В ходе исследовательской работы ученики отвечают на вопрос " Могут ли дети победить в войне?"
Вложение | Размер |
---|---|
deti_stalingrada.docx | 51.7 КБ |
deti.pdf | 2.45 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
Проект
«Дети Сталинграда»
Авторы:
Исмайлова Виктория,8 «Б»
Нурджанова Наталья,8 «Б»
Барсуков Андрей,8 «Б»
Шишлов Александр,8 «Б»
Руководитель проекта:
Шереметьева Л.Ф.,
классный руководитель
Волгоград 2014
1.Актуальность темы
Для нас, учеников 8 « Б» класса тема « Дети и война» является актуальной по ряду причин.
Во-первых, нашей малой родиной является Краснооктябрьский район Волгограда. Здесь в дни Сталинградской битвы шли ожесточенные бои, вошедшие в историю мировых войн, как самые упорные и кровопролитные. Здесь у берегов Волги было положено начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Знать героическое прошлое своей малой родины каждый из нас обязан, чтобы не превратиться в «Иванов, родства не помнящих».
Во-вторых, рядом с нами все меньше и меньше тех, кто защитил страну от врага. Мы помним тех, кто отстоял наш город в борьбе с немецко-фашист-скими захватчиками. Мы несем цветы к братским могилам и на Мамаев курган, склоняем головы у Вечного Огня, чтим память тех, кого нет с нами Минутой молчания. Уже не годы, а десятилетия отделяют нас от военного лихолетья. Но есть еще живые свидетели тех событий, пережившие ужас и трагизм военного времени. Это дети Сталинграда. Их свидетельства знако-мят нас с событиями далеких лет, они помогают нам понять масштабы битвы, ужас и трагизм, который пережили те, на чью долю выпала нелегкая участь сражаться и выживать в руинах Сталинграда.
В- третьих, опрос учеников нашей школы показал, что 15 % респондентов недостаточно глубоко знают историю своего города и района. Этот факт неоспоримо доказывает необходимость усиления работы по развитию чувства патриотизма и гражданской солидарности среди обучающихся.
В-четвертых, реализация данного проекта предполагает развитие контактов с организацией «Дети Сталинграда», знакомство с деятельностью этой общественной организации и ее вкладом в патриотическое воспитание подрастающего поколения нашего района.
Работа над проектом даст нам дополнительные возможности проявить внимание и милосердие к пожилым людям. Встречи с ними позволят укрепить преемственность поколений.
2.Цель проекта
3.Задачи проекта
1. Организовать встречи с членами «Дети Сталинграда»
2. Выявить степень осведомленности обучающихся МОУ СОШ № 32 по проблеме « История Сталинградского сражения». 3.Разработать предложения по совершенствованию патриотического воспитания в МОУ СОШ № 32.
4. Инициировать создание памятника (памятного знака, стелы) , аллеи Памяти детям Сталинграда.
4.Стратегия
Работа над проектом осуществляется совместно с членами Краснооктябрьского отделения Волгоградской Областной Общественной Ассоциации « Дети Сталинграда».
5.Методы
1.Беседы, интервью с членами организации «Дети Сталинграда».
2.Ознакомление с архивными документами в организации «Дети Сталинграда».
3.Анкетирование и тестирование обучающихся школы.
4. Ознакомление с архивными документами музея «Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда».
5.Встреча с представителями администрации района, депутатами городской думы.
6.Содержание
3. « Мы уцелели в страшном лихолетье».
4. Современные дети и война.
5. Заключение.
6. Приложение.
1. Вступление.
Великая Отечественная война была одной из самых страшных войн в истории нашей страны. Она принесла горе и страдания в каждую семью, разорила сотни городов и сел, тысячи детей стали сиротами. Чем дальше во времени от нас Великая Отечественная война, тем меньше остается ее свидетелей, еще меньше – участников. Давно стали ветеранами самые юные солдаты, захватившие лишь последние сражения. Живым уже под 90 лет, и их остается все меньше и меньше. Но есть еще одна категория свидетелей: дети войны. Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.
«Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал поэт Александр Твардовский. В Краснооктябрьском районе города Волгограда живет 1670 детей военного Сталинграда - это люди, пережившие все ужасы и тяготы Великой Отечественной войны. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. «Дети войны» – два коротких слова, которые вызывают множество эмоций: уважение и гордость, преклонение и жалость.… На их хрупкие плечи легла тяжесть военного лихолетья… Разного возраста, они по-разному запоминали происходящее вокруг, по- разному складывалась их судьба. Их детская память удержала что-то особенное, пусть не главное, но без чего нет суровой правды этой жестокой войны.
Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Прожив долгую жизнь, они сохранили в своей памяти налеты вражеской авиации, грохот канонады, вой сирен, стоны раненых, плач по погибшим. Их рассказы и воспоминания помогают нам воссоздать более полную картину военных событий. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Дети не шли в атаку, не держали в руках винтовку, но вместе со взрослыми боролись за свою жизнь.
Геннадий Лесниченко, ветеран труда, член организации «Дети Сталинграда», так вспоминает о своем детстве:
«Злословят пусть, что мы не воевали,
Что были мы от пола два вершка. В атаку мы не шли, винтовку не держали, И кашу не делили с котелка
Но под огнем мы с матерью стояли, И злая смерть грозила нам. И, кажется не раз мы умирали, Но выжили назло врагам.
И тот солдат, меня прикрывший грудью, С которым не был даже я знаком, Погиб. Но вечно помнить буду Я с благодарностью о нем.
Мы были на войне, мы горе испытали. И нам чужая боль понятна и близка. Все ужасы войны мы с детских лет узнали, Нам нужен мир, нам не нужна война.»*
2.Трагедия гражданского населения Сталинграда
К началу Сталинградской битвы (июль 1942 г.) население Сталинграда, вобравшее в себя многих эвакуированных и беженцев, составило около 750 тысяч человек. К маю 1942 г. в составе прибывшего в Сталинградскую область населения 25% приходилось на детей, воспитывавшихся в семьях и детских домах. С начала июля 1942 г. поток людей увеличился – население эвакуировалось из прифронтовой полосы. Город оказался перенаселён. В 1942 г. в школах Сталинграда обучалось около 70 тысяч учащихся.** Положение на Сталинградском фронте во второй половине июля 1942 года ухудшилось. Однако эвакуация основной массы населения и оборонных заводов была запрещена лично И.В. Сталиным, который опасался, что это может подорвать обороноспособность защищающих город войск. И город продолжал жить обычной жизнью. Школы и институты готовились к новому учебному году, для детей фронтовиков, физически ослабленных детей и детей из многодетных семей были организованы пионерские лагеря дневного пребывания, принимали зрителей театры и кинотеатры. Продолжали работать библиотеки, больницы, родильные дома, детские сады и ясли.**
23 августа был воскресный день, но большая часть жителей Сталинграда находилась на рабочих местах: на предприятиях и на строительстве оборонительных укреплений. Дома оставались в основном старики, инвалиды, больные, дети. Во второй половине дня гитлеровцы бросили на город свыше 1000 самолетов. С жутким воем они неотвратимо шли на город. Сначала жители Сталинграда заметили под крыльями самолетов что-то, похожее на зонты. Показалось, что фашисты сбросили листовки, но уже через несколько минут стало ясно - это зажигательные бомбы. Вскоре весь город был охвачен огнем. А затем на головы сталинградцев полетели осколочные и фугасные бомбы. Экипажи немецких самолётов обстреливали беспорядочно метавшихся людей из пулемётов и бомбили места скопления мирных жителей.
*Сборник « Мы уцелели в страшном лихолетье», Волгоград 2007 г
.** Павлова Т.А. Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве.– Волгоград, 2005. – С. 34.
