Работа реферативного характера содержит элементы исследования. Ученик пытается раскрыть степень влияния просветительских идей Европы на характер российских реформ XVIII века.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_idey_epokhi_prosveshcheniya.salamatov_n.doc | 102.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя (полная) общеобразовательная школа № 12
города Волжска Республики Марий Эл
Влияние идей эпохи Просвещения на ход российской истории
XVIII века.
Выполнил работу ученик 9 А класса МОУ СОШ № 12
Саламатов Николай Игоревич
Педагог-консультант учитель истории I категории
Конакова Елена Николаевна
г.Волжск
2009 год.
План.
Введение.
I.Философские истоки идей Просвещения.
II. «Век Разума и Просвещения» в России.
1. Петровская эпоха: крутой поворот в истории.
2. Елизавета Петровна: продолжение преобразований.
3. Екатерина Великая: просветительские идеи на российской почве.
III. Историческое значение идей Просвещения для развития российского общества.
Библиография.
3. Большая Российская энциклопедия. Под ред. Т.Г.Музруковой. - М., 1996.
4. Большая советская энциклопедия. Под ред. Б.А.Введенского. Т.3. – М., 1955.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD-версия, 2004.
. 6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII в. – М., 2006.
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2002.
8. Детская энциклопедия. Под ред. А.И.Маркушевич. Т.7. – М., 1961.
9. Курукин И.В. История России IX – XX в.в. – М., 2000.
10. Львова Е.П., Кабкова Е.П. и др. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб., 2006.
11. Энциклопедия «Я познаю мир». Под ред. Р.Г.Секачёва. – М., ООО «Премьера», 2004
Введение.
Цель работы: освещение роли эпохи Просвещения в формировании направлений внутренней политики и развития художественной культуры России XVIII столетия.
Задачи:
Актуальность темы: значение просветительских идей эпохи Просвещения для российской истории нельзя переоценить. По настоящее время культурное и историческое наследие века Просвещения играет большую роль в формировании престижности, приоритета и качества образования и образованности. А демократические основы просветительских идей явились фундаментом построения демократического общества и правового государства.
I. Философские истоки идей Просвещения.
«Люди XVIII столетия называли своё время Веком Разума и Просвещения. Слово «просвещение» имело в XVIII веке особый философский и общественно-политический смысл. Исторически оно обозначает целую эпоху в духовной жизни Европы. Французы назвали её «Веком света» (Siecle des Lumieres), немцы, англичане, итальянцы – «Просвещением» (Aufklarung, Enlightenemtnt, Illuminismo). В корне всех этих слов – «свет». Свет Разума и свет Знаний».[1]
Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона. Идея естественного права личности на духовную свободу стала одной из самых важных просветительских идей XVIII века.
В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. Просветительские идеи раньше, чем в других странах, определились в Англии, благодаря политическим и религиозным условиям. Мыслителей раннего английского Просвещения (Т.Гоббс, Дж.Локк, Шефтсбери) стали называть вольнодумцами (free thinkers), это название затем вошло во все европейские языки. Своеобразие английского Просвещения в том, что оно возникло не до, а после буржуазной революции. Но британское общество не восприняло просветительские идеи своей интеллигенции, они не стали столь популярными, как во Франции, где получили небывалое развитие и откуда перекочевали в другие страны, в том числе и в Россию.
В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Именно у развивающейся французской буржуазии получили развитие экономические идеи товарно-денежных отношений Адама Смита (идеи об экономических реформах Жака Тюрго), углубились представления о гражданском обществе и правовом государстве Джона Локка (Вольтер, Монтескье, Руссо). Мало того, идеи политического переустройства общества стали ведущими (источником власти является народ!) и постепенно расшатывали устои абсолютизма. Это была настоящая революция умов. И Россия не хотела отставать от Запада.
Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.
Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.
