Двуглавый орел – герб России
Вложение | Размер |
---|---|
gerb_issledovnie_tekst.doc | 119 КБ |
gerb_issledovanie._prilozhenie1.doc | 537 КБ |
gerb_issledovanie._prilozhenie2.doc | 781.5 КБ |
gerb_issledovanie._prilozhenie3.doc | 2.98 МБ |
Министерство образования Российской Федерации
МБОУ СОШ № 17 г. Белгорода
Двуглавый орел – герб России
Научно-исследовательская работа по истории
Андросова Виктория
Игоревна
9 А класс
Руководитель:
Воронков
Владимир Константинович
учитель истории
Белгород, 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Российский герб XV – XVII вв.
Глава II. Российский герб XVIII – XX вв.
2.1. Российский государственный герб от Петра I до Николая I……….……….…14
2.2. Большой герб Российской империи. Герб Временного правительства…....18
Глава III. От Советской России к новой России…………………………….….....22
Заключение………………………………………………………………….......…..26
Список литературы………………………………………………………….…..….28
Приложения
Приложение 1. Византийский герб Софьи Палеолог…………………………..……....29
Приложение 2. Герб Ивана IV Васильевича «Грозного»…………………….………..29
Приложение 3. Герб Федора Ивановича «Блаженного»………………………………30
Приложение 4. Герб Михаила Федоровича Романова…………………………………...30
Приложение 5. Герб Петра I Алексеевича «Великого»…………………………………..31
Приложение 6. Герб Екатерины II «Великой»……………………………….……….......31
Приложение 7. Герб Павла I……………………………………………………………..32
Приложение 8. Гербы Александра I и Николая I .……………………………….32
Приложение 9. Большой герб Российской империи……………………………..33
Приложение 10. Средний и малый гербы Российской империи………………..33
Приложение 11. Герб Временного правительства……………………………….34
Приложение 12. Гербы РСФСР и СССР……………………………………….....34
Приложение 13. Гербы союзных республик СССР….…………….….………....35
Приложение 14. Греб Российской Федерации………………………….…..……35
Введение
«Герб – это ключ истории»
Жерар де Нерваль
Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Этим изображением является герб.
Герб (от польск. herb; от нем erbe – наследство) – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание цветов, предметов и фигур на котором имеет символическое значение. Гербом может владеть либо отдельный человек, либо какое-то сообщество людей, причём построение герба подчиняется определённым правилам, известным как законы геральдики[1]1. Геральдика (от лат. heraldus – глашатый; от нем. heriwald – вестник, посланец) – наука, предметом изучения которой являются гербы.
Геральдика тесно связана с такими науками как сфрагистика, нумизматика, генеалогия, археология. Изображения гербов, найденные на местах раскопок помогают наиболее точно датировать находки. В нашей стране герб весьма часто претерпевал ни коренные, но достаточно явные и значимые изменения, поэтому этот способ датировки широко применяется на практике и, следовательно, исследования в области российской геральдики всегда были и будут актуальны.
Гербом России со времён Московской Руси является двуглавый орёл. Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. В геральдике он используется как символ власти, господства, верховенства и прозорливости[2]2. Его изображение применяется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел сохранился лишь в гербах России, Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.
Актуальность данной темы состоит в том, что государственные символы, к которым относится герб, несут в себе большой воспитательный заряд, определяя преемственность исторических свершений различных поколений. Он исторически древнее государственного флага и гимна, а значит, наиболее полно отражает истоки формирования государственности, им, обычно, стараются подчеркнуть сущность самого государства. Возвращение гербового орла в качестве главного символа России указывает на неразрывную связь российской государственности, ее духовного потенциала, а общество связывает с ним возрождение нашего исторического самосознания.
Российский двуглавый орел не имел постоянного облика, практически каждый правитель вносил в его изображение какие-либо свои штрихи, в результате чего он за свою историю претерпел многократные изменения.
Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы проследить эти изменения, происходившие на протяжении столетий, начиная с момента появления двуглавого орла на Руси, его отмены советским правительством в 1918 г. и возрождением в 1993 г. Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
–выяснить откуда появился на Руси двуглавый орел;
–описать все существенные изменения в его изображении, происходившие за данный период времени, а так же эволюцию герба в советский период;
–определить геральдическую «привязку» к историческим особенностям развития нашего государства.
