Исследовательская работа на тему "Животные в геральдике", выполнена ученицей 8 класса, работа заняла призовое место в районной научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_v_geraldike.zip | 1.26 МБ |
Районная научно-практическая конференция
Тема: «Животные в геральдике»
Секция: Экология и биология
Автор: Исакова Галина
8 класс, Миасская СОШ №1
Научный руководитель:
Пайко Галина Александровна
Учитель биологии Миасской СОШ №1
Миасское, 2010 г.
Содержание.
Актуальность исследования
Образы животных были одним из обязательных геральдических знаков средневековых гербов государств и городов на протяжении многих веков. Условия современной жизни, сильно отличаются от средневековья. Но современные государства и города тоже имеют свои гербы. Поэтому возникает вопрос «Используются ли образы животных в изображении современных гербов, и в каком виде?». Раскрытию данного вопроса и посвящена эта работа.
Обзор литературы
Изучение литературы по геральдике показало, что в современной литературе представлено в основном описание современных гербов государств или городов, т.е. литература носит описательный характер, и не дает четкого объяснения геральдическим знакам и приемам построения гербов. Для получения дополнительной информации нами использовались Интернет-ресурсы. В работе М.Л. Нечитайловой, учителя биологии и Н.В. Лящук, учителя истории, средней школы № 5, г. Хотьково, Московской области в работе «Промысловые животные в российской геральдике» отражается только один аспект использования изображений животных в гербах городов средней полосы России, созданных еще в XVIII – XIX веках. С позиции изучения изображения животных вопросы геральдики в литературе не освещены, в этом новизна нашей работы.
Гипотеза, цели и задачи:
Гипотеза:
Цели:
Задачи:
Методы исследования:
Основная часть:
a. Рождение геральдики…
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи.
Способствовало появлению гербов - феодализм и крестовые походы. Скопление в одном месте множества феодалов из разных стран, интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга и утверждать свое собственное имя, особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации - все это стало причиной возникновения и оформления геральдики.
Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus) - глашатай, или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Крестовые походы.
Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Первые документальные свидетельства о гербах появились только спустя двести лет после их возникновения. Тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.
Городские гербы.
В основе городских и государственных гербов - печати феодалов, удостоверявшие подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель. При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени, и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а несущих символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города, либо смешанных. Например, герб Парижа, в котором соседствуют корабль и лазоревое поле с золотыми лилиями. Корабль символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров де ля Сите на реке Сене, имеющий форму корабля, а с другой - торговлю и торговые компании, главную составляющую городского хозяйства. Лазоревое поле с золотыми лилиями - старая эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.
Рыцарские турниры.
Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию.
Корпоративные гербы.
С конца XIII и в течение XIV веков геральдика проникает во все области общественной жизни. Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту. Гербы появляются повсюду, начиная с рыцарских доспехов и кончая ошейниками любимых собачек. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари начали, подражая роскошным одеждам восточных правителей, носить особые гербовые одеяния, соответствующие по расцветке своим гербам и украшенные вышитыми гербовыми фигурами и девизами.
Прислуга и оруженосцы получают одежду с гербом своих господ, обыкновенные дворяне надевают платье с гербами своих сеньоров, знатные дамы начинают носить платья с изображениями двух гербов: справа - герб мужа, слева - собственный. При французском короле Карле V Мудром (1338-1380) в моду вошли одежды, раскрашенные наполовину одним, наполовину другим цветом. От дворян и их оруженосцев эта мода перешла к представителям городских сословий. Таким образом, геральдика становится важной составляющей культуры Западной Европы.
Церковные гербы.
С первых дней своего существования церковь претендовала на высшую и абсолютную власть в этом мире, поэтому присвоила себе все атрибуты светской власти, в том числе и гербы.
Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и "вяжущий", перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Герб указывает на полученные Петром права "решать" и "вязать" все дела церкви и на то, что эти права унаследовали от него преемники - папы. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляют щит.