II. «Век Разума и Просвещения» в России.
Если в Англии и во Франции революция умов началась с так называемого среднего класса, буржуазии, и была направлена на критику и дальнейшую ликвидацию абсолютизма, то в России просветительские идеи «внедрялись» «сверху» и были направлены на усиление абсолютной власти. Но и это было огромным прогрессом в развитии нашей страны, в особенности российской государственности. История не знает более крутого поворота от Средневековья к Новому времени, чем в России начала XVIII столетия. Это касается как государственных преобразований, так и изменений в культурной жизни страны. «Вплоть до начала царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные «фряжские затеи» растворяются в ней, как ручьи в море».[2] Современные исследователи не раз писали о странах, задержавшихся (по тем или иным причинам) в своём развитии. Россия навёрстывает это отставание, за короткий срок проходя путь, на который в других странах уходили столетия. В XVIII веке сокращалась дистанция, образовавшаяся в результате монголо-татарского ига. Этим объясняется решительность перемен во всех сферах российской жизни. Русский XVIII век был призван решить задачи более сложные, нежели европейский XVIII век в целом: освободить искусство от религиозной функции, сообщая ему светский характер и сближая его с развивающейся стремительно наукой; преодолеть отсталость экономическую; войти в мировой историко-культурный процесс, одновременно утверждая свою собственную самобытность.
1. Петровская эпоха: крутой поворот в истории.
Почти всё, что происходит в России на протяжении XVIII века, является новым и может быть охарактеризовано словом «впервые»: принятие юлианского календаря, выход в свет первой русской газеты, введение гражданской азбуки, открытие новых учебных заведений, первого музея, учреждение Российской Академии наук и т.д. Главной целью Петра было процветание и могущество государства, в его понимании – движущей силы прогресса и залога благосостояния не всегда разумных подданных. Сам император всю жизнь сознательно демонстрировал собой образец служения государству, последовательно (и на деле) исполняя воинский долг от простого «бомбардира» до генерала и вице-адмирала. Пожалуй, ни один из монархов-современников не мог бы похвастаться многочисленными профессиональными навыками в какой бы то ни было сфере:
И академик, и герой,
И мореплаватель, и плотник…
Он с неизменною душой
На троне вечный был работник.
В отличие от европейских стран последовательно складывающихся экономических, политических и социальных предпосылок для развития просветительских идей у нас не было. Но как у страны, чутко относившейся к заимствованиям, у России были свои причины совершить мощный рывок в развитии. И был Пётр Великий.
А началось всё с заграничного путешествия в составе Великого посольства 1697-1699 г.г. Отсюда и пошёл отсчёт реформ, уже через несколько лет перевернувших привычный уклад жизни.
С одной стороны, введение Петром «капитализма из-под палки» поставило Россию в ряд сильнейших держав. В условиях неудачно для нас начавшейся Северной войны решающее значение приобрело создание собственного промышленного потенциала. С запада импортировались не только специалисты, но и способы организации экономики. К концу петровского царствования на смену грозным указам пришла система государственных органов регулирования экономики (Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии).
Но есть и другая сторона западного влияния. Петровские реформы «пересаживали» на русскую почву передовые формы производства, но таким образом, что этот процесс приводил не к развитию капитализма, а к укреплению феодально-крепостнической системы.
И если в Европе преобладали интенсивные способы ведения хозяйства, то в России производство сохраняло экстенсивный феодальный характер. Пётр не увидел в Европе (или увидел, но не захотел взять) дух свободного предпринимательства, неприкосновенность частной собственности; ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы.
Не ставя целью перечислять все культурные достижения того времени, хотелось бы обратить внимание на особенности развития культурной революции XVIII века при Петре I.
Будучи человеком любознательным и целеустремлённым, Пётр был глубоко убеждён в своём праве вводить любые культурные новшества и «перемены обычаев». При этом он сознательно шёл на разрыв со сложившейся традицией, утверждал новые ценности и новую «знаковую систему» культуры. Образцом для восприятия стало теперь не православное благочестие, а культурный уклад Западной Европы. Бороду надо было менять на парик, русский язык – на немецкий; античная мифология («еллинская ересь») и искусство стали официальным средством эстетического воспитания (не случайно Пётр приказал поставить аллегорические статуи «каменных девок» в Летнем саду). Для царя «европеизация» означала, прежде всего, овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами»: знакомство с заморскими светскими развлечениями, модами, стандартами потребления.
