Проект предназначен для использования на уроках окружающего мира, истории и внеклассных занятиях в наальных классах.
Вложение | Размер |
---|---|
pasportproektakakjililyudivstarinuofficeword.doc | 490.5 КБ |
Паспорт проекта
Цели:
Задачи проекта:
Вопросы проекта
Необходимое оборудование
Для изготовления наглядного пособия: ткань, шерстяные нитки,
цветная бумага, бисер, бусины, лоскутки меха, кружево.
Аннотация
Едва ли не самые ответственные годы жизни проводит каждый человек в стенах школы. Именно тогда формируется сознательное отношение к жизни, к людям.
Значимость проекта. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам, истории своей семьи - вот на что направлено создание нашего проекта.
Воспитательный аспект. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Истории русского народного костюма посвящается наша исследовательская работа и создание наглядного пособия.
Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического опроса, который мы провели среди учеников 3 и 4 класса.
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | ||
1 | Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского костюма. | 89 | 3 | 8 |
2 | Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма: 1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы; 2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием; 3) Изучить историю костюма посетив музей | 45 72 60 | 31 5 13 | 24 23 27 |
Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 89% респондентов дали положительный ответ.
Личностная ориентация – осознание каждым ребёнком своей значимости в ходе выполнения и защиты проекта.
Краткое содержание. На уроке окружающего мира при изучении темы «Россия – твоя Родина» дети проявили неподдельный интерес к прошлому нашей страны. Внимательно слушая рассказы о первых русских князьях, о занятиях славян, о древних городах России они задавали много дополнительных вопросов.
Обучающимся было предложено заняться исследованием и больше узнать о том, как жили люди в старину. После выбора темы и содержания проекта приступили к поиску нужной информации.
Материал для подготовки проекта дети брали из разных источников: учебники, энциклопедическая литература, телепередачи, художественные фильмы, широко использовалась помощь родителей.
После сбора информации приступили к изучению вопроса становления русского народного костюма, начиная с древности, особое внимание, уделяя костюму сибирских старожилов.
Определили форму выражения итогов проектной деятельности: написание исследовательской работы и создание наглядного пособия (русского народного костюма). Были созданы эскизы элементов костюма. Девочки с мамами приступили к изготовлению вещей. Оформили исследовательскую работу и составили словарик незнакомых слов.
На заключительном мероприятии «Защита проекта» предполагалось активизировать уже имеющиеся знания обучающихся по теме «Как жили люди в старину. Русский народный костюм».
Предполагаемый продукт проекта
Этапы проекта
Проект состоит из 4 этапов:
I этап – организационный (ноябрь)
II этап – исследовательский (декабрь)
III этап – творческий (январь)
IV этап – презентация (февраль)
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
№ п/п | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовка: выбор темы проекта, определение содержания проекта, определение форм выражения итогов проектной деятельности. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий, отбор литерату-ры. | Уточняют инфор-мацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме. Вырабатывают план действий (собрать информа-цию), определяют средства реализации проекта, распреде-ляют роли. | Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу. Разрабатывает зада-ния, вопросы для поисковой деятельности, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
2 | Исследование: изучение вопроса становления русского национального костюма с древности; систематизация получен-ных знаний и сведений по изучаемому вопросу. Написание и оформление исследовательской работы. | Работают с инфор-мацией, выполняют исследование, кор-ректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу уч-ся, стимулирует их деятельность, помогает в оформлении исследователь-ской работы. |
3 | Творческий: используя полученные знания вместе с родителями изготовить русский национальный костюм (одеть куклу) | Изготавливают русский народный костюм. | Координирует работу учащихся |
4 | Презентация: защита проекта. | Докладывают о результатах сов-местной работы. |
Приложение
Исследовательская работа
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и одежда человека. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.
Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников - все это дает нам сведения об истории русского народного костюма.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Праздничную одежду хранили в сундуках. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:
- прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов;
- преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;
- использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.
Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был беднее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.
Обувь была разнообразной. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти - обувь не простая. Были лапти будничные и праздничные. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались - чуни.
Одежда сибирских старожилов. Одежда сибирских крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт стали проникать китайские бумажные ткани и дешёвые шелка. Помимо этого использовались в большей степени, чем в центральных областях России меха, шкуры, кожа, замша.
Одежда сибирских старожилов имеет довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Женский костюм составляли: длинная рубаха, сарафан, понева, передник.
