Исследовательская работа на тему "Цвет и наш внутренний мир" посвящена изучению эмоционального состояния учащихся начальной школы (села Новый Порт, Ямальского района, ЯНАО) после длительной полярной ночи и учебного года. Основной целью работы является получение информации о внутреннем состоянии личности младших школьников для налаживания продуктивного общения, сотрудничества и толерантных межличностных отношений.
Вложение | Размер |
---|---|
текст исследования | 49.78 КБ |
презентация к защите исследовательской работы | 1.86 МБ |
текст выступления к презентации на защите исследовательской работы | 22.27 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
IV районный заочный конкурс исследовательских работ
и творческих проектов младших школьников
«Юный исследователь»
«ЦВЕТ И НАШ ВНУТРЕННИЙ МИР»
исследовательская работа
Выполнила:
учащаяся 3 а класса
Вануйто Вера Алексеевна
МБУОШИ «Новопортовская
школа-интернат среднего
(полного) общего образования»
Адрес: с. Новый Порт, ул. Школьная, д. 2
Руководитель:
учитель начальных классов
Чёрненькая Инна Викторовна
с. Новый Порт, 2013
Содержание
Введение
В разные эпохи народы Земли понимали своё под каждым из цветов, не удалось договориться и о точном списке основных цветов, но истоки символики различных цветов надо искать с появления первого человека.
Немецкий писатель и учёный Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, они предстают перед человеком сами, как живые эмоции.
К сожалению, с 17 века цвет почти утратил своё магическое, ритуальное значение.Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, исследованиями доказано, что цвет — лишь внутреннее ощущение, которое возникает при воздействии на глаз электромагнитной световой волны различной длины.
Наука, которая специально изучает связь цвета и внутреннего мира человека есть и называется она «психологией цвета». Одним из самых известных учёных в психологии цвета является разработчик цветового теста Макс Люшер.
Почему человеку нравится какой-либо цвет, что он думает о нём, какие картинки он у него вызывает – ответы на эти вопросы актуальны и сейчас, поскольку дают ценную информацию о внутреннем мире окружающих нас людей, которая необходима для понимания и толерантного отношения людей друг к другу.
Объектом нашего исследования является цвет как показатель состояния внутреннего мира эмоций человека.
Предметом нашего исследования – определение цветовых предпочтений учащихся начальных классов Новопортовской школы-интерната.
Цель - выявить эмоциональное состояние учащихся начальных классов Новопортовской школы-интерната с помощью цветового теста Макса Люшера.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если у учащихся существуют определённые цветовые предпочтения, то это отражает эмоциональное состояние их личности.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Основная часть
Нами были протестированы 67 учащихся 2-4 классов, поскольку тест адресован детям от 10 до14 лет, то первые классы не были обследованы. Каждому был предложен набор карточек из 8 цветов, которые они должны были пронумеровать в порядке возрастания от самого приятного к самому неприятному. При обосновании своего цветового выбора учащиеся должны были исходить только из впечатления, производимого на них тем или иным цветом. Затем по критериям (табл. 1) была сделана оценка выполненных тестов.
Таблица 1.
Критерии качественного анализа результатов цветового теста Люшера.
4 балла | благоприятное эмоциональное состояние |
3 балла | удовлетворительное эмоциональное состояние |
2 балла | эмоциональное состояние, требующее внимания |
1балл | нахождение в кризисном эмоциональном состоянии |
Количественный состав по классам представлен на рис. 1
Рис.1. Состав испытуемых по классам (кол-во человек).
На основании полученных результатов была построена сводная таблица, диаграмма (рис.2) и сделаны выводы об эмоциональном состоянии учащихся начальных классов Новопортовской школы.
Рис.2. Анализ результатов тестирования (%).
Результаты исследования: из таблицы и рисунка видно, что с помощью цветового теста Макса Люшера у большинства учащихся начальных классов Новопортовской школы было обнаружено удовлетворительное эмоциональное состояние, которое абсолютно не имеет никакого отношения к учебной отметке «удовлетворительно», а является только показателем внутреннего состояния личности, находящегося под влиянием очень многих факторов.
Следует отметить, что самыми приятными (любимыми) цветами у ребят Новопортовской школы являются красный, жёлтый и фиолетовый, а это говорит об альтруистичном, смелом, волевом, иногда вспыльчивом, общительном, любознательном характере, нуждающихся в поддержке и опоре людей.
Элемент новизны исследования состоит в тестировании и анализе эмоционального состояния учащихся начальных классов Новопортовской школы на сегодняшний день.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученной информации всеми заинтересованными лицами для налаживания толерантных отношений, взаимопонимания, общения в школе и за её пределами.
Заключение
По результатам данного исследования и исследований ученых нами был сделан следующий вывод: для того чтобы понимать другого человека, надо знать его внутренний мир, который можно приоткрыть с помощью цветового теста Макса Люшера.
Литература
Слайд 1
Цвет и наш внутренний мирСлайд 3
Объект исследования: цвет как показатель состояния внутреннего мира эмоций человека
Слайд 4
Макс Люшер (88 лет) Разработчик цветового теста. Родился швейцарском городе Базеле 9 сентября 1923 года. Профессор психологии. Живёт и работает в Швейцарии, консультирует психотерапевтов, руководит различными исследованиями в области влияния цвета на человека.
