Объектом исследования является культурное растение хлопчатник. Предмет исследования: использование хлопка в различных отраслях производства. В проекте раскрыты цели и задачи исследования. Актуальность проекта определяется возвращающим интересом человечества к продуктам и текстилю натурального происхождения. Автор проекта изучает различные источники информации по теме, анализирует материал с целью всестороннего изучения применения хлопчатника в различных отраслях производства. В процессе работы над проектом ученица знакомится с историей возникновения хлопчатника, выясняет, где и как он произрастает, исследует, в каких целях его используют. Материал, собранный автором в ходе исследования, может быть использован на уроках окружающего мира и технологии в начальных классах.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beloe_zoloto.rar | 2.8 МБ |
Муниципальный конкурс творческих проектов младших школьников
«Гости из будущего»
Творческое название проекта:
«БЕЛОЕ ЗОЛОТО»
Работа ученицы 4-в класса
Тутовой Екатерины
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №1
Руководитель проекта:
учитель начальных классов I категории
МБОУ СОШ №1
Дяченко Тамара Николаевна
г. Когалым
2013г.
Аннотация
На конкурс представлен проект на тему «Белое золото».
Объектом исследования является культурное растение хлопчатник.
Предмет исследования: использование хлопка в различных отраслях производства.
В проекте раскрыты цели и задачи исследования. Актуальность проекта определяется возвращающим интересом человечества к продуктам и текстилю натурального происхождения.
Автор проекта изучает различные источники информации по теме, анализирует материал с целью всестороннего изучения применения хлопчатника в различных отраслях производства.
В процессе работы над проектом ученица знакомится с историей возникновения хлопчатника, выясняет, где и как он произрастает, исследует, в каких целях его используют.
Для автора проекта стало значимым не только изучить теоретический материал, но и выполнить практическую работу. Она изготовила макет хлопчатника и коллекцию хлопчатобумажных тканей, а также составила буклет, в котором собраны и составлены ребусы, загадки, кроссворд о хлопчатнике.
Материал, собранный автором в ходе исследования, может быть использован на уроках окружающего мира и технологии в начальных классах.
Содержание
Введение. Обоснование проекта…………………………………. стр. 4
1. Глава 1.Хлопок - «белое золото»
1.1. Анализ анкет учащихся начальных классов……………. стр. 5
1.2. История открытия хлопчатника и изделий из него……… стр. 5
1.3. Где и как произрастает хлопок?.......................................... стр. 6
1.4. Как собирают хлопок? …………………………………… стр. 7
2. Глава 2. Лунная дорога из хлопка…………………………… стр. 8
Заключение ………………………………………………………….. стр. 11
Список источников информации ………………………………… стр. 12
Приложения …………………………………………………………. стр. 13
Введение. Обоснование проекта
В наше время развитой техники и производства человечество стало обращать особое внимание своему здоровью. Всё больше ценятся натуральные продукты питания и одежда из натуральных тканей, которую изготовляют их хлопка и льна. Вы знаете, какое текстильное растение самое распространённое на земле? Из чего производят ситец, сатин, бязь, фланель и марлю? Что одновременно способно давать мёд, топливо, масло, удобрения, вату?
Прошлым летом я помогала бабушке перебирать семейный архив. Меня очень заинтересовали старые пожелтевшие фотографии поля, на котором стоят улыбающиеся счастливые люди в больших фартуках (Приложение 1) [2.5]. На поле этом разбросаны снежки. Я спросила: «Что собирают в фартуки?» Бабушка ответила: «Это растение - хлопок. Он белый, мягкий, как вата. Еще его называют белым золотом».
Многие из нас слышали о черном золоте. Конечно же - это нефть. А что называют белым золотом?
Тем временем бабушка продолжала свой рассказ: «Когда мы жили в Киргизии, осенью выходили на хлопковые поля и собирали его в фартуки, затем завязывали в тюки и несли на пункт приема сдавать государству».
По возращении от бабушки я поведала маме историю о фотографиях. Мама сказала, что самое любимое воспоминание о школьных годах – время, когда они всей школой выходили на поля собирать хлопок». Меня заинтересовало это растение и то, почему его называют белым золотом?
