Вложение | Размер |
---|---|
проект | 246 КБ |
Майкопский государственный гуманитарно - технический колледж
ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Открытая научно- практическая конференция
«Мы - будущее России»
Секция : «Социология»
Реферат
« Снижение мотивации к учебной деятельности старших школьников»
Выполнила учащаяся 9 класса
МБОУ СОШ №14станицы Ярославской
Мостовского района Краснодарского края
Мишина Елена Андреевна
Научный руководитель:
Антипкина Галина Александровна
2014.
Оглавление
1 Введение…………….. 2-3
2.Результаты исследования
«Снижение мотивации к учебной деятельности 3-6
старших школьников»
2.1. Понятие «Мотив» 3
2.2 Формирование и структура мотивации обучения. 4
2.3 Причины снижения внутренней мотивации подростков 5
2.4 Результаты исследования 5-6
3. Выводы 6
4. Заключение 7
5. Список использованной литературы……………... 8
6. Приложения
1
1. Введение.
Изучение причины снижения мотивации учебной деятельности старших школьников было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников., особенно в период подготовки ГИА и ЕГЭ.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»» Вообще перестали заниматься» и т.д. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Целью данной работы является: изучить современное состояние проблемы снижения мотивации к учению и пути её решения , выяснить следующие вопросы: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как
2
мотивация влияет на успеваемость подростков.
Объект исследования: учащиеся 10- 11-х классов (16-17 лет, общий объём выборки 32 человека.
Предмет исследования – причины снижения мотивации учебной деятельности старших школьников
. Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации старших школьников занижен; мы предполагаем, что диагностика мотивации учащихся повысит эффективность выявления уровня развития мотивации
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Подобрать и апробировать диагностические процедуры, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников
5. Выявить причины снижения мотивации старшеклассников
Методы исследования:
•- анализ литературы по проблеме исследования;
- опрос и анкетирование уч-ся 10-11 классов;
- беседы с учителями и родителями;
- анализ и интерпретация полученных данных исследования: ученики ;
- найти методические рекомендации по формированию мотивации учения у
3
учащихся подросткового возраста
2. « Снижение мотивации к учебной деятельности старших школьников»
2.1 Понятие «Мотив»
Начну с понятий,на сегодняшний день понятия «мотив» и «мотивация» не получили однозначного толкования. Мотивы– (от лат. moveo -двигаю) по одним источникам это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. По другим источникам это что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения. эмоции, установки и идеалы.
2.2 Формирование и структура мотивации обучения.
Формирование мотивации обучения -неотъемлемая часть познавательной деятельности. Это возможно при наличии нескольких факторов:
-учителя, влияющего на процесс познания ребёнка;
- участие всего коллектива учителей в работе по данному направлению;
- среды, позволяющей реализоваться учителю и ученику;
- наличие соответствующего методического обеспечения и оборудования;
- отсутствие раздражающих и отвлекающих факторов на уроке.
Важной составляющей мотивации обучения является социальная активность: отношение к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству между одноклассниками, учителями и родителями.
У детей, поступающих в школу широкие социальные мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает
4
сохраняться, но даже усиливается и развивается.
Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников
учению начинает утрачиваться. В связи с этим и учитель также начинает
занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение товарищей, независимо от того, как на то, или иное смотрит учитель крайне незначительный процент, идет формирование внутренней мотивации детей и их взаимоотношения.
2.3 Причины снижения внутренней мотивации подростков:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. Личная значимость предмета.
5. Умственное развитие ученика.
6. Продуктивность учебной деятельности.
7. Непонимание цели учения.
8. Страх перед школой.
9. Отвлекающие факторы (мобильные телефоны, постоянное общение в интернете)
2.4 Результаты исследования
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое показало: (см. приложение 2)
По результатам исследования у 10 класса было выявлено:
с очень высоким уровнем мотивации – 6,25% испытуемых (1 человек);
с высоким уровнем мотивации – 18,75% испытуемых (3 человек);
со средним уровнем мотивации – 37,5% испытуемых (6 человек).
