Исследовательская работа направлена на определение вклада российских намцев в развитие Сладковского района Тюменской области
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sibirskie_nemtsy_trud_na_blago_sladkovskogo_rayona.doc | 117.5 КБ |
ТРОО «Центр немецкой культуры» и Тобольская научная станция
Уральского отделения Академии наук
Молодёжная научно-практическая конференция
«Вклад российских немцев в освоение и развитие Сибирского края.
250 лет на службе России»
Сибирские немцы:
труд на благо Сладковского района
Автор: Якусик Евгений Александрович,11 класс,
МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ
Руководитель: Прощенко Ольга Романовна,
учитель истории, руководитель школьного музея
МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ
п. Маслянский, 2013
В 2012 году исполнилось 250 лет Манифесту Екатерины II о приглашении иностранных колонистов в Россию. С 1762 года колонистам была определена главная задача – развитие земледелия. Благодаря своему трудолюбию, немецкие колонисты не только способствовали развитию сельского хозяйства, но и внесли посильный вклад в развитие образования, науки, культуры великой державы. Великая Отечественная война изменила привычный уклад жизни немецкого народа России. Но и депортация на новое место жительство не смогла сломить стойкий, трудом закаленный народ.
Хронологические рамки данной работы определяются официальными документами правительства, положившим начало депортации (28 августа 1941 года), и до настоящего времени.
Территориальные рамки исследования: Сладковский район, до 1962 года именовался Маслянским районом.
Цель исследования: определение вклада депортированных немцев в развитие Сладковского района.
Для выполнения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: если собрать, проанализировать материал о трудовых биографиях депортированных немцев, то можно определить их вклад в развитие Сладковского района.
Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые использованы материалы Сладковского районного архива по вопросам депортации немцев Поволжья и их трудоустройства, использованы материалы ГАОИПО ТО по истории депортированных в Сладковский район, архивные материалы Маслянского школьного краеведческого музея. Это позволило:
- выявить данные о трудовом использовании немцев в военное время в Сладковском районе;
- систематизировать материал об успешной трудовой деятельности немцев в послевоенное время;
- систематизировать материал о заслуженных учителях России немецкой национальности, проживающих в Сладковском районе.
Полученные результаты исследования станут основой для оформления экспозиции в школьном музее и будут использованы в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Трагическая история российских немцев раскрывается в многочисленных публикациях С.В. Чешко, М.А. Вылцан. В.Н. Земскова, Н.Ф. Бугая и других историков. В конце 1990-х г. исследователи занимаются вопросом о мобилизации в трудармию советских немцев на принудительные работы в ведение НКВД и других наркоматов. Эта проблема нашла своё отражение в работах уже упомянутых авторов, где Н.Ф. Бугай и А.А. Герман, Л.Н. Курочкин представляют обширный документальный материал по трудовому использованию представителей данного контингента.
История депортации в Сибирь рассматривается в работах В. Бруля, Н.И. Загороднюк, Б. Серазетдинова, Ю.П. Прибыльского, А.А. Петрушина; современные издания по истории районов Тюменской области освещают вопросы этнической ссылки при использовании материалов местных архивов.
В работе использован архив школьного краеведческого музея, подшивка районной газеты «Трудовое знамя» с 1967 года до 1991 года.
Трудовая деятельность спецпереселенцев в Сладковском районе
В сентябре 1941 года в Маслянский район в эшелоне № 706 прибыло из Поволжья 1212 немцев – 267 семей. Из них 708 детей до 16 лет, 326 женщин и 178 мужчин. Данный эшелон переселенцев был сформирован из жителей республики немцев Поволжья – сёл Зеевальд, Кольб, Таловка (9).
В районном архиве хранятся поименные списки переселенцев, которые являются носителями достаточно большой информации о прибывших лицах. В них указывался состав семьи, дата рождения, родственные связи, место рождения, адрес проживания, место работы, специальность, партийность, образование. Систематизируем информацию об указанных профессиях переселенцев на основе поименного списка депортированных:
№ | Профессия | Количество |
1 | С/Х рабочий | 134 |
2 | Бухгалтер | 4 |
3 | Учитель | 9 |
4 | Врач | 3 |
5 | Плотник | 84 |
6 | Тракторист | 12 |
7 | Швея | 17 |
8 | Партийный работник | 1 |
9 | Домохозяйка | 8 |
10 | Шорник | 2 |
11 | Кассир | 1 |
Пригодными к труду считались мужчины в возрасте с 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет включительно (1 с. 43). На самом деле в военное и послевоенное время работали все - спецпереселенцы и местное население, взрослые, дети и старики. В совхозах и колхозах работали за трудодни, по которым рассчитывались, исходя из местных возможностей. Служащие получали мизерную зарплату. В своих воспоминаниях Кристель Владимир Владимирович говорит, что «на зарплату матери-учительницы можно было купить лишь пуд картошки. Поэтому многие вещи, привезенные из Поволжья, пришлось продать или обменять на продукты. Помимо зарплаты один раз в месяц матери выдавали кусок хозяйственного мыла, но это было не регулярно» (13).
