Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
kolybel_iss_nov.docx | 706.21 КБ |
СЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировского района города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Горбунов Захар Андреевич,
Дмитриев Дмитрий Дмитриевич, 4В класс
Тема: Секреты колыбельной песни
Учитель – консультант:
НОВОСИБИРСК – 2014
Содержание
Анкетирование учеников 2 класса и их родителей.
1.1 Почему мы выбрали эту тему?
На уроках литературного чтения при изучении народного фольклора мы часто встречаемся с колыбельными песнями. Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; есть предположение, что первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. Так ли это?
Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.
Анализ анкетирования ребят из 2 класса показал, что современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях. Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной. А это ведёт к потере частички культурно-исторических ценностей своего народа.
1.2 Цель: раскрыть связь колыбельной песни с заклинаниями, показать значение колыбельных в жизни человека.
Задачи:
1.3 Гипотеза исследования:
если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то одна из её функций - оберег для малыша.
1.4 Методы исследования:
Колыбельные песни — одни из самых древних жанров фольклора. Об их происхождении существуют две точки зрения. Первая говорит о том, что эти произведения могли выполнять функцию заклинаний - заговоров. Другие же считают этот взгляд неправомерным и утверждают, что колыбельные песни рождены воспитательными потребностями, что они имеют только бытовое назначение. Несмотря на разные мнения, колыбельные существуют с незапамятных времён и передаются от одного поколения к другому. Колыбельная песня - мостик из взрослого мира в мир ребенка, мостик из древнего мира в наш мир.
Можно ли представить, что ребенок заснет под громовое, энергичное пение? Нет, конечно. Вот почему колыбельная песенка звучит по-особенному мягко, при всем желании ее не прокричишь. Ласковые слова, ритм, мелодия укачивают, убаюкивают.
Баю – баюшки, баю. Тебе песенку спою.
Это усыпительная функция колыбельной песни.
В ходе исследовательской работы нам встретилась замечательная поговорка, в которой говорится о том, что если человек жестокий и бессердечный, то говорят, что ему мать колыбельных не пела. И действительно, ещё одна функция колыбельной песни – воспитательная, когда постоянно поют ребёнку – вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то, и не будешь делать это. Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию.
Колыбельная для девочки говорит о будущем:
Дитя моё хорошее, будешь мне помощницей.
Песня для мальчика определяет предназначение мужчины:
Шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет.
Работая на наше темой, мы нашли доказательства, что колыбельная песня выполняет не только усыпительную и воспитательную функции.
У колыбельной есть ещё одна таинственная особенность, она выступает как оберег, содержит в себе заклинания.
Во всех колыбельных присутствует слово «баю», а ведь само слово "баить" в старину означало — шептать, заговаривать. Значить и сравнивать колыбельную песню нужно с магическим фольклорным жанром заговоров и заклинаний.
Заклинание, заговор - словесная формула, звучащая в определённом ритме, по суеверным представлениям имеющая магическую силу, направленная на достижение каких – либо целей.
Мы предположили, что как нельзя лучше, нам подойдут старинные русские заговоры, связанные со сном ребенка.
Мы предположили, что как нельзя лучше нам подойдут старинные русские заговоры, связанные со сном ребенка, когда его лечили народными средствами, от таких хворей - напастей: "Ночница, полуночница"— бессонница; "Переполох, криксы"— ночной крик.
Давайте рассмотрим несколько колыбельных и заговоров, между которыми прослеживается связь.
Колыбельная песня | Заклинание - заговор |
Пришла бабка с заморья, принесла короб здоровья. Тому-сему не дала, моей девочке приблюла. В голованьку положила, рукавочком покрыла. Криксы - упиры забрала, во мхи болота послала. | Криксы-вараксы, идите вы за крутые горы, За темные лесы от малого младенца! По старым крестьянским представлениям, "криксы" — особая болезнь детей, вызываемая злым существом, проникающим в ребенка, отчего он "блажит" всю ночь. |
Люлю, Дрёма пришла, По-под зыбочку брела, К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла. | Соня – сонятко, усыпи дитятко, Обволоки дрёмой в сонных хоромах. Заведу глаза, шепну три раза: «Спитко, посыпатко, Соня – сонятко». Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам. А вот и заговор, призывающий дрёму. |
Люли, люленьки, люлю, Тебе плакать не велю. Посижу и пошепчу: -Полуночница – ночница, Из избы вон уходи, От Ванюшки отступи. | Полуночная полуночница, Ночно, полуночно не галься, Над дитяткой не деканься. Полуночница – отнимает сон у младенцев: ноченка-полуноченка, полуношница-щекотунья, ночница, щекотуха-лепетуха, колюха, егозуха, неугомонница. |
Другой интересный персонаж песен - Бессонница, которую в колыбельных отсылают прочь в тёмный лес, в далёкий безлюдный край, или наоборот просят убаюкать дитя. Существует даже обереговая куколка Бессонница. Если ребёнок начинал плакать, мать быстро сворачивала из кусочков ткани куклу Бессонницу и клала в колыбель малышу, сопровождая свои действия заговором:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Рассмотрев эти примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы.