Поспешные преобразования вызвали своеобразный «культурный раскол» нации, отчуждение «верхов» и «низов» общества, заметное и столетие спустя. Для крестьянина живущий в новомодных палатах и говорящий на чужом языке барин в немецком кафтане и парике мог представляться почти иностранцем – тем более что внедрение европейского просвещения в России шло рука об руку с утверждением наиболее грубых форм крепостничества: галантные и образованные господа распоряжались имуществом и жизнью своих рабов. Самого Петра кое-где в народе воспринимали как Антихриста. Пётр же был уверен: «Мы от тьмы к свету вышли», - тем самым способствовал утверждению представлений о косной и невежественной допетровской Руси. Такой резкий поворот привёл к тому, что образованные «верхи» утратили понимание ценностей средневековой русской культуры (её новое «открытие» произошло только лишь к концу XIX века).
Другая важная сторона петровских преобразований – утверждение светского начала и открытость культурных процессов. За короткое время были сделаны огромные шаги в области просвещения, технических знаний, творческого освоение культурных достижений Европы.
При Петре началась работа по освоению природных богатств страны. С 1701 года за границу посылались группы «пенсионеров» для изучения не только навигации, но и «изящных искусств» - в их числе будущие крупнейшие художники петровского времени: И.Никитин и А.Матвеев, архитекторы П.Еропкин и И.Коробов. К тому же сам Петр был одним из первых меценатов. На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные учебники, руководства по составлению писем («письмовники») и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало»). В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов: Квинта, Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия. Подчёркнутое внимание к человеческой личности можно найти в живописи того времени, ведущим жанром которой становится портрет. Успешным было сотрудничество русских и иностранных мастеров в архитектуре, где, как и в других сферах культурной деятельности, заметно сказывались «государственный заказ» и централизованное руководство.
Таким образом, «самодержавные» петровские реформы заложили тот фундамент, без которого не мог бы впоследствии появиться тип европейски образованного интеллигентного человека и гражданина – главное культурное достижение XVIII века.
2. Елизавета Петровна: продолжение преобразований.
Нельзя не отметить, что в период дворцовых переворотов художественная культура России приобрела новые черты. При дворе официозный немецкий язык Елизаветой Петровной был заменён галантным французским, а с придворных брали штрафы за «нехождение» в театр. Елизаветой Петровной было немало сделано для смягчения нравов и развития культуры: открытие Московского университета в 1755 г., связанного с именем М.В.Ломоносова, первого русского театра в 1756 г., Академии художеств в 1757 г. Искусство всё более приобретало национальные самобытные черты, появилась русская школа живописи, которую прославили имена Кокоринова, Антропова, Вишнякова, Валлена. Сформировался жанр «каменного портрета» (Федот Шубин). Любимый архитектор Елизаветы В.Растрелли, поселившийся в России с 16 лет, создавал замечательные ансамбли в стиле барокко: Смольный монастырь, Царскосельский и Зимний дворцы; русский зритель познакомился с Шекспиром и Мольером; первым из отечественных драматургов имел успех поэт Александр Сумароков. Фактическим главой правительства Елизаветы стал сенатор, экономист, инженер-изобретатель граф П.И.Шувалов, подавший императрице более 20 проектов по вопросам финансов, законодательства, торговли, межевания земель и т.д.
Однако преобразования эпохи Просвещения в елизаветинский период также не отражались на главном направлении социальной политики: расширение привилегии дворян столь же неуклонно сопровождалось дальнейшим упрочением крепостного порядка.
3. Екатерина II: просветительские идеи на российской почве.