При написании исследовательской работы были использованы труды знаменитых учёных, работающих в области геральдики. Общие сведения об этой науке даны в работе члена Международной академии геральдики, вице-президента французского общества геральдики М. Паустро «Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики»[3]1.
Российским гербам посвящен совместный труд советских учёных Е. И. Каменцевой и Н. В. Устюгова «Русская сфрагистика и геральдика»[4], в которой дан анализ источников и литературы по истории печатей и гербов. Кроме того, в нем содержится множество рисунков печатей и, что особенно важно, фотографий государственных печатей с изображением двуглавых орлов.
Исторический материал об эволюции двуглавого орла в качестве русского герба содержится в работах кандидата исторических наук В. Лебедева «Державный орёл России»[5]2, А. А. Хорошкевич «Символы русской государственности»[6]3, Н. А. Соболевой «Российская государственная символика: история и современность», «Символы России: очерки истории государственной символики России»[7]4, В. А. Шаповалова «Основы российской геральдики»[8]5 и других авторов.
Глава I. Российский герб XV – XVII вв.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые известные изображения его датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил эмблемой хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве – древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии, – во времена правления индийского царя Киаксара (625-585 гг. до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом (306-337 гг.). Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы – Константинополя – в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. Появление его связано с легендой о том, что во времена правления императоров Константина I Великого и Юстиниана I обе империи Восточная и Западная, имеющие в гербах по одноглавому орлу, объединились под одним скипетром, и государственной эмблемой был принят двуглавый орел.
Восточно-Римская империя до момента своего падения (476 г.) имела в своем гербе двуглавого орла, черного с червлеными глазами и языками, золотым клювом и лапами. Затем он появляется в гербах государств, считающих себя преемниками Рима (например, Священной Римской империи, Германской нации), а также у фамилий, происходящих от византийских императоров или соединенных с ними брачными узами.
Двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г.
При раскопках под Смоленском археологи нашли бляшку с изображением хищной двуглавой птицы, датируемую второй половиной X в. Возможно, так изображали птицу, приносимую в жертву во время языческих обрядов. На декоративной плитке XII-XIII вв. из города Василёва на Днестре также можно увидеть эмблему двуглавого орла. Этот символ встречается на Руси не только на предметах декоративно-прикладного искусства. В XV в. его помещали и на некоторых монетах. Наиболее известны из них деньги тверского князя Михаила Борисовича.[9]1 Высказывались предположения, что московский орёл мог быть заимствован из Твери, и наоборот. Так откуда же взялся двуглавый орёл на печати Ивана III?
Может быть, московский великий князь заимствовал двуглавого орла с Запада? Такая гипотеза сейчас очень распространена в науке. Ведь Иван III установил дипломатические отношения со Священной Римской империей. Он претендовал на Царский титул и стремился быть ровней европейским государям. Но и эта версия ещё не стала окончательной.
Московский правитель тем самым заявлял о своём новом положении, о том, что он встал вровень с властителями крупнейших держав. Недаром Иван III с гордостью говорил иноземным послам: «Мы Божией милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, так и мы. А поставление имеем от Бога, как наши прародители. А поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим»[10]2.
На Руси двуглавый орел появился в 1472 г. после брака Иоанна Ш Васильевича и Софьи (Зои) Палеолог, племянницы последнего Византийского императора Константина XII Палеолога[11]3. Император, однако, не дал Софье своего императорского орла; орёл, изображённый на стяге Софьи Палеолог имел не императорский, а только цесарский венец (приложение 1). В 1480 году Иоанн III становится самодержцем, это обстоятельство находит своё отражение в видоизменении орла, в лапах которого появляется меч и православный крест.
