Данная работа - это самостоятельное исследование ученицы 7 класса, изучение предпочтений в выборе кружков и секций своих одноклассников. Попытка найти ответ на вопрос "Зависит ли выбор кружков и секций от характера и темперамента?" Ведь мы все такие разные, у нас разные предпочтения в выборе занятий в свободное от учебы время. Кто-то занимается спортом, кому-то по душе творчество. Екатерина считает "...к чему у человека способности, тем он и занимается, но ведь иногда деятельность требует упорства, волевых качеств..."
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 50.09 КБ |
Отдел образования администрации городского округа города Шахунья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»
Исследовательская работа
Зависит ли выбор кружков и секций
от характера и темперамента школьников?
Работу выполнила ученица 7а класса
Аганина Екатерина
Руководитель педагог-психолог
Жаркова Ирина Валерьевна
Городской округ город Шахунья
2013г.
Введение ……………………………………………………………………………………. | 2 | |
I. | Основная часть…………………………………………………………………………… | 3 |
1. Понятие о темпераменте человека…………………………………………………… | 3 | |
2. Типы темперамента…………………………………………………………………… | 3 | |
3. Темперамент и спорт………………………………………………………………….. | 4 | |
4. Характер человека…………………………………………………………………….. | 5 | |
5. Типы характера………………………………………………………………………... | 6 | |
6. Методы изучения темперамента и характера человека…………………………….. | 7 | |
II. | Практическая часть………………………………………………………………………. | 9 |
1. Сбор информации о занятости в кружках и секциях...……………………………... | 9 | |
2. Изучение темперамента и характера одноклассников……………………………... | 9 | |
3. Соотнесение предпочтений моих одноклассников в кружках и секциях с результатами изучения их темперамента и характера………………………………… | 10 | |
III. | Заключение……………………………………………………………………………….. | 11 |
Список литературы…………………………………………………………………………. | 12 | |
Приложение…………………………………………………………………………………. | 13 |
Введение
Мы все такие разные, у нас разные предпочтения в выборе занятий в свободное от учебы время. Кто-то занимается спортом, кому-то по душе творчество. Интересно, от чего зависит выбор любимого занятия. Думаю, к чему у человека способности, тем он и занимается, но ведь иногда деятельность требует упорства, волевых качеств, может быть выбор кружков и секций зависит от характера и темперамента человека.
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки личности определяют, что хочет человек: его способности – что он может. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека имеет своей предпосылкой темперамент. Темперамент и характер отличны, и вместе с тем тесно связаны друг с другом.
В связи с этим цель моей работы – определить зависит ли выбор кружков и секций от характера и темперамента учеников.
В процессе исследования я решала такие задачи:
Методы исследования:
Объект исследования: учащиеся 7А класса
Предмет исследования: условия, влияющие на выбор кружков и секций.
Гипотеза: предположим, что темперамент и характер влияют на выбор кружков и секций.
I. Основная часть
1. Понятие о темпераменте человека
Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. К ним относятся скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психических процессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой, скорость включения человека в различные виды деятельности и торможения. О людях, которые по-разному – один быстрее, другие медленнее – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения.
Слово «темперамент» происходит от латинского temperamentum, переводимого как «надлежащее соотношение частей». Такое понимание темперамента связано с тем, что в древности (в учении древнегреческого врача Гиппократа – V век до нашей эры) утверждалось, что тип темперамента задается соотношением в организме человека четырех видов жидкостей: кровь, желчь, черной желчи, лимфы (флегмы).
До сих пор сохранились названия темпераментов, предложенные Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
2. Типы темперамента
После Гиппократа одним из первых дал характеристики темпераментам людей немецкий философ И.Кант. Сангвиник, по Канту, - человек, отличающийся быстрой сменой сравнительно слабых по силе эмоций. Холерик – горячий, порывистый человек. Меланхолик - индивид, для которого характерны глубокие и длительные эмоциональные переживания. Флегматик – медленный, спокойный человек. Темперамент на протяжении многих веков его исследования последовательно соотносили то с качественными особенностями крови человека (И.Кант), то со строением тела (Э.Кречмер), то с обменными процессами, происходящими в организме человека. Современные теории темперамента связывают его со строением нервной системы, ее свойствами. По И.П. Павлову, она обладает такими основными свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью. Исследования последних несколько десятков лет, проведенные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими, обнаружили в центральной нервной системе гораздо больше различных свойств, чем предполагал Павлов, так что типология темпераментов, основанная на свойствах нервной системы, претерпела изменения. Тем не менее, в основном она сохранилась в том виде, в каком ее в свое время предложил наш известный физиолог.