Государственные гербы.
В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных европейских государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы - традиционные символы власти и государственности.
На большом королевском гербе Швеции львы поддерживают щит, а также присутствуют во второй и третьей четвертях щита. Около 1200 года у правителя Норвегии появился свой герб, на котором изображён золотой в червлёном поле коронованный лев св. Олафа, в передних лапах сжимающий боевой топор.
c. Животные в геральдике…
ЛЕВ И ЛЕОПАРД (Приложение 1.1а)
Первоначально геральдические изображения были довольно примитивными, без детальной прорисовки. При этом лев не отличался от леопарда - оба изображались удлинёнными, сухими и поджарыми, у льва не было гривы. Разница между ними была и остаётся не зоологической, а чисто геральдической, поэтому леопарда как отдельного геральдического животного фактически не существует. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль. Если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом.
ОРЁЛ (Приложение 1.1b)
Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. В религиях многих народов орлы - спутники богов или сами являются богами. С давних времён эта величественная птица служит имперским символом.
ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ (Приложение 1.1c)
Двуглавый орёл, популярное геральдическое существо, возник на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры.
Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, имевшие в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с червлёными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами.
Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III (1440-1505) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей).
ДРАКОН (Приложение 1.1d)
Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется "lindworm", когда без ног - "serpent". С опущенной головой он называется побеждённым драконом.
ФЕНИКС (Приложение 1.1e)
Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения.
Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I.
ТИГР (Приложение 1.1f)
Геральдический тигр, которого называют "tyger", чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица - грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало - тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. Поэтому геральдические тигры иногда изображаются смотрящими.
ПАНТЕРА (Приложение 1.1g)
Геральдическая пантера всегда изображается "incensed", то есть огнедышащей (разъяренной), с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Существо описывается как прекрасное и доброе. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). Пантера была эмблемой (badge) королей Генриха IV и Генриха VI. Иногда она изображается как обычное животное типа пантеры, иногда (особенно в немецкой геральдике) как существо с четырьмя рогами, коровьими ушами и длинным красным языком в виде пламени.
ПЕГАС (Приложение 1.1h)
Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Изящный пегас был избран в качестве эмблемы Тамплиерами. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.
ЕДИНОРОГ (Приложение 1.1i)
Единорог - мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному.
На гербе Великобритании, он появился благодаря королю Джеймсу I, а ранее он был эмблемой английской "королевы-девственницы" Елизаветы I. Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу.
Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой.
ЙЕЙЛ (Приложение 1.1j)
Йейл (ял, йель) - это животное впервые описал Плиний Старший. Некоторыми чертами и размерами йейл напоминает антилопу. Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности - кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так как они были подвижными. Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных".
САЛАМАНДРА (Приложение 1.1k)
Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.
d. Геральдические цвета.
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный.
Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий.
Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа.
Металлы… (Приложение 2.2a)
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Золото, король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
e. Финифти… (Приложение 2.2b)
Финифти (тинктуры, эмали)
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Красный (червлёный) - графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Синий (лазурь, голубой) - графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелёный (зелень) - графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Чёрный (чернь, траур) - графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке, и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.
Пурпурный (пурпур) - графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.
Orange (оранжевый) - цвет, присущий только английской геральдике, изображается вертикальными пунктирными линиями.
Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный.
Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;
Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень.
Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрный цвет - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус.
Кроме того существует также "дамасцировка" (diapered) - тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный приём, формально не являющийся геральдическим элементом.
Меха…
Меха два: горностаевый и беличий.
Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками. Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привелигированных членов общества выполняет ту же функцию).
Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
2. Исследовательская часть:
а. Российская геральдика.
Законы построения герба.
