Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.
Цель исследования: провести анализ цветописи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.
Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:
1) проанализировать литературно-критический материал по теме работы;
2) выполнить текстовый анализ романа «Преступление и наказание»;
3) пояснить особенности символики цвета в психологии и в романе «Преступление и наказание»;
4) проанализировать цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета;
5) выявить восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии.
Гипотеза: цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Мы предполагаем, что для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя.
Актуальность нашего исследования обуславливается следующими фактами: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета низким; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М. Достоевского.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами сопоставлена символика цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского, классифицированы цитаты из произведения, распределённые в соответствии с цветом, выполнен анализ цветописи в романе «Преступление и наказание», поэтому данная работа может быть применена при изучении творчества Ф.М. Достоевского для большего понимания внутреннего мира писателя. Разработанные типовые задания по русскому языку и литературе на основе романа могут быть использованы в работе учителями и учащимися как на уроке, так и при самостоятельном изучении темы и для подготовки к ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" | 152 КБ |
ГЛИЗНУЦА Василий Дмитриевич
Краснодарский край, Северский район, станица Азовская
МБОУ гимназия станицы Азовской, 10 класс
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Научный руководитель: Прохорова Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия станицы Азовской
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3-4 |
I. Символика цвета 1.1. Символика цвета в психологии 1.2. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» в цвете | 5-13 5-7 7-13 |
II. Анализ цветописи романа в связи с изменением внутреннего состояния героев на основе частотности употребления цвета | 14-15 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы и источников | 17 |
Приложение |
Введение
Люди с давних времён придавали особое значение «языку красок». Цветовые предпочтения во многом определяют настроение человека, отношение к действительности, характер и зависят от многих причин: культурного уровня, возраста, пола, образования, особенностей темперамента и характера и др.
По мнению С.М. Соловьёва художников слова можно разделить на два типа: 1) колористов (например, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет» [15, 98]. В книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» учёный отдельную главу посвящает воздействию цвета на читателя, отмечает широкое использованием желтого, красного, зелёного цветов в романах Ф.М. Достоевского. С точки зрения С.М. Соловьёва, «цветовая насыщенность произведений писателей 60-х годов XIX века, в том числе Ф.М. Достоевского является весьма низкой» [15, 82]. Л. Дмитриева же в статье «Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отмечает, что роман «очень цветовой» и обилие в нём всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие произведения» [4, 26]. О.Н. Каленкова в статье «Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского» пишет: «Ф.М. Достоевский не принадлежит к писателям-колористам, но при чтении его романа возникает впечатление насыщенной цветовой гаммы» [7, 38]. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.
Цель исследования: провести анализ цветописи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.
Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:
1) проанализировать литературно-критический материал по теме работы;
2) выполнить текстовый анализ романа «Преступление и наказание»;
3) пояснить особенности символики цвета в психологии и в романе «Преступление и наказание»;
4) проанализировать цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета;
5) выявить восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии.
Гипотеза: цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Мы предполагаем, что для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя.
Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, сравнительный анализ, опрос, интервьирование, метод математической статистики, а также сопоставление цветовых ассоциаций.
Актуальность нашего исследования обуславливается следующими фактами: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета низким; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М. Достоевского.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами сопоставлена символика цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского, классифицированы цитаты из произведения, распределённые в соответствии с цветом, выполнен анализ цветописи в романе «Преступление и наказание», поэтому данная работа может быть применена при изучении творчества Ф.М. Достоевского для большего понимания внутреннего мира писателя. Разработанные типовые задания по русскому языку и литературе на основе романа могут быть использованы в работе учителями и учащимися как на уроке, так и при самостоятельном изучении темы и для подготовки к ЕГЭ.
ГЛИЗНУЦА Василий Дмитриевич
Краснодарский край, Северский район, станица Азовская
МБОУ гимназия станицы Азовской, 10 класс
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
I Символика цвета
I.1 Символика цвета в психологии
Психологи (Базыма Б.А., Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Люшер М., Шварц Б.) считают, что каждый цвет имеет своё значение, потому и влияет на сознание по-разному. Цвета вызывают определённые эмоции, повышают или понижают настроение. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал психологические состояния, связанные с восприятием цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете». И.В. Гёте писал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции» [3, 31]. Выражения «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха» мы не воспринимаем буквально, а связываем эмоциональные состояния человека с цветом, который способен их выразить. Эмоции и цвет «сцеплены» между собой.
Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом святости, общительности, лёгкости, непринуждённости, любознательности, раскованности, смелости, с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. М. Люшер полагал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет оставляет за собой тёплое и приятное впечатление [6].
Но по мнению немецкого психотерапевта Эдда Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость» [10,73]. Негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как «жёлтая пресса» (издание, которое специализируется на слухах, скандалах, сплетнях) и «жёлтый дом» (дом сумасшедших). Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро эта идиома стала аллегорией всех домов сумасшедших. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Жёлтый цвет у славянских народов принято считать цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют «жёлтый глаз» [11,13]. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, приговоренных к сожжению на костре. Жёлтая карточка – предупреждение в некоторых спортивных играх. «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин [2, 9].
Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда и противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный может вызывать агрессию и ненависть» [10, 276]. «Красный символизирует могущество, порыв, часто вызывает волнение, беспокойство» [1, 87]. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.
Красный, по мнению Леонида Западенко, является основным геральдическим цветом [16]. На знамени он символизирует борьбу, бунт, революцию. Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали себя в красный цвет. Как указывает К. Роу «в древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины». Красный цвет – символ власти. В Византии лишь императрица могла носить красные сапожки» [13, 90].
По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. Чёрные глаза до сих пор считаются опасными, завистливыми. Л.Н. Миронова отмечает, что «в русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, лишённое блеска, а также мрачное и невесёлое: чёрный юмор, «пить по-чёрному» [8,172].
Белый – духовный хранитель. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э. Клессманн считал, что «…белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром» [10, 76]. Он нравится людям разных типов и темпераментов. С точки зрения Макса Люшера «в христианстве белое обозначает родство с божеством» [6]. В белом изображаются святые, праведники, ангелы.
Но белый цвет может иметь и противоположное значение: обозначать зло, страдание, смерть, болезнь. Он как бы поглощает все цвета и соотносится с пустотой, со смертью. Недаром наши предки одевали умерших в белые одежды и покрывали белым саваном. Некоторые племена Африки и Австралии раскрашивают тело белой краской в случае смерти близких [16]. В Китае белый является цветом траура, белый траур в старину использовался и у славян. По мнению Мироновой Л.Н., «…в русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир» [8,179].
Зелёный цвет у многих народов символизировал юность и веселье, хотя порой и недостаточное совершенство. По Э. Клессману зелёный олицетворяет надежду и, напротив, болезнь [10]. Зелёный цвет действует как успокаивающе, так и угнетающе. С. Эйзенштейн так пишет о символике зелёного: «…цвет возрождения души и мудрости» [14, 15]. И не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости. У иранцев зелёный цвет ассоциируется с несчастьем, скорбью, потому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом».
Синий цвет во многих странах – символ верности и открытости, доброты и честности. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [10, 178]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [12, 74].
Л.Н. Миронова пишет, что «в средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви» [8, 177]. Знак высокого происхождения – «голубая кровь» [9, 18].
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. отмечают: «В некоторых странах синий цвет имеет сходные с чёрным символические значения: считается траурным в Древнем Египте, французы называют ужас «синим страхом», а у славянских народов синий – цвет печали, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов [9, 23].
Древняя символика цвета и её интерпретация в различных культурах подтверждается и в современных теориях, утверждающих, что цвет и эмоциональное состояние человека взаимосвязаны. Соответствие цвета и внутреннего состояния изучали немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель И. Гёте, швейцарский психолог М. Люшер, доцент кафедры социальной психологии Харьковской государственной академии культуры Базыма Б.А., психотерапевт Роу К. и другие. Исследования, проведённые российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определённых цветов в качестве предпочитаемых.
В этой главе мы дали характеристики позитивных и негативных значений цвета, обобщили мнения психологов, историков и литераторов о соответствии цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
I.2 Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» в цвете
Цвет всегда имел и имеет большое значение в жизни человека, что находит отражение и в художественной литературе. Когда мы читаем какое-то произведение, в нашем воображении возникает картина происходящего со своими определёнными цветами. Цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.
В произведениях Ф.М. Достоевского цвет имеет символическое значение и служит для раскрытия душевного состояния героев. В «Преступлении и наказании» различные цвета и их оттенки встречаются довольно часто, и это не может быть случайностью. Весь роман, на наш взгляд, подчинён основной мысли, которая раскрывается в теории Раскольникова. Идея деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» неразрывно связана с условиями жизни главного героя, с миром петербургских углов. Особую роль в произведении играет цвет.
