экскурсия по воинским памятникам и захоронениям Новооскольского района
Вложение | Размер |
---|---|
1vechnaya_pamyat.docx | 143.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»
Областной конкурс творческих открытий и инициатив
«Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!»
Номинация: «Открываем Белгородчину»
«Вечная память».
Автор проекта: Образцова Анна Анатольевна,
ученица 11 «А» класса МБОУ «СОШ №1 с УИОП»
Белгородская область город Новый Оскол,
ул. Гагарина 24 newosschooll@rambler.ru
Консультанты: Дементьев А.А., учитель географии;
Ивницкая И.Г., учитель истории, ЗД;
Еремина Т.И., методист
МБОУ ДОД «Дом детского творчества;
Ермолаева И.Ю., методист
МБОУ ДОД «Дом детского творчества;
Новый Оскол
2014
Содержание
Обоснование проекта…………………………………………………3-4
Основная часть…………………………………………………………5-10
Заключение………………………..........................................................11-12
Литература……………………………………………………………...13
Приложение……………………………………………………………. 14-41
Обоснование проекта.
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом»
С.В. Михалков.
Я очень люблю свой город, хотя он и маленький, но со своей историей, со своими героями и тружениками. В нашей области и в нашем районе многое делается для развития туризма и экскурсионной деятельности. В школах района созданы краеведческие музеи, учащиеся школ закреплены за воинскими памятниками и захоронениями. Проводятся тематические экскурсии, школьники по возможности ухаживают за памятниками, благоустраивают территории вокруг них. Но вот вопрос, как часто посещают школьные музеи учащиеся и родители, а как часто в них бывают гости из других школ? Проведенный мною опрос показал, что деятельность школьных краеведческих музеев чаще является эпизодической. А посещают школьные музеи лишь учащиеся той школы, где располагается музей. Так же опрос показал, что учащиеся новооскольского района знают лишь о тех памятниках, которые закреплены за их школой. Проанализировав полученную информацию, получив консультацию у учителей школы по данному вопросу, изучив наличие и деятельность школьных краеведческих музеев новооскольского района, я задалась целью разработать социальный проект, который получил название «Вечная память». Память - связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. (Орфографический словарь). Название проекта отражает его героико-патриотическую направленность, неразрывную связь поколений, несет в себе чувство гордости, патриотизма, объединяет различные социальные группы.
Мой проект направлен на развитие туризма, на популяризацию активного, познавательного отдыха в новооскольском районе, на развитие и взаимодействие школьных краеведческих музеев. Я выбрала эту тему, потому что я хочу распространить знание о памятниках посвящённых Великой Отечественной войне между молодым поколением и своими сверстниками. Чтобы люди больше узнали о нашем городе и районе. И я сама захотела узнать что - то новое. Ещё мне хотелось бы, чтобы все знали и помнили о событиях Великой Отечественной войны.
Краткая историко-краеведческая справка.
Новооскольский район расположен в центральной части Белгородской области. Его площадь 1401 км2, население - 48 тыс. человек, из них 26 тыс. проживают в сельских населённых пунктах. Река Оскол, протекая с севера на юг, разделяет район на Приосколье и Заосколье. В долине реки расположен г. Новый Оскол и наиболее крупные сёла района. Рельеф района холмистый, овражно-балочный с абсолютными высотами от 100 до 220 м. Долина реки, являясь естественной преградой, была линией фронта всего лишь одни сутки (28 января 1943 г.). Но именно в это время произошли самые драматические
и героические события в истории нашего района.
У памятника генерал-майору А.С. Костицину, 28 января 2013 г., в день 70-ой годовщины освобождения г. Нового Оскола.
Актуальность проекта.
«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Зачем это вспоминать? Зачем раздражать народ?.. Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее».
Эти размышления Льва Толстого, увы, нисколько не устарели, хотя многим действительно кажется, что с уничтожением памятников и других символов недавней истории, с этим стихийным (или управляемым) протестом против прошлого и может происходить его преодоление.