Значит ли это, что Иоанн III незаконно воспользовался чужой эмблемой? Отнюдь нет. Подобно правителям Болгарии, Сербии, Валахии, Албании, Трапезунда и княжества Феодорского в Тавриде, Иоанн лишь заявлял при помощи орла о своей включенности в цивилизованную Восточную Европу, в поствизантийский мир, а вовсе не о мнимой русской монополии на цареградское наследство.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 г. с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими (изначально на его печати был изображен «ездец» – символ Москвы и Московского княжества). Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовой палаты в Кремле[12]1.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб – двуглавый орел, который комбинируется с прежним московским гербом – с изображением Георгия Победоносца.
Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.
Появление на Руси двуглавого орла в качестве герба русского государства является весьма важным и значимым событием в русской истории. Принятием этой геральдической фигуры, которая являлась в первую очередь византийским гербом, наряду с принятием византийской религии и элементов византийской культуры Русь символически обозначила свою преемственность от Византии. Это нашло свое отражение в теории монаха Филофея «Москва – третий Рим», известную из его послания царю Василию Иоанновичу[13]2.
Сам орел Иоанна III еще не был гербом – об этом позволяют судить такие его черты, как цветовая неопределенность и отсутствие гербового щита. Однако, несомненно, то, что определяющее влияние на реформу Иоанна оказала именно геральдическая традиция. Главным объектом подражания для Иоанна явилась печать государей Священной Римской империи с гербовым орлом. Как отметил еще в начале нашего столетия Н. П. Лихачев и позднее доказал Г. Эйлеф, новая печать Иоанна была вызвана к жизни нуждами внешней политики и дипломатии. Она должна была демонстрировать равенство российского государя с германо-римским монархом. Подражание гербовым обычаям проявилось уже в том, что орел был помещен на печати в качестве самостоятельной эмблемы. В Византии таких императорских печатей не было[14]1.
1.2. Эволюция Российского герба от Василия III
до Алексея Михайловича
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533 гг.) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Кроме того, на обоих головах орла появляется одна общая Шапка Мономаха. Об этом свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1548-1574, 1576-1584 гг.) двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или «германской», формы, на котором одно время был изображён единорог – по одной из версий личный знак царя (все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси), но вскоре был заменён на всадника – змееборца[15]2 (приложение 2). Впоследствии это изображение сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в левую сторону, что противоречит геральдическим правилам.
Изображение конного воина появилось на печатях древнерусских князей в начале XIII века. Первым, кто использовал его, был князь Мстислав Мстиславич Удатный (Удачливый). На одной стороне печати был изображён всадник, а на другой – воин с копьём и щитом. У обоих – нимбы над головами. Подобное изображение можно встретить и на печатях знаменитого Александра Невского, его сыновей Дмитрия, Андрея и Даниила.
С конца XIV в. ездец становится постоянной эмблемой московских князей, а с конца XV в. – официальным символом Российского государства. Чеканился всадник с копьём и на монетах достоинством в две деньги, откуда и произошло их название – «копейка». Жители Московского государства XVI-XVII вв. считали, что всадник изображал князя, государя, победившего своих врагов: «Царь на коне победил змия». Об этом свидетельствуют и монеты. На них рядом с ездецом встречаются буквы К, КН, т.е. князь.
В изданиях записок австрийского посла барона С. Герберштёйна, дважды посетившего Россию в начале XVI в., рядом с изображением Василия III помещён московский ездец. Иностранцы, побывавшие в России в XVI-XVII вв., нередко воспринимали всадника как святого Георгия Победоносца.
Во время правления Фёдора Ивановича «Блаженного» (1584-1587 гг.) между коронованными головами двуглавого орла возникает знак страстей Христовых – голгофский крест (приложение 3), появление которого предзнаменует утверждение в 1589 году патриаршества и церковной независимости России[16]1.
Во времена Смуты (1584-1613 гг.) русский государственный символ активно используется Лжедмитриями (I, П, Ш). Причём орёл того времени очень напоминает польского (что не кажется удивительным в годы польской интервенции), явно отличаясь лишь двуглавием.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, что положило конец Смутам в годы его правления. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе «встрепенулся» и впервые распустил крылья, что могло означать «пробуждение» России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью закончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством.
Этот факт символично отразился в государственном гербе. В это время над головами орлов было две короны, и между ними находился русский (осьмиконечный) крест (символ православия), но в 1625 г. было повелено вместо креста помещать третью корону (приложение 4), что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов[17]1.