Практически все дети из немецких семей каждую осень и весну нанимались на работу к местным жителям. Они перекапывали огороды, кололи и складывали дрова, летом работали на сенокосе. Девочки-немки работали в «няньках». Вспоминает Бетц Эрна Яковлевна, 1938 года рождения: «Мне было 7 лет, когда к маме (Найми Францевне Таут) приехала русская семья из соседней деревни, они искали девочку, которая присматривала бы за их ребёнком-младенцем. Так я оказалась в «няньках». Родители девочки с утра до вечера работали в совхозе. Первое время мне было очень трудно - постоянное недосыпание, усталость. За пять месяцев я заработала подшитые валенки и платье. В этой одежде я смогла пойти в школу. Я благодарна этой семье за то, что была всегда накормлена, тогда как мои сёстры и мама жили на грани голодной смерти» (12).
В послевоенные годы южные районы Тюменской области нуждались в работниках сельского хозяйства. Поэтому практически все депортированное немецкое население работало в этой отрасли. Так, в Маслянском районе спецпоселенцы-немцы трудились трактористами, конюхами, доярками, скотниками, кузнецами, плотниками и рядовыми рабочими (10). На весь район славился мастер по железу и дереву Бангерт Яков Андреевич. Он изготавливал бочки, ведра, маслобойки, прялки для населения района. Во многих совхозах района пользовались конной упряжью, изготовленной его руками. На ферме Выстрел на совхозной пасеке работал немец Штайн, он один управлялся со всеми пчелами, обеспечивая выполнение плана по сдаче меда государству от района. За добросовестный труд он в 1945 г. получил премию - ведро мёда. Этот мёд он поделил поровну всем детям деревни (12). По вспашке зяби не было равных по району Карлу Кондратовичу Рейну. Неоднократно являлся победителем соцсоревнований, за что получал премии (отрез ткани, поросенка). В здравоохранении района работала Дитцель Ельфрида Генриховна - акушерка Майской больницы Караваевского сельского совета (10). В сфере образования было задействовано 7 человек: Гизбрехт Иван Аронович (Покровская школа), Мерман Беата Васильевна (Маслянская школа), Винс Ольга Васильевна (Сладковская школа), Кристель Фрида Георгиевна (Новоандреевская школа), Штирц Розалия Федоровна (Катайская школа), Эйхлер Павлина Васильевна (Рождественская школа). Они работали учителями немецкого языка, были прекрасными мастерами своего дела, сумели завоевать уважение местных жителей и специалистов РОНО. Одним из таких учителей-методистов являлся Гизбрехт Иван Аронович (Грослерер). В конце 1960-х гг. его перевели на работу в школу г. Тюмени. Мерман Беата Васильевна и Винс Ольга Васильевна работали с детьми, эвакуированными из Ленинградского детского дома. В 1946 г. они выехали с этими детьми в Ленинград (11). В первое время к этой категории депортированных немцев относились негативно. Так, учительнице Кристель Ф. Е., матери четырёх детей, не было предоставлено жильё и место работы. Ей пришлось обратиться с жалобой в военный отдел, после чего она была устроена на работу в школу (13).
Итак, исполняя распоряжения правительства, все трудоспособное депортированное немецкое население на новых местах проживания было вовлечено в трудовую деятельность. С образованием трудармии женщины и мужчины призывного возраста были мобилизованы в рабочие колонны и в условиях гулаговского режима продолжали трудиться на благо Родины. Труд мобилизованных использовался во многих отраслях промышленности, но большая часть немецкого населения трудилась в сельском хозяйстве. Немногочисленным было трудоустройство по специальности, в основном, это были учителя, медики и работники культуры. При выполнении непосильного труда многие немецкие семьи были обречены на нищенское существование. Нужда заставляла работать стариков и детей. Находясь в категории «изменников Родины», трудолюбивые немцы выполняли и перевыполняли нормы и планы, приближая Победу над фашизмом и увеличивая благосостояние страны.
