Исследовательская работа с презентацией, выполнена учеником 9 класса. Работа заняла призовое место на районной научно-практической конференции и стала лауреатом Уральской межрегиональной конференции юных исследователей "Интеллектуалы XXI века"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа ученика 9 класса о влиянии цвета на организм человека | 2.78 МБ |
Уральская межрегиональная конференция юных исследователей
«Интеллектуалы XXI века»
Влияние цвета на организм человека
Автор: Соколов Сергей,
9 класс, МОУ «МСОШ № 1»,
с. Миасское, Красноармейский район
Научный руководитель:
Пайко Галина Александровна,
учитель биологии, МОУ «МСОШ № 1»
Челябинск, 2010
Актуальность исследования
Цвет окружает человека повсюду. Он является одним из экологических факторов воздействующих на организм человека. Цвет представляет собой, не что иное, как свет, а свет — это лучистая энергия, поглощаемая и испускаемая атомами. Источником света в нашей солнечной системе служит Солнце, и любые воспринимаемые нами цвета происходят от солнечных лучей. Когда мы пропускаем солнечный цвет через призму, он разделяется на семь цветов радуги. При отсутствии всех цветов, мы получаем черное – темноту. Поэтому черное — это «отрицательный» цвет, а белое — «положительный» цвет. Мы можем улучшать здоровье и благополучие, выбирая подходящие цвета для своей одежды и для окружающей обстановки дома и на работе.
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия: зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм.
Жак Вьено писал “Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может и вызвать катастрофу”.
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета. В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей: красный цвет – ускоряет пульс, синий – замедляет.
По выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится, и даже выявить некоторые черты его характера. На этом основываются многие психологические тесты, да и сами люди, хоть и бессознательно, оценивают внешность и одежду других.
К сожалению, большинство людей мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день и сколько надежды может подарить созерцание радуги в небе после дождя.
Цель работы: Выявить влияние цветового дизайна кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов нашей школы.
Гипотеза: цветовой дизайн школьных кабинетов оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов.
Задачи:
Методы исследования:
Основная часть:
Воздействие цвета на организм человека
Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, электроволны, которые своими микроколебаниями влияют на наше подсознание.
Красный самый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Красный цвет возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, активизирует все функции организма; на короткое время он увеличивает мускульное напряжение. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний.
«Красные и желтые лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения… Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». (М. Дерибере. Цвет в деятельности человека. — М., 1964). Красным светом также лечат неврастению, головные боли, головокружения, боли в позвоночнике. Красные лучи «пробуждали силы больного, увеличивая его аппетит, регулируя пищеварение и улучшая общее питание организма. Мы думаем, что в этих счастливых случаях…действие света имеет в основном психический характер и находит благоприятное применение в лечении нервной астении». (М. Дерибере, с. 74)
У всех древних народов красный цвет был целебным. Различные растения, животные, камни широко употреблялись для лечения болезней. Например: средство от лихорадки — носить с собой в красной тряпочке первые анемоны или навозного жука; против ушной боли помогает мокрица или сороконожка, сваренная с красной кожурой плодов граната. Людей, укушенных бешеной собакой, защищает от бешенства петушиный гребень, приложенный к ране. Против ревматизма рекомендуется прикладывать к больному месту красных улиток. Множество подобных рекомендаций можно найти в античной литературе, а также в исследованиях культур древних и примитивных народов.
Физиологическим воздействием и целебной силой обладают также драгоценные камни — самоцветы. (Существует даже отрасль медицины, называемая литотерапией). Много рассказывают о чудесных свойствах камней народные легенды. Академик А. Е. Ферсман передаёт некоторые из них: «Вот красный яхонт, он врачует сердце, мозг, силу и память человека… Кто яхонт червленый при себе носить, снов страшных и лихих не увидишь…а еще кто яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце своё и в людях честен будет… Бечета камень (бесцветный яхонт) сердце обвеселит и кручину и недобрые мысли отгоняет, разум и честь умножает» (А. Е. Ферсман. Рассказы о самоцветах. — М, 1974, с. 63)
По поверьям народов Востока, рассказывает Р. Валаев, — «рубин придает его обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи. Он способствует чарам любви и страсти». (Р. Валаев. Новеллы о драгоценных камнях. — Киев, 1971, с. 110)
О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.
Оранжевый
Этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. Оранжевый цвет - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Э. И. Гоникман перечисляет благотворное действие оранжевых камней: янтаря, сердолика, сардоникса, корунда, яшмы. Целебная энергия этих камней повышает уровень нейроэндокринной регуляции, действует омолаживающе, способствует регенерации тканей, излечивает патологию лёгких и ослабленную деятельность сердца. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение.
В больших количествах оранжевый может утомлять и раздражать не менее, чем красный. Впрочем, передозировка любого цвета вызывает негативные последствия.
Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он стимулирует умственную деятельность, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). (См. М. Дерибере, с. 76, 77). Благоприятное действие желтого цвета на зрение можно объяснить тем, что он возбуждает одновременно два цветоощущающих аппарата: красный и зеленый (если исходить из трёхкомпонентной теории цветового зрения Юнга — Гельмгольца).
По данным Э. Гоникман, желтый цвет исцеляет слабость пищеварения, стимулирует желудочную секрецию, производит очищающее воздействие на весь организм, возбуждает аппетит, лечит бессонницу, кожные заболевания. Желтые камни: янтарь, берилл, гиацинт, сердолик, яшма и другие.
Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления). (см. М. Дерибере, с.74-76)
Данные Э. Гоникман о лечебных свойствах зеленых камней: «Нормализация сердечной деятельности (аритмия, тахикардия). Стабилизация артериального давления, центральной нервной системы. Снимает головные боли, лечит острые простудные заболевания, дает расслабление, снятие напряжения. Лечение глаз, улучшение работоспособности». Добавим к этому: повышение мускульно-двигательной работоспособности при облучении зеленым светом наблюдается в течение длительного времени и не вызывает негативной реакции, как от красного света. Назовем некоторые зеленые камни: изумруд, малахит, хризолит, бирюза, нефрит, оливин, хризоберилл…
Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания; снижает мускульное напряжение. Согласно данным М. Дерибере, голубой — антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако, от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность. Голубой рекомендуется для сверхвозбужденных и буйнопомешанных. Используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых идей и наваждений; под его влиянием падает мускульное напряжение. Голубым светом лечат невралгические явления, он имеет болеутоляющее действие. Приведем цитату из М. Дерибере, с. 72: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов». Голубые камни снижают кровяное давление, применяются для лечения остеохондроза, нормализации сердечной деятельности, лечения болезней гортани и голосовых связок, ревматизма, заболеваний глаз и печени. Однако: избыточное длительное воздействие может вызвать состояние страха и нарушение циркуляции крови. Голубые камни: бирюза, аквамарин, лазурит (голубой шпат), эвклаз, циркон…
Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой, он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний. Эффективен для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. (См. Э. Гоникман. Ваш талисман. — М. 1997, с.266) Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему. Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.
К. С. Петров-Водкин в своей книге «Самарканди» рассказывает местную историю о синем цвете: «В Константине, в северной Африке, до сей поры сохранился Голубой город. Историю его я узнал от образованных арабов. В семнадцатом веке местный правитель заболел странной формой удрученного состояния, сделавшей кошмарной его жизнь. Чтоб развлечь себя, этот бей прибегал то к жестоким расправам над подданными (в Константине одна из скал, примыкающая к дворцу, носит название «Скалы жен», с которой швырялись заподозренные больным беем в неверности женщины его гарема), то ипохондрик-тиран отдавался благотворительности, то бросался в корсарские авантюры, то к врачам и знахарям, но ничто не помогало осилить болезнь. Среди пленников бея случился один врач, который предпринял оригинальное лечение. Под его руководством комната правителя была окрашена в синий цвет, и мебель и все, по возможности, предметы, находившиеся в ней, приведены были к этой расцветке. В этой комнате больной начал чувствовать себя лучше; тогда было решено окрасить в синее весь дворец. Эффект оказался удивительным: бей вошел в норму, и, чтоб своим подданным доставить возможность пользоваться таким благом, он повелел, чтоб весь город был окрашен по рецепту врача-цветолечителя в синюю гамму. В городе голубого бея небо кажется тяжелым по контрасту с чистой синевой зданий. Среди его улиц испытываешь легкость в движениях, не чувствуешь удручения от жары, и четче, яснее думается в его расцветке».
При передозировке синий угнетает и вызывает торможение нервной системы. Синие камни: сапфир, лазурит, бирюза, топаз.
Этот цвет — самый коротковолновой, на нем заканчивается оптическая область электромагнитных волн — более короткие волны (ультрафиолетовые) уже невидимы. Фиолетовый обладает уникальным действием на функциональные системы человека, в том числе на психику (высшую нервную систему). Процитируем Мориса Дерибере: «Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого. …Я поместил одного помешанного (буйного) в комнату с фиолетовыми окнами; на следующий день больной попросил отпустить его домой — он выздоровел. Он покинул психолечебницу, живет счастливо и совершенно здоров. Французский врач Шере замечает: «Насколько красный цвет возбуждает к деятельности, настолько фиолетовый, наоборот, задерживает ее и ослабляет».
Фиолетовые камни излечивают психические заболевания, невралгию, болезни почек и печени, воспалительные заболевания. Фиолетовые камни: аметист, чароит, сиреневый халцедон, сиреневый турмалин, гранат, топаз. При передозировке фиолетовый цвет вызывает угнетение нервной системы.