В эпоху правления Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) в 1654 г. кованный двуглавый орёл был установлен на шпиле Спасской Башни Московского Кремля. В 1663 г. из-под печатного станка в Москве вышла Библия, в которой был изображён государственный герб России со стихотворным «объяснением»:
Тремя венцами орёл восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простёр, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простёртыми крыльями добре покрывает.
В это время Московское царство вело войну с Речью Посполитой за Левобережную Украину. В 1656 г. Алексей Михайлович принял титул всея Великие и Малые и Белые России самодержец. Тем самым он провозглашал права России на земли, когда-то входившие в её состав, но оказавшиеся под властью Польско-Литовского государства. С середины 1650-х гг. крылья российского орла поднялись вверх, а в его лапах появились скипетр и держава – символы самодержавной власти.
В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах – скипетр и держава.
Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг.), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба, которое нашло отражение в царском указе «О титуле царском и о государственной печати» от 14 декабря 1667 г. «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруньт изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя»[18]1. В этом указе объясняется наличие в гербе трёх корон, что объясняется подчинением российскому государю трёх татарских ханств – Казанского, Астраханского и Сибирского, которое произошло в XVI веке.
Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно было продиктовано дипломатическими соображениями и свидетельствовало о величии России.
Таким образом, с 1472 г. и на протяжении всего вышеописанного периода под влиянием истории происходили множественные видоизменения гербового орла. В конечном итоге во второй половине XVII века, в годы правления царя Алексея Михайловича, фигура приобретает тот облик, который явился прототипом последующих официальных его изображений, хотя он ещё подвергнется ни одному изменению...
Глава II. Российский герб XVIII – XX вв.
2.1. Российский государственный герб от Петра I до Николая I
В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725 гг.). Он внес большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства, а следовательно и ее герб должен был быть не только «украшением» государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.
В связи с принятием Петром I императорского титула (22 октября 1721 г.) на гербах взамен царских корон стали изображать три императорские: две маленькие под одной общей большой. В 1722 году он учредил Герольдмейстерскую контору (1722-1796 гг.) и должность герольдмейстера, на которую был назначен С. А. Колычев. Его помощником в составлении гербов стал граф Франциско Санти.
Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. «Ездец» на гербе именуется «государем» (указ 1704 года), но по сути изображается Георгий Победоносец. Помимо этих изменений, на груди орла с 1699 г. стал помещаться учреждённый в 1698 г. орден Св. апостола Андрея Первозванного (приложение 5). А позже на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским[19]1.
Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на «бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока» «двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток».
В короткое царствование Екатерины I (1725-1727 гг.) орёл претерпел незначительные изменения и указом императрицы от 11 марта 1726 г. было закреплено описание герба: «Орёл чёрный с распростёртыми крыльями, в жёлтом поле, на нём ездец в красном поле»[20]1. В 1730-1740 годах герб получает надолго закрепившуюся форму.
В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.
Время правления императрицы Елизаветы Петровны (1740-1761 гг.) влечёт за собой кардинальные изменения: скипетр и держава были заменены на колос и меч, а Георгий Победоносец – на крест (причём не православный).
Екатерина II Великая (1762-1796 гг.) возвращает орлу признаки императорской власти и Георгия Победоносца на щите. Кроме того, её орёл приобрёл более могучие и грациозные формы. В годы её правления цепь ордена Андрея Первозванного была выполнена в виде написанного девиза ордена «За веру и верность» (приложение 6). «Екатерининский» вариант московского герба просуществовал до середины XIX в., когда его изменил тогдашний руководитель российской геральдики Б. В. Кёне (1817-1886 гг.), активно вводивший в отечественную геральдику европейские традиции. Он повернул московский герб в правильную геральдическую сторону, и в этом варианте герб был утверждён 16 марта 1883 г.
Орёл императора Павла возникает задолго до кончины его матери Екатерины II как бы в противовес её орлу, для отличия гатчинских батальонов от всей русской армии. Затем он появляется на штандарте самого цесаревича. Создаёт его сам Павел. Взойдя на престол, Павел I (1796-1801 гг.) сразу же попытался сделать его российским гербом. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра[21]1 (приложение 7).