Силу нервной системы характеризует ее способность выдерживать длительные и значительные нагрузки. Подвижность нервных процессов – скорость и другие динамические особенности их возникновения и существования. Переключаемость нервных процессов характеризуется способностью переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения, и наоборот. Уравновешенность характеризует соотношение в нервной системе процессов возбуждения и торможения.
Сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, по Павлову, - у сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный тип – у флегматика; сильный, неуравновешенный – у холерика; слабый – у меланхолика.
Эта типология строилась И.П. Павловым на основе экспериментальных исследований животных, базировались на ограниченных представлениях о свойствах нервной системы и поэтому несколько упрощена. Более соответствует действительности та, в основу которой положены представления о свойствах нервной системы в работах ученых.
Сангвинический темперамент, по-видимому, свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности, способны управлять собой.
Холерический темперамент, скорее всего, образует сочетание сильной, подвижной, динамичной, переключаемой нервной системы с ее неуравновешенностью, причем процесс возбуждения в такой нервной системе явно доминирует над процессом торможения. Внешне поведение холерика отличается высокой активностью, темпом движений, быстротой реакций и повышенной эмоциональностью. У такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя.
Меланхолик – имеет слабую нервную систему, она невозбудимая и неуравновешенная, в которой торможение возникает легко и доминирует над возбуждением. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий, особенно в ситуациях стресса, он впадает в состояние депрессии.
Описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа, «перемешаны».
Научное изучение характера и темперамента шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
3. Темперамент и спорт.
Выражается ли темперамент человека в его отношении к спорту? Безусловно. Спорт – это тот фон, на котором темперамент человека способен особенно ярко проявляться.
Рассмотрим все четыре темперамента относительно спорта:
Холерик – он, как правило, самый активный болельщик, очень любит посещать самые разнообразные спортивные соревнования, более предпочитая энергичные виды спорта. Больше всего холериков вы увидите на футбольных стадионах, на хоккейных трибунах, на площадках, использующие специальное покрытие для спортивной площадки, где происходят массовые соревнования и турниры. Холерики обожают командные виды спорта. Еще они неравнодушны к достаточно агрессивным видам спорта, таким, как бокс, борьба и т.п. Холерику нужен выплеск энергии, поэтому спорт для него важен, как разрядка. Холерики способны проявлять и отрицательные черты: они самые возбудимые и жесткие болельщики. Когда начинаются погромы после футбольных матчей – это проявление холерического темперамента. Если холерик сам участвует в соревнованиях, то он будет одним из самых активных и быстрых, захочет стать капитаном команды или лидером в ней, но, в то же время, он может не считаться с другими игроками команды, и проявлять такие отрицательные качества, как ярость и зависть.
Сангвиник – самый доброжелательный и спокойный, при этом, он быстро думает и способен на проявление очень быстрой реакции. Качества, незаменимые в спорте. Из сангвиников получаются отличные спортсмены, очень часто этот темперамент можно наблюдать у знаменитых чемпионов. Сангвиники выдержаны, целеустремленны, обладают хорошей волей. Из видов спорта – они могут выбрать любой вид, но чаще всего им нравятся такие виды спорта, в которых можно наиболее ярко проявить свои личностные качества, например, где надо преодолеть препятствия: альпинизм, спуск на байдарках, бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и т.п. Сангвинику подходят и командные игры, поскольку он хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками. Из сангвиников, равно как и из флегматиков, получаются отличные шахматисты. Также сангвинику интересны виды спорта, сопряженные с азартом и риском: горные лыжи, дельтапланеризм, фехтование и т.п. Важно только, чтобы при этом, в сангвинике не проявлялась и обратная сторона: преобладание постоянного азарта над всем остальным, проявление определенного фанатизма.