Укрыться от бомб мирным жителям было практически негде. Город горел на всем своем протяжении, т.е. на протяжении 50 километров. Улицы, шедшие к Волге, превратились в огненные коридоры, подвалы, где прятались жители, в случае попадания в кирпичное здание фугасной бомбы, заваливало обломками. Крайне ненадёжными были основные убежища населения – земляные щели. От сильной вибрации, производимой беспрерывными взрывами, щели обрушивались, погребая под слоем земли укрывшихся в них жителей. Сталинградцы пытались прятаться в земляных нишах, наспех вырытых в откосах многочисленных оврагов, но они так же, как и щели, осыпались, превращаясь в братские могилы. Убежища были плотно забиты людьми, и места для многих не хватало. В поисках спасения люди устремились к волжским переправам. Мирных жителей, скопившихся в районах переправ, бомбила и обстреливала из пулемётов фашистская авиация. Катера, буксиры и самоходные баржи редко достигали берега – гитлеровцы топили их. Население начало переправляться на волжские острова и левый берег собственными силами на лодках и подручных средствах. В этот и последующие дни бомбардировки весь берег был усеян трупами мирных жителей.*
Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Ерёменко впоследствии писал: «Многое пришлось пережить за минувшую войну, но то, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас как тяжёлый кошмар. …В хаосе звуков отчётливо выделялись стоны и проклятия гибнущих, плач и призывы о помощи детей, рыдания женщин. Сердце сжималось от сострадания к невинным жертвам фашистского людоедства, ум не мирился с невозможностью предотвратить мучения сотен людей, особенно детей».
С 13 сентября в Сталинграде начинаются уличные бои. К этому времени гитлеровцы захватили большую часть Краснооктябрьского района. Эвакуация мирного населения была прекращена. Город был до основания разрушен. Находившееся в нём население – главным образом, старики, женщины и дети – ютились в подвалах, погребах, землянках, водопроводных колодцах и трубах, земляных нишах и щелях. Выживание в таких условиях уже подвиг. И этот подвиг совершили сотни маленьких сталинградцев, пережившие тяготы военного времени и дождавшиеся прихода Советской Армии. Мы обращаемся к воспоминаниям детей военного Сталинграда, живущих в Краснооктябрьском районе Волгограда.
3. « Мы уцелели в страшном лихолетье»
На улице Таращанцев в доме № 17 располагается штаб-квартира Краснооктябрьского отделения Волгоградской Областной Общественной
*Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1980. С. 130 * Ерёменко А.И. Сталинград. М., 1961. С. 135, 136.
Ассоциации «Дети Сталинграда», объединяющей сотни пожилых людей, на долю которых выпали испытания одной из самых жестоких битв. Второй мировой войны.
Коновалова Лилия Константиновна
Когда началась война, ей было всего 4 года. До сих пор она помнит страх, который невозможно описать.
Вот ее рассказ о пережитом: «Во время обстрелов мы прятались в откосах оврагов. Жить было негде, так как дом разбомбили фашисты. Женщины и дети рыли землянки, траншеи. Еды не было. Часто попадали под перекрестный огонь, когда стреляли и наши, и немцы. Фашисты были совсем близко. Ночью они пускали ракетницы, освещали разрушенный город. Переправиться за Волгу было невозможно. Вся земля была засыпана осколками от снарядов. Город стоял на руинах.
Но уже весной в Сталинград потянулись беженцы, стали строить бараки, восстанавливать промышленность. Ходить можно было только по безопасным тропинкам, т.к. вокруг было много мин, неразорвавшихся снарядов. Это было очень голодное время. Сталинградцы получали талоны на приобретение продуктов (кусок хлеба, немного сахара). У магазинов стояли огромные очереди. Наш дом восстановили. Мы жили в трехкомнатной квартире. С нами проживали еще две семьи. Ели похлебку из листьев зелени, « шоколадную глину», которую собирали на берегу Волги. Это была обыкновенная глина, но нам она напоминала шоколад.