Когда в конце 1790-х гг. над орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск, его поддержал российский император Павел I. Он принял звание протектора (покровителя) ордена, поскольку идеи рыцарства были очень близки ему. После сдачи Мальты французам рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под своё управление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург, Российский император был провозглашён великим магистром ордена и принял знаки магистерского достоинства – мантию, корону, крест и меч. Таким образом, Павел I стал фактическим главой ордена, 72-м его великим магистром.
Павел I также считается «отцом» Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован из-за его смерти в результате заговора[22]2.
Ко дню коронации его преемника Александра I Благословенного
(1801-1825 гг.) появляется орёл, по сути, очень похожий на своего предшественника, но без Мальтийской эмблематики (приложение 8). После Отечественной войны 1812 г. и победы над Наполеоном на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Его главы венчает одна большая корона; одна голова, порой, более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы, в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны (громовые стрелы), факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами[23]1 (приложение 8). Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века.
Правление Николая I (1825-1855 гг.) характеризуется твердостью и решительностью. Именно при нем с 1830 г. гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемым признаком до 1917 года (приложение 8). В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб...
Император Николай I в 1855-1857 гг. совместно с бароном Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, проводит геральдическую реформу, в ходе которой принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом – Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом – Польский, Таврический, Финляндский.
В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону[24]2. Но его проекты были реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б. В. Кене.
В период XVIII-XIX вв. наблюдается стремительная эволюция российского гербового орла. От века к веку, от правителя к правителю, геральдический орёл ни раз претерпевал серьёзные изменения. Можно отметить, что в этот период российский двуглавый орёл стал соответствовать требованиям геральдики. Кроме того, в целом, геральдическая фигура стала выглядеть более ярко и величественно, во многом на это повлияло её усложнение: появление орденов, щитов с гербами великих княжеств и т.д., что в дальнейшем привело к созданию Большого государственного герба Российской империи.
2.2. Большой герб Российской империи.
Герб Временного правительства
Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881 гг.). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.
Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.
В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне...»[25]1
Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита – цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) – святой Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил.
Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей – три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса – Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский[26]1.
В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый – то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества (приложение 9).
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 году. Добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербы княжеств Литовского и Белорусского, и т.д. (приложение 10)[27]2.
Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви). Большой герб Российской империи отражает «триединую сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов,
Св. Архистратиг Михаил и Св. Архангел Гавриил, девиз "Съ нами Богь", восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью.
Царь, идея самодержца выражена в атрибутах власти – государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного.
Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы – стремление к единению Руси вокруг Москвы – исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась.
В феврале 1917 г. монархия в России фактически перестала существовать. Улицы мгновенно оделись в красный цвет. Всюду срывали царских двуглавых орлов. Их сбивали с вывесок, выламывали из решёток, закрывали красными чехлами. Солдаты и матросы отпарывали с формы пуговицы с орлами. А у Аничкова дворца в Петрограде полыхал огромный костёр из двуглавых орлов. Так граждане новой России прощались со своим прошлым.
Временному правительству были нужны и новые символы, старое изображение двуглавого орла явно не годилось, но и новую эмблему выбрать было непросто. Поэтому двуглавый орёл в государственной символике остался, однако изменил свой внешний вид. По инициативе М. Горького было организовано особое совещание по делам искусств, решением которого была принята возможность использования двуглавого орла на печати Временного правительства.
Специальная комиссия, в которую вошли видные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, учёный-геральдист В. К. Лукомский, художник И. Я. Билибин и другие, приняла решение в качестве герба использовать древнюю эмблему Российского государства, но без символов царской власти, поскольку, как считала комиссия, двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым строем. Окончательно утвердить государственный герб предстояло Учредительному собранию. Для печати Временного правительства новый герб изобразил художник И. Я. Билибин (1876-1942 гг.), который взял за основу изображение, лишённого щита с Георгием Победоносцем на груди и всех символов власти, двуглавого орла с печати Ивана Ш (приложение 11).