Составление герба – это целая наука. Герб состоит из щита и верхней части. В геральдике используется четко определенная цветовая гамма. Для этого существуют два металла, пять финифтей (эмалей) и два меха. Эти названия сохранились с тех пор, когда деревянные щиты действительно обивали мехом или металлом, делали на них металлические украшения и цветные изображения. Два металла – это золото и серебро: они обозначались, соответственно, желтым и белым цветом. В настоящее время охотничий и рыболовный промыслы перестали быть основой существования людей. Но отказаться полностью от использования дикой природы нельзя. Сейчас от людей зависит выживание диких животных, которые стали нуждаться в сохранении и повседневной заботе.
Гербы России (3.3a, 3.3b)
Большой Государственный Герб Российской империи (Приложение 3.3а) (1882) представлял собой следующее: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с восьмиконечным крестом наверху, копьём. Щит увенчан шлемом Святого великого князя Александра Невского. Намёт чёрный с золотом. Вокруг щита цепь ордена Св. Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червлёная надпись: „Съ Нами Богъ!“ Над сенью позникающая государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке крестом. Полотно государственной хоругви золотое; на ней изображение среднего государственного герба, но без окружающих девяти щитов».
Герб Российской Федерации (Приложение 3.3b) с 6 декабря 1993 года, в целях восстановления исторической символики Российского государства и принимая во внимание, что Государственный герб РСФСР утратил своё символическое значение, вступило в действие, утверждённое Указом Президента России, Положение о Государственном гербе Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.
b. Гербы городов России
Москва (Приложение 4.4a)
Герб Москвы — является символом города Москвы. Описание: герб города Москвы представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змея.
Саранск (Приложение 4.4b)
Саранск расположен на левом берегу реки Инсар (бассейн Волги). Был основан в 1641 г. как крепость на юго-восточной границе русского государства на Атемарской Засечной черте. В 1651 г. получил статус уездного города, с 1780 г. – уездный город Пензенского наместничества, с 1801 г. – Пензенской губернии. В XVIII в. утрачивает значение крепости и превращается в торгово-
промышленный город. Герб высочайше утвержден 28 мая 1781 г. «В серебряном поле красная лисица и три стрелы».
Стерлитамак (Приложение 4.4c)
Расположен на левом берегу реки Белая, при впадении в нее рек Ашкадар и Стерля. До 1766 г. был известен как небольшая почтовая станция Стерлитамакский Ям. С развитием соляного промысла становится складским и транзитным пунктом. С 1782 г. – уездный город Уфимского наместничества, затем Уфимской губернии. Герб высочайше утвержден 6 июня 1782 г. «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней – три плавающие серебряные гуся в голубом поле, в знак великого изобилия оных птиц». В 1919–1922 гг. – столица Башкирской АССР. Охота на гусей является одной из самых трудных и в то же время интересных. Эти птицы очень осторожны, поэтому добывать их сложно
Сургут (Приложение 4.4d)
Один из первых русских городов в Сибири. Был основан в 1594 г. как острог на месте остяцкой крепости. Название свое получил по наименованию ближней к нему протоки Оби. В XVII–XVIII вв. был одним из центров русской колонизации Западной Сибири. С 1782 г. – город Тобольского наместничества. В 1804–1867 гг. не имел статуса города. С 1868 г. – окружной город Тобольской губернии, с 1898 г. – центр уезда. Важный в Приобье порт на правом берегу Оби. Охота, рыболовство, сбор ягод и кедрового ореха были основными занятиями жителей города. Герб высочайше утвержден 17 марта 1785 г. «В верхней части щита герб Тобольский. В нижней – в золотом поле чернобурая лисица: в знак изобильной ловли оных в округе сего города».
В 1926 г. в связи с малочисленностью населения Сургут стал поселком. С открытием в 1950–1960 гг. богатых месторождений нефти и газа начал быстро расти и с 1965 г. вновь получил статус города.