5
со сниженным уровнем мотивации – 31,25% испытуемых (5 человек);
По результатам исследования у 11 класса было выявлено:
с очень высоким уровнем мотивации – 0% испытуемых (0 человек);
с высоким уровнем мотивации – 35% испытуемых (7 человек);
со средним уровнем мотивации – 30% испытуемых (6 человек).
со сниженным уровнем мотивации – 25% испытуемых (5 человек);
с низким уровнем мотивации – 10% испытуемых (2 человеа)
Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы.
Как отмечают учителя, родители и учащиеся: большой объем информации, большая загруженность дополнительными и индивидуальными занятиями;
требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их облученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся;
подростков не удовлетворяет роль слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и
высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.
3. Выводы
Таким образом, задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и
6
устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
Возможно, необходимо, администрации школы пересмотреть расписание дополнительных занятий, учащиеся не должны отвлекаться на уроках (телефоны, разговоры)
В подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включиться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
Главный путь воспитания полноценной мотивации - это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности, способы взаимодействия с окружающими
4.Заключение
В итоге исследования по проблеме нашей работы были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что у старших подростков преобладает заниженный уровень мотивации.
сследования доказана, цель достигнута, задачи выполнены.
Однако, данная работа может быть продолжена и дополнена более подробными исследованиями учебной мотивации старшеклассников.
7
8
Приложение 2
Текст опросника
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе
2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе
3) я очень люблю узнавать что-то новое
4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении
5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником
6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание
7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям
8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость
9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания
10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу
11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями
12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки
13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя
14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги
15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье
16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия
17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться
18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники
19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу
20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания
21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке
22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость
23) мне важно вырасти культурным образованным человеком
24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал
25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками
26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга
28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе
29) мне нравится придумывать новые способы решения задач
30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе
31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей
33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником
34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником
35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником
36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся
37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками
38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены
39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее
Бланк для заполнения учащимся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов по каждому столбцу, каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец – шкала 1а
2 столбец- шкала 1 б
3 столбец- шкала 2
4 столбец- шкала 3
5 столбец- шкала 4а
6 столбец- шкала 4б
7 столбец – шкала 4в
8 столбец- шкала 5а
9 столбец- шкала 5б
10 столбец – шкала 6
11 столбец – шкала 7
12 столбец- шкала 8
13 столбец- шкала 9
Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал
Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца)
Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца)
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца)
Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца)
Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца)
Проводится анализ индивидуальных результатов.
Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.
Проводится анализ группового результата.
Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.
Интерпретация шкал.
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. Это дополнительные шкалы, по которым мы можем судить о том, присутствует ли, в принципе, ценность хорошего образования, ценности хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика его члена, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимым в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе)
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся, прежде всего, из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения ( одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что бояться, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, всеми теми видами деятельности, в которых присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и т.д.
Шкалы 10-12 представляют из себя дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Приложение 1.
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое показало:
Рис. 2.2. Уровень мотивации обучения у 10класса
Рис. 2.2. Уровень мотивации обучения у 11 класса
Для сравнения результатов мотивации учебной деятельности у 11 и 10 классов
Представлены на рис. 2.3
Рис. 2.3. Сравнительные результаты мотивации учебной деятельности у 11 и 10классов
Приложение 3
Диагностика мотивации личности
Тест-опросник МУН
(А. Реана)
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. Обычно я действую активно.
3. Я склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.
9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.
10. Я обычно настойчив в достижении цели.
11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, по и на месяц, год вперед.
12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику:
«да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20;
«нет»: 4, 5, 7, 9, 13,15,17.
Приложение 4
Тест «Мое самочувствие»
(Н. Стебенева, Н. Королева)
Инструкция: вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые я вам сейчас зачитаю. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна прежде всего вам.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Ключ к тесту
1 - 2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.
3 - 6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?
7 - 10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но все-таки есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас упражнения, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.
Приложение 5
Сказка «Швейная игла»
Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.
— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.
— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.
— Но я же опаздываю, — возразила игла.
— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!
На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.
Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.
Как нарисовать черёмуху
Сказка "12 месяцев". История и современность
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Акварель + трафарет = ?
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)