Временное правительство оставило за двуглавым орлом право считаться гербом страны, посчитав его символом ни свергнутой монархии, а русского народа в целом. Данное изображение продолжало использоваться и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 г., после которого двуглавый орёл до 30 ноября 1993 перестал считаться гербом – символом страны.
Глава III. От Советской России к новой России
В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и продолжили борьбу со старыми символами. С окончанием гражданской войны прервалась и история государственной российской эмблемы – двуглавого орла.
Советское государство нуждалось в своих символах. В январе 1918 г. Глава Советского правительства В.И. Ленин дал указание изготовить государственную печать.
В представленном проекте художник-гравёр А. Н. Лео расположил в центре фигурного щита скрещенные серп и молот, а между ними – меч. Щит обрамляли снопы колосьев. По окружности шла надпись: «Рабочее и крестьянское правительство Российской Советской Федеративной Республики». Внизу под щитом – «Совет народных комиссаров»[28]1.
Этот проект обсуждался несколько раз. Мнения разделились. В. И. Ленин был против меча в гербе. Он считал, что Советское государство должно защищаться от внешних врагов. Но само нападать ни на какую страну не намерено, поэтому меч, как символ войны, на печати государства неприемлем. Одновременно решался вопрос и о названии государства: следует ли включать в него слово «социалистическая»?
В июне 1918 г. проект государственной печати был утверждён. Меч решено было убрать, надпись «Рабочее и крестьянское правительство» заменялась на «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», а вместо надписи «Совет народных комиссаров» поместили лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Перекрещенные серп и молот, а иногда и меч, присутствовали на знамёнах участников революционных демонстраций ещё с марта 1917 г. Среди других эмблем «февральского» периода отечественной истории появилось и восходящее солнце. Оно символизировало начало новой эры, новой исторической эпохи.
Таким образом, эмблемы на первой советской государственной печати не были вновь придуманы, в них лишь вложили новый смысл. Известный теперь во всём мире лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», впервые прозвучал из уст Ф. Энгельса летом 1847 г. когда он выступал с речью на Лондонском конгрессе коммунистов. К. Маркс включил его в «Манифест Коммунистической партии». С тех пор эти слова стали девизом международного коммунистического движения.
Изготовить новую государственную печать поручили художнику-гравёру
Д. В. Емельянову. К июлю 1918 г главный медальер Петроградского монетного двора А. Ф. Васютинский завершил работу. Тогда же была принята первая Конституция РСФСР. В неё был включён параграф о государственных гербе и флаге РСФСР.
Герб РСФСР состоял из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Окончательный образец государственного герба РСФСР в цвете был выполнен в 1920 г. (приложение 12).
Согласно новой, принятой в 1925 г., Конституции, герб почти не изменился. Только вместо полного названия страны появилось сокращённое «РСФСР». Этот герб просуществовал до начала 1990-х гг.
30 декабря 1922 г. образовался СССР – Союз советских социалистических республик. В него вошли четыре республики – Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская. Закавказская федерация включала советские Грузию, Армению и Азербайджан. Встала задача создания герба для нового союзного государства. Его проект был разработан художниками В. Н. Адриановым и В. П. Корзуном, а окончательный вариант – художником И. И. Дубасовым. Описание герба вошло в текст Конституции СССР, принятой в 1924 г.[29]1
Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах восходящего солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте – девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на шести языках народов республик, которые вошли в СССР.
Наверху герба – красная пятиконечная звезда, ставшая в 1918 г. эмблемой Красной Армии. Пять лучей звезды символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнёта капитализма, красный цвет – революцию. Герб СССР отражал основные идеи молодого государства. Серп и молот стали символом союза рабочих и крестьян, лучи и земной шар провозглашали наступление новой эры. Колосья, перевитые лентой с девизом, – единство советских республик в борьбе за социализм (приложение 12).
Со временем число союзных республик, входивших в СССР, возросло. Это потребовало внести изменения в союзный герб. С 1936 г. девиз герба СССР давался уже на языках 11 республик, с 1946 г. – на 16-ти. Последнее изменение в гербе СССР произошло в 1956 г., когда установилось окончательное число республик и соответствующих надписей – 15. В таком виде герб СССР просуществовал до 1991 г.