Цветотерапия
Кроме физической составляющей, цвета обладают информационным содержанием,
влияющем на каждого, воспринимающего цвет. Это издавна используется в цветотерапии, дизайне.
Цветотерапия - это целое направление в медицине и психологии, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие.
…Механизм лечебного воздействия цвета – заключается в том, что наша нервная клетка от рождения имеет "здоровую" вибрацию с определенной длиной волны. При различных патологических состояниях вибрация клетки меняется. В цветотерапии по принципу резонанса клетке навязывается здоровая вибрация. По своей природе нервная клетка способна усваивать и накапливать недостающие цвета и отталкивать цвета избыточные.
Можно использовать это чудо осознанно, целенаправленно, тогда, когда нам это больше всего нужно. С помощью "цветной" воды можно поддерживать организм человека в трудную минуту, облегчить боль, улучшить состояние. Чтобы использовать вибрации цвета для терапии, можно завернуть белый прозрачный сосуд с водой в цветную пленку или бумагу, поставить на солнечный свет приблизительно на четыре часа и затем выпить воду.
Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом. Как установили ученые, вода имеет память. Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточно поставить на 5-10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода "восприняла" и передала человеку ее энергетику. "Цветную" нужно пить не спеша, мелкими глотками.
Если после крупной ссоры человек возбужден и раздражен, следует выпить несколько глотков воды из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как он немного успокоился, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом, можно избавиться от остатков напряжения.
Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его.
Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: человек мучает себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.
При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и чаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиоактивности, от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" вода способна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.
Ученику который отправляется в школу на контрольную работу, можно предложить немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый цвет - способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.
А если человек страдает чрезмерным аппетитом, то позаботиться о нем цвет индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают аппетит.
При переутомлении - рекомендуется выпить глоток воды из "красного стакана". Человек сразу ощутит прилив энергии. Красный цвет поможет также "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.
Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной.
Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит.
Цвет в интерьере школы
Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение.
Несколько десятилетий назад школьные помещения окрашивались в основном в коричневые и серые оттенки. Они казались наиболее практичными: на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особенно чистых ладоней.
Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане?
Коричневый цвет - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый – на желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет – это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничья» земля, по каждую сторону которой есть свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый. В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому. После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г. Фрилинг и К.Ауэр предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой воспринимается как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Если использовать красный цвет в оформление классов для младших школьников, то красная панель или красная стена будут действовать на детей успокаивающе.
Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагает Н.Герасименко.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый или синий текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.
В основе колорита школьной столовой предпочтительны светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Для актового зала приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету считают, что удачнее всего сочетание или чередование светло-зеленых и золотисто-желтых плоскостей.
С целью изучения влияние цветового дизайна классных кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов мы разработали анкету и провели опрос учащихся (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие - 56 учащихся 8 и 9 классов.
Результаты анкетирования:
Наиболее комфортно чувствуют себя учащиеся в кабинетах № 20, 12, 23, 18, 26, главная причина – приятная цветовая гамма. Большинство опрашиваемых считают необходимым условием школьных кабинетов - наличие цветов.
Изменить цвет стен большинство учащихся предложили в 24 кабинете. Учащиеся предпочли сделать в этих кабинетах оранжевый и зелёный цвет.
А цвет парт большинство учащихся 8,9 классов изменили бы в 22 кабинете, тёмно-коричневую окраску парт учащиеся считают мрачной.
Окраска коридоров нашей школы соответствует требованиям учащихся.
Второй раз анкетирование проводилось среди учащихся 6-7 классов. Было опрошено 37 чел.
В целом результаты опроса совпадают с первым анкетирование. Правда, учащиеся 6-7 классов хотели бы видеть в школьных кабинетах больше живых цветов.
На основании полученных результатов исследования можно сделать вывод:
Рекомендации:
планируя дизайн школы и оформляя учебные кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
На основе собственного опыта, изучения литературы по проблеме и проведенного исследования мы пришли к следующему заключению:
Список литературы
Источники информации:
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
Результаты анкетирования:
Какой цвет стен ты предпочел бы в этих кабинетах:
Приложение 3
Цвет и возраст
Возраст | Предпочитаемые цвета | Цвет, вызывающий | Преобладающее |
4–10 | Красный, пурпурный, | Черный, темно-коричневый, серый | Пребывание в мире сказок |
11–12 | Зеленый, желтый, красный | Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый | Преобладание чувственного восприятия мира |
13–16 | Ультрамарин, оранжевый, зеленый | Фиолетовый, лиловый | Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания |
17–19 | Красно-оранжевый | Пурпурный, розовый | Инстинктивно целенаправленное восприятие мира |
Фотоприложение
Спортзал
Лестницы школы
Школьные коридоры
Кабинет № 12
Кабинет № 18
Кабинет № 23
Кабинет № 26
Кабинет № 24
Парты в кабинете № 22
Подарок
Что есть на свете красота?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Снежная книга