Это растение и будет предметом моего изучения.
Объектом исследования является культурное растение хлопчатник.
Предмет исследования: использование хлопка в различных отраслях производства.
Гипотеза: предположим, что хлопчатник, который называют «белым золотом», являясь ценной технической культурой, используется не только в изготовлении натуральных тканей, но и в других видах производства.
Целью проекта является изучить значимость хлопка в жизни человека.
Задачи:
Тип проекта: исследовательский, творческий, индивидуальный, межпредметный, краткосрочный.
Глава 1.Хлопок - «белое золото»
1.1. Анализ анкет учащихся начальных классов
Среди ребят я провела анкетирование, в котором участвовало 18 одноклассников (Приложение 2).
На вопрос: «Знают ли они, что такое хлопок?», 6 человек ответили: «Не знаю», на вопрос: «Хотели бы вы узнать о хлопке больше?», все участники ответили: «Да». Значит, моё исследование будет интересно и моим одноклассникам.
1.2. История открытия хлопчатника и изделий из него
Изучив литературу, которую я нашла в интернете и в других печатных изданиях, я поняла, что во всем мире белым золотом принято называть хлопок. Выращивают хлопок уже более 5 тысяч лет. По своему значению в экономике и в промышленности хлопок занимает одно из ведущих мест, он стоит в одном ряду с производством металла, добычей газа, нефти. Вот почему с древности хлопок называют «белым золотом».
Индийская легенда гласит, что хлопок подарили людям боги. Индийцы верили, что из хлопка сотканы постели богов, переночевав на которых боги становились добрее и милосерднее [1.1].
Хлопчатник появился приблизительно сто миллионов лет назад в тропиках. Здесь цвели высоченные раскидистые хлопковые деревья, а в полупустынных зонах образовались устойчивые к засухе кустарники.
Древнегреческий историк Геродот писал, что в Индии «растут странные растения, на которых вместо плодов вырастает шерсть».
На самом же деле первое упоминание об одежде из хлопка встречается в истории Мексики.
В русской литературе упоминания о хлопкоткачестве относятся ко времени царствования Ивана III (1440-1505 годы), когда русские купцы привозили из Кафы (Феодосии) «бумагу хлопчатую» [1.2]. С открытием англичанами Севера России хлопок и изделия из него с середины XVI века стали поступать в страну через Архангельск. Однако до начала XIX века производство хлопчатобумажных тканей в России было сравнительно небольшим, сосредоточившись в отдельных местах, таких, как Астрахань, Московская и Владимирская губернии.
Царь Алексей Михайлович, желая расширить потребление хлопчатобумажных тканей, решил завести хлопководство в России. В 1665 году он поручает армянину Льгову доставить в Астрахани семена хлопка.
Первым в России стал производить хлопчатобумажные ткани обрусевший голландец, владелец полотняного заведения в Москве Иван Тамес. Со времён Екатерины II началось быстрое распространение хлопчатобумажных заведений.
1.3. Где и как произрастает хлопок?
Сегодня хлопок выращивают на пяти континентах в зоне между 47º северной широты и 32ºюжной широты. Основными производителями хлопка являются Китай, Соединённые Штаты Америки и Индия. Небольшие плантации есть в Западной Африке (Сенегал, Мали), в Киргизии, в Узбекистане, в Пакистане, в Таиланде и в Южной Америке (Парагвай и Перу).
Хлопок не очень привередлив, но ему нужно тепло и температура не менее 30º, а при температуре ниже 0 погибает.
Существует 50 видов хлопка, которые приспосабливаются к разному климату. Пока он не созрел - это густой зеленый , по высоте похожий на наш смородиновый, куст. Высота его 1-1,5 метра [1.2]. Хлопчатник развивается по-особенному, говорят определить стадию его развития невозможно, так как на одном кусте можно увидеть каждую из них (Приложение 3) [2.6]. Почка, которая превратится в цветок, сначала жёлтого цвета, а после опыления становится сиреневой. Цветок в свою очередь превращается в семенную коробочку (это плод размером с грецкий орех). Когда они созревают, коробочки лопаются, и из них показываются красивые белые волокна, точно комья снега. Это и есть собственно хлопок, самое ценное, белое золото.