Трудовая деятельность реабилитированного немецкого населения
в Сладковском районе
В 1955 году вышло постановление правительства СССР «О реабилитации немецкого населения и членов их семей, находящихся на спецпоселении», в 1972 году было снято ограничение в выборе места жительства (3, С.174).
В послевоенное время большая часть немецкого населения продолжала работать в сельском хозяйстве скотниками, трактористами, доярками, плотниками, разнорабочими с выполнением и перевыполнением планов. Во второй половине 50-х годов, после снятия ограничений в правовом положении, немецкая молодежь стала получить профессиональное образование (10). Дети депортированных немцев работали агрономами (А.В. Муляр), механизаторами (В. Таут, А. Шмидт (совхоз «Менжинский»), Виктор Романович Бетц (совхоз «Сладковский»), П. Валл (совхоз «Усовский»), зоотехниками, управляющими ферм (В.Н. Минх), скотниками (Манель Бронислав Иванович, ф. Кочкарное), врачами (Райбер Людмила Васильевна), возглавляли профсоюзные организации (А.Э. Швайцер, совхоз «Сладковский»), являлись секретарями комсомольской организации (совхоз «Сладковский»), были в составе участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов (Кайзер Юлия Яковлевна, Цицман Юрий Владимирович).
Ветераны труда Д.А. Фендель, И.А. Кляйн, Н.Е. Гиль внесли значительные средства в Фонд мира. Гаас Г.Г. 28 раз являлся донором.
Минх Александр Викторович, газоэлектросварщик совхоза «Сладковский», награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
Шрайнер Виктор Карлович – победитель социалистического соревнования тружеников Сладковского района 1974 года, лучший звеньевой комплексно-механизированного звена.
На доске почета Сладковского района навсегда занесены имена передовиков производства, тружеников-немцев:
Больших успехов в воспитании подрастающего поколения достигли учителя Форштейн Галина Александровна (учитель Александровской школы, депутат Сладковского районного Совета народных депутатов, 1990 г.), Рейн Фрида Францевна (Сладковская школа), Бауэр Виктор Андреевич, Эйхлер Татьяна Александровна, Моор Вера Сергеевна, Бангерт Владимир Яковлевич (Менжинская СОШ), Барт Лидия Карловна (Выстрельская СОШ). В настоящее время в Маслянской школе трудятся учителя немецкой национальности Гайнбихнер Ольга Ивановна (учитель немецкого языка первой квалификационной категории), Шадрина (Линдт) Елена Александровна (учитель технологии первой квалификационной категории), Гофербер (Урих) Нелли Александровна (учитель математики первой квалификационной категории), Прощенко (Бетц) Ольга Романовна (учитель истории высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, участник областного конкурса «Учитель года»).
Наибольших успехов в педагогической деятельности достигли Кристель Владимир Владимирович и Бубнова (Меркель) Екатерина Ивановна, учителя Маслянской школы, ныне ветераны педагогического труда, – им присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Заключение
В 1941 году Сладковский район принял на свою территорию 1212 человек немецкой национальности. Расселившись по деревням района, всё трудоспособное население трудилось на благо Родины и Победы. Люди трудились честно, добросовестно, не держали обиду на власть. Понимали, что спастись и выжить можно только благодаря труду. Находясь под надзором комендатур, работали там, где предпишет власть.
Став свободными и полноправными гражданами своей страны, немцы учились, работали, проявляли свои творческие способности во всех сферах деятельности, заслуживая высоких правительственных наград. Представители немецкой национальности с честью выполняли и выполняют трудовой долг перед родиной.
Литература:
Источники:
Приложение 1
Кристель Владимир Владимирович,
Заслуженный учитель Российской Федерации,
Ветеран труда
Родился 22.12.1933 года в с. Кольб Франковского района Республики немцев Поволжья.
Домашний адрес: 627600, Тюменская область, Сладковский район, станция Маслянская, улица Козловского, дом 31, кв. 2.
Домашний телефон: (834555)32338
Образование: высшее
Специальность: учитель музыки, педагогический стаж составляет 47 лет
Место работы: Маслянская средняя общеобразовательная школа
Семейное положение: женат
Сын: Кристель Владимир Владимирович, проживает в п. Абатский, имеет высшее образование, по специальности агроном.