Флегматик – более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Поэтому, он с интересом смотрит хоккей, футбол, водное поло и другие зрелищные соревнования, но по телевизору, а не с трибун стадиона. Ему интересны интеллектуальные виды спорта, т.е. такие, где надо рассчитать точность удара, просчитать на несколько шагов шахматы, шашки, бильярд вперед, построить многоходовую комбинацию. Еще флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством: бег на длинные дистанции, лыжи, поднятие штанги, велосипедный марафон. Флегматика можно увидеть среди борцов восточных единоборств, где больше философии, чем собственно спорта. Также из флегматиков получаются хорошие тренеры, поскольку у них есть способности к преподавательской работе и им не надоедает объяснять одно и тоже по много раз. В то же время, флегматик может проявлять упрямство и надорваться там, где надо остановиться. Потом, флегматику может все надоесть, и он может внезапно бросить спорт.
Меланхолик – самый вялый и апатичный из всех темпераментов. Он редко занимается спортом, особенно активным. Хотя иногда любит посмотреть что-нибудь из энергичных видов спорта по телевизору, но и то для того, чтобы в сравнении со спортом на экране, почувствовать собственное ощущение комфорта и покоя. С интересом меланхолики смотрят особо зрелищные виды спорта – крупные Олимпиады и всемирные соревнования, спортивные танцы, фигурное катание. Из меланхоликов получаются отличные яхтсмены: один на один, или, по крайней мере, всего несколько человек, с морем. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет, поэтому он способен заниматься такими видами спорта, как: спортивная стрельба, метание диска или копья. Меланхолики хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Из отрицательных качеств меланхолика в спорте – это способность начать заниматься то одним видом спорта, то другим, а также быстрая потеря интереса к спорту.
4. Характер человека
В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним, динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.
Характер – это более основательная характеристика личности, чем темперамент, поэтому для описания характера используется словосочетание «черты характера», а не «свойства характера». Чертой личности в психологии называют устойчивую особенность личности – такую, которая определяет поступки человека. Термином «свойство» обозначают какую-либо отдельную частную сторону психологии человека, от которой скорее зависит стиль, а не суть поведения. По своей сути поступки людей мало зависят от темперамента, поэтому его особенности называют свойствами.
В жизни характер человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку – стремление добиваться успехов (волевые черты характера). Характер человека также проявляется в его добросовестности, ответственности, аккуратности (деловые черты), в открытости, общительности, интересе и внимании к людям (коммуникативные черты характера). Три названные группы черт характера – основные.
Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных волевых, деловых и коммуникативных черт характера. Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее чем несколько десятков, поскольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился и общался в течение жизни. Индивидуальные различия в характере отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.
В отличие от темперамента характер человека может изменяться и реально изменяется в той или иной степени в течение всей жизни. На детство приходится основной этап в формировании характера. Он начинает складываться у человека с первых лет жизни под прямым влиянием его родителей или заменяющих их людей, воспитывающих ребенка. Он зависит от отношения этих людей к ребенку и способа обращения с ним. При хорошем обращении с ребенком в течение самых первых лет его жизни у ребенка формируются положительные черты характера, а при плохом – отрицательные. Такие черты характера, как доброта, открытость, общительность, - обычно следствие хорошего обращения с ребенком, а такие черты характера, как злость, замкнутость и агрессивность, - результат плохого с ним обращения.
В виде устойчивых черт характера у ребенка складываются реакции на обращение с ним взрослых. Особенно большое влияние на формирование характера оказывают такие способы обращения, которые вызывают у ребенка сильные эмоции и связаны с удовлетворением его наиболее важных жизненных потребностей. Так начинают формироваться коммуникативные черты характера. Волевые черты складываются несколько позднее под воздействием полученных ребенком поощрений и наказаний. Если родители или заменяющие их люди умело сочетают поощрения и наказания, поддерживают у ребенка старание, настойчивость, целеустремленность и другие качества поведения, то у него складываются волевые черты характера.