Иркутск (Приложение 4.4e)
В 1997 Государственной Герольдией при Президенте России были утверждены гербы Иркутской области и города Иркутска. Герб области практически не отличается от прежнего губернского герба, убрано лишь его обрамление — корона и дубовые листья с Андреевской лентой. Что же касается герба Иркутска, то Герольдия не вполне согласилась с предложением городской Думы. Облик бобра по просьбе городской Думы изменён и напоминает зверя из губернского герба, но вот смотрит городской герб, как и в 1790 году, не вправо, как того требует геральдика, а влево. Таким образом, правда восторжествовала, и бобр покинул герб Иркутска. Однако само изображение исправлено не было, и тигр-бабр всё ещё красуется с бобровым хвостом, а символы области и города глядят в противоположные стороны.
Красноярск (Приложение 4.4f)
Описание герба: «Герб города представляет собой изображение золотого стоящего на задних лапах льва, помещённого на червлёном геральдическом щите, держащего в передних лапах лопату и серп из того же металла, в правой лапе — лопата, в левой — серп. Геральдический щит увенчан золотой пятибашенной статусной короной центра субъекта Российской Федерации».
Хабаровск (Приложение 4.4g)
За историю города Хабаровска — это третий герб города. Он утверждён 13 августа 1991 года Президиумом Хабаровского городского совета народных депутатов. Описание герба: «Герб города Хабаровска представляет вертикально на три равных части, окрашенные в цвета национального флага России. Особенностью этого герба стало то, что он сохранил историческую преемственность двух предыдущих: белогрудый медведь и уссурийский тигр, с червлёными глазами и языками, высунутыми из пасти, стоящие на задних лапах, поддерживают прежний герб Хабаровска, в левом верхнем углу которого помещён герб Приморской области с двумя вулканами, разделёнными лазуревым столбом. В нижней части щита дата образования города — 1858».
Шадринск (Приложение 4.4h)
Расположен на реке Исеть (бассейн Оби). Поселение на месте современного города известно с 1644 г. В 1662 г. там была основана укрепленная слобода, названная по реке Курья Шадриха (приток Исети). В 1712 г. слобода была преобразована в Архангельский Шадринский городок (другое название — Малоархангельск), однако в 1733 г. после сильного пожара вновь переименована в Шадринскую слободу. С 1737 г. опять получила статус города. С 1781 г. – уездный город Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, с 1796 г. – Пермской губернии. В XIX в. был значительным торговым центром. Герб высочайше утвержден 17 июля 1783 г. «В верхней части щита герб Пермский. В нижней, в серебряном поле, куница, означающая изобилие промысла оными». В настоящее время районный центр в Курганской области.
Ишим (Приолжение 4.4i)
Расположен на берегу реки Ишим (за что и получил свое название) притока Иртыша. Известен с 1670 г. как деревня Коркина, а с первой четверти XVIII в. – как Коркина слобода. С 1782 г. получил статус окружного города Тобольской губернии.
Герб высочайше утвержден 17 марта 1785 г. «В верхней части щита герб Тобольский. В нижней — в синем поле золотой карась: в знак того, что в окружности онаго города находится множество озер, которые изобилуют, сею рыбою и отменною величиною оных». В настоящее время районный центр Тюменской области.
с. Герб Челябинской области (5.5a, 5.5b, 5.5c)
Описание герба Челябинской области: «В червленом (красном) поле навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина». (Закон «О гербе Челябинской области», статья 3) Герб области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой расположена территория современной Челябинской области. Основной фигурой герба области является навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей — выносливое и благородное животное, внушающее почтение и аллегорически показывающее мудрость, долголетие, память, верность, терпение.
Червленый (красный) цвет поля герба – цвет жизни, милосердия и любви – символизирует мужество, силу, огонь, чувства, красоту, здоровье. Красный цвет поля одновременно созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков и энергетиков, основные технологические процессы которого связаны с тепловыми реакциями. Это дополняет содержание герба области как промышленно развитого региона. Золото – символ могущества, знатности, постоянства, прочности, богатства, надежды, интеллекта и солнечного света. Золото в гербе аллегорично показывает уникальную южноуральскую природу, неисчерпаемое богатство недр области. Серебро служит символом благородства, чистоты, справедливости, великодушия.
Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации. Две ленты ордена Ленина, которым Челябинская область награждена в 1956 и 1970 годах, показывают заслуги области.
Челябинск (старый герб). Утвержден 6 июля 1782 г. Описание герба: «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят».
Герб Верхнеуральска (Приложение 6.6а)
Герб Верхнеуральского района утвержден Постановлением Верхнеуральского районного Совета депутатов №136 от 5 декабря 2002 года. Описание герба: "В зелёном поле на золотой земле идущий горностай, изображенный горностаевым мехом с противогорностаевым кончиком хвоста". Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №1112.
Герб Златоуста (Приложение 6.6b)
Герб Златоуста утвержден 29 августа 2000 года.
Герб внесен в государственный геральдический регистр под № 664. Официальное описание герба: "В червлёном (красном) поле над пониженным золотым поясом вписанный летящий золотой крылатый конь".
Герб Миасса (Приложение 6.6c)
Современный герб Миасса доработан "Союзом геральдистов России" и утвержден Решением городского Совета депутатов №17 25 октября 2002 года.
Обоснование символики герба города Миасса.
Герб по своему содержанию един и гармоничен: все фигуры герба - золотые лось, скалы, лазоревое поле отражают исторические, географические и социально-экономические особенности города Миасса, огромный вклад которого в экономическое, культурное, духовное развитие Челябинской области имеет немаловажное значение.
Основная фигура герба - золотой лось - животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, аллегорически показывает готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия.
Скалы показывают Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр, а также единственный в мире уникальный минералогический Ильменский заповедник.
Золото - символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света.
Лазоревое поле указывает на реку Миасс, давшую название городу, а также многочисленные озёра, расположенные вокруг Миасса, в районе которых находится зона отдыха горожан, дополняя содержание герба.
Лазурь в геральдике ассоциируется с водой, чистым небом и означает мышление, добродетель, чистоту.
Герб Озерска (Приложение 6.6d)
Автор герба Озерска - художник Д. Остроумов. Герб выглядит следующим образом: "по лазоревому полю внутри тонкого золотого, огненного снаружи кольца с 24 серебряными квадратами, сложенными в крест, ползет в левую перевязь ящерица, касающаяся хвостом кольца, которое в этом месте разомкнуто".
Символика герба: в центре символического изображения водной глади с шестигранной волной в верхней части (географическое изображение города почти островное, т.к. он омывается несколькими озерами) расположен стилизованный рисунок атомного реактора. Ящерица, олицетворение Урала, огненным следом своего хвоста (энергия, заключенная в реакторе, ядерном распаде) обрамляет реактор, символизируя приручение человеком природной силы и стихии.
Герб Пласта (Приложение 6.6e)
Герб и флаг Пласта утверждены в канун 60-летия города, 8 сентября 2000 года. Описание герба: "В лазоревом (синем, голубом) поле обернувшаяся жар-птица с зелёными блёстками на перьях хвоста; в оконечности золотой узкий пояс". Жар-птица символизирует основную отрасль хозяйства города - золотодобычу. Изумрудные блёстки в хвосте птицы - уральские самоцветы.
е. Герб «МСОШ №1».
Герб МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1» создан в 2003 году. В результате совместного творчества родился совёнок - символ стремления учеников к мудрости и знаниям, колокольчик – символ времени и урока, школьной жизни, который сопровождает учеников с 1 по 11 класс. Зеленый цвет символизирует надежду, изобилие, свободу, олицетворяет собой школьный парк – дендрарий, созданный многими поколениями учеников и учителей школы, который побеждал на конкурсах ВДНХ, золотой цвет обозначает богатство, могущество, силу воли; белая скорлупа олицетворяет дом, жилище, ибо школа является подлинным домом для своих учеников, белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
Положение о гербе МОУ
«МСОШ №1». (Приложение 7.7a)
Общие положения
1.1. Герб МОУ МСОШ №1 (далее герб МСОШ №1) составлен по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные и иные традиции школы.