Внук: Кристель Андрей Владимирович, окончил Тюменский нефтегазовый институт, работает в нефтяной отрасли, проживает в г. Тюмени.
Владимир Владимирович Кристель родился в с. Кольб в1933году.
Отец, Кристель Владимир Яковлевич, был участником финской войны. По образованию учитель. После августа 1941 года никаких сведений о нём семья не имела.
Мать, Кристель Фрида Георгиевна, родилась в июле 1917 года. Была учителем начальных классов, два года училась в институте на факультете иностранных языков. Фрида Георгиевна была склонна к искусству: сама сочиняла музыку, писала стихи, прекрасно пела.
Владимир Владимирович имел старшего брата и двух младших сестёр.
Унаследовав от матери тягу к искусству, Герберт Владимирович, 1935 года рождения, сумел окончить театральное училище и достичь значительных высот, он стал Заслуженным артистом Казахской ССР.
Не менее артистична была и сестра Франциска (1938 года рождения), также окончившая театральное училище и долгое время работавшая в Тобольском драматическом театре.
Лишь младшей сестре, родившейся в 1941 году, не суждено было развить какие-либо способности и таланты: она умерла от голода в сибирской деревне Ново-Андреевка.
Воспоминания о детстве в с. Кольб ассоциируются у Владимира Владимировича с большим количеством загородных садов, в которых можно было полакомиться яблоками, сливами, грушами. Такой же сад был у бабушки. В нём всё было по-немецки чисто и аккуратно. Бабушка не позволяла детям рвать с кустов и деревьев фрукты, это могли делать только взрослые. Кроме того, бабушка строго следила, чтобы дети не бросили на землю недоеденное яблоко или косточки. Маленький Володя часто посещал вместе с отцом бесконечные плантации, на которых росли помидоры и арбузы, а вместе с классом матери-учительницы часто ходил собирать «черепашку», вредителя злаков. И даже успел один день проучиться в одной из школ с. Кольб (село было большое и имело две школы).
Воспоминания о деревне со временем становились всё туманнее, но Владимир Владимирович и сейчас помнит, что две реки (Названий теперь уже не знает) делили село на три части, каждая часть – колхоз. Просторные, светлые дома стояли на высоких фундаментах. Были дома и поскромнее: с дощатыми полами в гостиных комнатах и глиняными в кухнях. Но уют и порядок был в каждом доме и каждом дворе.
Условия проживания семьи Кристель были хорошими: мать работала учителем и могла неплохо обеспечить домочадцев.
Спокойная жизнь прервалась внезапно. Страшно вспомнить, как проходило выселение. Матери разрешили взять одежду, немного посуды и даже гитару, а ведь были и такие семьи, которые были подняты ночью с постели и отправлены к эшелонам. Хозяйства, дома, огороды - всё осталось как бы в другой жизни. А в этой - жуткий вой собак и рёв детей.
Сколько дней ехали в столыпинских вагонах, сказать трудно. Они были переполнены людьми. Условия содержания ужасные: на весь вагон 1 ведро воды в день, дважды в сутки давали кипяток, изредка - тёплую кашу. Вагоны охранялись военными, вооруженными винтовками.
В один из дней эшелон № 706 остановился на ст. Маслянской. После сверки по спискам всех развозили по деревням. Так семья Кристель оказалась в д. Кабанье. Условия жизни становились ещё тяжелее: жильё без окон, гнилые полы. Работы для матери не было. Это было ожидание смерти. Мать хорошо владела русским языком и, отчаявшись, написала заявление в НКВД. В государственном архиве общественных объединений Тюменской области сохранилось это письмо, и через много лет Владимир Владимирович смог его прочитать. Вот оно:
«Заявление.
Прошу НКВД помочь мне выйти из моего положения, а то погибну с моими детишками. У меня четверо ребят, старшему 7 лет, а младшему б месяцев. В колхозе работать не в состоянии, так как детишек одних дома оставить не могу. Просила уже работу, как учительница немецкого языка, но РОНО считает ненужным мне ответить. Имею среднее образование и 8 лет учительского стажа. Работала 3 года в начальных классах и 8 лет в старших классах. Живу до сих пор без работы, муж в армии.
Помогите мне, чтобы дали где-нибудь работу по специальности, а то помру с детишками с голоду. Может быть, разрешите переехать на другое место. Жалко смотреть, как они голодают. Я не выдержу, не могу смотреть, как они плачут с голоду. А в Кабанье нет работы.