Многие критики отмечают преобладание в цветовой гамме романа жёлтого цвета. Какова же его символика? В психологии жёлтый цвет, с одной стороны, ассоциируется с болезнью, если речь идёт о человеке, а с другой стороны, когда говорится о вещах, то жёлтый цвет напоминает что-то золотистое, солнечное, вызывает радостные эмоции. Но в романе «Преступление и наказание» жёлтый цвет в описаниях и людей, и вещей – это всегда болезненный цвет.
Жёлтый цвет очень импульсивный, подвигающий человека к действиям, активизирующий деятельность мозга. Этот цвет сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится очень активным.
У Раскольникова «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» [5, 69], комната его имела самый жалкий вид «со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями» [5, 14]. Достоевский сравнивает жалкое жильё главного героя с жёлтым шкафом. Настасья поставила перед Родионом, находящимся в болезненном состоянии «свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару» [5, 20]. Когда Родиону становится плохо, ему подают «жёлтый стакан, наполненный жёлтою водою» [5, 45]. «Жёлтый стакан», то есть давно не мытый, с налётом ржавчины, и жёлтая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.
Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый», видимо, потому, что в первой части романа его синоним – «жёлчный». Это слово писатель использует для описания внутреннего состояния героев, в данной ситуации оно имеет дополнительный смысл – злой, горький. «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке» [5, 87]. Что-то гнетущее, назойливое слышится в этих фразах! Кажется, что перехватывает дыхание! Вслушаемся в описание жилья главного героя: «Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Здесь как бы слышится злобное шипение: тихий, но назойливый звук раздражает. Как же не сойти с ума в такой обстановке!
Учёные установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни. При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне [8]. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение, именно это, на наш взгляд, и происходит с Раскольниковым. Такая обстановка душит, давит, заставляет вынашивать чудовищные теории.
Представьте, что вы слышите однообразный, продолжительный звук. Кажется, что он проникает в тебя, заполняет каждую клеточку. Так же действует и обилие какого-то цвета: он будто накапливается внутри и оттуда угнетающе действует на мозг.
Жёлтый тон используется в описании помещений, внешности и других действующих лиц и создаёт атмосферу нездоровья, печали, нервного расстройства, общей подавленности. Алёна Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате её – «жёлтые обои» [5, 69], «мебель из жёлтого дерева» [5, 173], «картинки в жёлтых рамках» [5, 178]. В кабинете у Порфирия Петровича – казённая мебель «из жёлтого, отполированного дерева», да и лицо его «больное, темно-жёлтое» [5, 54]. У Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое, иссохшееся лицо» [5, 226], «отёкшее от постоянного пьянства, жёлтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои» [5, 163], да и сама Соня «пошла по жёлтому билету» [5, 143]. У Петра Петровича Лужина был «большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с жёлтым камнем» [5, 157]. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.
Кроме того, здесь угадывается ещё одно значение жёлтого цвета: он напоминает нам солнце, а оно ассоциируется с властью, величием. Идея власти – основа теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими. К тому же действие романа происходит в Петербурге, а это город «золотого мешка».
Как истинно тонкий психолог, Ф.М. Достоевский сумел с помощью цвета показать атмосферу города: Петербург дан в жёлтых тонах. Раскольников, стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом» [5, 88]. Неожиданно она бросается в воду. В этой сцене воплощается мотив безысходности, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-жёлтые домики [5, 265] на Большом проспекте, неподалёку от которого застрелился Свидригайлов.
Жёлтый цвет при чтении романа гнетёт нас, он зачастую показывает болезни, бедность, смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «жёлтой каморке», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешёвой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, жёлтые обои [5, 69].
Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, – это затушёванные грязью жизни, способности и таланты, невостребованные человеческие возможности. Но Ф.М. Достоевский даёт нам понять, что его герои достойны нормальной жизни.
Таким образом, жёлтый цвет, преобладающий в описании героев и окружающих их предметов, создает впечатление всеобщей убогости и болезненности. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в «комнатах без форточек». Страшно за людей, живущих здесь. Всех их окружает подавляющая желтизна. Кажется, будто мы наблюдаем за героями через «жёлтые очки». Жёлтый цвет оказывает сильное воздействие на действующих лиц и читателя, является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. Грязно-жёлтый, уныло жёлтый, болезненно жёлтый цвет вызывает подавленность, внутреннее угнетение, психическую неустойчивость.
