Люди не задумываются над тем, влияет ли интерьер на нашу психику, здоровье и мотивацию учения. Но все предпочитают, чтобы им было комфортно дома, в школе, в классе. Поэтому возникла необходимость выяснить, комфортно ли учащимся в нашей школе и что требуется изменить, чтобы стало в ней лучше.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_interera_kabineta_na_motivatsiyu_ucheniya.doc | 298 КБ |
Российская Федерация
Ямало - Ненецкий автономный округ Надымский район
МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
Влияние интерьера кабинета
на мотивацию учения
Поддубный Максим,
МОУ «Школа-интернат среднего
(полного) общего образования с. Ныда», 8а класс
Поддубная Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа-интернат среднего
(полного) общего образования с. Ныда»
2010
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………4
Основная часть……………………………………………………………………………………5-10
Требования к школьному кабинету……………………………………………………………….5 - 7
Практическая часть…………………………………………………………………………………8-10
Заключение ………………………………………………………………………………………..11
Литература. ………………………………………………………………………………………..12
Приложения 1-8. …………………………………………………………………………………..I -X
Введение
Актуальность
Люди не задумываются над тем, влияет ли интерьер на нашу психику, здоровье и мотивацию учения. Но все предпочитают, чтобы им было комфортно дома, в школе, в классе. Поэтому возникла необходимость выяснить, комфортно ли учащимся в нашей школе и что требуется изменить, чтобы стало в ней лучше.
Цель работы: Выяснить, как интерьер кабинета влияет на мотивацию учения на основании опроса школьников МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» среди учащихся 5-11 классов.
Задачи: исследовать мнение школьников и выяснить:
Методы:
Длительность выполнения: 4 месяца
Основная часть
Требования к школьному кабинету
Интерьер школы складывается из многих составляющих – оформление коридоров, оформление школьных кабинетов и классов. Интерьер школы должен быть выполнен в едином стиле, только тогда он будет создавать ощущение единого образовательного пространства, только тогда каждый ребенок сможет почувствовать себя членом единого дружного школьного коллектива.
Так же как театр начинается с вешалки, любая школа начинается с вестибюля. Именно это помещение – визитная карточка учебного заведения, и оно просто обязано быть оформлено так, чтобы приглашать школьников всех возрастов в страну Знаний. Попадая в вестибюль, каждый школьник должен чувствовать, что с ним общаются. Здесь уместны эффектно оформленные стенды, плакаты, поделки и рисунки, сделанные руками самих школьников.
Оформление школы – это сложная, творческая работа. Оформление школы, школьных кабинетов и классов должно отвечать назначению образовательного учреждения – обучению и воспитанию подрастающего поколения, создавать приятную и интересную рабочую обстановку. Оформление школы, кабинетов – немаловажный фактор эстетического воспитания школьников. Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.
Оформление школьных кабинетов – неотъемлемая составляющая интерьера школы и его можно условно разделить на 2 основных направления: оформление кабинетов для младших школьников и оформление кабинетов для среднего и старшего звена. Оформление класса для младших школьников позволяет использовать элементы не только учебного, но и игрового характера. Оформление класса для младших школьников носит не только обучающий и воспитывающий характер, но и призвано стимулировать интерес учащихся к учебе.
Оформление кабинетов школы для старшеклассников, обычно, носит тематический характер, так как в каждом кабинете преподается отдельный предмет. Оформление школьных кабинетов для среднего и старшего звена, традиционно носит обучающий характер. При оформлении кабинетов широко используются методические плакаты, таблицы и схемы. Оформление класса призвано подчеркнуть специфику преподаваемого здесь предмета, разбавить монотонность школьной жизни, сделать процесс обучения более доступным и интересным.
С чем у вас ассоциируется школьный кабинет? Три ряда парт, доска, несколько наглядных пособий на стенах? К счастью, современная школа далеко шагнула вперед не только в смысле программы обучения, но и в смысле оформления классов.