Положение о гербе и рисунке герба МСОШ №1 в многоцветном,
одноцветном, с использованием условной штриховки для
обозначения цветов в вариантах, хранятся в администрации школы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Статус герба МОУ МСОШ №1
2.1. Герб МСОШ №1 является официальным символом МСОШ №1;
Герб МСОШ №1 подлежит внесению в Геральдический регистр РФ;
Геральдическое описание и обоснование символики герба МОУ
МСОШ №1
3.1. Геральдическое описание герба МСОШ №1 гласит: « На зеленом геральдическом щите изображен золотой совенок в белой расколовшейся скорлупе. В левом крыле совенок держит золотой колокольчик.
3.2. Обоснование символики: ЗЕЛЕНОЕ ПОЛЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО ЩИТА символизирует надежду, изобилие, свободу, олицетворяет собой школьный парк, созданный многими поколениями учеников и учителей школы; СОВЕНОК олицетворяет собой стремление к знаниям, мудрости учащихся школы; ЗОЛОТОЙ ЦВЕТ обозначает богатство, могущество, силу воли; БЕЛАЯ СКОРЛУПА олицетворяет дом, жилище, ибо школа является подлинным домом для своих учеников; БЕЛЫЙ ЦВЕТ символизирует мир, чистоту, благородство; ЗОЛОТОЙ КОЛОКОЛЬЧИК – символ школьной жизни, который сопровождает учеников с 1 по 11 класс.
Заключение
Сравнительный анализ средневековых и современных гербов показал, что в средневековой геральдике преобладают изображения мифических и выдуманных животных, а в современной геральдике в основном используются изображения реальных животных, являющихся символами современных городов. На гербе г. Миасс - золотой лось - животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, аллегорически показывает готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия. На гербе г. Озерска изображена ящерица, олицетворение Урала, огненным следом своего хвоста (энергия, заключенная в реакторе, ядерном распаде) обрамляет реактор, символизируя приручение человеком природной силы и стихии. На гербе Хабаровска - белогрудый медведь и уссурийский тигр. На гербе Сургута изображения чернобурая лисица. Но в современной российской геральдике встречаются и изображения вымышленных животных, которые были изображены на старых гербах этих городов: на гербе Российской Федерации – двуглавый орел; на гербе Златоуста – крылатый конь; на гербе Красноярска – золотой лев, стоящий на задних лапах; на гербе Иркутска - тигр-бобр.
Выводы:
Список литературы
1. Бочкарев, К. Н., Челябинская область: Энциклопедия (В 7 томах). – Челябинск: Каменный пояс, 2003.
2. Моченов, К. Ф., Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. – Челябинск: 2004.
3. Соболева, Н. А., Символы России. – Москва: 1993.
4. Голованова, М. П., Государственные символы России. – Москва: 2005
Источники информации
Гербы городов Российской Федерации
Государственный герб России
Герб Челябинской области
Закон о гербе Челябинской области
http://geraldika.ru/
Приложение 1
1а 1b
1c 1d
1e 1f
1g 1h
1i 1j
1k
Приложение 2
2a
2b
Приложение 3
Герб Российской империи 1882 г. Герб Российской Федерации с 1993 г.
3a 3b
Приложение 4
4a 4b
4c 4d
4e 4f
4g 4h
4i
Приложение 5
5a
5b
5c
Приложение 6
6a 6b
6c 6d
6e
Приложение 7
7a
Агния Барто. Сережа учит уроки
Проказы старухи-зимы
Цветок или сорняк?
Ледяная внучка
Разноцветное дерево