Красный цвет тоже используется в романе неоднозначно, он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Связан он в основном с образом Раскольникова. В своём первом сне тот видит «больших, пьяных мужиков в красных рубахах» [5, 29]. У одного из них «мясистое, красное, как морковь, лицо» [5, 29]. Рядом сидит «бабёнка» в красном. Раскольников видит закат «яркого, красного солнца» [5, 31]. За полтора месяца до убийства Раскольников закладывает «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» [5, 33] – подарок сестры. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению, замечает «красные отвороты» на сапогах Мармеладова, в трактире показывает Заметову «красненькие кредитки». У Раскольникова, стоящего на мосту, «в глазах завертелись какие-то красные круги», и всё «завертелось и заплясало кругом» [5, 124]. Затем он увидел женщину, высокую, с платком на голове и с красноватыми, впавшими глазами, которая бросилась в канаву. То ли наяву, то ли во сне снова находясь в квартире старухи-процентщицы, Раскольников увидел «огромный, круглый, медно-красный месяц», который глядел прямо в окна. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, болезнь.
Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур». Вытирая запачканные в крови руки, Родион думает: «Красное, ну а на красном кровь неприметнее» [5, 113]. В данном случае красный цвет означает начало активности: повышается пульс, учащается дыхание, поднимается давление. После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови. В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…» [5, 111]. Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.
Чаще красный, алый, багровый используются как цвета пошлой сытости: это и красные отвороты щегольских смазанных сапог хозяина распивочной; и багрово-красная дама, очень пышно одетая, какой-то «мюнхенский немец с красным носом». Но эта же краска выступает на лице влюблённого юноши во время его крайнего смущения: «красный, как пион, долговязо и неловко, вошёл стыдящийся Разумихин» [5, 147].
Достоевский использует красный для изображения больных людей. У спившегося Мармеладова «красноватые глазки», «красные руки». Красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, болеющей чахоткой. В момент отчаяния Катерина Ивановна «обрядила» своих детей: «на мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собой турку. На Лёню костюмов недостало; была только надета на голову красная, вязанная из гаруса шапочка» [5, 167]. Свидригайлов наблюдает за мужиком «с чрезвычайно курчавою головой и с красным, воспалённым лицом» [5, 146]. Во время исповеди умирающего Мармеладова, описывая портрет Сонечки, использует «огненный» цвет. Здесь писатель смог передать вызывающую яркость вульгарного, кричащего наряда, подчеркнув нелепость его для данной обстановки и для самой его хозяйки – этого удивительно чистого и обречённого на позор существа.
В романе оттенки красного «скрываются» и в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – «перегоревший красный», пурпурный, багряный, а порфира – багряница. Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать» Раскольникова.
Цветовым является и имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. Странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим искренние, добрые поступки героя, что убеждает в чуткости и ранимости его души.
Таким образом, всё позитивное, радостное в жизни героев настолько затушёвано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное начало.
На фоне жёлтого и красного обособляется чёрный цвет. Но в романе, в отличие от общепринятого, чёрный цвет символизирует власть зла. Когда Раскольников поднимался по «чёрной» лестнице [5, 3], «тёмной и узкой», в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли на убийство. Когда он приходит туда во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул в тёмную, беспросветную ночь, в ночь, которая обрекает его на гибель. В видении Раскольников поднимался по «чёрной лестнице, совсем тёмной, а откуда-то доносился воскресный звон колоколов» [5, 123].
Интересны глаза Раскольникова: «прекрасные тёмные», «чёрные воспалённые», «разгоревшиеся гневом чёрные глаза». Немного светлее, чем у брата, были глаза у Авдотьи Романовны: «глаза почти чёрные». Пётр Петрович чувствовал глубокое негодование против «чёрной неблагодарности», «чёрный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце», ведь он «думал их (Дуню и её мать) в чёрном теле попридержать».
Контрастный чёрному белый цвет – символ невинности, чистоты, но в то же время печали и скорби. У кроткой Сонечки были белокурые волосы, Лизаветта «вся белая как полотно», на шее Дуни «был повязан белый прозрачный шарфик», в шапку Лёни был «воткнут обломок белого страусового пера». Странно, что у Свидригайлова волосы такие же, «чуть-чуть разве с проседью». Можно сделать вывод, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мёртвую девочку «в белом тюлевом платье», лежащую на столе, который покрыт «белыми атласными пеленами», белый граденапль, белый густой рюш, мраморные руки, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы! Особо нужно сказать о «белых и нежных нарцизах», склоняющихся на ярко-зелёных стеблях. Нарциссы – цветы скорби, их в некоторых странах возлагали на усопших. Стебли этих цветов «ярко-зелёные, тучные и длинные». Ярко-зелёный – цвет свободолюбивого, независимого человека. Видимо, такой была девочка, которую погубил Свидригайлов. Она не захотела жить с позором и предпочла умереть.
Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников… – намёк на возможное возрождение героя.
Остальные цвета в романе тоже не случайны. Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Например, в первом сне Раскольникова мы видим «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, страшные рожи, а затем каменную церковь с зелёным куполом. Используя зелёный цвет в первом сне, автор подчёркивает, что доброта находится под покровом святости. Далее не раз зелёный показан как цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».
Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение. Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Ярким символом является зелёный драдедамовый платок. В него укуталась Соня после принесения себя в жертву ради ближних, словно желая найти покой под его покровом, ведь зелёный цвет – символ Богородицы. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес.
Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки… Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.
Цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие – губительно сказывается на здоровье человека. Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.
Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж, в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился от духоты тесных улиц, от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее.
Очень резко на фоне болезненно-жёлтого, красного цвета выделяется цвет глаз у героев. Необычны они у Сони Мармеладовой: «Она была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» [5, 89].
Голубой цвет символизирует бесконечность и верность. Внимательно созерцая этот цвет, можно ощутить, как возникает состояние умиротворения. Достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. По мнению психологов, голубому цвету часто отдают предпочтение люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом.
В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть [5, 163]. Считается, что человек, который предпочитает синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой, цвета чистого неба, подчёркивают глубину её души. Грезившиеся Раскольникову «чудесная голубая вода» [5, 58] и «замечательные голубые глаза» [5, 95] Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Как вода была спасением для него, так и Сонечка с её бездонными голубыми глазами [5, 123] необходима герою.
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но производят они совершенно иное впечатление. По словам автора, «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво» [5, 168]. Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен» [5, 199]. Можно сделать вывод, что, Ф.М. Достоевский по-разному использовал нюансы одного и того же цвета. Голубой цвет глаз порочного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно.
Голубой цвет используется и как средство усиления иронии в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – «пышной, багрово-красной дамы», хозяйки «благородного дома».
В романе встречается и серый цвет: такой была одежда, которую купил Разумихин для Раскольникова. Этот цвет характерен для человека, который боится громко заявить о себе. Герой же не таков, он не причисляет себя к «тварям дрожащим», поэтому не хочет не только носить такую одежду, но и примерить её. Да, герой хотел на время быть незаметным, но настоящая его цель – быть исключительным, может, потому он носил старую рыжую шляпу.
Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, неспособности к проявлению и реализации самих себя. Пётр Петрович Лужин – человек весьма почтенный, но на самом деле пустой. Ф.М. Достоевский не раз подчёркивает его ничтожность, душевную несостоятельность. У него даже говорящая фамилия – Лужин, а ведь лужа бесцветна. Бесцветность и душевная пустота для писателя – одно и то же.
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.
II Анализ цветописи романа в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета
База исследования: опрос проводился на базе гимназии станицы Азовской. В нём приняли участие учащиеся 10-11 классов, учителя и родители.
Изучив и проанализировав роман «Преступление и наказание», мы можем сделать вывод о частотности использования цвета в произведении.
До совершения преступления (I глава) | После совершения убийства | Общее количество | |
Жёлтый | 9 | 15 | 24 |
Красный | 12 | 11 | 23 |
Белый | 3 | 18 | 21 |
Чёрный | 7 | 13 | 20 |
Зелёный | 3 | 11 | 14 |
Синий, голубой | 1 | 8 | 9 |
Розовый | 1 | 2 | 3 |
Коричневый | - | 5 | 5 |
Серый | - | 3 | 3 |
Обратим внимание, что красный цвет превалирует в сцене убийства старухи-процентщицы, чёрный цвет связан в I главе с образом Раскольникова, а далее – в основном с Порфирием Петровичем
Проведя опрос среди учащихся 10-11 классов, педагогов и родителей гимназии станицы Азовской о том, какой цвет в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наиболее яркий, мы выяснили, что младшее поколение больше склоняется к красному цвету (на втором месте серый цвет), а старшее – к чёрному (на втором месте также серый цвет). Интересно, что ни учащиеся, ни взрослые не назвали жёлтый и зелёный цвета. Попробуем разобраться, какие моменты сильнее закрепляются в сознании обоих поколений. Начнем с младшей группы.
