Целью данной работы является получение ответа, что такое компьютер.
Используют ли компьютер школьники. Как может он им помочь в процессе обучения. Кроме того в работе рассматривается влияние компьютера на организм ребенка. Так же приведены рекомендации по защите здоровья при работе за компьютером и нормы работы за ним для детей.
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 98 КБ |
Учебно-исследовательская работа по теме:
«ПОМОГАЕТ ЛИ КОМПЬЮТЕР УЧЕНИКУ»
Автор: Биринцева Светлана
3 «б» класс
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Горнозаводска Руководитель:
Шухардина Татьяна Анатольевна
Цели исследования
Целью данной работы является получение ответа, что такое компьютер.
Используют ли компьютер школьники. Как может он им помочь в процессе обучения. Кроме того в работе рассматривается влияние компьютера на организм ребенка. Так же приведены рекомендации по защите здоровья при работе за компьютером и нормы работы за ним для детей.
Введение
Персональный компьютер - это не один электронный аппарат, а небольшой комплекс взаимосвязанных устройств, каждое из которых выполняет определенные функции. Часто употребляемый термин "конфигурация персонального компьютера" означает, что конкретный компьютер может работать с разным набором внешних (или периферийных) устройств, например, с принтером, модемом, сканером и т.д
Эффективность использования персонального компьютера в большой степени определяется количеством и типами внешних устройств, которые могут применяться в его составе.
В настоящем времени трудно назвать те области человеческой деятельности, успехи в которых не были бы связаны с использованием компьютера. Сфера применения компьютера постоянно расширяется, существенно влияя на развитие производительных сил нашего общества. Непрерывно изменяются технико-экономические характеристики компьютера, например, такие, как быстрота действия, ёмкость памяти, надёжность в работе, стоимость, удобства в эксплуатации, габаритные размеры, потребляемая мощность и др.
В широком понимании всякий компьютер рассматривается как преобразователь информации. При этом под информацией понимается различные сведения о тех или иных явлениях природы, событиях общественной жизни или процессах, протекающих в технических устройствах.
1. Что такое персональный компьютер
Окинув взглядом столетие компьютерной истории, мы увидим множество совершенно непохожих друг на друга устройств: от громоздких ламповых компьютеров начала пятидесятых до крохотных современных «ноутбуков».
Когда именно появился компьютер? Слово «компьютер» произошло от греческого «компьюто», что означает: считаю, вычисляю. Так компьютер назвали потому, что вначале он использовался для сложных расчётов и громоздких вычислений. Тогда компьютер ещё называли электронно-вычислительной машиной или, сокращённо, ЭВМ.
Первым изобретателем счётной машины целых триста лет считался французский учёный Блёз Паскаль. И вот не так давно стало известно, что задолго до Паскаля счётную машину изобрёл и построил в 1624 г. профессор - математик Вильгельм Шиккард. Круги на крышке машины поворачивались специальной палочкой. Начинал работать механизм, результат вычисления появлялся в квадратных окошечках, расположенных также на крышке.
В 1897 году счётную машину Голлерита использовали для подсчёта результатов первой Всероссийской переписи населения.
В конце 18 века русский инженер В.Т. Орднер создал вычислительную машину арифмометр.
Первую большую электронно-вычислительную машину построили в США в 1946 году. Весила она около тридцати тонн и занимала огромный зал, рисунок 1.1.
В первых компьютерах работали электронные лампы. На смену им пришли полупроводники. Микропроцессоры работают в современных ЭВМ.
Современный персональный компьютер может безошибочно складывать миллион больших чисел в секунду - быстрее человека более чем в миллион раз. Внешний вид современного персонального компьютера показан на рисунке 1.2.
2 Состав персонального компьютера
Чтобы построить дом, нужны стены, крыша, окна и двери. Для самолёта нужен мотор и крылья, корпус и двигатель... А чтобы построить компьютер, что нужно? Клавиатура, память, процессор и дисплей (монитор).
Системный блок, клавиатура, мышь, монитор. Это минимальная состав компьютера. К нему могут быть добавлены принтер, сканер и звуковые колонки - обычно домашняя «персоналка» выглядит именно так, рисунок 2.1.
В системном блоке находятся: блок питания, процессор, материнская плата, оперативная память, жёсткий диск, видеокарта, звуковая карта.
