Исследовательская работа на тему: "Молодёжные жаргонизмы и сленги среди обучающихся 5 - 9 классов моей школы" На районную научно-исследовательскую конференцию "Старт в науку". Номинация "Лингвистика. Язык в современном мире".
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист | 113.71 КБ |
Исследовательская работа | 427.69 КБ |
Презентация к исследовательской работе. | 1.31 МБ |
Нижегородская область
Администрация Шатковского района
Муниципальное образовательное учреждение
Светлогорская средняя общеобразовательная школа
На районную научно-исследовательскую конференцию «Старт в науку».
Номинация
«Лингвистика. Язык в современном мире».
Исследовательская работа
на тему:
«Молодёжные жаргонизмы и сленги среди обучающихся 5-9 классов моей школы».
Автор: ученик 9 класса Храмов Алексей Романович Руководитель: учитель русского языка и литературы Ермолаева Елена Васильевна |
Адрес места проживания автора: 607714 Нижегородская обл. Шатковский район с.Паново ул. Советская, д. 5, кв.1 Контактный телефон: +79506268262 п. Светлогорск 2013 г. |
Цель проекта:
проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.
Задачи проекта:
1)сформулировать понятия «жаргон» и «сленг»;
2)определить, какое место занимают молодёжные жаргонизмы и сленги в речи
школьников;
3)провести социологическое исследование ( анкетирование) среди
обучающихся среднего звена с целью определения:
- круга наиболее употребительных жаргонных слов,
- частотности употребления жаргонизмов,
- причин употребления школьниками жаргонизмов и сленговых выражений,
- способов формирования правильной и грамотной речи;
4)проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах;
5)систематизировать материал;
6)сделать выводы по теме исследования;
7)выполнить компьютерную презентацию.
Область исследования:
жаргонизмы и молодёжный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования:
устная речь обучающихся 5-9 классов МОУ Светлогорская СОШ.
Гипотеза:
- в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными;
- жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Методы исследования:
1.Чтение и анализ научной литературы.
2.Анкетирование.
3.Сбор часто употребляемой ненормативной лексики.
4.Метод сравнения.
5.Метод обобщения.
Актуальность
-ограниченная лексика распространена среди школьников, однако её происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
-молодёжный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
-исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
-работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодёжному сленгу, а также выявить причины использования обучающимися подобной лексики.
-чрезмерная засорённость русского языка ненужной ненормативной лексикой приводит к необходимости профилактической работы и пропаганде русского литературного языка.
Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям, одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – «великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодёжи? «У тебя клёвый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чём же « величие и «могущество» языка современной молодёжи и школьников? Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию молодёжного сленга и жаргонизмов школьников, определило проблему моего исследования.
Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг – речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг – это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего нужен сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»)
Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 13-30лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства его – выразительность и краткость.
В настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причём не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
Жаргон – социолект, отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.
Жаргон представляет собой набор упрощённых(сокращённых, укороченных или образных) слов для обозначения понятий и терминов, часто используемых людьми определённого круга занятий(общепринятые термины, как правило, длинны и неудобны для разговора, либо вовсе не существуют). Существует практически во всех профессиональных группах. По способам словообразования аналогичен «обычному» жаргону, но служит не столько для выражения принадлежности к группе, сколько для упрощения общения и взаимопонимания .Жаргон засоряет нашу речь, делает её грубой, некультурной и непонятной. Приведу примеры жаргонизмов, наиболее часто употребляемых школьниками нашей школы ( магаз – магазин, стопэ–стоп, туса –вечеринка, котэ – кошка и много других).
Причины употребления сленга и жаргонизмов
Предположим, что сленговые выражения в речи учащихся являются средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошёл в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводил языковое исследование: анкетировал обучающихся, проводил наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы). В анкетах я попросил указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учеников следующие семантические группы сленга.
Название группы | Примеры | |
1 | Части тела | грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); |
2 | Слова,обозначающие людей по профессии | училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); |
3 | Бытовая техника | ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD); |
4 | Транспорт | мотик, мотак (мотоцикл), велик, лясик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка (модели автомобилей) |
5 | Слова,обозначающие людей по родству | предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток, бро (брат). |
6 | Учеба | домашка (домашнее задание), пара (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка (контрольная работа) |
7 | Бытовая лексика | хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая) |
8 | Деньги | бабки, бабло, баксы, штука, бабосы |
9 | Слова-оценки | классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое) |
10 | Глаголы | отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); |
11 | Слова, обозначающие людей по их качеству характера | крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова |
В результате исследования было выявлено, что обучающиеся активно используют сленг в речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг –вау!, раздражение – отвянь и т. д). Но интересен тот факт, что иногда без контекста очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым выражениям
(например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции :разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даёшь! (удивление). Не мешай, блин! (восторг) и т.д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком.