Сегодня нет необходимости доказывать, что лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне. С уходом из жизни ветеранов – главных носителей боевых традиций - в обществе может происходить ослабление общенационального морального и воспитательного потенциала. Именно поэтому понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» приобрели сегодня новый смысл.
Данный проект направлен на распространение и популяризацию знаний по истории родного города и района через экскурсионную деятельность, которая имеет огромное значение в деле воспитания и формирования личности подрастающего поколения в духе гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине.
Актуальность обосновывается идеей исследования истории создания и состояния сохранности военных памятников на территории Новооскоскольского района, возникшей в связи с разработкой новых познавательных туристических маршрутов.
Тема проекта актуальна, т.к. имеет не только научную значимость, но и социальную значимость: через знакомство с памятниками воинской славы, посещение школьных музеев боевой славы, участие школьников в учебно-тематических экскурсиях по историческим, памятным местам города и района, примеры личного мужества и героизма защитников нашего Отечества, данный проект способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой край и Отечество, формированию определенной системы общечеловеческих ценностей.
Новизна проекта заключается в том, что туристические маршруты на территории Новооскольского района ранее проходили только по интересным природным объектам, данный проект впервые позволяет проложить туристические маршруты по историческим местам с посещением школьных краеведческих музеев и воинских памятников на территории района. Проект призван придать новый мощный импульс гражданскому и патриотическому воспитанию, школьному краеведению на основе развития партнерских связей, объединения усилий школы, администрации города и района, МБОУ ДОД «Дом детского творчества», общественных организаций, учреждений города и района в воспитании подрастающего поколения на богатейших исторических и культурных традициях края.
Содержание проекта обосновывается тем, что туристы имеют возможность посетить не только воинские памятники и захоронения расположенные на территории Новооскольского района, но и побывать в школьных краеведческих музеях, познакомиться с историей их создания.
Цель работы: распространение и популяризация знаний по истории родного города и района через экскурсионную деятельность.
Задачи:
Объектом стала вся территория Новооскольского района в рамках административных границ.
Предметом являются солдатские обелиски, памятники Воинам, памятные знаки, посвящённые событиям Великой Отечественной войны.
Методы:
Механизмом реализации проекта является компактность расположения объектов посещения, удобные трассы, рекреационная привлекательность местности. Деятельность по реализации проекта направлена на решение каждой из поставленных задач. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели автор руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач. Исследования в рамках проекта проводились маршрутным и полустационарным методами.
Статистическая обработка данных - методом сравнения опроса местных жителей и очевидцев событий, сохранившихся архивных данных бывших сельских советов и материалов школьных краеведческих музеев.
В методике исследований выделено три основных этапа:
-Подготовительный
-Полевой
-Камеральный.
В подготовительный период выдвинута последовательность в следующих аспектах:
- постановка проблемы
-решение проблемы
-анализ данных.
Так же в подготовительный период изучены литературные источники. Особый интерес представляют работы В.И. Колесникова [3], Ю.В. Донченко [5] и В.В. Овчинникова [ 7].
В подготовительный период были намечены основные маршруты полевых исследований по трём направлениям:
1. Новый Оскол - с. Ольховатка - с. Беломестное - с.Великомихайловка-с.Богородское - с.Ендовино - с.Ярское.
2. Новый Оскол.- с. Оскольское - с.Голубино - с.Киселёвка -с.Тростенец - с.Василь-Дол.
3. Новый Оскол - с.Шараповка - с.Крюк - с.Старая Безгинка -х. Мосьпанов - с.Новая Безгинка.