Школы работали, мы учились даже в таких условиях. Когда пошла в первый класс, то у меня не было ни учебников, ни письменных принадлежностей. Писали на газетах, обрывках бумаги. В третьем классе появились чернильницы и деревянные ручки. Одна книжка была на три ученика. Постепенно жизнь налаживалась. Город возвращался к мирной жизни. Всего через два месяца после окончания боев в Сталинграде появились бригады добровольцев-строителей.
Много лет прошло после окончания войны, но боль и страдания, которые она принесла, я храню в своей памяти до сих пор».*
Калюкина Таисия Николаевна
Калюкиной Таисии Николаевне было всего четыре года, когда началось сражение, но детская память сохранила пережитое на всю жизнь. Таисия Николаевна вспоминает: « Помню, как летали немецкие рамы, а потом поя-
*Записи бесед - воспоминаний Коноваловой Лилии Константиновны члена организации «Дети Сталинграда» (16 ноября 2013 года)
вились бомбардировщики. Когда заканчивалась бомбежка, были слышны ужасные крики о помощи, вой собак и треск. Вокруг все трещало от огня. Горели дома, деревья. Земля тряслась от взрывов. В семье нас было пять человек: мама, бабушка и трое детей. Мы устроили себе жилье в Банном овраге, который разделяет в настоящее время завод «Красный Октябрь» и «научный городок». Наши мамы по очереди ходили за водой и продуктами. Часто кто-то не возвращался. Дети, оставшиеся сиротами, плакали, просили о помощи. Даже не знаю, что для нас было тяжелее пережить, страх перед падающими нам на голову бомбами или постоянное ощущение голода. Суп из желудей, из шкур павших лошадей - это была наша основная еда. Лишения и страдания - вот что я помню из своего военного детства».*
Огородова Мария Петровна
Встреча с Огородовой Марией Петровной произвела на нас особое впечатление. Она родилась в 1932 году, и к началу Сталинградского сражения ей было 10 лет, поэтому ее воспоминания наиболее полно воссоздают картину военного времени в городе. Ее рассказ дал нам возможность понять, в каких
жестоких обстоятельствах происходили эти события. Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь!
Мария Петровна хорошо помнит довоенную счастливую жизнь в большой дружной семье. Она с родителями, братом и сестрой проживали в « Русской деревне» в доме 177. В этом поселке (современные ул. Библиотечная, ул.39-Гвардейская) проживали рабочие завода « Красный Октябрь». До войны здесь было две школы: № 5 и № 78 (начальная). Маленькая Маша пошла в первый класс в 78 школу. Это было побеленное здание барачного типа. Мария Петровна со слезами на глазах вспоминает, как закончилось беззаботное мирное детство, и в жизнь со взрывами снарядов, стонами раненых, смертью близких ворвалась война.
Огородова Мария Петровна рассказывает: «22 августа объявили о начале Великой Отечественной войны. Я еще не понимала всего, что происходит вокруг, но почувствовала приближение чего-то страшного. Этой ночью уже пришли первые повестки. На фронт уходили отцы. С фронта стали приходить первые «похоронки»
Первого сентября в школе появились новые ученики, а вместе с ними и новое слово - « беженцы». Эти дети не умели смеяться, играть в шумные игры. На переменах они, молча, наблюдали за нашим весельем. Мы еще не зна-ли , как нам придется выживать в руинах Сталинграда. А пока мы собирали посылки на фронт, и писали письма незнакомым бойцам примерно одинакового содержания «Здравствуй, красноармеец! Если встретишь папу, передай ,
*Записи бесед - воспоминаний Калюкиной Таисии Николаевны, члена организации «Дети Сталинграда» (5 ноября 2013 года)
ему привет. Бейте врага! Возвращайтесь с победой!». И свято верили, что папа обязательно получит от нас весточку, обязательно вернется к нам с победой.