«Годами побед и благоденствия» называли современники правление Екатерины II, прозванной впоследствии, как и Пётр I, Великой. Политика её носила весьма противоречивый характер. С одной стороны, императрица понимала необходимость экономических преобразований в духе эпохи Просвещения (расширение свободы предпринимательства, ослабление государственного контроля экономики, вовлечение большего числа населения в свободную экономическую деятельность и т.д.), стремилась к дальнейшему развитию науки и искусства. С другой стороны, нарастание народного недовольства, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями А.Н.Радищевым и Н.И.Новиковым требовали осторожности в проведении реформ и ужесточения внутренней политики.
Взойдя на престол, Екатерина в течение 30 с лишним лет стремилась провести в жизнь свою программу преобразований. Одним из её направлений были мероприятия в духе «просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо, Д Аламбера. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм управления. Они отстаивали теорию «общественного договора», согласно которой народ доверяет часть своих полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие – обороной, третьи – управлением страной. Критике подвергалась и церковь. Просветители предлагали лишить её земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.
Екатерина на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила своё видение политики «просвещённого абсолютизма». Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только неограниченная власть монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещённого, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещённому монарху» должны оказывать дворяне. Поэтому и социальная политика Екатерины носила продворянский характер, а время её правления называли «золотым веком» российского дворянства.
Не критикуя места и роли православной церкви, императрица, тем не менее (вслед за французскими просветителями) разделяла мнение о секуляризации церковных земель, что и было сделано. Два миллиона монастырских крестьян были переведены на положение государственных.
В русле политики «просвещённого абсолютизма» проводились мероприятия по просвещению народа, распространению научных знаний в обществе (школьная реформа 1786 года, открытие для женщин Смольного института в Петербурге и Екатерининского в Москве, Воспитательного дома для сирот, первого коммерческого училища, образование Вольного экономического общества и т.д.), упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, создание Уложенной комиссии. И хотя Уложенная комиссия проработала всего полтора года, не приняв никаких решений, (ведь попытки создать Уложенную комиссию предпринимали и Пётр I, и Елизавета), но в отличие от них Екатерине удалось привлечь для разработки нового свода законов не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Реформы завершили формирование централизованной системы управления и были направлены на модернизацию общества, появление третьего сословия («среднего рода людей») - зажиточных и послушных граждан - дальнейшей экономической опоры власти. Но крепостническая система и привилегии дворянства препятствовали складыванию третьего сословия и облегчению положения крестьян.
В духе «просвещённого абсолютизма», перенесённого на российскую почву, Екатерина сформулировала понимание гражданских прав и свобод: «Вольность не может состоять ни в чём ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть».
Целью Екатерины II было создание могущественного государства с чёткой сословной структурой и прочной системой законов. Для этого нужно было воспитать народ, и Екатерина, как и Пётр I, стремилась «совместить» европейское просвещение и цивилизацию с отечественным самодержавием и крепостным правом. И это воспитание она начала с того, что отменила слово «раб» и матерную ругань в официальных документах, телесные наказания для священников.
Екатерина была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Изучение документов Екатерины II показало, что она готовила «фундаментальные законы» Российской империи – «Наказ Сенату», «Уголовное уложение», «Жалованную грамоту государственным крестьянам», которые должны были утвердить сословную систему гарантировать всем подданным их права и надёжную судебную защиту. Но все эти «коренные законы» так и остались на бумаге: Екатерина понимала, что их утверждение целиком зависит от её преемников («моё умоположение не могу учинить в наследственное»), а принципиально ограничить самодержавную власть не считала полезным.
