Вложение | Размер |
---|---|
sokodvizhenie_u_rasteniy.docx | 975.09 КБ |
МОУ СОШ № 30 г.Вологды
«Сокодвижение у растений»
Пасхин Даниил Сергеевич
ученик 6 «б» класса МОУ СОШ № 30 г.Вологды
Научный руководитель:
Ядренцева Ирина Эдуардовна
учитель биологии высшей категории
2014 г.
Оглавление
1.Введение
проблема
цель
задачи
оборудование
2. Основная часть
2.1 Роль воды в жизни растений.
2.2. Отношение растений к влаге.
А) Влаголюбивые растения
Б) Растения, требующие умеренного увлажнения
В) Засухоустойчивые растения
2.3. Эксперимент
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
Проблема:
У меня дома есть комнатные растения. Они украшают комнату, делают его уютной.
Но однажды, я заметил, что растения стоят с поникшими листьями. Они завяли оттого, что им не хватало влаги. Я полили их, и через некоторое время листочки поднялись, ожили. Растения опять стали красивыми и весёлыми. Мы знаем, что без воды они не могут жить долго. Растению вода необходима для нормального роста и развития. Но как вода попадает в листья?
Цель проекта: выяснить, как происходит сокодвижение растения.
Задачи:
1. Изучить литературу и информацию из Интернета и понять, как происходит сокодвижение растения.
2. Провести эксперимент и проследить за сокодвижением растений.
3. Проанализировать полученные результаты.
Оборудование:
Стебель герани или бальзамина, ветка березы; чернила, вода, стаканчики.
Познакомившись с литературными источниками я узнал о
2.1 Роль воды в жизни растений.
В клетках растений очень много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах, пропитывает клеточную оболочку, много её в вакуолях. Клетка растений содержит 85 – 90% воды. Вода выполняет множество различных функций:
является растворителем;
осуществляет транспорт веществ;
участвует в терморегуляции и т.д.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Она легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её при испарении, и быстро всасывается, когда доступна. При недостатке воды в почве объём вакуолей уменьшается, оболочка клеток теряет упругость – происходит завядание растения. При увлажнении почвы увеличивается объём клеточного сока, оболочки становятся упругими, повядшие листья расправляются.
2.2. Отношение растений к влаге.
А)Влаголюбивые растения
К ним относятся растения, обитающие на влажных почвах при повышенной влажности воздуха. Это многие прибрежные растения, болотные, сырых лугов, тенистых сырых лесов, тропических лесов.
Среди комнатных растений влаголюбивыми являются: кислица, калла, монстера вкусная и др., имеющие тропическое происхождение.
Эти растения неспособны выносить даже незначительную засуху.
У многих влаголюбивых растений по краям листа есть водяные устьица, через которые выводится вода, т.к. при высокой влажности воздуха воду испарять трудно. При высокой влажности почвы и воздуха можно наблюдать выделение капелек воды листьями.
Б) Растения, требующие умеренного увлажнения
Луговые и лесные растения - влаги достаточно, но нет её избытка.
Эфемеры - растут и цветут в короткий влажный период (тюльпаны, маки)
В) Засухоустойчивые растения
Чтобы обеспечить себя водой такие растения должны:
1) увеличить поглощение воды (мощная корневая система);
2) сократить расход воды (видоизменённые листья - колючки, иголки);
3) запасать влагу во влажный период (суккуленты);
На засушливых склонах могут расти - молодило и очиток едкий. В пустынях распространены стеблевые суккуленты - кактусы. Кактусы не требовательны к влажности почвы и прекрасно себя чувствуют даже при влажности почвы 10 %. При влажности почвы близкой к 0% выпускают поисковые воздушные корни.
2.3. Эксперимент
В детской энциклопедии я прочитал, что растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений. Чтобы убедиться в этом я решил провести опыт с травянистым растением и веточкой дерева и посмотреть, как вода поднимается вверх по стеблю.
Для эксперимента я взял стаканчики с водой, окрашенной чернилами. Так как прозрачную воду в растении не будет видно.
Веточки поместил в стаканы.
Первый результат я увидел уже через полтора часа: на нижних частях стеблей, которые находились в стаканах с чернилами, показались красные прожилки. Других изменений не наблюдалось.
Через три дня стебли окрасились. Значит, вода движется по стеблю снизу вверх к листьям
Затем я рассмотрели срезы стеблей через лупу и заметили окрашенные в цвета красителей тонкие трубочки, проходящие по длине стебля. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается вверх.
Еще я побывал в музее «Эврика», где показывали много опытов и экспериментов по разным предметам. Я увидел эксперимент и по своей работе. Нам объяснили, что не обязательно вмешиваться в генетику. Чтобы получить растения с разными цветками. Можно поставить растения гвоздики с белыми цветками в подкрашенную воду и через некоторое время цветы будут того цвета воды в который были поставлены растения.
В результате эксперимента я пришел к выводу, что окрашенная вода поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.
Из дополнительных источников я узнал, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково.
Я понял почему моё растение завяло, а при поливе снова стало прежним.
И еще. что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.
1.Экология растений Москва «Вентана - Граф» 2006 г. А.М.Былова, И.И. Шорина
2.Комнатные растения Москва «Просвещение» 1968 г. Е.Н.Жукова, Е.Я. Ильина
3. Естествознание: Учебник для 5кл. общеобр. учрежд. /Калинова Г.С. и др. / Под.ред. Хрипковой А.Г. –М.: Просвещение,1998. – 280 с.
4. Комнатные растения. Иллюстрированная мини-энциклопедия. Под ред. Воробьёвой Р. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
. Степура А.В. Домашнее цветоводство. Современная энциклопедия: 5000 ценных советов профессионалов. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006 –384 с.
6. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999. – 328 с.
Приложение
Проказы старухи-зимы
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Снежный всадник
Кактусы из сада камней
Чья проталина?