Гербы союзных республик были похожи друг на друга, но каждый имел свои особенности. Эмблемами в них выступали изображения хлопка, льна, клевера, дуба, винограда, хвойных веток, кукурузы. В некоторых гербах были изображены горы, например Казбек – в грузинском и Арарат – в армянском. В эстонском – море, в азербайджанском – нефтяная вышка, в туркменском – орнамент. Но основные эмблемы сохранялись. Это создавало ощущение единства республик (приложение 13)[30]1. Семидесятилетний период развития советского государства привел в итоге к глубокому кризису во всех сторонах общественной жизни страны. Возникла острая необходимость проведения реформ. Однако при их осуществлении были допущены серьезные просчеты, что привело к усилению центробежных сил, обострению политического кризиса и распаду СССР в 1991 году на 15 государств. Появление на карте новой суверенной России вызвало необходимость принятия новой Конституции (12 декабря 1993 г.).
Одновременно началась разработка новых государственных символов России. В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
Закон «О государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее его описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона»[31]1. Рисунок герба выполнил художник Е. И. Ухналёв (приложение 14).
Так в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема, имеющая в России 500-летнюю историю. Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
Заключение
«О Русь, взмахни крылами...»
С. Есенин
Изменения, произошедшие в изображении российского двуглавого орла, отражают путь российской державы, полный триумфа и славы, величия и драматизма. На протяжении четырёх с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался символом русского государства, хотя облик его менялся от правителя к правителю.
Появление на Руси двуглавого орла в качестве государственного герба является весьма важным и значимым событием в русской истории, так как принятием этой геральдической фигуры, которая была в первую очередь государственным символом Византийской империи, Москва символически обозначила свою преемственность от Константинополя, что нашло своё отражение в теории «Москва – третий Рим».
Множественные видоизменения гербового орла в XVI-XVII вв. в итоге во второй половине XVII века приводят к тому, что фигура приобретает тот облик, который явился прототипом последующих официальных его изображений, и когда было дано первое официальное объяснение российского герба.
В период XVIII-XIX вв. наблюдается стремительная эволюция российского гербового орла. Именно в этот период российский двуглавый орёл стал соответствовать требованиям геральдики, кроме того, в целом, геральдическая фигура стала выглядеть более ярко и величественно. Во многом на это повлияло её усложнение: появление орденов, щитов с гербами великих княжеств и т.д., что в дальнейшем привело к созданию Большого государственного герба Российской империи.
Большой герб Российской империи отразил «триединую сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество», а так же создал монументальный образ великой, единой и неделимой империи. Подобная функция возложена и на принятые в том же году Средний и Малый гербы.
Революционные потрясения 1917 года кардинальным образом повлияли на государственную символику в целом и на геральдическое изображение герба в частности, в результате чего на 75 лет двуглавый орёл перестал быть символом страны.
30 ноября 1993 года президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным двуглавому орлу было справедливо возвращено право сиять золотым светом на российском гербе (приложение 12). В итоге сегодня двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова С. Есенина, что «Русь взмахнёт крылами».
Список литературы
1.Введенский Г. Азбука геральдики. – СПб. : Аврора, 2003. – 300 с.
2.Герб и флаг России Х-ХХ вв. / отв. ред. Г. В. Вилинбахов. – М. : Юрид. лит., 1997. – 560 с.
3. Каменцева Е. И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. – М. : Высш. шк., 1974. – 264 с.
4.Лебедев В. Державный орел России. – М. : Родина, 1995. – 240 с.
5.Лысенко Н. Н. Русская государственная символика : очерки. – Л., 1990. – 40 с.
6.Медведев М. Ю. Российский герб // Звезда. – 1994. – № 9. – С. 198-201.
7.Новиков В. Орлы российской империи. – М. : Моск. писатель, 1991. – 108 с.
8.О государственном гербе Российской Федерации : Конституционный закон РФ
№ 2-ФКЗ от 25 дек. 2000 г.// Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52, ч. 1. – Ст. 5021.