2.4 Особенности использования персонажей в колыбельных песнях
Раньше считалось, что кот, любящий сладко поспать, способен передать ребёнку эту привычку, поэтому у наших предков было принято укладывать кота в колыбель ребёнка для тепла и крепкого сна.
Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок.
Приди, котя, ночевать, мою детку покачать.
До сих пор кот – один из самых распространённых персонажей колыбельных песен.
Встречаются образы голубей (гулей), которые садятся на край колыбели и воркуют над ребёнком, насылая светлые сны.
Люлю-люлю-люлюшки, да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать, стал мой милый засыпать.
Правда, в текстах колыбельных встречаются и строгие наказы успокоиться: иначе придёт волк или дед Бабай и заберут дитя.
Люлю-люлю, люлю-бай, под окошком дед Бабай
Говорит: ,,Андрюшку дай!” прочитать про Бабая
С одной стороны, эти недруги упоминались, чтобы предостеречь ребёнка и заставить его слушаться. С другой стороны – так отражалась в колыбельной тёмная сторона мира. Только родной дом и материнская забота защищали ребёнка от опасностей.
Как ни странно, всё с той же целью для защиты в колыбельных иногда пелось о слабости ребёнка, его болезненности и даже о возможной смерти; выказывалось притворное равнодушие к нему.
Баю-бай, баю-бай, завтра Ванечка помрет,
будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить.
Современной маме никогда не придет в голову петь любимому малышу такую «чудную» песенку.
Но таким обманным приёмом мать пыталась отгородить своё чадо от злых сил: если ребёнок слабый, если в его семье его не любят, то и для врагов его душа не представляет ценности. Это как с именами, которыми нарекали детей – черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее.
В ходе исследования мы выяснили, что древние колыбельные возникли в эпоху язычества. Когда люди не могли объяснить не только явления природы, связанные с окружающим миром, но и с самим человеком. Эти персонажи представлялись в колыбельных песнях живыми существами, которых приглашали в дом, где есть малютка, или, наоборот, прогоняли.
Мы провели анкетирование среди учеников 2 класса и их родителей с целью выяснить, что известно о колыбельных песнях, знают ли они их. (Приложение 1)
Вывод
Анализ анкетирования ребят из 2 класса показал, что сегодня колыбельная песня не пропала как жанр, но очень мало детей и родителей поют настоящие народные колыбельные песни. Чаще всего это песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. В современных колыбельных нет магических элементов, но присутствует доброе пожелания на будущее ребёнка. Современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях. Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной. А это ведёт к потере частички культурно-исторических ценностей своего народа.
Мы проследили связь между колыбельными и заговорами. Подтвердили нашу гипотезу, если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то она выполняет не только усыпительную и воспитательную функции, но и является оберегом для малыша, хотя целиком колыбельные песни из заговоров не создавались, использовались только отдельные образы и элементы. Но целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались.
С помощью этих песен можно знакомиться с народной культурой, обычаями. Во всех упомянутых нами колыбельных песнях, как в капле воды, отражена душа народа, который их сочинил.
По результатам анкетирования сделали вывод, что эти песни до сих пор присутствуют в жизни человека.
Наше анкетирование дало неутешительный результат. Чтобы немного исправить положение, мы провели занятие во 2 классе «Секреты колыбельной песни». Ребятам было интересно не только слушать колыбельные песни, придумывать их самим, но и сделать куклу Бессонницу на проведённом нами мастер – классе.
К концу исследования мы составили сборник старинных и современных колыбельных песен. (Приложение 2) Также в сборнике присутствуют колыбельные, которые сочинили ребята на нашем внеклассном занятии. Надеемся, что наш сборник будет пополняться новыми чудесными колыбельными песнями, и станет помощником при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе.
Мы будем продолжать изучать народные колыбельные песни как малый жанр русского фольклора, планируем сравнить их с подобными песнями других народов.
В ходе исследования мы раскрыли связь колыбельной песни с заклинаниями, показали значение колыбельных песен в жизни человека. Доказали гипотезу, если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то одна из её функций - оберег для малыша.
Приложение 1
Результаты анкетирования учеников 2 класса и их родителей
Вывод:
Анализ анкетирования ребят из 2 класса показал, что сегодня колыбельная песня не пропала как жанр, но очень мало детей и родителей поют настоящие народные колыбельные песни. Чаще всего это песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. В современных колыбельных нет магических элементов, но присутствует доброе пожелания на будущее ребёнка. Современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях. Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной.
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем тыкву
Северное сияние
Пустой колос голову кверху носит
Акварельные гвоздики