В современном мире всё чаще и чаще встаёт вопрос, как влияет чрезмерное пребывание за компьютером на психическое развитие подростков. Существуют различные мнения на предмет влияния сайта «ВКонтакте» на современных подростков.
Поэтому данное исследование является актуальным на сегодняшний день. Полученные результаты дадут возможность расширить представление по данной проблеме.
Цель: исследование особенностей межличностного общения подростков в социальной сети «ВКонтакте»
Задачи:
1. теоретически обосновать проблему общения подростков «ВКонтакте»;
2. изучить субъективное отношение учащихся к общению «ВКонтакте»;
3. изучить влияние общения подростков «ВКонтакте» на коммуникативные и организаторские склонности подростков;
4. проанализировать полученные результаты.
Вложение | Размер |
---|---|
itog.doc | 194.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназии № 4 города Волгограда
Городской конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В.И. Вернадского секция научной и практической психологии |
Исследование особенностей
межличностного общения подростков в социальной сети «ВКонтакте»
Выполнили: ученицы 10 «В» класса Чумаченко Екатерина педагог-психолог: Гусева Светлана Геннадьевна |
Волгоград 2012
Оглавление стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследовательской работы……………………5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста……..………..5
1.2. Общение в жизни современного подростка.………………………….…6
1.3. Общение в социальных сетях…………………………………………….6
1.4. Структура и функциональные возможности сайта «ВКонтакте»……...8
Глава II Практическая часть исследовательской работы……………………..10
2.1. Анкетирование учащихся с целью изучения отношения подростков к общению «ВКонтакте».………………………………… ……………….……...10
2.2. Изучение особенностей использования подростками возможностей сайта «ВКонтакте» для межличностного общения……………………...…….12
2.3. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей……….15
Заключение.............................................................................................................17
Список источников и литературы........................................................................18
Приложения...........................................................................................................19
Введение.
В современном мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них представлена использованием глобальной компьютерной сети - Интернет.
В 2006 году в сети Интернет был создан сайт «ВКонтакте», который за последние годы стал самым посещаемым русскоязычным сайтом в Интернете. По данным на ноябрь 2012 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» насчитывает около 38 миллионов человек.
У пользователей этого сайта есть возможность найти людей, с которыми он когда-либо учился либо работал, узнать больше о людях, которые его окружают, найти новых друзей, заявить о себе и т.д.
В связи с этим невозможно переоценить привлекательность данного сайта для подростков. Здесь можно «и себя показать, и людей посмотреть», и друзей найти, и группу создать, и обменяться видеороликами, аудиозаписями, фотографиями. Здесь можно общаться на любые темы без всякой цензуры и соблюдения правил орфографии. Здесь огромный простор для творчества по созданию собственного имиджа. Только одно «НО»… Общение виртуальное.
В современном мире всё чаще и чаще встаёт вопрос, как влияет чрезмерное пребывание за компьютером на психическое развитие подростков. Существуют различные мнения на предмет влияния сайта «ВКонтакте» на современных подростков.
Поэтому данное исследование является актуальным на сегодняшний день. Полученные результаты дадут возможность расширить представление по данной проблеме.
Цель: исследование особенностей межличностного общения подростков в социальной сети «ВКонтакте»
Задачи:
1. теоретически обосновать проблему общения подростков «ВКонтакте»;
2. изучить субъективное отношение учащихся к общению «ВКонтакте»;
3. изучить влияние общения подростков «ВКонтакте» на коммуникативные и организаторские склонности подростков;
4. проанализировать полученные результаты.
Для решения данных задач считаем целесообразным использование в исследовательской деятельности следующих методов исследования:
1. изучение научной литературы по данному вопросу;
2.анкетирование учащихся с целью изучения субъективного отношения к общению «ВКонтакте»;
3. метод изучения индивидуальных страничек пользователей сайта «ВКонтакте»;
4. изучение коммуникативных и организаторских склонностей (Методика КОС, авторы - В.В. Синявский, В.А. Федорошин)
Объект исследования – межличностное общение подростков.
Предмет исследования: особенности общения подростков в социальной сети «ВКонтакте».
Новизна и практическое значение: результаты исследования позволяют делать выводы о влиянии общения в социальной сети «ВКонтакте» на коммуникативные и личностные качества современных подростков. Данная информация может быть полезна родителям, педагогам и самим подросткам.
Литературный обзор:
теоретическим обоснованием данной проблемы является изучение работ: Кон И.С. «Психология ранней юности», Фельдштейн Д.И. «Психология взросления».