9.Паустро М. Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики. – М. : Астрель-АСТ, 2003. – 144 с.
10.Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2002. – 136 с.
11.Романовский В. К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. – М. : Рус. слово, 2002. – 96 с.
12.Силаев А. Г. Истоки русской геральдики. – М. : Фаир-Пресс, 2002. – 240 с.
13.Слейтерс С. Геральдика : иллюстрированная энциклопедия / пер. И. Жилинской. –
2-е изд. – М. : ЭКСМО, 2005. – 264 с.
14.Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М. : Владос, 2003. – 208 с.
15.Соболева Н. А. Символы России : очерки истории государственной символики России / Н.А. Соболева, В.А. Артамонов. – М. : Панорама, 1993. – 208 с.
16.Хорошкевич А. А. Символы русской государственности. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 93 с.
17.Шаповалов В. А. Основы российской геральдики. – Белгород : Везелица, 1997. – 74 с.
[1]1 Пастуро М. Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики. – М, 2003. – С.13.
[2]2 Лебедев В. Державный орел России. – М., 1995. – С. 109.
[3]1 Паустро М. Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики. М.: Астрель-АСТ, 2003.
[4] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М.: Высш. шк., 1974.
[5]2 Лебедев В. Державный орел России. – М.: Родина, 1995.
[6]3 Хорошкевич А.А. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1989.
[7]4 Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Владос, 2003; Соболева Н.А. Символы России: очерки истории государственной символики России. – М.: Панорама, 1993.
[8]5 Шаповалов В.А. Основы российской геральдики. – Белгород: Везелица, 1997.
[9]1 Шаповалов В.А. Указ. соч. – С.23
[10]2 Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М., 2002. – С. 95.
[11]3 Лебедев В. Указ. соч. – С. 33.
[12]1 Новиков В. Орлы российской империи. – М., 1991. – С. 35.
[13]2 Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993. – С. 31.
[14]1 Медведев М. Ю. Российский герб // Звезда. – 1994. – № 9. – С. 198-201.
[15]2 Лебедев В. Указ. соч. – С. 35-36.
[16]1 Герб и флаг России. Х-ХХ вв. – М., 1997. – С. 95.
[17]1 Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. – М, 1974. – С. 31.
[18]1 Лебедев В. Указ. соч. – С. 39; Шаповалов В.А. Указ. соч. - С. 25.
[19]1 Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Указ. соч. – С. 41.
[20]1 Лебедев В. Указ. соч. – С. 47.
[21]1 Лебедев В. Указ. соч. – С. 51.
[22]2 Шаповалов В.А. Указ. соч. - С.29-30; Романовский В.К. Символы российской государственности. – М., 2002. – С. 39.
[23]1 Лебедев В. Указ. соч. – С. 56.
[24]2 Хорошкевич А. А. Символы русской государственности. – М., 1989. – С. 46.
[25]1 Лебедев В. Указ. соч. – С. 59.
[26]1 Хорошкевич А.А. Указ. соч. – С. 62; Шаповалов В.А. Указ. соч. - С.35.
[27]2 Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М., 2002. – С. 41.
[28]1 Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М., 2002. – С. 75-76.
[29]1 Пчелов Е.В. Указ соч. – С. 79; Романовский В.К. Указ. соч. – С. 81.
[30]1 Пчелов Е.В. Указ соч. – С. 79-80.
[31]1 О государственном гербе Российской Федерации : Конституционный закон РФ № 2-ФКЗ от 25 дек. 2000 г. // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52, ч. 1. – Ст. 5021.
Приложения
Приложение 1
Византийский герб Софьи Палеолог
Приложение 2
Герб Ивана IV Васильевича «Грозного»
Приложение 3
Герб Федора Ивановича «Блаженного»
Приложение 4
Герб Михаила Федоровича Романова
Приложения
Приложение 5
Герб Петра I Алексеевича «Великого»
Приложение 6
Герб Екатерины II «Великой»
Приложение 7
Герб Павла I
Приложение 8
Гербы
Николая I
Александра I
Где спят снеговики?
Весенние чудеса
Как нарисовать ветку ели?
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать лимон акварелью