III. Историческое значение идей Просвещения для развития российского общества.
Несомненно, в первую очередь, Россия приобрела интеллектуальное наследие эпохи Просвещения. Ведь Просвещение было скорее идеологией, чем философией. Пересмотрев основные идеи английских, а более всего французских просветителей, российские монархи XVIII века понимали, что этика неотделима от политики, мораль напрямую связана с общественной и государственной жизнью, а либеральные идеалы вообще не приемлемы для России, они «способствуют порче нравов».[3] Особенно «опасны» были труды Ж.-Ж. Руссо. Высказанные им соображения о превосходстве блага общества над интересами личности, а также оправдание восстания и тираноубийства позволили некоторым историкам объявить Руссо предтечей революционных диктатур. Как не усмотреть здесь влияния на умы декабристов! А мы знаем, что офицеры, готовившие последний в России дворцовый переворот в декабре 1825-го, были хорошо знакомы с идеями просветителей.
Во-вторых, реформы Екатерины II, реформаторские проекты Александра I и М.М.Сперанского (план нового государственного устройства, в основу которого был положен принцип разделения властей и устройства всех их «на непременном законе») имели под собой либеральную основу идеологии Просвещения.
В-третьих, стремительное развитие науки, техники, искусства, художественной культуры, рост красивейших городов, изменение образа жизни – также явилось отражением веяний Нового времени.
Но неверно было бы думать, что Россия развивалась, копируя западноевропейские идеологические, политические, экономические и культурные направления. Умело синтезируя европейские идеи Просвещения и национальную русскую самобытность, Россия развивала тот потенциал, который хранила веками. Вера в Разум, достижения Науки переплетается с жаждой постижения нового, необыкновенного. Именно в XVIII веке усиливается взаимопроникновение различных культур. В России переплетение Запада и Востока проявляется в науке, в образовании, в искусстве. Под влиянием идей Просвещения бурно развивается русская литература и театр. Имена Тредиаковского, Кантемира, Сумарокова, Ломоносова, Фонвизина открывают сокровищницу русского классицизма.
Изменилось и внешнеполитическое положение России. Благодаря просвещённым монархам и простому талантливому русскому человеку Россия XVIII века совершила большой шаг в развитии и стала в ряд сильнейших держав мира.
.
Саламатов Николай Игоревич, 9 А класс, МОУ СОШ № 12.
«Влияние идей эпохи Просвещения на ход российской истории XVIII века».
Педагог-консультант: учитель истории Сарафанникова Е.Н.
Тезисы.
Введение.
Цель работы: освещение роли эпохи Просвещения в формировании направлений внутренней политики и развития художественной культуры России XVIII столетия.
Задачи:
Актуальность темы. По настоящее время культурное и историческое наследие века Просвещения играет большую роль в формировании престижности, приоритета и качества образования и образованности. А демократические основы просветительских идей явились фундаментом построения правового государства.
I.Философские истоки идей Просвещения. Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона. Идея естественного права личности на духовную свободу стала одной из самых важных просветительских идей XVIII века.
Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. Идеи политического переустройства общества стали ведущими (источником власти является народ!) и постепенно расшатывали устои абсолютизма.
Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.
II. «Век Разума и Просвещения» в России.
Если в Англии и во Франции революция умов началась с так называемого среднего класса, буржуазии, и была направлена на критику и дальнейшую ликвидацию абсолютизма, то в России просветительские идеи «внедрялись» «сверху» и были направлены на усиление абсолютной власти. Но и это было огромным прогрессом в развитии нашей страны, в особенности российской государственности. История не знает более крутого поворота от Средневековья к Новому времени, чем в России начала XVIII столетия.
1. Петровская эпоха: крутой поворот в истории.
В отличие от европейских стран, последовательно складывающихся экономических, политических и социальных предпосылок для развития просветительских идей у нас не было. Но как у страны, чутко относившейся к заимствованиям, у России были свои причины совершить мощный рывок в развитии. С одной стороны, введение Петром «капитализма из-под палки» поставило Россию в ряд сильнейших держав. С запада импортировались не только специалисты, но и способы организации экономики. Но есть и другая сторона западного влияния. Петровские реформы «пересаживали» на русскую почву передовые формы производства, но таким образом, что этот процесс приводил не к развитию капитализма, а к укреплению феодально-крепостнической системы.