1.4. Как собирают хлопок?
Так как плоды хлопчатника созревают в разное время, то собирают его на одном поле несколько раз. Во многих странах сначала используют ручной труд, чтобы хлопок был чистым. Люди, собирающие хлопок называются хлопкоробами. В среднем хлопкоробы собирают его в день 70-80 кг хлопка. Это очень тяжелый труд, поэтому во многих странах запрещено детям собирать хлопок. Во времена СССР ежегодно в конце сентября и в начале октября школьников среднего и старшего звена освобождали от учебы для хлопковых работ. Так же и взрослые в субботу выходили на поля для сбора хлопка. Теперь при сборке хлопка используют хлопкоуборочные машины (комбайны). В день они собирают около 4 тонн урожая. В 50 раз больше, чем люди.
Глава 2. Лунная дорога из хлопка
Сдается хлопок в хлопкоприемный пункт, где он взвешивается и складируется на сухих выровненных площадках в виде огромных кубов, покрываемых затем пленкой. Здесь хлопок-сырец дожидается своей очереди для отправки на хлопкоочистительный завод.
Хлопкоочистительный завод — вершина пирамиды обработки хлопка. Здесь осуществляют постепенную переработку урожая, на специальных машинах (джины, линтеры) происходит отделение волокон от семян, а также разделение волокон по длине. Наиболее длинные волоски — длиной 20—25 мм именуют волокном. Это и есть хлопок-волокно. Оно идет главным образом на текстильные предприятия. Более короткие волоски носят, в зависимости от длины, название пух, подпушек. Они направляются в ватное производство. Хлопок-волокно прессуется в красивые белоснежные кипы и отправляется на склад готовой продукции.
Когда выполнена очистка хлопка, начинается его одиссея. Кипы хлопка-волокна, поступающие с хлопкоочистительных заводов или складов, на текстильные предприятия идут в прядильное производство. Тут происходит превращение отдельных волокон в единую непрерывную нить (пряжу). Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке достигается блеск хлопковой нити. Часть пряжи уже является готовым продуктом, из которого многие рукодельницы вяжут прекрасные изделия (салфетки, воротнички, одежду и т.д.). Нити являются основным материалом для соединения деталей. Остальная часть продолжает свой путь в ткацком производстве. Здесь она превращается в ткань, а именно в хлопчатобумажную ткань (Приложение 4) [2.6] .
В настоящее время ткани из хлопка лидируют по популярности в мире. Достоинства хлопка:
Недостатки хлопка:
Виды хлопчатобумажной ткани разнообразны - это сатин, ситец, батист, байк, бязь, деним (джинсовая ткань), плюш, и т.д., около 30 видов.
Часть тканей используется для дома (из них изготавливают гардины, обивку для мебели и т. п.), остальная часть используется в швейной промышленности, где выпускается готовый продукт - одежда, которую чаще всего, шьют для детей, так как она является натуральной и гипоаллергенной.
Пух, который был отправлен в ватное производство, используется: на оборонных заводах (для использования взрывчатых веществ), в медицине, как медицинская вата, перевязочный материал и как средства гигиены (ватные диски, салфетки и ватные палочки). Он имеет свойство впитывать влагу (Приложение 7) [2.6].
Более половины веса хлопка-сырца, поступающего на очистку, как мы помним, составляют семена. От них, собственно, и очищают хлопок. И что же делают с очистками? Они содержат до 30% масла. Эти чуть опушенные комочки (совсем, до блеска, очистить семя обычно не удается) отправляют с очистительного завода на масложирокомбинат. Там из семян получают хлопковое масло, а на его основе производят мыло, глицерин, маргарин, смазочные материалы. Так же хлопковое масло активно используют в косметологии.
Еще хлопок является лекарственным растением. Из его корня изготавливают кровоостанавливающие препараты, противовирусные препараты, препараты с противоопухолевым и ранозаживляющим действием.