Последними в дошкольном возрасте начинают формироваться деловые черты характера, причем их становление зависит как от получаемых поощрений и наказаний, так и от подражания ребенка окружающим. Если эти люди сами постоянно демонстрируют ребенку хорошие деловые черты характера, то вполне можно рассчитывать и на то, что временем эти же черты характера проявятся у ребенка.
Характер человека, сложившийся в основном в детстве, может оставаться более или менее постоянным или изменяться дальше. Будет ли он меняться и, если да, то, как конкретно – это зависит от целого ряда обстоятельств. Во-первых, от того, сформировались ли и стали ли достаточно устойчивыми соответствующие черты характера в детстве. Если они оформились и стабилизировались, то, как правило, обнаруживается тенденция к их устойчивости. Если же они еще не сформировались, то могут меняться и дальше.
Во-вторых, стабильность характера зависит от отношения человека к самому себе и от отношения к нему со стороны окружающих. Если отношение положительное, это способствует ранней стабилизации характера. Наиболее существенные, изменения в характере отмечаются в том случае, когда отношение человека к себе и отношение к нему окружающих противоречивы и неблагоприятны. С возрастом, от 12 – 15 до 35 – 40 лет, характер человека обычно несколько улучшается, затем стабилизируется лет на 20 и к концу жизни, после 65 – 70 лет, вновь может несколько ухудшиться.
5. Типы характера.
Характер людей, как и их темпераменты, делятся на типы, однако классификации характеров существенно отличаются от типологии темпераментов. Если крайне выраженные сочетания свойств темперамента называются типами темперамента, то крайне выраженные черты характера именуются его акцентуациями. Это понятие происходит от слова «акцент» - выделение, подчеркивание. Акцентуированными по характеру называются люди, у которых есть сильно выраженные черты характера, выходящие за пределы нормы. Например, у человека могут быть сильно развиты такие черты характера, как доброта, общительность, оптимизм или противоположные им отрицательные черты характера: агрессивность, замкнутость, пессимизм. Строго говоря, почти каждый человек – в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однако на практике понятием «акцентуация» пользуются в основном тогда, когда у человека обнаруживают не одну, а несколько различных черт характера.
Явление характерологической акцентуации может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. У большинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критические периоды жизни, во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. К критическим относятся переходные периоды в жизни человека: от младенческого к дошкольному возрасту (около 3 лет), от младшего школьного к подростковому возрасту (от 11 – 12 до 14 – 15 лет), от подросткового возраста к юности (18 – 19), от юности к взрослению (35 -40 лет), от взрослости к старческому возрасту (после 70 лет). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается у людей с тяжелым детством.
На характер человека общество влияет специфическим образом. Оно формирует идеологию, в которую входят проектируемые образованием желательные черты характера, нужные данному обществу. В идеологии они заданы в виде ценностей и норм морали. Включаясь в официальную, подчиненную государству образовательную систему в качестве целей обучения и воспитания детей, эти ценности и нормы реализуются в содержании и методах обучения и воспитания детей. В результате люди вырастают с некоторыми типичными чертами характера.
Этот акт нашел отражение в истории и в некоторых социальных типологиях характеров современных людей, например в типологии, предложенной известным американским философом и психоаналитиком Э. Фроммом. Он также отразился в многочисленных примерах трудностей адаптации в чужом обществе, с которыми сталкиваются люди, родившиеся и выросшие в одной стране, но вынужденные взрослыми эмигрировать и жить в другой стране.
Семья в отличие от общества формирует у человека не общесоциальные, а национальные, религиозные, культурные и другие типы характеров, которые считаются ценными и полезными для жизни в той или иной социальной группе. Эти черты характеры могут быть очень разными и противоречивыми.
Основные индивидуальные различия в характерах людей порождаются именно семейным воспитанием. Это касается тех черт характера, которые свойственны представителям различных общественных групп населения.