Школьные музеи на пути следования: СОШ №1 - музей «Истории школы», руководитель Трофимова Н.Н. В музее содержится информация о выпускниках – героях советского союза Аноприенко М.Г., Мосьпанов И.П. Коняев А.М., а так же о том, что в годы Вов в школе располагался госпиталь; СОШ №2 – музей «Боевой славы», руководитель - Корнилова О.В.; СОШ №3 - музей «Боевой славы», руководитель Панкратова Л.А.; СОШ №4 – музей «Боевой славы», руководитель - Немешайлова Г.А.; Велико-Михайловская СОШ музей «Боевой славы», руководитель – Щербак В.И.; Беломестненская СОШ музей «Истории села», в котором есть уголок Боевой славы, руководитель коркина С.Н.; Шараповская СОШ, комплексный музей, руководитель Лохманова С.В.
Во время полевых исследований проведено фотографирование объектов, опрос местных жителей, сняты копии с архивных документов и материалов сельских школьных краеведческих музеев.
В камеральный период проведен анализ собранных данных полевых исследований по результатам, которых сделаны выводы, и оформлен текстовый материал проекта.
Таким образом, в рамках данного проекта планируется провести экскурсии по трем направлениям. Осуществлять экскурсионные маршруты будут экскурсоводы - волонтеры с помощью консультантов. Волонтеры будут проходить обучающие семинары. По окончании экскурсии необходимо наметить проведение викторины, чтобы выявить, что узнали, запомнили, самых активных оппонентов планируется вознаграждать призами. Экскурсионная деятельность рассчитана на все возрастные группы и категории обучающихся новооскольского района. Сложностью реализации данного проекта является отсутствие транспорта, что затрудняет доставку учащихся из одной экскурсионной точки в другую. Данная проблема при организации и проведении экскурсии может быть решена лишь там, где в наличии есть школьный автобус. Поэтому в дальнейшем для реализации проекта необходимо определить пути ее решения, одним из которых может быть привлечение транспорта управления образования новооскольского района.
Финансово-экономическое обоснование проекта. В целом на осуществление проекта необходимо 35 тысячи рублей, основные средства будут израсходованы на транспортные расходы и оплату труда привлеченных специалистов. Имеющаяся материально-техническая база: компьютер, принтер, проектор, экран, фотоаппарат, школьный автомобиль, позволяет организовывать и проводить познавательные экскурсии в пределах города Нового Оскола, отсутствие автобуса не дает возможности для реализации проекта за пределами города. Для реализации проекта могут быть использованы внебюджетные средства, привлеченные согласно Уставу образовательного учреждения. Собранные для реализации проекта средства будут израсходованы для выпуска памятных сувениров, буклетов.
Проект сметы расходов в рамках проекта
№№ п/п | Наименование статей расходов | Финансовые затраты по проекту | ||
Имеющиеся средства | Запрашиваемые средства | Итого | ||
1. | Создание экскурсионного бюро на базе МБОУ ДОД «Дом детского творчества» | ---------- | 5 тысяч рублей | 5000 |
2. | Аренда автотранспорта | ----------- | 1 тысяча рублей | 1000 |
3. | Другие транспортные расходы (1 поездка 30 литров бензина по 25 рублей) | --------- | 7тысяч 500 рублей |
7.500 |
4. | Телефонные, почтово-телеграфные расходы | 500 рублей | ------------ | 500 |
5. | Печатно-множительные расходы | 1000 рублей | -------------- | 1000 |
6. | Призы | 1000 рублей | ---------- | 1000 |
7. | Питание | 50 рублей на человека | ------- | |
8. | Типографские, издательские услуги | 1000 рублей | 2 тысячи рублей | 3000 |
9. | Оплата труда привлеченных специалистов: ведущих краеведов, руководителей школьных музеев | 300 рублей час | 10 тысяч рублей | 10000 |
10. | Изготовление атрибутики (с логотипом …) | 1000 рублей | 2 тысячи рублей | 3000 |
11. | Приобретение предметов снабжения и расходных материалов (с указанием наименований), продуктов питания, медикаментов и т.д. | ----------- | 1 тысяча рублей | 1000 |
12. | Приобретение канцелярских товаров (с указанием наименований) | 1000 рублей | ------------ | 1000 |
13. | Подготовка экскурсоводов -волонтеров | На добровольной основе | ||
5.800 | 28.500 | 34.000 | ||
Возможность практической реализации проекта. Материалы проекта «Вечная память» могут быть использованы на уроках краеведения, православной культуры, географии, истории, литературы. Документами, фотоматериалами, исследованиями можно пополнить материалы школьных краеведческих музеев, отдела централизованной краеведческой библиотеки.