Современный персональный компьютер сложно представить без модема - устройства, позволяющего передавать данные по телефонной линии и подключаться к компьютерным сетям (например, Интернету), рисунок 2.2.
Дисплей – это специальный телевизор, на экране которого можно увидеть то, что хранится в памяти компьютера. Это электронная классная доска. Здесь человек и компьютер записывают задачи и решения, слова и фразы. Рисуют чертежи и рисунки. Строят лабиринты и показывают мультики.
Каждая страница этой книги видна на экране дисплея, когда вводят её с клавиатуры в память компьютера или когда вызывают её из памяти, чтобы поправить или отредактировать текст.
К устройствам ввода информации относятся клавиатура и мышь, рисунок 2.4. Клавиатура компьютера почти как у пишущей машинки. Нажимая на клавиши, вводят в память компьютера буквы и цифры, слова и фразы, условия задачи и команды программы.
3 Персональный компьютер в жизни людей
3.1 Персональный компьютер на работе
Современный человек должен владеть компьютерной грамотностью, использовать компьютер в работе и повседневной жизни. Ведь с помощью компьютера сегодня бухгалтер готовит отчёт, лётчик управляет самолётом, музыкант занимается аранжировкой произведения, милиционер проверяет документы... Компьютер - универсальное изобретение человечества. На рисунках 3.1 и 3.2 представлены различные рабочие обстановки.
Мы живем в мире новых технологий. Они входят практически во все сферы человеческой деятельности, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных компьютерных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость сегодняшнего дня.
За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Они проникают, и весьма эффективно во все сферы деятельности человека.
3.2 Персональный компьютер в школе
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход мысли вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в обучении.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: преподавателей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Ученик, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам ее преодоления, к организации своей деятельности. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Компьютерные технологии предполагают личностное общение учителя с учеником, основываются на чувствах, переживаниях, эмоциях. Они не заменяют учителя, а дают ему в руки могучий и универсальный инструмент, расширяющий возможности и учителя, и ученика.
Рассмотрим возможности, которые дают практикующим учителям и учащимся, компьютерные технологии, доступны любому человеку:
- поиск информации – можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях;
- хранение информации – позволяет накапливать фотоальбомы в электронном виде; творческих работ учащихся и учителей в электронном виде; видеоархив; сайт; и т.д;
- обработка информации – создание базы данных сотрудников и воспитанников, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной и воспитательной деятельности;
- представление информации – презентации и другие демонстрационные формы, создание видео фильма, издательская деятельность и т.д;
- средство коммуникации – сайт, почта, форум, телеконференции и т.п.
Кабинеты с использованием компьютеров, проекторов и интерактивных досок стали вполне подходящим местом для встречи разных школьных и внеклассных детских занятий рисунки 3.3 и 3.4.
Перед учащимися ставятся следующие созидательные задачи, которые без использования компьютера и специальных устройств были бы, невозможны например:
- сделать газету;
- сделать фильм, клип;
- сделать игру, мультфильм;
- сделать проект.
Увлечением стала для учащихся работа по созданию презентаций и монтажу клипов: подбирают музыку, стихи, принимают участие в создании сценария. Дети берут интервью, рассказывают о своей школьной жизни, друг о друге. Подобная работа делает жизнь ребят многообразной, интересной, насыщенной, дает им новые умения и навыки, которые они могут применить во взрослой жизни.
Компьютер и компьютерные технологии в наше время стали неотъемлемой частью жизни школьника. В какой же мере мы, дети, используем компьютеры? Среди взрослых имеются противоположные мнения о пользе компьютера. Например, некоторые считают, что компьютер оказывает вредное влияние на детей, а другие радуются тому, что дети быстрее осваивают компьютерные технологии и лучше их знают, чем взрослые.
4. Исследовательская часть
Мои родители уже давно купили персональный компьютер, но тогда я еще не задумывалась, зачем он нужен. А когда подросла, стала интересоваться, что же это такое.
Это и не удивительно, ведь компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
4.1 Исследовательская работа
Мной был проведён социологический опрос среди учащихся 2 - 4 классов нашей школы. Как показал опрос, почти у всех дома есть персональный компьютер. На вопрос: «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» ребята отвечали по-разному. Интервал времени работы за компьютером был от 30 минут до 5 часов. На следующий вопрос: «Помогает ли вам компьютер в учебе?» большинство учеников ответили: « Да».