Определенное влияние на характер человека оказывает и школа. Сильнее всего воздействие школы отражается на формировании так называемых межличностных черт характера, связанных с деловым и личным общением людей. Большое значение для формирования характера школьников имеет их общение со сверстниками и учителями.
Существуют некоторые возрастные особенности проявления черт характера. Свой, отличный от других возрастов, характер имеют дети до 11-12 лет, подростки с 11-12 до 14-15 лет, юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 25-30 лет, взрослые люди в период от 25 до 40-50 лет, от 40-50 до 60-70 лет и после 70 лет.
6. Методы изучения темперамента и характера человека.
Для исследования типов темперамента используют две группы методов, одна из которых основана на изучении действий и реакций человека (при наблюдении за ними извне и самооценке), а другая – на психофизиологическом исследовании свойств нервной системы. В первом случае вывод о темпераменте человека делается на основе того, насколько его действия и жизненные реакции соответствуют некоторым стандартам действий и реакций, связанных с разными типами темперамента. Во втором случае выводы о темпераменте испытуемого делают на основании сравнения свойств нервной системы, обнаруженных у данного человека, с теми свойствами, которые наукой приписываются людям определенного типа темперамента.
При самооценке человек, пользуясь текстом предложенного ему опросника, сам оценивает свои действия и реакции на те или иные раздражители в типичных жизненных ситуациях. При обращении к внешним оценкам за человека это делают квалифицированные специалисты-наблюдатели. Свойства нервной системы с целью определить темперамент человека изучается с помощью специальных проб и приборов, которые точно фиксируют физиологические реакции организма человека в ответ на определенные сенсорные стимулы.
Достаточно строгими, позволяющими безошибочно оценивать темперамент человека, являются только психологические, объективные методы, поскольку сам человек и его окружающие могут серьезно ошибаться в оценках его темперамента. Дело в том, что те действия и реакции, по которым мы обычно судим о темпераменте человека, - это результат изучения. Они зависят от воспитания и культуры данного человека. В итоге действительный, природный темперамент может оказаться скрытым за внешними, этически оправданными формами поведения.
В настоящее время существует множество тестов, позволяющих узнать о характере, темпераменте человека, его интересах. Психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева и Л.А. Громовой), направленный на диагностику типа личности, отличается легкостью его проведения как для эйчара, так и соискателя. Тест достаточно прост для интерпретации и позволяет сразу получить информацию о доминирующих чертах характера и особенностях поведения. Простой и достаточно популярный психогеометрический тест направлен на диагностику типа личности. Точность результатов данного метода достигает 85%.
II. Практическая часть.
Исследование осуществлялось на базе МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина», в исследовании участвовало 26 учеников 7а класса (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 13-14 лет.
В начале нашего исследования я собрала информацию о том, какие кружки и секции посещают мои одноклассники. Для этого я вспомнила, какие секции в ФОКе посещают ребята из нашего класса, какие кружки в городском ДК, у некоторых я уточнила, не изменились ли за последнее время их интересы (Приложение 1). Далее я выделила две направленности в предпочтениях моих одноклассников: спортивную и творческую (Приложение 2). Получились следующие данные: 15 моих одноклассников занимается в секциях спортивной направленности, 10 человек – в кружках творческой направленности. Мне стало интересно, а какие виды спорта интересуют моих одноклассников: командные или личные (Приложение 3). Получилось, что 7 моих одноклассников предпочитают командные виды спорта, 10 – личные, двое занимаются личными и командными видами спорта.
Одной из задач работы было изучить и выбрать диагностические методики по определению качеств характера и типа темперамента. Проанализировав имеющиеся методики, я остановила свой выбор на психогеометрическом тесте и опроснике.