Так как в хлопковом волокне содержится большое количество целлюлозы – доходит до 98 % , в древесине целлюлозы содержится 40-50%. То ее используют для изготовления бумажных денежных купюр. Впервые стали использовать хлопок в денежных купюрах в Китае. Там же, впервые, для облегчения денежных расчетов при оптовой торговле появились бумажные деньги. Во время правления династии Юаньхэ (806 — 821гг.) в городе Чанань были открыты кассы, в которых купцы могли обменивать тяжелые металлические монеты на государственные бумажные деньги (чеки), получившие название «летающие монеты» [1.3].
Хлопковый жмых — прекрасный корм для скота, но может применяться и для выработки красящих веществ. Из листьев и стеблей хлопчатника получают лимонную и яблочную кислоты и различные смолы. Из кожуры семян, створок коробочек и из промышленных отходов при очистке хлопка-сырца получают искусственное волокно, каучук и кожи, кинофотопленку, клеенку, водонепроницаемые лаки, этиловый и метиловый спирт и многие другие изделия.
Ко всему прочему это растение ещё и хороший медонос. Хлопковый мед - светлый, после кристаллизации становится белым, мелкозернистым. Имеет нежный умеренно сладкий вкус и особый аромат.
В безлесных местах стебли хлопка используют в качестве топлива.
Из отходов от переработки хлопка после выжимания масла из хлопковых семян - так же получают хлопковую муку. Ее используют в качестве удобрения. Так хлопок, совершающий головокружительную одиссею в экономике и в промышленности, вновь возвращается в землю.
Заключение
После проведенной мной работы по изучению и исследованию хлопчатника я поняла, что не зря его называют «белым золотом», так как выращивание и использование его является безотходным. Хлопок и сегодня занимает ведущее место в ткацкой промышленности. Хлопчатобумажная ткань практична и приятна к телу. Хлопчатник используют в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. В фармакологии продолжают изучать лечебные свойства хлопка. Я думаю, что нас ждут новые открытия и новые лекарства, которые помогут излечить недуги многих людей.
Таким образом, хлопчатник - ценнейшее культурное растение, переработка которого является безотходной. Он применяется во многих сферах нашей жизни. Моя гипотеза подтвердилась.
В результате работы над проектом я не только познакомилась с историей происхождения хлопчатника, местами, условиями его произрастания, способами его переработки и использования, но и изготовила макет хлопчатника, коллекцию хлопчатобумажной ткани, а также составила буклет, в котором собраны и составлены ребусы, загадки, кроссворд о хлопчатнике. Также я подобрала видеосюжеты по теме проекта «Из истории происхождения хлопчатника» и «Как ткут полотно» [2.3].
В результате исследования, я выяснила, что, к сожалению, в погоне за большой прибылью и выгодой, все больше и больше используют при выращивании хлопчатника различные виды ядов (пестицидов).
В следующем году я продолжу изучение хлопчатника, с целью исследования экосистемы и принесенного урона окружающей среде при потребительском отношении человека в процессе выращивания хлопка. Например, уже сегодня я знаю, чтобы земля не истощалась - необходимо ежегодно чередовать посев хлопка с земляными орехами. Так как именно орехи насыщают землю микроэлементами, которые делают ее плодородной. Я считаю, что нынешнему поколению нужно беречь почву, для того, чтобы сохранить её плодородие для потомков.
1. Список источников информации:
1.1. Айтматов Ч. Лунная дорога хлопка. Эхо мира. Издательство: "Правда" (1985).
1.2. «Советский энциклопедический словарь», Москва 1989г.
1.3. «Хлопковая одиссея» – статья из №25/1999 газеты «География» издательского дома «Первое сентября».
2. Интернет-ресурсы:
2.1. http://dptf.drezna.ru.
2.2. http://businka32.ru.
2.3. http://video.yandex.ru/search?text=хлопок% ( фотографии, информация).
2.4. http://video.yandex.ru/search?text=белое%20золото%20хлопок (фотографии, информация).
2.5. Фотографии из личного архива бабушки Бражниковой Тамары Семёновны.
2.6. Фотографии из личного архива семьи Тутовых.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Шум и человек
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Прекрасная арфа