Практические исследования
В анкетировании приняли участие 57 человек. Закономерным мне показался вопрос, который я задал обучающимся: «С какой целью употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Делают нашу речь понятнее для друзей», «Это модно, современно». Я понял, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности. На вопрос: «Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений», многие ответили, что не думали об этом. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клёво, круто, прикольно).
Старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг. На вопрос: «Став взрослыми, будете употреблять сленг?», 78% школьников ответили, что не думали об этом. Если ребята неоднозначно отвечают на этот вопрос, значит, есть надежда, что во взрослой жизни они их не будут употреблять. Заключительным был вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы все говорили правильно, грамотно, красиво?». Самым популярным был ответ: «Следить за своей речью».
Беседа с обучающимися 5 класса «Жаргонизмы – это хорошо или плохо?»
17 января мы с учителем русского языка и литературы Ермолаевой Еленой Васильевной провели беседу с учениками 5 класса. В процессе мероприятия дети были разделены на две группы. Одна группа была за то, что жаргонизмы нужны, а другая – не нужны. Группы приводили весомые аргументы, и в конце концов, выиграла группа, которая была против использования жаргонизмов в речи современных школьников. Ребята пришли к выводу, что жаргонизмы – не лучшие друзья школьника.
КВН среди учеников 9 класса на тему: «Зачем нам нужны сленги?»
Класс разделился на две команды. Командам заранее было поручено приготовить сказки с употреблением сленгов. Они прекрасно поставили свои сценки и получили максимальное количество баллов. Потом участникам состязания раздали листы бумаги, на которых были написаны сленги, а обучающимся нужно было найти лексическое значение этих сленгов. Дальше следовало творческое задание : сочинение « Зачем нам нужны сленги, и нужны ли они нам вообще?» Ребята справились с заданиями отлично. В итоге победила дружба.
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:
1.Читать хорошую литературу;
2.Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3.Практиковать выступление перед аудиторией;
4.Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
Вывод
Я считаю, что сленг остаётся с молодёжью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. Мне кажется, что существование молодёжного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий».
Но всё-таки я уверен, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.
Литература
1.В.В.Соколова «Культура речи и культура общения». - М.: Просвещение, 1995.
2.О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.
3.Т.Г.Никитина. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г.
4.Л.И.Скворцов.Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979.
5.Материал с сайта http://ru.wikipedia.org
Приложения
Вопросы анкеты для обучающихся:
1.Знаешь ли ты молодёжный сленг?
2.Используешь эти слова в своей речи?
3.С какой целью употребляете?
4.Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
5. Стараетесь ли вы обойтись без этих слов?
6.Став взрослыми, будете ли вы употреблять сленг?
7.Что нужно для того, чтобы все говорили правильно, грамотно, красиво?
Автор: ученик 9 класса Храмов Алексей Романович
[Введите текст]Страница
Слайд 1
МОУ Светлогорская СОШ Исследовательская работа на тему: «Молодёжные жаргонизмы и сленги среди обучающихся 5 – 9 классов моей школы» Работу выполнил: Храмов Алексей, ученик 9 класса. Руководитель: Ермолаева Е.В., учитель русского языка и литературы.Слайд 2
Цель исследования: проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений. Задачи исследования: ● сформулировать понятия «жаргон» и «сленг»; ● определить, какое место занимают молодёжные жаргонизмы и сленги в речи школьников; ● проанализировать результаты опроса и выводы, разместить их в диаграммах
Слайд 3
Область исследования: жаргонизмы и молодёжный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника. Объект исследования: устная речь обучающихся 5 – 9 классов МОУ Светлогорская СОШ
Слайд 4
Гипотеза: ● в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; ● жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Методы исследования: ● чтение и анализ научной литературы; ● анкетирование; ● сбор часто употребляемой ненормативной лексики; ● метод сравнения; ● метод обобщения.
Слайд 5
Актуальность: ● исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; ● работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодёжному сленгу, а также выявить причины использования обучающимися подобной лексики; ● чрезмерная засорённость русского языка ненормативной лексикой приводит к необходимости профилактической работы и её устранению из устной речи и пропаганде русского литературного языка.
