Тема работы: Расчет методом математического моделирования требуемого количества автомобилей такси в г. Лангепасе
Проблема: В городе Лангепас восемь служб такси, однако на начало рабочего дня, в обеденный перерыв и при окончании рабочего дня трудно дозвониться до диспетчера одной из служб такси. Какое количество автомобилей-такси требуется?
Цель: Методами математического моделирования рассчитать требуемое количество автомобилей–такси для города Лангепас
Вложение | Размер |
---|---|
taksi_1.docx | 47.9 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАСЧЕТ МЕТОДОМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, ТРЕБУЕМОГО КОЛИЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ ТАКСИ
В Г. ЛАНГЕПАСЕ
(НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Разработчики:
Зинченко Анатолий, Шигапов Андрей
Группа 221 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Руководитель: Политова
Лангепас
2013
Содержание:
Тема работы: Расчет методом математического моделирования требуемого количества автомобилей такси в г. Лангепасе
Проблема: В городе Лангепас восемь служб такси, однако на начало рабочего дня, в обеденный перерыв и при окончании рабочего дня трудно дозвониться до диспетчера одной из служб такси. Какое количество автомобилей-такси требуется?
Цель: Методами математического моделирования рассчитать требуемое количество автомобилей–такси для города Лангепас.
Задачи:
1. Провести анализ обстановки в городе Лангепас путем сбора данных за январь-февраль 2013г.
2. На основе проведения анализа полученных данных определить необходимое количество автомобилей-такси в городе: помощью собранных данных; используя методы математического моделирования.
3. Сравнить полученные результаты и выявить наиболее оптимальное количество автомобилей.
Объект исследования: методы расчёта количества автомобилей-такси.
Предмет исследования: количество автомобилей-такси города.
Методы исследования: сбор данных, анализ полученной информации, наблюдение за деятельностью службы такси, математическое моделирование.
Деятельность такси связана с обслуживанием вызовов, во-первых, поступающих к диспетчерам; во-вторых, непосредственно к водителям такси.
Особенность диспетчерской службы такси заключается в том, что осуществляется в условиях большого числа разнообразных внутренних и внешних факторов, имеющих случайный характер и играющих существенную роль в процессе функционирования службы такси. Так, поступающие к диспетчеру вызовы имеют относительно случайный характер по месту и времени (начало работы детских садов, школ, предприятий, учреждений, обеденные перерывы, окончание работы; температуры, погоды), по требуемому для их обслуживания числу автомобилей, а также по требуемой продолжительности времени занятости их обслуживанием. В связи с этим возникает ряд специфических задач, связанных с рациональной организацией и управлением деятельностью автомобилей. Из-за отсутствия возможностей экспериментировать со службой такси в масштабах города, надежной основой для решения многих из этих задач является метод математического моделирования.
Рассмотрим задачу, связанную с системой массового обслуживания (СМО) населения транспортом.
Теория массового обслуживания предполагает:
Цель при решении математических задач - выработка рекомендаций по рациональному построению СМО и оптимальной организации их работы. К числу показателей эффективности использования СМО относят такие, как:
Для многих СМО важно рассчитать следующие показатели качества обслуживания заявок: среднее время ожидания заявки в очереди; среднее время пребывания заявки в СМО; вероятность отказа заявки; вероятность того, что будет обслуживание; среднее число заявок, находящихся в очереди, а также в СМО и др.
По числу каналов обслуживания службы такси являются двуканальными или трехканальными.
По характеру поведения заявки в системе службы такси являются
Дисциплина обслуживания, т.е. правило отбора заявок, поступающих в каналы обслуживания: без приоритета с упорядоченным обслуживанием, выбор заявок в порядке их поступления в очередь.
В системе массового обслуживания различают два потока - поток заявок и поток обслуживания - со следующими характеристиками:
- интенсивность входящего потока, то есть среднее число заявок, поступающих в систему в единицу времени. Данный параметр определяет скорость, с которой приходят заявки;
- интенсивность обслуживания заявок одним каналом при непрерывной его работе.
Поток заявок с известным параметром описывается законом Пуассона:
, ,
где Pк(t) - вероятность того, что на произвольно выбранном участке времени продолжительностью t поступит ровно к заявок.
Наибольшее распространение в теории принятия решений получил экспоненциальный закон распределения времени обслуживания. Функция распределения для этого закона:
т.е. вероятность того, что время обслуживания не превосходит некоторой величины t, определяется данной формулой.
При этом интенсивность обслуживания является величиной, обратной среднему времени обслуживания :
На рис. 1 схематически представлена специализированная система обслуживания пуассоновского типа, в которой параллельно функционируют несколько идентичных средств обслуживания.
Рис. 1. Схема многоканальной СМО
Имеем 2-канальную СМО с отказами. Она может находиться в следующих состояниях: EО - в системе находится нуль заявок (т.е. все каналы свободны), Е1 - в системе находится одна заявка, Ек - в системе находится k заявок, Е2 - заняты все 2 канала обслуживания.
Следовательно, если все каналы заняты, то заявка получает отказ, т.е. покидает систему необслуженной. Если хотя бы один обслуживающий диспетчер свободен, то заявка направляется свободному водителю или предлагается обождать 3-10 минут и обслуживается до конца.
Для систем массового обслуживания с отказами необходимо знание следующих параметров:
Для стационарных условий применяются следующие зависимости, характеризующие функционирование СМО с отказами:
;
- предельные вероятности состояний системы (формулы Эрланга):
- вероятность отказа: .
- вероятность того, что очередная заявка получит отказ ;
- относительная пропускная способность: ;
- абсолютная пропускная способность: ;
- среднее число занятых каналов:
Дополнительно рассчитываются такие показатели, как коэффициенты использования каналов (Ки), простоя каналов (Кп), среднее число простаивающих каналов () по формулам:
; ; .
Результаты всех расчетов сведем в таблицы I.
Анализируя значения показателей, можно сделать вывод о том, что в городе Лангепас для обеспечения необходимого уровня обслуживания населения автотранспортом одному диспетчеру службы такси нужно иметь 12 автомобилей при этом вероятность того, что очередная заявка получит отказ равна 0,13; вероятность того, что заявка будет обслужена 0,87; абсолютная пропускная способность 30; среднее число обслуживаемых диспетчером за смену заявок 480.
Выводы и рекомендации
На основе математического моделирования в г. Лангепас одному диспетчеру службы такси необходимо иметь 12 автомобилей. Реально в г. Лангепас имеется 8 служб такси с 2- или 3-канальными диспетчерскими службами. Необходимо подумать о возможно введения единой службы такси с многоканальной диспетчерской службой.
Можно продолжить данную работу в направлении обследования зависимость потребности машин от:
О.Д. Юферева Экономико-математические методы и модели. Минск: БГЭУ,
Компас своими руками
Мастер-класс "Корзиночка"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Мороз Иванович
В какой день недели родился Юрий Гагарин?