Наличие предложение по кадровому обеспечению реализации проекта. Для успешной реализации проекта предусмотрена деятельность экскурсоводов-волонтеров (учащиеся школ), консультанты – руководители школьных музеев, методисты МБОУ ДОД «Дом детского творчества», учителя истории и краеведения, работники отдела краеведения Новооскольского района. В период разработки проекта была сформирована команда - единомышленников, готовых приступить к реализации проекта. Так в сентябре 2013 года благодаря команде была организована и проведена экскурсия по воинским памятникам и захоронениям на территории города Нового Оскола, по итогам которой работниками новооскольского телевидения был снят видеоролик учебно-тематической экскурсии.
Наличие системы контроля качества и результативности реализации проекта будет проводиться посредством мониторинга на протяжении реализации всего проекта. Мониторинг позволит отследить следующие показатели: количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество экскурсий, конкретных дел, акций, мероприятий, др.); показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (сочинения, составление мини-дневника с описанием и зарисовками, поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.); показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность); показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации); технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников); экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Продвижение проекта. Проект будет продвигаться посредством СМИ (сайт школы, районная газета «Вперед», Новооскольское телевидение), посредством размещения рекламы на стендах информации для населения и выпуском рекламной продукции.
Развитие проекта. Дальнейшее развитие проекта будет зависеть от итогов реализации проекта в плановый период.
Литература.
1.Загоровский В.П. Новооскольский участок //В книге «Белгородская черта».
Воронеж.-Издательство Воронежского университета.-1969-С.192-194.
2. Иванов А. Новый Оскол // В Книге «Города Белгородской Области».
Воронеж. - Центрально черноземное книжное издательство. -1973.- С.81-
103. - ил.
3. Колесников В.И. Новооскольцы и Новоосколье. Избранные очерки и
рассказы из архива учителя. Белгород.- Издательство «Отчий край».-2003.-
286с. -ил.
4. Крупа И.Н. Царёв Алексеев- Новый Оскол. Белгород. Издательство
«Крестьянское дело».-1997.-101с.-ил.
5. Новый Оскол.// В книге «Курская губерния на старой открытке» / Составил
и описал Донченко Ю.В. Курск.-Изд. Курский областной комитет
Государственной статистики.- 2004.- С. 138-146. - ил.
6. Новооскольский район.//В книге «Памятники истории и Культуры
Белгородской области».//Выпуск 1. Государственный список памятников
истории и культуры Белгородской области. -2001.-с. 103-110. -ил.
7. Овчинников В.В. Новооскольский край: земля и люди. Краткий
исторический очерк. Белгород. -2002. -72с. - ил.
8. Плужников В.Ф., Плужников П.Ф. Стихи. Сказки. Рассказы. Воронеж.-
1991. -100с. - ил. /На правах рукописи.
9. Родачинский А. Ф. Ожившие страницы Приосколья. Документально-
художественная повесть. - Белгород. -2004. -222с. - ил.
10.Сушков Д.В.Книга памяти. Светлой памяти песчанцев, павших в Великой
Отечественной Войне. 1941-1945гг. -1989. -86с. 0 ил.// На правах рукописи.
11.Стороженко А.Г. Крутые тропы. -Лениздат. -1959. -252с. - ил.
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем подснежники гуашью
Хризантема и Луковица
По морям вокруг Земли
Сказка "Морозко"