Слайд 6
Что такое сленг? Существует несколько определений сленга . Сленг – речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг – это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Слайд 7
Молодёжный сленг — это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. В настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причём не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
Слайд 8
Жаргон представляет собой набор упрощённых (сокращённых, укороченных или образных) слов для обозначения понятий и терминов, часто используемых людьми определённого круга занятий (общепринятые термины, как правило, длинны и неудобны для разговора, либо вовсе не существуют). Существует практически во всех профессиональных группах. По способам словообразования аналогичен «обычному» жаргону, но служит не столько для выражения принадлежности к группе, сколько для упрощения общения и взаимопонимания. Жаргон засоряет нашу речь, делает её грубой, некультурной и непонятной.
Слайд 9
Причины употребления сленга и жаргонизмов. Предположим, что сленговые выражения в речи обучающихся являются средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошёл в обиход! Чтобы ответить на этот вопрос, я проводил языковое исследование: анкетировал учеников, проводил наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы). В анкетах я попросил указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи обучающихся следующие семантические группы сленга.
Слайд 10
Анкетирование показало, что учащиеся активно используют молодежный сленг Части тела грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); Слова, обозначающие людей по профессии училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); Бытовая техника ящик, телик (телевизор), мобила , сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка ( DVD );
Слайд 11
Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, родоки (родители), папан , папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха , браток , бро (брат) Учеба домашка (домашнее задание), пара (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка (контрольная работа) Бытовая лексика хавка , хавать , хавчик , жрачка (еда), магаз , магазик (магазин), столовка (столовая) Деньги бабки, бабло , баксы, штука Слова-оценки классно, клево , лафа, ништяк , зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно , отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня (очень простое)
Слайд 12
Глаголы отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь , пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); Транспорт мотик , мотак (мотоцикл), велик, лясик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка (модели автомобилей ) Слова, обозначающие людей по их качеству характера крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара , тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо , дылда, коров а
Слайд 13
Практические исследования. В анкетировании приняли участие 57 человек. Закономерным мне показался вопрос, который я задал обучающимся : «С какой целью вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными были ответы: «Делают нашу речь понятнее для друзей», « Это модно, современно». Я понял, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, если начнут разговаривать литературным языком. На вопрос: Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?», многие ответили, что не думали об этом. При ответе на вопрос: «Став взрослыми, будете ли вы употреблять сленг?», 78 % школьников ответили, что не думали об этом. Если ученики неоднозначно отвечают на этот вопрос, значит, есть надежда что во взрослой жизни они их не будут употреблять. Заключительным был вопрос: «Что нужно для того, чтобы все говорили правильно, грамотно, красиво?». Большинство ответили, что надо следить за своей речью.
Слайд 21
5 класса на Беседа с обучающимися 5 класса на тему: «Жаргонизмы – это хорошо или плохо?»
Слайд 22
Класс разделился на две команды. Командам заранее было поручено приготовить сказки с употреблением сленгов. Они прекрасно поставили свои сценки и получили максимальное количество баллов. Потом участникам состязания раздали листы бумаги, на которых были написаны сленги, а обучающимся нужно было найти лексическое значение этих сленгов. Дальше следовало творческое задание: сочинение «Зачем нам нужны сленги, и нужны ли они нам вообще?». Ребята справились с заданиями отлично. В итоге победила дружба. КВН среди учеников 9 класса на тему: «Зачем нам нужны сленги?»
Слайд 23
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи»(Н.В Гоголь). Молодежные жаргонизмы и сленги не являются «драгоценностью нашего языка». Я считаю, что жаргонизмы нельзя употреблять в речи, так как, если постоянно говорить жаргонизмами, то нас перестанут понимать.
Слайд 24
Выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь. Рекомендации Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы: 1) Читать хорошую литературу; 2) Включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3) Практиковать выступления перед аудиторией; 4) Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
Слайд 25
Вывод Я считаю, что сленг остаётся с молодёжью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. Я думаю, что существование молодёжного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий». Но всё-таки я уверен, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.
Слайд 26
Литература 1.В.В.Соколова «Культура речи и культура общения».-М.:Просвещение,1995 2.О.Л. Соболева. Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М:АСТ.2003 3.Т.Г.Никитина.Толковый словарь молодёжного сленга. М.,2005 4.Л.И.Скворцов.Жаргоны/русский язык:энциклопедия-М.,1979 5. Материал с сайта http://ru.wikipe dia.org
10 осенних мастер-классов для детей
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Прекрасное далёко
Отчего синичка развеселилась
Как нарисовать ветку ели?