Рубаха защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на неё надевали меховую одежду в зимнюю стужу. Неразлучная с телом человека, рубашка в глазах наших предков обладала магической силой, значит, нужно было охранять рубашку, сделать её неуязвимой, даже если она попадёт в руки плохих, злобных людей. Но для этого недостаточно было произнести ряд заклинаний – в борьбе добра со злом слабой, неустойчивой стороной было добро, - нужно было навсегда закрепить формулу добра, сделать его неразлучным с рубахой. И всё это должно было быть окружено тайной, выражено так, чтобы не сразу стало понятным всем. Чему же злой человек мог нанести вред? Голову держала шея, а её окружал ворот рубахи. Без головы не было жизни. Руки человека, и особенно женские руки выполняли всякую работу. Эти рабочие руки, превращавшиеся в сказках в крылья, были покрыты рукавами рубахи. Важным было охранять и ноги человека – к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой – оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально, в глубокие-глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, исчезала из рисунков колдовская сила, и осталась только красота. Рубашка была первой и самой древней одеждой. К древним одеждам во всём мире относятся и набедренные повязки всех видов. Самый простой и лёгкий в изготовлении её вариант – это кусок ткани, обёрнутый вокруг бёдер. Такой и была когда-то понева – вторая или такая же главная женская одежда. Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник. Передники шились из тонкого домотканого холста. Их украшали нарядной тесьмой, кружевами, вышивкой, используя разноцветные нитки.
Сверху рубашки надевали сарафан. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками.
В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника. В старину слово “красный” означало еще и “ красивый”.
Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывали голову, а украшали косу цветными лентами и бусами, на голову надевали обручи или венцы. По древнему русскому обычаю голова замужней женщины должна быть всегда покрытой.Самый распространённый головной убор сибирячек – разнообразные платки (косынки, шали, шалёнки). Это был самый желанный подарок. Внимание или приязнь выражались подарком головного платка. А когда наступал праздник, и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков.
В торжественных случаях надевался старинный сложный головной убор, состоящий из кички, кокошника и повойника (своеобразного чепца). Шитые жемчугом головные уборы давали в приданое, и каждая женщина хранила их для своих дочерей. Из поколения в поколение передавались и женские украшения (перстни, кольца, серьги). Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные.
Мужской костюм состоял из холщовой рубахи без воротника, пояса, штанов-портов. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.
Верхняя одежда женщин – различные виды телогреи и душегреи.
Верхняя одежда: зипуны, чекмени, балахоны ( в сырую погоду). Зимней одеждой были шубы, тулупы, кафтаны, дохи. Богатые использовали мех соболя, а те, кто беднее, бараний мех, а иногда и собачий, поэтому появилась пословица “У него шуба дом стережет”. Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Из овчины шили полушубки и тулупы мехом внутрь. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой и подушкой, и одеялом.
Многообразны головные уборы сибиряков: картузы и фуражки, малахаи из сукна или меха, папахи, меховые шапки.
Обувь шили из меха или кожи. Обычным типом для мужчин и для женщин были так называемые чарки. Женщины, чтобы сделать свои туфли наряднее на каблуки набивали медные или железные подковки, задники расшивали бисером, белыми или красными нитями. Женщины носили большую обувь, которая надевалась обычно на 7-8 пар чулок. Толстые ноги считались признаком здоровья и женской красоты.
Праздничной обувью были русские сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети. У сапог в древности была одна особенность - правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. Для работы в будни носили легкие сапоги из сыромятной кожи — бродни, обутки, характерную обувь сибирских крестьян. Кроме того, изготавливали валенки («катанки»), распространившиеся главным образом через новоселов. Валенки для русского народа с самого момента их появления были не просто обувью, а буквально национальным достоянием. Только валенки могли спасти от сильных русских морозов. Как 200 лет назад, так и сегодня валенки считаются лучшей зимней обувью. В отличие от европейских регионов сибиряки не знали лаптей.
Со второй половины XIX в. в Сибири начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, позднее — юбки с кофтой, модные «калоши».
В XX в. традиционная одежда русских старожилов вышла из употребления.
В русской народной одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.
Словарик
Душегрея– короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.
Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык.
Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником.
Кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями.
Кичка – головной убор, состоящий из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника.
Лапти – обувь, плетенная из лыка липы и вяза.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком.
Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.
Сарафан - длинная распашная одежду без рукавов. Изготавливался сарафан из холста, крашеных тканей, шелка или порчи. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.
Телогрея - длинная распашная одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.
Шуба – верхняя зимняя распашная одежда , длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины.
Список использованных информационных источников
1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
2. М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
3. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
4. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
5. М. Н. Мерцалова. Поэзия народного костюма. М., «Молодая гвардия» 1988г.
6. Большая энциклопедия России. Культура и традиции России. ООО «Хорошая погода», Россия, 200
Военная хитрость
Цветок или сорняк?
Девочка-Снегурочка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Зимний дуб