Данная исследовательская работа рассказывает Большекарайских горшечниках.
Вложение | Размер |
---|---|
gonchary.docx | 32.64 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Исследовательская работа
на тему
« Глиняная утварь »
Подготовила: Тиунова Елена
ученица 9 класса
Руководитель: Тарасова Ольга
Владимировна
учитель географии
2013 год
Гончарное ремесло
Главный материал для промысла была глина, в Большом Карае она добывалась из оврага, доходящего до берега р. Хопёр. Гончарная глина залегает пластом на глубине 3-4 сажени от поверхности земли.
15 хозяйств сами добывали глину, остальные пользовались покупной, т.к. добыча её отнимала много времени. Добыча глины выделилась в особую отрасль промысла, которой занимались некоторые крестьяне сала Большой Карай в свободное от работы время. Для добычи глины копали колодцы (шахты) и дойдя до залежи, углублялись в пласт глины, прокладывая ходы (штольни).
Добытую глину продавали кучками, на глазомер. Куча глины в три воза годная, для приготовления трёх горнов посуды продавалась от1,5 руб. до 2 руб., а с подвозом в 3 руб. Белая глина для приготовления поливной, глазированной посуды продавалась дороже, цена её доходила до 2 руб. за воз с подвозом, т. к. она встречалась реже и глубже.
Добывали глину, главным образом, зимой, т.к. подмёрзшая, она меньше подвергалась обвалу. В среднем шахта давала до 12-15 возов глины при 20-25-дневной работе, в исключительных случаях – до 30 возов. Глина хранилась под открытым небом или под навесом.
Большекарайские гончары
У гончаров имелись специальные мастерские. В большинстве случаев, это небольшая избушка или землянка с одним или двумя маленькими окнами и низкой дверью, высота помещения 3-3,5аршина, полы деревянные, но чаще земляные.
Низкая широкая печь, на лежанке которой сушилась наверченная за день посуда. В печи поддерживалась довольно высокая температура. На расстоянии 3/4 -1/4 арш. от потолка были настелены полки для подсушивания посуды, ближе к окну помещался круг для верчения посуды, возле него – скамья для воды и глины, здесь же хранился запас сырой глины на целый день.
В этом же помещении приготавливали глазурь, пережигали свинец, просеивали опилки меди, толкли марганец и обмазывали дёгтем посуду, приготавливая для обжигания. 10-12 часов гончар работал в полутёмной, жарко натопленной и никогда не вентилируемой избушке, дышал воздухом, насыщенным водяными парами, продуктами от пережигания свинца и запаха дёгтя. Многие кустари работали в жилых помещениях, где находились их семьи.
Необходимое приспособление в производстве – это круг, свободно вращающийся на подставке. Употреблялись исключительно ручные круги на деревянных веретенах.
Изготовленную посуду раз в неделю обжигали в особо устроенных горнах, которые помещались в близи мастерской, на усадьбе гончара. Горн представляет собой круглую вырытую в земле яму в 2 арш. глубиной, в 1,5 арш. в диаметре. Внутри яма обкладывается кирпичом. Стена толщиной в 0,5 кирпича, образует вверху полусвод, суживая верхнее отверстие до ¾ арш. под дном ямы делается решетчатый свод, под которым находится поддувало, соединённое простой деревянной топкой, также вырытой в земле и облицованной кирпичом.
Поверхность земли вокруг горна обносится плетнём. Предварительно просушенная посуда ставится в горн, мелкой помещается 300 штук, средней -200-250, крупной – не более – 180 штук. Дымовых труб устанавливают до 30 штук, в них и между ними – до ста штук молочных горшков средней величины. В горн старались вложить как можно больше предметов, с большим уплотнением. В качестве топлива употребляли солому, как самое дешёвое топливо. Для обжига горна посуды требовалось воз соломы. Для обливной посуды требовались дрова. В начале обжига температура невысокая, верхние отверстия засыпались черепками от разбитых горшков и землёй; после этого температура в горне доводилась до необходимого предела. Время на обжиг – 7-8 часов, а вместе с посадкой и остыванием посуды – не более суток. Способ глазурования и окраски изделий следующий: в котле прожигается свинец, затем он толчётся и просеивается через сито, к свинцу прибавляется равное по объёму количество песка, и таким составом посыпают посуду, предварительно обмазанную дёгтем. Для окраски в зелёный цвет к такому составу прибавляют толчёные и просеянные медные опилки, в коричневый цвет – марганец, в жёлтый – пережжённое железо, которое получали от кузнецов бесплатно. Дёготь, сгорая, расплавляет поливу, но не всегда равномерно.
Глиняная посуда
Гончары, в большей части, изготавливали следующие предметы: молочные крынки, горшки, жаровни, миски, кастрюли и блюда для пищи, банки для варенья и молочных скопов, тазы, корчаги, кувшины для воды, трубы дымовые банки для цветов. Иногда делали попытки украсить орнаментом кувшины и цветочные вазы. Материал для глазури приобретали на местном базаре, у торговцев. Рабочий день гончара начинался с 4-5 часов утра и продолжался до 6-7 часов вечера, из них – 2 часа приходилось на перерыв (завтрак и обед), 2 часа на подготовку глины и 10-11 часов на формование посуды.
Горшки продавали местным скупщикам или кто-нибудь из своей семьи возил их на продажу. Скупщики покупали горшки в кредит, продавали в своём уезде.
Гончарные изделия Большекарайских мастеров пользовались неплохим спросом в южной части уезда, а также в Воронежской, Тамбовской губерниях и в Донской области. Уездное начальство желало расширить это производство. В 1903 году в Петербурге проводилась кустарная выставка, на неё были отправлены и изделия гончарных мастеров Большого Карая. Комиссия выставки в отношении их сделала такое заключение: «Изготовляемые изделия в техническом отношении грешат большими недостатками, что выражается в отсутствии правильной формовки, плохом обливе, наконец, в отсутствии простоты и изящества их внешнего вида. А глина, по своим высоким качествам, могла быть пригодна для изготовления высококачественной фаянсовой посуды».Балашовское Земство вынесло вопрос « О гончарной мастерской в селе Большой Карай» на губернское Земское собрание, на котором было сказано: « Как известно, гончарный промысел в селе Большой Карай существовал очень давно ( около 100 лет), и в настоящее время им занимается значительная часть хозяйств. Но открыть фаянсовый завод нельзя, так как он не может конкурировать с уже существующими заводами». Было указано организовать в селе учебную гончарную мастерскую.
Открылась в селе гончарная артель, где мастера работали сообща, готовую продукцию по- прежнему возили на продажу. Вот такое ремесло развивалось на территории нашего села в XIX-начало XX веков.
В Большом Карае горшечным ремеслом занимались 28 человек.
Большекарайскими горшечниками были:
Дедов Виктор Семенович Кузнецов Иван Николаевич
(1917 – 1941)
Попова Екатерина Федоров и другие.
Заключение
В настоящее время гончарного ремесла нет на территории нашего села. Но долгожители с большим удовольствием рассказывают новому поколению о прошлом нашего села: как жили, чем занимались и т.д. В школьном краеведческом музее собрано множество экспонатов о прошлом села Большой Карай. Есть большая экспозиция изделий из глины, в том числе и свистулька глиняная. Экскурсоводы проводят экскурсии, и посетитель всегда останавливаются, по долгу рассматривают глиняную утварь, которая была сделана руками большекарайских гончаров. История о данном ремесле будет жить всегда в нашем селе.
Зимний дуб
Развешиваем детские рисунки дома
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Октябрь, 2018