Глава I. Теоретические основы исследовательской работы
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11 —12 до 15—16 лет)»[3]. Данный возраст характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от- детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны «негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым» [4]. С другой стороны, «подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.»[4]. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Подростковый возраст рассматривается психологами как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности.
1.2. Общение в жизни современного подростка
Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
Кон И.С. в своей работе «Психология ранней юности» отмечает, что
Общение в подростковом возрасте, по мнению Кона И.С., строится на основе «противоречивого переплетения двух потребностей»[2]: с одной стороны, обособления от окружающих, а с другой стороны, потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
1.3. Общение в социальных сетях.
В современном мире коммуникация посредством Интернета давно превратились в норму повседневной жизни. Всевозможные сетевые сообщества стали едва ли не самым важным атрибутом современного мира, люди отдают всё большее предпочтение виртуальному общению. Социальная сеть является универсальным средством коммуникации и поиска людей, с её помощью можно всегда находиться на связи, узнавать новости о друзьях, а также для многих людей она является весьма удобным способом самовыражения.
Общение в Интернете, особенно общение в социальных сетях отличается от общения в чатах и форумах, и уж, само собой, отличается от общения в реальной жизни. В социальной сети пользователь предоставляет о себе больше информации, нежели в чате или на форуме. Он сообщает свои имя фамилию, место проживания, а зачастую даже место работы и учебы. Кроме того, на сайте можно посмотреть список его друзей, узнать с кем он общается. Именно с этой информацией и связан этический аспект общения в социальной сети. По всему миру миллионы сторонников и противников социальных сетей. Одни считают, что социальные сети способствуют отдалению людей друг от друга, другие, что они лишь способствуют их сближению.
Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Следует отметить, что помимо того, общение в социальных сетях является отличным способом общения, оно таит в себе массу опасностей для подростков:
1.4. Структура и функциональные возможности сайта «ВКонтакте»
Социальная сеть «ВКонтакте» — крупнейшая в Рунете социальная сеть, создана по образцу зарубежной сети «Facebook» и входит наряду с сетью «Одноклассники» в число крупнейших подобных ресурсов в России. Изначально сайт позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских высших учебных заведений. В настоящее время аудитория сайта представлена всеми слоями пользователей Интернета. По данным Википедии на ноябрь 2012 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» насчитывает около 38 миллионов человек.
Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей:
Возможность закачивать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета. Из всех имеющихся на сайте файлов пользователь может создавать в своем профиле личную коллекцию записей, при желании группируя их в отдельные альбомы.
Кроме возможности писать новые сообщения пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудио-треки и видео-записи (в том числе и полнометражные фильмы), граффити и опросы.
Находиться в режиме онлайн можно двадцать четыре часа в сутки. Благодаря этому этот сайт, столь привлекателен для современных подростков.
Вывод:
Таким образом:
1. Общение является ведущей деятельностью в жизни подростка. Общение со сверстниками во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, желание быть принятым, признанным, уважаемым становится важнейшей потребностью.
2.Социальная сеть является универсальным средством коммуникации, а также удобным способом самовыражения. Благодаря своим уникальным возможностям сайт «ВКонтакте», стал особенно привлекателен для современных подростков.
Глава II. Практическая часть исследовательской работы.
Диагностическое обследование проводилось на базе МОУ гимназии №4 Ворошиловского района города Волгограда среди обучающихся 8-10х классов.
Исследовательская деятельность проходила в четыре этапа:
2.1. Анкетирование обучающихся с целью изучения отношения подростков к общению «ВКонтакте»
Собственное представление подростков о роли виртуального общения оказывает определяющее влияние на общение подростков в целом. В связи с вышесказанным считаем целесообразным изучить мнение подростков об особенностях общения «ВКонтакте» с помощью анкеты (Приложение № 1).
В результате анкетирования, проведенного с группой обучающихся 9-х классов, в количестве 50 человек гимназии № 4 были получены следующие результаты (Приложение № 2):
На вопрос № 1 анкеты «Зарегистрированы ли вы в «ВКонтакте»?» 99% респондентов заявили о наличии опыта общения на сайте.
На вопрос анкеты № 2 «В каком возрасте вы впервые зарегистрировались «ВКонтакте»?» была получена информация о том, что возраст, в котором ребята впервые зарегистрировались «ВКонтакте», различен: с 10 лет - 15% опрошенных подростков, с 11 лет - 35%, с 12 лет - 30%, с 13 лет - 20%.