Слайд 5
Предмет исследования: определение цветовых предпочтений учащихся начальных классов Новопортовской школы-интерната
Слайд 6
Цель исследования: выявить эмоциональное состояние учащихся начальных классов Новопортовской школы-интерната с помощью цветового теста Макса Люшера
Слайд 7
Задачи исследования: подготовить тестовый материал по количеству испытуемых; провести тестирование; обработать тестовые работы по критериям; оформить в виде таблиц и диаграмм полученные результаты исследования; сформулировать выводы об эмоциональном состоянии учащихся начальных классов Новопортовской школы
Слайд 8
Гипотеза исследования: если у учащихся существуют определённые цветовые предпочтения, то это отражает эмоциональное состояние их личности
Слайд 9
Методы исследования: тестирование; оценивание результатов по критериям; анализ и обобщение полученных результатов
Слайд 10
Цветовой тест Люшера
Слайд 11
Критерии качественного анализа результатов 4 балла благоприятное эмоциональное состояние 3 балл удовлетворительное эмоциональное состояние 2 балла эмоциональное состояние, требующее внимания 1 балл нахождение в кризисном эмоциональном состоянии
Слайд 12
Участники обследования (чел.)
Слайд 13
Результаты анализа (чел.) общее кол-во 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 2 б 16 4 11 1 0 3 а 11 1 8 1 1 3 б 17 0 10 4 3 4 а 14 1 9 2 2 4 а 9 0 9 0 0
Слайд 14
Результаты анализа ( %)
Слайд 15
Элемент новизны исследования: состоит в тестировании и анализе эмоционального состояния учащихся начальных классов Новопортовской школы на сегодняшний день
Слайд 16
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования полученной информации всеми заинтересованными лицами для налаживания толерантных отношений, взаимопонимания, общения в школе и за её пределами
Слайд 17
Результаты исследования: у учащихся 2-4-х классов Новопортовской школы удовлетворительное эмоциональное состояние. Любимыми цветами у ребят являются красный , жёлтый и фиолетовый, а это говорит о смелом, волевом, иногда вспыльчивом, общительном, любознательном характере, нуждающихся в поддержке и опоре людей
Слайд 18
Вывод: чтобы понимать другого человека, надо знать его внутренний мир, который можно приоткрыть с помощью цветового теста Макса Люшера
Здравствуйте, уважаемые участники конференции, педагоги, гости. Меня зовут Вануйто Вера, я учусь в 3 а классе. Вашему вниманию хочу представить свою исследовательскую работу на тему «Цвет и наш внутренний мир».
Когда я была помладше, я любила развлекаться тем, что прикладывала к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — сразу хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.
Наука, которая специально изучает связь цвета и внутреннего мира человека есть и называется она «психологией цвета». Почему человеку нравится какой-либо цвет, что он думает о нём, какие картинки он у него вызывает – ответы на эти вопросы дают ценную информацию о внутреннем мире окружающих нас людей, которая необходима для понимания и толерантного отношения людей друг к другу. В связи с этим объектом нашего исследования является связь цвета и внутреннего мира человека.
В разные эпохи народы Земли понимали своё под каждым из цветов, не удалось договориться и о точном списке основных цветов, но истоки символики различных цветов надо искать с появления первого человека.
Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а связываем их с эмоциональными переживаниями человека. Хотя цвета не являются знаками эмоций, они предстают перед человеком сами, как эмоции.
Одним из самых известных учёных в психологии цвета является разработчик цветового теста Макс Люшер.
Предметом нашего исследования явилось определение эмоционального состояния учащихся начальных классов с помощью цветового теста Люшера.
В ходе исследования были поставлены задачи, обозначенные на слайде.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если у учащихся существуют определённые цветовые предпочтения, то это отражает эмоциональное состояние их личности
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как:
Нами были протестированы 67 учащихся начальной школы, поскольку тест адресован детям от 10 до14 лет, то первые классы не обследовались. Каждому был предложен набор карточек из 8 цветов, которые они должны были пронумеровать в порядке возрастания от самого приятного к самому неприятному. При обосновании своего цветового выбора учащиеся должны были исходить только из впечатления, производимого на них тем или иным цветом. Затем по критериям была сделана оценка выполненных тестов.
Количественный состав по классам представлен на слайде.
После чего на основании полученных результатов была построена сводная таблица, диаграмма.
Из таблицы и рисунка видно, что с помощью цветового теста Люшера у большинства учащихся начальных классов Новопортовской школы было обнаружено удовлетворительное эмоциональное состояние, которое абсолютно не имеет никакого отношения к учебной отметке «удовлетворительно», а является только показателем внутреннего состояния личности, находящегося под влиянием многих факторов.
Элемент новизны исследования представлен на слайде.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученной информации для налаживания толерантных отношений, взаимопонимания и общения и в школе и за её пределами.
По результатам данного исследования и исследований ученых нами был сделан такой вывод: для того чтобы понимать другого человека, надо знать его внутренний мир, который можно приоткрыть с помощью цветового теста Макса Люшера.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
За еду птицы готовы собирать мусор
Если хочется пить...
Свадьба в Малиновке
Заяц, косач, медведь и весна