Красный цвет в романе встречается 23 раза (до преступления – 11, после – 12), им характеризуется в большей степени образ Раскольникова. Красным окрашены детали интерьера, одежда персонажей, а в момент убийства старухи-процентщицы всё стало кровавым. Видимо, именно этот момент сыграл ключевую роль в выборе учащихся, поскольку, на наш взгляд, дети более восприимчивы к сценам насилия.
По количеству голосов среди учащихся за красным следует серый цвет (это цвет одежды Раскольникова), хотя этот цвет встречается в романе не так часто. К такому выбору их подтолкнуло мнение о том, что произведение окрашено сразу в несколько ярких цветов, и если их смешать, как несколько цветов детских красок, получится серый цвет. Таким образом, наложение одного цвета на другой оставило в воспоминаниях младшей группы ощущение серого. Серый цвет «показывает» и общее восприятие романа: остальные цвета «померкли», что, на наш взгляд, является результатом поверхностного чтения произведения и доказывает необходимость более глубокого понимания замысла писателя.
С точки зрения взрослых в романе превалирует чёрный цвет, который употребляется 20 раз (до преступления – 7, после – 13) и вносит атмосферу некой мрачности в произведение. Этим цветом «залит» путь Раскольникова к процентщице: чёрная лестница, взгляды из темноты, тёмная квартира, глаза Порфирия («разгоревшиеся гневом чёрные глаза»). Поскольку психика взрослого человека является сформированной и окрепшей, сцена убийства произвела не столь яркое впечатление, как постоянный гнёт чёрного цвета.
Удивительно, что жёлтый (24 употребления) и зелёный цвета (14 употреблений) остались без внимания как учащихся, так и взрослых. Зелёный цвет в «Преступлении и наказании» является символом защиты и покрова, дает надежду на преображении. Но моменты, в которых встречается зелёный цвет, по мнению учащихся, несравнимы со сценой, произошедшей в квартире Алёны Ивановны.
Жёлтый цвет используются на протяжении всего романа (до преступления – 9, после – 15): им окрашены жилища, Петербург, встречается в описании персонажей, но, тем не менее, этот цвет остался без внимания читателей. Важную роль в этом, на наш взгляд, сыграло то, что этим цветом описаны детали, он не связан с «основными» событиями. К тому же жёлтый цвет, наиболее употребляемый в романе, производит, по мнению И.В. Гёте, «тёплое и приятное впечатление, так как это ближайший к свету цвет» [3, 134], что не соответствует общему восприятию романа.
Таким образом, проследив изменения цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», соотнеся их с психологическим состоянием Раскольникова, установив частотность употребления цветов в романе, можно сделать вывод о связи «цветового» и психологического восприятия романа.
Заключение
Выполнив текстовый анализ романа «Преступление и наказание», пояснив особенности символики цвета в психологии и в романе, проанализировав литературно-критический материал по теме работы и цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героеяна основе частотности употребления цвета, выявив восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии, мы сделали вывод о том, что использование цветов в романе не должно рассматриваться как случайное или малозначащее явление, оно является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя. Цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя. На первых страницах романа мы видим «прекрасные тёмные глаза Раскольникова с горящим взглядом» и эти же глаза «с воспалённым», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства показывают перемены, происходящие в герое.
С помощью слов, соответствующих краскам, Ф.М. Достоевский сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений.
В работе мы сделали сравнение символики цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали частотность употребления цвета в произведении. Помимо того описали особенности смысла наиболее употребляемых цветов. Составлена таблица, в которую мы внесли наиболее распространённые цвета в романе по мере убывания и цитаты из произведения.
Перспективу нашей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с героями произведения, их внутренним состоянием, но и с событиями романа.
Опрос учащихся гимназии показал, что самым ярким событием, оставившим наиболее сильное впечатление, стало убийство старухи-процентщицы, ведь именно этот эпизод насыщен красным цветом. Серый цвет показывает общее восприятие романа. Остальные цвета «померкли», на них не обратили внимания, что, на наш взгляд, показывает поверхностное восприятие произведения и доказывает необходимость «углубленного» чтения для более глубокого понимания замысла писателя.
Список использованной литературы и источников
Госпожа Метелица
Девочка-Снегурочка
Под парусами
Смекалка против Змея-Горыныча
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Комментарии
Символика цвета
Спасибо за интересное и серьёзное исследование