А то и мужа известить надо, может быть, вернётся домой, ведь многие вернулись, т. е. немцы. Но если будет у меня работа, одна прокормлю ребят.
С коммунистическим приветом Кристель». (14)
Власти отреагировали: Фриду Георгиевну вызвали в РОНО и предложили два варианта для переселения: д. Маслозавод («Там твои дети не умрут. Молоко») и д. Новоандреевка. Там была школа, в 1941 году состоялся переезд. Приютил семью в землянке Шель Пётр Петрович. Долгую сибирскую зиму выживали благодаря большой печке. На зарплату матери можно было купить лишь картошки. Несмотря на трудности, мать заботилась об образовании своих детей: за печью была прикреплена политическая карта мира, младшие брат и сестра научились читать. На следующую зиму семья перебралась в пустующий дом, завела небольшой огород. К десяти годам Владимир умел делать по хозяйству всё: косить сено, вывозить его на ручной тачке, копать огород. К 1948 году меры стали ужесточаться. С крупных для того времени железнодорожных станций немцев разбросали по отдалённым деревням. Так семья оказалась в д. Станичное (другие семьи оказались в д. Выстрел, Майка, Ленинка). Но и здесь Фрида Георгиевна продолжала сражаться за жизнь: работала в Станиченской школе, сумела завоевать уважение местных жителей и специалистов РОНО.
А вот деятельность комендатур строилась на унижении и оскорблении. В Маслянском районе комендантом был некто Журавлёв. Он отличался особой жестокостью по отношению к немецкому населению. Малограмотный, имевший всего 2 класса образования, он приходил в ярость от любого проявления ума, одарённости.
Весь район был разделён на зоны. В назначенный день все немцы из близ лежайших деревень должны были являться для отметки. Идти приходилось пешком по 10 — 20 км. У каждого была справка из серой бумаги, разграфлённая по месяцам. Это был своего рода паспорт. Эти справки были изъяты только после смерти И.В. Сталина. Немцы не имели права на свободу перемещения. Это ограничение влекло за собой невозможность получения образования, языкового общения. Под запретом было и получение какой-либо должности. Но Фрида Георгиевна Кристель какими-то неведомыми путями сумела добиться для своего сына разрешения на обучение в г. Ишиме. С 1948 по 1952 год Владимир обучался в Ишимском педучилище, которое окончил с отличием. Однако, чтобы ехать работать в д. Старо-Маслянку, расположенную в 40 км. от Ишима, нужно было получить разрешение из Москвы. Были обиты пороги многих инстанций. Слёзно просил дать разрешение на месте, но всё безрезультатно. Помог комендант г. Ишима, татарин по национальности (память не удержала его фамилию). В дальнейшем ещё раз сводила с ним судьба. Теперь уже Владимир помог ему найти пропавшего немца. А дело было так: глухонемой немец, житель д. Старо-Маслянки, поехал зимой на быках в лес за дровами. К вечеру пришли только быки, немец исчез. Все были подняты на его поиски. Ишимский комендант не понимал немецкого языка, Кристель стал для него переводчиком. Искали долго, нашли пропавшего в лесу, придавленного берёзой. Просто чудо, что он остался жив, не замёрз.
В Старо-Маслянской начальной сельской школе проработал Владимир Владимирович до 1953 года. Там в совершенстве овладел игрой на баяне, создал замечательный хор, но, к примеру, на проходивший в 1953 году в районном центре Абатское фестиваль творческих коллективов комендант Шорохов не дал разрешения на выезд. Этот человек был достаточно глуп и жесток. Он мог в любой момент зайти на урок, оскорбить учителя - немца в присутствии детей. Однажды Владимир решил ответить на его невоспитанность. Очередное своё посещение Шорохов сопровождал криками, угрозами отправить работать в колхоз: «Вас сюда привезли работать!» Ответ был таков: «Колхоз - это гордость Советского государства, а вы меня собираетесь наказать работой в колхозе. Мне стоит написать об этом вашему начальству». Служебное рвение Шорохова после этого утихло, он начал относиться к учителю с опаской. Местное же население на немцев первоначально посматривало подозрительно, но в дальнейшем сибиряки помогали кто чем может. Хотя были и такие, кто следил за каждым шагом, но таких, к счастью, было единицы. А о том, что в войну и после нее и немцы, и русские работали, не покладая рук, известно всем, доказательством мирного сосуществования является и высокий процент смешанных браков.
