорило больше людей, чем на любом другом языке.
Отсюда новоанглийский период определяется как период развития капитализма, создания английской нации и национального литературного языка.
Глава III. Практическая работа.
3.1. Опрос и презентация темы по истории английского языка.
После изучения материала и обобщения исторических фактов по теме История английского языка, мы подготовили и разработали пособие «Введение в историю английского языка для начальных классов» в котором изложены основные исторические события, повлиявшие на формирование английского языка. В пособии также представлены красочные иллюстрации этих исторических событий.
Мы представили учащимся третьего класса презентацию по данной теме, что бы дети наглядно видели основные периоды истории английского языка. Для этого мы разработали наглядное пособие «Река времени истории английского языка», с ней мы тоже ознакомили учащихся. (Приложение 1).
После того как ребята изучили представленный материал, мы провели опрос при помощи анкетирования. Для этого нами была разработана анкета, состоящая из четырех вопросов и вариантов ответов на них (Приложение 2).
Цель данного опроса: узнать заинтересовала ли учеников третьего класса тема «Истории английского языка» и хотели бы они изучать ее в школе.
Были опрошены дети в количестве 25 человек, ученики третьего класса.
Разработанное нами наглядное пособие «Река времени истории английского языка» была представлена не только ученикам третьего класса, но и ученикам старшего звена разных классов. После того как дети ознакомились с ним, мы провели опрос при помощи составленной нами анкеты (Приложение 3).
3.2. Интервью учителей.
Исследуя школьные учебники по английскому языку для средних общеобразовательных школ, мы выяснили, что тема «Истории английского языка» в школьной программе отсутствует. Мы решили выяснить, что думают по этому поводу учителя английского языка нашей школы.
Для этого мы взяли интервью у пятерых учителей преподающих английский язык в нашей школе, как в начальных классах, так и в классах старшего звена.
Учителям было задано несколько вопросов.
Вопрос 1: Как Вы считаете, почему темы «История английского языка» нет в школьной программе?
Вопрос 2: Нужно ли детям изучать «Историю английского языка» в школе?
Вопрос 3: Если да, то, с какого класса необходимо начинать её изучать.
Все учителя нашей школы считают, что данной темы нет в школьной программе в общеобразовательных школах, а в школах с английским уклоном она есть, для более глубокого изучения английского языка.
На второй вопрос так же сложилось общее мнение о том, что данную тему можно было бы изучать в школе, потому что она, несмотря на всю сложность очень интересна и полезна. Учителя считают, что она поможет детям разобраться в сложной грамматике и орфограмме английского языка, даст возможность глубже познать современный английский язык и конечно расширит кругозор детей.
На третий вопрос мнения педагогов разделились. Некоторые считают, что «Историю английского языка» следует изучать в классах среднего и старшего звена, а некоторые учителя – в начальной школе. При этом конечно данную тему нужно адаптировать под возраст детей, и особенности их восприятия.
3.3.Вывод и рекомендации.
После обработки ответов на предложенные ученикам анкеты, мы получили следующие результаты.
На первый вопрос анкеты: «Понравилась Вам тема история английского языка», получены следующие ответы (Приложение 4):
(92 %) 23 - детей ответили, что им понравилась тема истории английского языка;
(8 %) 2 - ребенка ответили, что тема им не понятна;
никто не ответил, что тема не понравилась.
На второй вопрос анкеты: «Хотели бы Вы узнать больше об истории английского языка», дети ответили (Приложение 5):
(88 %) 22 – ребенка, что хотели бы узнать больше;
(12 %) 3 – ребенка, что не хотели бы узнавать про историю английского языка.
На третий вопрос анкеты: «Как Вы считаете нужно изучать историю английского языка в школе», дети ответили (Приложение 6):
(68 %) 17 - детей, считают, что нужно изучать историю английского языка на уроках английского языка;
(20 %) 5 - детей, что на факультативах по английскому языку;
(12 %) 3 - детей ответили, что изучать эту тему нужно только в старших классах;
никто не ответил, что изучать эту тему не нужно.
На четвертый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, помогут ли Вам знания истории английского языка в будущем для изучения английского языка»
(92 %) 23 - детей ответили, что знание истории английского языка пригодится в будущем;
(8 %) 2 - ребенка, что эти знания им не пригодятся.
По результатам обработки анкет (Приложение 3) проведенного опроса в классах старшего звена, можно сделать вывод, историю английского языка не знают дети не только начальных, но и старших и даже выпускных классов. Это происходит потому, что данной темы нет в школьной программе.
Несмотря на это все опрошенные ученики проявили большой интерес к данной теме и хотели бы изучать её в школе. На уроках английского языка или факультативно. Многие дети убеждены, что знания истории английского языка непременно помогут им в будущем при изучении этого предмета.
По итогам проведения интервью учителей английского языка нашей школы можно сделать вывод. Большинство учителей согласны, что тему истории английского языка можно включить в школьную программу для общеобразовательных школ. Это поможет детям разобраться в сложной грамматике и орфограмме английского языка, тема сложная, но интересна и полезна, она дает возможность глубже познать современный английский язык и конечно расширит кругозор детей.
Заключение.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
История английского языка в общеобразовательных школах отсутствует в школьной программе, как в начальных классах, так и в классах старшего звена.
Однако в последнее время знание английского языка сложно переоценить. Английский язык в скором времени станет обязательным для изучения каждым человеком. Футурологи утверждают, что менее чем через сто лет языкового барьера не будет, и люди повсеместно будут разговаривать на английском языке. Уже в наши дни английский язык является языком международного общения.
Обучение иностранным языкам и в нашей стране рассматривается как одно из самых приоритетных направлений модернизации школьного образования. Поэтому в 2020 году ЕГЭ по иностранному языку станет для российских школьников обязательным. Обязательное изучение английского языка с недавнего времени начинается со второго класса в общеобразовательных школах. В связи с этим основная задача учителей начальных классов, что бы дети не потеряли интереса к изучению языка.
В нашей работе мы достигли поставленной цели. Нами был разработан проспект «Введение в историю английского языка в начальных классах», при помощи проспекта и наглядного пособия нам удалось повысить интерес школьников к теме истории английского языка, и не только в начальных классах, но и в классах старшего звена.
Все дети, принимавшие участие в исследовании хотели бы изучать историю английского языка в школе.
Так как в школьной программе по английскому языку в общеобразовательных школах отсутствует данная тема, мы рекомендуем изучать историю английского языка на факультативах. Возможно, так же рассмотреть вариант изучения данной темы в качестве творческих работ, презентаций учеников как дополнительный материал. Несомненно, это расширит кругозор, повысит интерес к изучению языка, поможет детям понять этот сложный, но такой богатый историей язык.
С нашими выводами согласны все преподаватели английского языка нашей школы. Они тоже считают, что тему истории английского языка нужно включить в школьную программу. Это поможет детям разобраться в сложной грамматике и орфограмме английского языка, данная тема даст возможность глубже познать современный английский язык, потому как для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас.
Использованная литература:
Простые новогодние шары из бумаги
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Белый лист
Горячо - холодно