На вопрос № 3 «С какой целью вы посещаете сайт «ВКонтакте»?» респонденты ответили следующим образом:
98% - ради «общения с друзьями;
96% - ради «развлечения»;
40% - ради «публикации информации»;
30% - ради «выяснения отношений»;
25% - ради «поиска новых друзей».
11% - ради «получения информации».
На вопрос № 4 «Сколько времени вы проводите «ВКонтакте»?» 80% опрошенных отметили, что проводят по «2 и более часов в день», «меньше часа в день» - 4% и лишь 2% - «не каждый день».
На вопрос № 5 «Вы посещаете сайт одновременно с другими делами (прием пищи, выполнение домашнего задания, просмотр телевизора и другое) или отдельно?» - 95% респондентов отметили, что «посещают сайт одновременно с другими делами, в том числе с выполнением домашнего задания».
На вопрос № 6 «Следите ли вы за грамматикой и пунктуацией ваших сообщений?» - 95% опрошенных ответили утвердительно, 5% - не обращают внимания на грамотность изложения.
При этом важно отметить, что почти 90% опрошенных подростков встречают на сайте ненормативную лексику (вопрос анкеты № 7 «Часто ли вы встречаете на сайте ненормативную лексику?»)
На вопрос анкеты № 8 «Какие есть минусы общения «ВКонтакте»?» ответили 60% опрошенных, отметив следующие варианты ответов: «возможность зависимости», «пустая трата времени», «общение в виртуальном, а не в реальном мире» и др.
2.2. Изучение особенностей использования подростками возможностей сайта «ВКонтакте» для межличностного общения
Для нашего исследования мы проанализировали странички 50 пользователей сайта «ВКонтакте» с разными характерам и судьбами, объединенными тем, что находятся в том возрасте, когда очень хочется обратить на себя внимание, когда для самооценки очень важна внешняя оценка и являющимися учениками 9х классов нашей гимназии.
В ходе исследования отмечено, что у пользователей сайта «ВКонтакте» наибольшей популярностью пользуются «статусы» и «личная информация».
1. «Статус» в Интернете — короткая ёмкая фраза, как правило, до 160 символов, размещаемая пользователями в своей «анкете» в социальной сети. Изначально она призвана сообщать что-либо о текущем эмоциональном состоянии автора. Из определения следует, что статусы «ВКонтакте» выражают как жизненную позицию подростка, так и его внутреннее эмоциональное состояние.
С помощью «статусов» подросток может выразить свои переживания, адресовать их одному человеку или определенной группе людей.
«Статусом» человек определяет свою позицию. Ограждает себя от лишних вопросов, он надеется, что если поделиться своими мыслями, своим состоянием с миром, то ему станет легче и ответ на данную проблему придет сам собой.
Из исследуемых нами 50-ти подростков «Статусы» стоят у 100%.
«Статус» может выразить эмоциональное состояние подростка, так, например: «Друзья обещают помочь, а настоящие просто действуют. Родные не обижаются, они прощают. Любимые не обещают позвонить, они просто рядом. Всё просто!» или «Когда тебе тяжело, всегда напоминай себе о том, что если ты сдашься, лучше не станет»
«Статус» может быть использован и для практических целей, например, для определения местоположения пользователя («Я уехал в Москву» или «Теплые страны ждите, я еду»); для передачи информации («9 В, завтра 1 урока не будет»)
2. Личная информация включает в себя 3 раздела: «Жизненная позиция», «Контакты» и «Интересы».
Эти данные заполнены у 100% фокус-группы.
Раздел «Жизненная позиция» определяет отношение пользователя к различным социальным явлениям и включает в себя следующие графы: «политические взгляды» и «мировоззрение», «главное в жизни» и «главное в людях», «отношение к курению», «отношение к алкоголю», «источники вдохновения».
Раздел «Контакты» предназначен для обмена контактной информации и включает в себя следующие графы:
В разделе «Интересы» предполагается наличие информации о личных предпочтениях пользователя и включает в себя различные графы. Важно отметить, что объем наполняемости этой информацией различен:
Анализируя полученные результаты, мы выяснили, что «статусы» и «личная информация» - это не просто фразы. Эта информация является прямым отражением внутреннего мира подростка, его личных убеждений, позиций, мнений.
2.3. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей
Для данного исследования применялась методика КОС, авторы - В.В. Синявский, В.А. Федорошин. (Приложение № 3)
В обследовании принимали участие обучающиеся 9х классов в количестве 50 человек, являющиеся пользователями сайта «ВКонтакте».
Цель: Определение уровня проявления организаторских и коммуникативных склонностей.