А потом наступил август 1942 года. Все мы помним черный день календаря-23 августа. Солнце припекало, мы играли на улице. И вдруг небо закрыла черная туча. Это армада фашистских самолетов появилась над городом. На наши головы сыпались бомбы, земля уходила из под ног, солнце закрыл дым пожарищ. Рано утром на следующий день мы стали пробираться к Волге. Только поздно вечером нам удалось выйти к переправе у Дома техники (около завода «Красный Октябрь»). Ночью переправились на катере за Волгу, а утром попали под перекрестный огонь. У нас не было ни воды, ни еды. Вокруг только смерть и страдания. Мы выбрались из этого ада, доехали Челябинска. А в 1944году 1 ноября вернулись в родной город, вернее к руинам и развалинам Сталинграда. Люди жили в землянках, окопах и траншеях. Дети делили эти испытания вместе со взрослыми, проявляя недетский героизм и мужество».*
Мы привели небольшую часть воспоминаний детей Сталинграда, с которыми встречались, беседовали, брали интервью. Но в нашей памяти навсегда сохраняться рассказы Гришиной Дины Ивановны, Дудукиной (Сырцовой) Нины Константиновны, Суровой Изабеллы Михайловны, Белорцевой Стеллы Ивановны, Калининой (Вьютчиновой) Таисии Николаевны, Федоровой Тамары Михайловны. Война лишила их детства, отравила горькими воспоминаниями, которые преследуют их всю жизнь. Взрослому человеку не под силу пережить такое, а как дети вынесли тяжесть военных испытаний?
У всех разные судьбы, но всех их объединяет общее - это были маленькие герои большой войны, победившие голод, разруху, страх.
«Дети Сталинграда из горнила ада, Сколько вам досталось горестей и бед! Сколько вас исчезло в смерче том кровавом, Сколько не вкусило радости побед»**
Но они вышли победителями в борьбе с врагом, выжили «всем смертям назло», выросли, не сломались от бед, стали достойными и уважаемыми людьми.
4. Современные дети и война
*Записи бесед - воспоминаний Огородовой Марии Петровны, члена организации «Дети Сталинграда» (3 февраля 2014 года)
** Сборник « Мы уцелели в страшном лихолетье», Волгоград 2007 г., стих. Г. Ермолаева
Мы живем в мирное время, над нами чистое небо, на нас не падают бомбы, мы не видим дым пожарищ, руины городов и сел. Это великое счас-тье: жить в мирное время на мирной земле. Но чтобы оценить это, надо понять, какое зло несет людям любая война, любой вооруженный конфликт. «...Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие, писал Л.Н. Толстой.
Однако войны на нашей планете продолжаются. Вот что говорит нам статистика о войнах и конфликтах ХХI века:
«К третьему кварталу 2013 года в 30 странах мира продолжаются более полусотни конфликтов и войн (в ряде стран идет несколько войн), не менее десяти из них можно охарактеризовать как гражданские войны, еще десять войн - террористические, два десятка конфликтов идет за отделение территорий (сепаратистские). По 15 конфликтов идет на Ближнем Востоке и в Африке. Число погибших в этих войнах с начала XXI века достигло 1 миллион 200 тысяч человек».*
Только в Сирии за последние 2,5 года погибло более 125 тысяч человек. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные, обнародованные накануне Британским наблюдательным центром по правам человека в Сирии. При этом число детей - жертв войны - уже превысило 6,5 тыс. человек.**
К счастью мы далеки от тех мест, где гремят выстрелы и рвутся снаряды. Но мы оказались совсем рядом с другой войной, название, которой - терроризм. Когда совершается одно убийство – это преступление, но когда гибнут сотни людей – это уже война, необъявленная война, но такая же страшная, как и все остальные.