При создании интерьера школьных кабинетов особое внимание уделяется цветовому решению их помещений. Основная установка здесь делается на жизнерадостную палитру. Цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. При окраске стен учебных помещений всегда очень важно учитывать психологическое воздействие цвета на детей, а также климатические особенности. В северных районах стены окрашивают в теплые тона, а южных, наоборот, в холодные. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый). Розовый цвет создает легкомысленное настроение. Обилие зеленого уравновешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в равнодушие и лень, поэтому зеленые интерьеры не рекомендуется использовать в рабочей обстановке. Приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, он умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе. Голубой цвет успокаивает, позволяя сосредоточиться. Оживить палитру школьного кабинета можно и с помощью …классной доски. Это в прошлом она обязательно была черной: сегодня доски выпускаются и в зеленых, и в синих, и в коричневых тонах.
От цветового решения кабинета логично перейти к их обстановке. Вы сразу вспомнили неудобные школьные стулья и парты с изрезанными крышками? К счастью, сегодня школьные классы обставляют совершенно иначе. Важнейшим требованием к мебели учебных помещений считается не только ее удобство, но и такое архитектурно-конструктивное решение, которое способствовало бы универсальному использованию помещений, т.е. его трансформации. Именно поэтому на смену громоздким партам пришли легкие и подвижные столы и стулья, которые могут быть быстро сдвинуты или сложены в пачки, а также расставлены в любом порядке.
Особые требования предъявляются к цвету школьной мебели. Окрашенная поверхность должна отражать 25-30% падающего на мебель света – это позволяет повысить степень освещенности помещений, что для здоровья учащихся очень важно. Доказано, что наиболее благоприятен для ученических столов и парт – естественный цвет древесины. Он только не утомляет глаза, но и чудесным образом снижает контраст между цветом учебников, тетрадей и парт. Однако чтобы действительно быть безвредными для детских глаз, все рабочие поверхности должны быть матовыми. Кстати, ассортимент школьной мебели не ограничивается партами и стульями. Каждый класс комплектуется учительским столом и стулом, шкафами для хранения учебно-наглядных пособий, доской и светильником над ней. В кабинете, где дети ежедневно грызут гранит науки, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади помещения. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций.
Оформление школы, кабинетов, несмотря на то, что это вопрос творческий, имеет ряд строгих ограничений:
Практическая часть
Были исследованы все кабинеты, в которых занимаются учащиеся 5 – 11 классов. Выводы:
Цвет стен в кабинетах:
Учащимся 5 – 11 классов была предложена анкета (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 162 школьника 5-11 классов.
Результаты анкетирования:
Что нравится в кабинете, закрепленным за твоим классом? (Приложение 2)
Таблица 1
Кол-во уч-ся | % | |
оформление (стенды) | 81 | 50 |
цветы | 49 | 30 |
ТСО | 36 | 22 |
площадь | 35 | 22 |
цвет стен | 33 | 20 |
мебель | 25 | 15 |
тепло | 5 | 3 |
уют | 1 | 0,6 |
учитель | 1 | 0,6 |
комфорт | 1 | 0,6 |
парты | 1 | 0,6 |
портреты | 1 | 0,6 |
Что бы ты хотел изменить в твоем кабинете? (Приложение 3)
Таблица 2
Кол-во уч-ся | % | |
цвет стен | 58 | 36 |
мебель | 43 | 27 |
площадь | 32 | 20 |
ТСО | 30 | 19 |
оформление (стенды) | 24 | 15 |
цветы | 19 | 12 |
линолеум | 3 | 2 |