В 1953 году из всех немцев района лишь Владимир Кристель получил право жить на ст. Маслянской и работать в школе. С учёта он был снят в 1956 году. Это была новая жизнь. Владимир поступает в Ишимский педагогический институт на филологический факультет, заканчивает его с отличием. Вся дальнейшая судьба связана с Маслянской средней школой.
Во многом он являлся новатором. Первым в районе ввёл в практику преподавание музыки по программе д. Кабалевского, много работал над творческим развитием школьников, его питомцы многократно занимали призовые места на разного рода смотрах, конкурсах художественной самодеятельности.
Был организатором внеклассной воспитательной работы, директором школы. Владимир Владимирович Кристель, чей педагогический стаж составляет 47 лет, имеет звание «Заслуженный учитель РСФСР», «Ветеран труда».
В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, Владимир Владимирович не теряет связи с родной школой, пользуется авторитетом среди коллег и жителей посёлка, района, находясь на заслуженном отдыхе, долгие годы откликался на просьбы помочь с музыкальным сопровождением мероприятий для детей и взрослых.
Приложение 2
Бубнова (Меркель) Екатерина Ивановна,
Заслуженный Учитель Российской Федерации
Ветеран труда
Отличник народного просвещения
Учитель-методист
Родилась 16 сентября 1935 года в деревне Гебель, Добринского района, Волгоградской области Республики немцев Поволжья.
Родители: Меркель Барбара Адамовна и Меркель Иоганес Готлибович
Семья Меркелей, как и многие другие немецкие семьи, была вынуждена
покинуть место жительства. Холодным осенним вечером они прибыли в суровую Сибирь. Меркели оказались в Новозаимском районе, в деревне Новая Заимка.
«В мою детскую память особенно врезался день, когда мы прибыли на новое место жительства. Было очень холодно. Все наши вещи выгрузили на улице. Брату было всего девять месяцев. Мы сидели на морозе и ждали, когда кто-нибудь из местных жителей сможет нас приютить. Но, слава Богу, мир оказался не без добрых людей...»
Отец, к счастью, имел средне-специальное образование и немного говорил по-русски, поэтому его приняли на работу в местную МТС бухгалтером. Однако, проработал он там совсем недолго: в 1942 году его забрали в трудармию 11ОЛП, в Ивдельский район Свердловской области. Лишь в 1947 году родным разрешили навещать отца.
Мать работала в колхозе от зари до зари. Русский язык Барбара Адамовна знала очень плохо и до конца жизни говорила с большим акцентом, путая русские и немецкие слова.
Школьницей Екатерина Ивановна стала очень поздно. До 9 лет главной её обязанностью было ухаживать за братом. Но однажды, привязав брата полотенцем к люльке, маленькая Катя «сбежала» в школу.
Зимой по снегу в летних туфельках девочка ежедневно бегала на занятия. Она очень быстро усвоила русский язык, поэтому учёба давалась ей легко. О том, что дочь ученица, мама узнала лишь тогда, когда дочери в школе выдали валенки.
В 1952 году, закончив 7 классов, Екатерина, пройдя огромный конкурс (из 1300 человек набрали лишь 120), становится студенткой сельскохозяйственного техникума в г. Тюмени. Для того, чтобы девушка из немецкой семьи, вынужденная регулярно отмечаться в комендатуре, имела возможность получить образование, учителя Новозаимской школы написали прошение в Москву. Разрешение было получено.
В 1956 году, закончив техникум, Екатерина по распределению попадает в Маслянку и получает должность агронома в совхозе имени Маленкова. В 1957 году Екатерина Ивановна выходит замуж и меняет фамилию Меркель на не менее звучную – Бубнова. В семье рождаются двое сыновей: Владимир и Дмитрий.
В1959 году в судьбе Бубновой Е.И. произошёл крутой поворот: её пригласили работать в Маслянскую среднюю школу учителем производственного обучения. Осенью, пройдя двухмесячные курсы, она начинает преподавать ботанику. С этого момента её жизнь неразрывно связана со школой.
В 1963 году Екатерина Ивановна становится студенткой Тюменского Государственного педагогического института, биолого-географического факультета. Педагогический стаж Екатерины Ивановны составляет 36 лет.
Сказка про Серого Зайку
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Какая бывает зима
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Стеклянный Человечек