Техника проведения. Учащимся предлагаются бланки с вопросами, на которые нужно ответить, выражая либо свое согласие, либо несогласие.
Результаты отражены в диаграммах (Приложение №4):
Коммуникативные склонности определяются умением человека быстро и легко устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к расширению круга общения, к участию в общественных мероприятиях.
Важно отметить, что 34% обследуемых проявляют средний уровень развития коммуникативных склонностей, лишь 18% проявляют уровень развития коммуникативных склонностей выше среднего (4% высокий и 14% выше среднего уровня) и почти у половины обследуемых (48%) уровень развития ниже среднего (24% низкий уровень и 24% ниже среднего).
Организаторские склонности выражаются в умении влиять на людей, стремлении проявлять инициативу, выполнять общественную работу и т.д. По результатам обследования 22% обучающихся проявляют средний уровень развития организаторских склонностей, лишь 20% проявляют уровень развития организаторских склонностей выше среднего (8% высокий и 12% выше среднего уровня) и больше чем у половины обследуемых (58%) уровень развития ниже среднего (18% низкий уровень и 40% ниже среднего)
Сводная таблица результатов
склонности | кол-во обслед. | Уровень проявления склонностей | ||||
низкий | ниже среднего | средний | высокий | очень высокий | ||
коммуникативные склонности | Кол-во | 12 | 12 | 17 | 2 | 7 |
% | 24% | 24% | 34% | 4% | 14% | |
организаторские склонности | Кол-во | 9 | 20 | 11 | 4 | 6 |
% | 18% | 40% | 22% | 8% | 12% |
Вывод:
Таким образом, мы определили, что:
Заключение.
В ходе исследования особенностей межличностного общения подростков в социальной сети «ВКонтакте» мы установили, что:
Поскольку виртуальное общение в жизни современного подростка - явление неизбежное, предметом пристального внимания родителей, педагогов и самих подростков должно стать соблюдение условий для снижения отрицательного влияния общения в Интернете на развитие личности. Результаты исследовательской работы убеждают в том, что важно научить подростков правильному, рациональному использованию современных ресурсов Интернет.
Список источников и литературы
Приложения.
Приложение №1.
Анкета для учащихся.
Возраст______ Дата_________
1.Зарегистрированы ли вы в «ВКонтакте»?
2.В каком возрасте вы впервые зарегистрировались «ВКонтакте»?
3.С какой целью вы посещаете сайт «ВКонтакте»?
-общение с друзьями;
-получение информации;
-развлечение(аудио-, видео-, новости);
-поиск новых друзей;
-выяснение отношений;
-публикация информации;
-другое_________________________________________________________
4.Сколько времени вы проводите «ВКонтакте»?
-не каждый день
-меньше часа в день
-1-2 часа в день
-2 и более часа в день
-другие варианты________________________________________________
5.Вы посещаете сайт одновременно с другими делами (прием пищи, выполнение домашнего задания, просмотр телевизора и другое) или отдельно?(нужное подчеркнуть)
6.Следите ли вы за грамматикой и пунктуацией ваших сообщений?
7.Часто ли вы встречаете на сайте ненормативную лексику?
8.Какие, по вашему мнению, есть минусы общения «ВКонтакте»?__________________________________________________
Приложение № 2.
Результаты анкетирования обучающихся
Ответы на вопрос № 3
«С какой целью вы посещаете сайт «ВКонтакте»?»
Ответы на вопрос № 4
«Сколько времени вы проводите «ВКонтакте»?»
Приложение №3.
«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
Обработка результатов
Коммуникативные способности:
ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности
ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:
К = 0,05 . С, где
К - величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Коммуникативные умения:
Показатель | Оценка | Уровень |
0,10-0,45 | 1 | I - низкий |
0,46-0,55 | 2 | II - ниже среднего |
0,56-0,65 | 3 | III - средний |
0,66-0,75 | 4 | IV - высокий |
0,76-1 | 5 | V - очень высокий |
Организаторские умения:
Показатель | Оценка | Уровень |
0,20-0,55 | 1 | I - низкий |
0,56-0,65 | 2 | II - ниже среднего |
0,66-0,70 | 3 | III - средний |
0,71-0,80 | 4 | IV - высокий |
0,81-1 | 5 | V - очень высокий |
Интерпретация результатов.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в общении, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Приложение №4.
Результаты диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС)
Уровень коммуникативных способностей
Уровень организаторских способностей
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Как я избавился от обидчивости
Калитка в сад
Компас своими руками