Процедура проведения психогеометрического теста (Приложение 4) предполагает выбор одной из пяти предложенных фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. «Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это-Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Какую бы фигуру человек не поместил на первое место, это его основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда человека можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Результаты получились следующие: девять моих одноклассников выбрали фигуру «зигзаг», это говорит о том, что эти люди творческие и оригинальные мыслители. Их отличает образность, интуитивность, независимость от других, они, как правило, не настойчивы. Восемь учеников выбрали «прямоугольник». Данное предпочтение говорит о том, что этих людей отличает любознательность, пытливость, живой интерес, смелость, внушаемость, чрезмерная доверчивость. Четверо выбрали «квадрат». Такой выбор говорит о том, что они трудолюбивы, усердны, упорны, добиваются завершения работы. Постоянно «упорядочивают» людей и вещи вокруг себя. Трое решили, что больше всего их напоминает «круг». Интерпретация результатов говорит о том, что эти люди - хорошие комментаторы, они обладают высокой чувствительностью, они болеют за свой коллектив. В деятельности и общении они ориентированы на людей, а не на дело, понимают других. Двое остановились на фигуре «треугольник». Про этих людей в связи с этим можно сказать, что это лидеры. Их основная способность концентрироваться на главной цели. Они энергичны, сильные личности, способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Уверенные люди, которые хотят быть правыми во всем. У них велика потребность управлять, решать не только за себя, но и за других (Приложение 6).
Исследование типа темперамента проводилась через изучение действий и реакций человека, основанное на самооценке.
Каждый отвечавший на вопросы теста должен был поставить галочку напротив утверждения, которое характеризует его, наиболее полно подходит к нему (Приложение 5).
Результаты получились следующие: чистого темперамента нет ни у одного из моих одноклассником, в основном они все смешаны, и преобладают какие-то отдельные качества из каждого вида темперамента. У 8-х моих одноклассников смешанный сангвиник с холериком, еще у 8-х – сангвиник с флегматиком, у 4-х – равное сочетание сангвиника, флегматика и меланхолика.
По одному представителю - холерик с меланхоликом; сильное доминирование меланхолика, доминирование сангвиника; преобладающий флегматик с чертами сангвиника, у двоих – флегматик с холериком (Приложение 7).
Далее, я сопоставила результаты исследования и сведения о выборе кружков и секций.
Получилось, что ребята, с холерическими и сангвиническими чертами занимаются командными видами спорта. Меланхолики (преобладающая составляющая темперамента) вообще не занимаются спортом. Сангвиники с флегматичными составляющими предпочли личный спорт. Одноклассник с преобладающим флегматичным типом темперамента занимается борьбой.
Таким образом, наше предположение о том, что темперамент оказывает влияние на выбор кружков и секций, подтвердилось.
Изучение научной литературы позволило нам узнать, что, оказывается, характер воспитывается при жизни. В отличие от темперамента характер человека может изменяться и реально изменяется в той или иной степени в течение всей жизни. Поэтому, говорит о том, что характер влияет на выбор кружков и секций школьниками несколько ошибочно. Скорее правильным будет отметить, что волевые черты характера помогают добиваться результатов в той или иной деятельности. Коммуникативные черты позволяют хорошо «уживаться» в командном виде спорта.
III. Заключение.
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки личности определяют, что хочет человек: его способности – что он может.
В начале нашей работы мы предположили, что темперамент и характер влияют на выбор кружков и секций.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нами была изучена и проанализирована литература, из которой мы узнали, что тесно связанный с направленностью личности, характер человека имеет своей предпосылкой темперамент. Темперамент и характер отличны, и вместе с тем тесно связаны друг с другом.
Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.
Оказывается, что темперамент человека способен особенно ярко проявляться в спорте.
Далее мы собрали и проанализировали информацию о том, какие кружки и секции посещают мои одноклассники. Изучили и выбрали диагностические методики по определению качеств характера и типа темперамента, провели исследование одноклассников.
Затем мы обработали полученные данные и узнали, сочетание каких типов темперамента, встречается у учеников 7а класса. Сопоставив результаты исследования и сведения о выборе кружков и секций, мы пришли к выводу, что темперамент оказывает влияние на выбор кружков и секций, а характер воспитывается при жизни, и поэтому особенно влиять на выбор кружков и секций не может, но волевые и коммуникативные черты характера помогают добиваться результатов в той или иной деятельности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, подтвердилась частично.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Философские стихи Кристины Россетти
Девчата
Извержение вулкана
Ручей и камень
На берегу Байкала