Все ответы я проанализировала и подвела итоги:
- вопрос № 1 «есть ли у вас дома персональный компьютер? »
- вопрос № 2 «сколько времени вы проводите за компьютером? »
- вопрос № 3 «помогает ли вам компьютер учиться? »
4.2 Вывод по работе
В наше время компьютер не роскошь, а средство для получения и обработки информации. Ребята из нашей школы активно используют его. Но еще не все дети понимают, что увлекаться работой за компьютером не стоит, это может привести к различным проблемам со здоровьем.
5 Персональный компьютер и психика ребёнка
Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.
Пользователям с синдромом Интернет–зависимости и компьютерной игроманией необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.
Первые признаки развития зависимости у ребенка:
- если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой, и сразу к компьютеру;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), а также:
- заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы);
- нужно постараться максимально оберегать психику от воздействия жестоких сцен в играх.
В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
1. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа.
2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.
3. Если ученик носит очки, их нужно надевать и во время работы за компьютером. Также можно использовать специальные защитные очки с линзами-светофильтрами.
4. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.
5. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.
6. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.
7. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, делать перерывы. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.
8. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз.
9. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения. Только в точности следуйте инструкции: избыток витамина А ни к чему хорошему не приводит.
Вариант 1 - это стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы, оборудованные обыкновенной школьной мебелью и компьютерами выпуска ранее 1997 года — с устаревшими дисплеями, простым программным обеспечением и отсутствием динамических игр.
Вариант 2 - это более современные нормы, ориентированные на лицеи и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора.
Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу на компьютере с жидкокристаллическим дисплеем.
Таблица 6.1 – Нормы работы за персональным компьютером для детей
Класс | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1 | Работа на компьютере запрещена | 30 минут в неделю | 45 минут в неделю |
2—3 | 30 минут в неделю | 45 минут в неделю | 45 минут в неделю |
4—6 | 1 час в неделю | 1,5 часа в неделю, не более 45 минут в день | 2 часа в неделю, не более 1 часа в день |
7—9 | 2 часа в неделю | 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день | 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день |
10—11 | 4 часа в неделю | 6 часов в неделю, не более 1 часа в день | 7 часов в неделю, не более 1 часа в день |
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за компьютером не более 30 минут в день.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера школьником возможно и необходимо. Компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, развивают ребенка всесторонне, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
В наше время школьникам приходится за время обучения усваивать огромные объемы знаний. И, конечно же, в этом им может помочь компьютер. С его помощью можно легко получить необходимую информацию, с помощью специальных обучающих программ облегчить и обновить процесс обучения... Однако никто не станет спорить с тем, что прочитать «вытащенный» из internet пусть даже великолепный материал о литературном произведении и послушать вдохновенный рассказ учителя - суть вещи весьма разные. Так не будем же бросаться в крайности: не надо отвергать компьютер в учебном процессе, но и не следует перекладывать на него то, в чем он никогда учителя заменить не сможет. В творческом сочетании различных методов и способов осуществляется обучение учащихся.
Отлучить детей от компьютера невозможно и не нужно. Современное образование предполагает общение с компьютером «на короткой ноге». Но соблюдать правила поведения у компьютера обязаны все от мала до велика. Главное правило: компьютер - не игрушка, а орудие труда.
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может доставить массу проблем. Я надеюсь, что каждый будет искать золотую середину в общении с компьютером, и получит не механического противника, а друга, помогающего решать различные задачи.
Компьютер – не помощник ученику тогда, когда он единственный его друг…
Список используемых источников
1 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер.- М.: ВАКО, 2007.
2 Коляда М. Г. Окно в удивительный мир информатики:
- М. Д.: Сталкер, 1997 г. – с.3-12.
3 Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631.
4 Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816.
5 Нормы работы за персональным компьютером для детей http://www.comp-doctor.ru.
6 Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области современных технологий//Естествознание в школе.-2005.-№4.
7 Рольф Лоберг, Тео Лутц Домашний компьютер:
- М. «Детская литература». – 1990 г. – с.4, с. 51.
8 Родительское собрание «Компьютер – не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.htm.
Знакомые следы
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Кто грамотней?
Аэродинамика и воздушный шарик
Л. Нечаев. Яма