Успешным было сотрудничество русских и иностранных мастеров в архитектуре, где, как и в других сферах культурной деятельности, заметно сказывались «государственный заказ» и централизованное руководство.
Таким образом, «самодержавные» петровские реформы заложили тот фундамент, без которого не мог бы впоследствии появиться тип европейски образованного интеллигентного человека и гражданина – главное культурное достижение XVIII века.
2. Елизавета Петровна: продолжение преобразований.
Нельзя не отметить, что в период дворцовых переворотов художественная культура России приобрела новые черты. При дворе официозный немецкий язык Елизаветой Петровной был заменён галантным французским, а с придворных брали штрафы за «нехождение» в театр. Елизаветой Петровной было немало сделано для смягчения нравов и развития культуры.
Однако преобразования эпохи Просвещения в елизаветинский период также не отражались на главном направлении социальной политики: расширение привилегии дворян столь же неуклонно сопровождалось дальнейшим упрочением крепостного порядка.
3. Екатерина II: просветительские идеи на российской почве.
«Годами побед и благоденствия» называли современники правление Екатерины II. Политика её носила весьма противоречивый характер. С одной стороны, императрица понимала необходимость экономических преобразований в духе эпохи Просвещения. С другой стороны, нарастание народного недовольства, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями А.Н.Радищевым и Н.И.Новиковым требовали осторожности в проведении реформ и ужесточения внутренней политики.
В русле политики «просвещённого абсолютизма» в течение 30 с лишним лет проводились мероприятия по просвещению народа, распространению научных знаний в обществе. Целью Екатерины II было создание могущественного государства с чёткой сословной структурой и прочной системой законов. Для этого нужно было воспитать народ, и Екатерина, как и Пётр I, стремилась «совместить» европейское просвещение и цивилизацию с отечественным самодержавием и крепостным правом. Но все её «коренные законы» так и остались на бумаге: Екатерина понимала, что их утверждение целиком зависит от её преемников, а принципиально ограничить самодержавную власть не считала полезным.
III. Историческое значение идей Просвещения для развития российского общества.
Несомненно, в первую очередь, Россия приобрела интеллектуальное наследие эпохи Просвещения. Ведь Просвещение было скорее идеологией, чем философией.
Пересмотрев основные идеи английских, а более всего французских просветителей, российские монархи XVIII века понимали, что этика неотделима от политики, мораль напрямую связана с общественной и государственной жизнью, а либеральные идеалы вообще не приемлемы для России. Особенно «опасны» были труды Ж.-Ж. Руссо. Высказанные им соображения о превосходстве блага общества над интересами личности, а также оправдание восстания и тираноубийства позволили некоторым историкам объявить Руссо предтечей революционных диктатур. Как не усмотреть здесь влияния на умы декабристов! А мы знаем, что офицеры, готовившие последний в России дворцовый переворот в декабре 1825-го, были хорошо знакомы с идеями просветителей.
Во-вторых, реформы Екатерины II, реформаторские проекты Александра I и М.М.Сперанского (план нового государственного устройства, в основу которого был положен принцип разделения властей и устройства всех их «на непременном законе») имели под собой либеральную основу идеологии Просвещения.
В-третьих, стремительное развитие науки, техники, искусства, художественной культуры, рост красивейших городов, изменение образа жизни – также явилось отражением веяний Нового времени.
Умело синтезируя европейские идеи Просвещения и национальную русскую самобытность, Россия развивала тот потенциал, который хранила веками. Именно в XVIII веке усиливается взаимопроникновение различных культур. В России переплетение Запада и Востока проявляется в науке, в образовании, в искусстве. Под влиянием идей Просвещения бурно развивается русская литература и театр. Имена Тредиаковского, Кантемира, Сумарокова, Ломоносова, Фонвизина открывают сокровищницу русского классицизма.
__
[1] Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 т. Т.1. – М., 1997. С.11.
[2] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2002. С.337.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рождественские подарки от Метелицы
Что есть на свете красота?
Золотой циркуль
Мастер-класс "Корзиночка"