Продолжение таблицы 2 | ||
парты | 3 | 2 |
поставить компьютеры | 2 | 1,2 |
установить экран | 1 | 0,6 |
изменить обстановку | 1 | 0,6 |
свет | 1 | 0,6 |
парты | 1 | 0,6 |
В какой цвет ты бы выкрасил свой кабинет? (Приложение 4)
Таблица 3
Кол-во уч-ся | % | |
персиковый | 33 | 20 |
розовый | 29 | 18 |
светло-зеленый | 28 | 17 |
белый | 22 | 14 |
голубой | 18 | 11 |
желтый | 17 | 10 |
бежевый | 12 | 7,4 |
В каком кабинете вы чувствуете себя комфортно (у тебя приподнятое настроение – радость, увлеченность)? (Приложение 5)
Таблица 4
№ кабинета | Количество учащихся | % |
219 химия-биология | 21 | 13 |
205 история | 20 | 12,3 |
207 биология | 19 | 11,7 |
225 русс.язык, лит-ра | 16 | 9,9 |
220 информатика | 15 | 9,3 |
213 родной язык | 13 | 8 |
201 математика | 13 | 8 |
203 математика | 10 | 6,1 |
холл | 7 | 4,3 |
200 математика | 7 | 4,3 |
223 русс.язык, лит-ра | 6 | 3,7 |
208 география | 5 | 3,1 |
211 ин. язык | 5 | 3,1 |
112 физика | 4 | 2,5 |
222 русс.язык, лит-ра | 3 | 1,9 |
224 русс.язык, лит-ра | 2 | 1,2 |
218 ОБЖ | 2 | 1,2 |
В каком кабинете у Вас подавленное состояние - скука, печаль? (Приложение 6)
Таблица 5
№ кабинета | Количество учащихся | % |
211 | 38 | 23 |
222 | 23 | 14 |
218 | 13 | 8 |
224 | 13 | 8 |
223 | 10 | 6 |
219 | 7 | 4 |
112 | 7 | 4 |
203 | 6 | 3,7 |
221 | 6 | 3,7 |
208 | 5 | 3 |
201 | 3 | 1,9 |
213 | 3 | 1,9 |
209 | 3 | 1,9 |
225 | 2 | 1,2 |
200 | 1 | 0,6 |
216 | 1 | 0,6 |
220 | 1 | 0,6 |
205 | 1 | 0,6 |
207 | - | 0 |
Какой предмет ты изучаешь с интересом или он тебе нравится? (Приложение 7)
Таблица 6
Кол-во уч-ся | % | |
биология | 40 | 25 |
математика | 32 | 19,7 |
физкультура | 26 | 16 |
информатика | 23 | 14 |
история | 19 | 11,7 |
русский язык | 18 | 11 |
химия | 15 | 9,3 |
физика | 14 | 8.6 |
ИЗО | 12 | 7,4 |
литература | 11 | 6,8 |
родной язык | 9 | 5,6 |
география | 9 | 5,6 |
обществоведение | 8 | 4,9 |
технология | 7 | 4,3 |
природоведение | 5 | 3 |
КНЯ | 1 | 0,6 |
Заключение
Пожелания:
Литература
Мереченкова И.В. Школа радости и здоровья. / «Начальная школа», № 3, 1998, с.98-101.
Попова Н. Д. Цвет школьных помещений. / «Начальная школа», № 3, 1998, с.101 - 102.
Требования к школьному кабинету. /Санитарно-правовые нормы (СанПиН 2.4.2.- 1178-02)
Приложение 1
Анкета
1. В каком кабинете вы чувствуете себя комфортно?
2. Что нравится в этом кабинете?
а) площадь
б) оформление кабинета (стенды)
в) цвет стен
г) мебель
д) ТСО (аппаратура)
е) цветы
3. Какой кабинет закреплен за твоим классом?
4. Что нравится в твоем кабинете?
а) площадь
б) оформление кабинета (стенды)
в) цвет стен
г) мебель
д) ТСО (аппаратура)
е) цветы
5. Что бы ты хотел изменить в твоем кабинете?
а) площадь
б) оформление кабинета (стенды)
в) цвет стен
г) мебель
д) ТСО (аппаратура)
е) цветы
6. В каком кабинете у Вас подавленное состояние - скука, печаль?
7. В какой цвет ты бы выкрасил свой кабинет и почему?
а) белый
б) желтый
в) персиковый
г) светло-зеленый
д) голубой
е) розовый
ж) бежевый
8. Какой предмет ты изучаешь с интересом или он тебе нравится?
Приложение 2
Что нравится в кабинете, закрепленным за твоим классом?
Приложение 3
Что бы ты хотел изменить в твоем кабинете?
Приложение 4
В какой цвет ты бы выкрасил свой кабинет?
Приложение 5
В каком кабинете вы чувствуете себя комфортно (у тебя приподнятое настроение – радость, увлеченность)?
Приложение 6
В каком кабинете у Вас подавленное состояние - скука, печаль?
Приложение 7
Какой предмет ты изучаешь с интересом или он тебе нравится?
Рисуем "Ночь в лесу"
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Лупленый бочок
Сказочные цветы за 15 минут
Нора Аргунова. Щенята