29 и 30 декабря она пришла в наш город. Террористические акты на вокзале унесли жизни 34 человек. Среди них дети: Валенто Алексей (2001 г.р.) и Долгих Александр (2002 г.р.). Тяжело были ранены Иваненко Оля(2004 г.р.) и Толкунова Вика (2013 г.р). Эту страшную трагедию мы переживали вместе со взрослыми.
И мы, дети Волгограда, обращаясь к тем, кто рядом с нами, повторяем слова Л.Н. Толстого «мир вам», люди. Мы, дети Волгограда, всегда будем помнить, каким тяжелым было детство у наших ровесников в Сталинграде, мы всегда будем чтить память погибших, с глубоким уважением относиться к тем пожилым людям, которые на своих детских плечах несли груз военных испытаний.
Работая над проектом, мы много думали над тем, что мы, подростки, могли бы сделать для увековечивания памяти детей Сталинграда. К сожалению, у нас в городе нет памятника самым маленьким участникам сражения.
* http://www.warconflict.ru/rus/nowwars/?action=shwprd&id=972 **http://www.ansar.ru/world/2013/12/03/45950
Для осуществления этой идеи нужны проекты, материальные затраты. Это под силу взрослым. Мы решили внести свой вклад, заложив аллею « Дети Сталинграда». Наше предложение нашло поддержку и понимание у депутата Волгоградской думы Волоцкова Алексея Анатольевича. Он предложил свою помощь, помог нам определиться с выбором места для аллеи. Теперь наша очередная задач заключается в том, чтобы найти специалистов для разработки дендрологического плана и посадочного чертежа. А в апреле мы начнем посадку аллеи.
5. Заключение
Эта работа является частью большого проекта, к осуществлению которого мы приступили в ноябре 2013 года. Он так же называется «Маленькие герои большой войны» (см. Приложение). Наш класс уже много сделал в этом направлении. В музее «Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда» нас познакомили с историческими и библиографическими источниками по данной проблеме. Встречи с детьми Сталинграда в штаб-квартире организации, посещение ветеранов на дому, беседы с ними расширили наши знания по истории Сталинградского сражения. Мы познакомились с архивными документами организации «Дети Сталинграда», которые свидельствуют о том, что пришлось пережить маленьким сталинградцам. Мы встретились с авторами сборника стихов детей военного Сталинграда «Мы уцелели в страшном лихолетье» и подготовили литераурно-музыкальную композицию « Сталинградская битва глазами детей». В дальнейшем планируем продолжить сотрудничество с организацией « Дети Сталинграда».
Дети войны являются последними свидетелями трагических событий 1941-1942 гг. Они не держали оружия, они не выполняли боевые команды, но они боролись с врагом, голодом, смертью, боролись, как могли. Наш долг сохранить их воспоминания о прошлом.
Материалы, собранные нами в процессе работы над проектом мы пока используем на классных часах, а в дальнейшем будем использовать их и на уроках истории при изучении Сталинградской битвы.
Литература и источники
1. Павлова Т.А. Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве.– Волгоград, 2005.
2. Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1980. 3.Ерёменко А.И. Сталинград. М., 1961. 4. Сборник « Мы уцелели в страшном лихолетье», Волгоград 2007 г.
5. Записи бесед - воспоминаний Коноваловой Лилии Константиновны, члена организации «Дети Сталинграда» (16 ноября 2013 года).
6. Записи бесед - воспоминаний Калюкиной Таисии Николаевны, члена организации «Дети Сталинграда» (5 ноября 2013 года) .
7. Записи бесед - воспоминаний Огородовой Марии Петровны, члена организации «Дети Сталинграда» (3 февраля 2014 года)
8. http://www.warconflict.ru/rus/nowwars/?action=shwprd&id=972
9.http://www.ansar.ru/world/2013/12/03/45950
Дымковский петушок
Лавовая лампа
Л. Нечаев. Яма
Швейня
Император Акбар и Бирбал