''Русская печь – удивительное сооружение. Каких только профессий она не знает. Главная из них – давать людям тепло, ведь мороз в 30градусов – не редкость на Руси. Печь – огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток'', - писал В.М. Ковалев.''Русская печь – удивительное сооружение. Каких только профессий она не знает. Главная из них – давать людям тепло, ведь мороз в 30градусов – не редкость на Руси. Печь – огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток'', - писал В.М. Ковалев.
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_pech_v_uralskoy_izbe.docx | 38.84 КБ |
russkaya_pech_v_izbe.ppt | 2.61 МБ |
РУССКАЯ ПЕЧЬ В УРАЛЬСКОЙ ИЗБЕ
Автор: Ф.И.О. Потапова Дарья,
ученица 9 «б» класса
МКОУ « Слободо – Туринская СОШ№ 2»
Руководитель: Заровнятных Татьяна
Михайловна
2013-2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Русская печь и история
1.1 Кухонная утварь и ее описание
Заключение
Источники и литература
Приложения
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Печь - это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.
Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность - сводчатая камера - горнило, которое разогревается до 500°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи, удивителен и несравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!
''Русская печь – удивительное сооружение. Каких только профессий она не знает. Главная из них – давать людям тепло, ведь мороз в 30градусов – не редкость на Руси. Печь – огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток'', - писал В.М. Ковалев.
В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон, равномерно, не пригорая.
Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали, постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети.
И, наконец, о самой экзотической функции русской печи. В ней крестьяне, не имевшие бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, клали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Парясь, похлёстывали себя берёзовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.
''Печь кормила, поила, лечила и утепляла. Она нужна была в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи или дома.
Не удивительно, что печника чтили в народе не меньше, чем священника. Требовалось не малое умение, чтобы печь была: во-первых, не угарной; во-вторых, достаточно большой, чтобы было, где полежать ребятам и старикам; в-третьих – жаркой, но не жадной, чтобы дров шло как можно меньше; в-четвёртых – чтобы дым не выкидывало во время ветра; в-пятых – чтобы была красива, миловидна''.(Ковалев)
О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме.
В русском интерьере печь становится необходимой принадлежностью каждого жилого покоя, занимает в неё большое пространство, входит одновременно в архитектуру помещения и, наравне со шкафами и буфетами, всю обстановку. При декоративном оформлении интерьера – печь, естественно, играет роль одного из главных декоративных компонентов.
Проведя мини – опрос среди своих одноклассников, автор исследования увидела, что не все дети знают, какая она русская печка, как ее растапливают, как в ней готовят пищу, как стряпают хлеб с хрустящей корочкой и пекут пироги.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Исследовать связь времен и предметов быта, которые использовались женщинами русской деревни. Показать, что и сегодня, в век информатики и современной техники, в сельской местности используется русская печь, кухонная утварь и орудия труда, дошедшие до нас из глубины веков.
ПРИОРИТЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информирование своих сверстников о найденных материалах и фактах, так как большинство их них живут в квартирах с центральным или электроотоплением и не знают, что такое русская печь и как в ней стряпают хлеб, и варят кашу и щи.
Практическое участие автора проекта ДАШИ ПОТАПОВОЙ в процессе выпечки хлеба вместе со своей бабушкой ТРАПЕЗНИКОВОЙ ВЕРОЙ ИЛЬИНИЧНОЙ
Обеспечение в данном направлении различных ресурсов для участницы творческого процесса, что особенно важно в области проектирования событий, мероприятий и своего успеха в жизни.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кухня в русской избе. Предметы быта «женской половины» избы, главное место в которой занимала русская печь.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Русская печь и кухонная утварь деревенской кухни
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Печь в русской традиции представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Такова ли сейчас роль русской печи в деревенском доме? Автор постарается проследить это на жизни жительницы деревни Фалино, что находится в уральской глубинке: Слободо – Туринском районе Свердловской области.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, во многих деревнях по-прежнему дома обогреваются только печью. Конечно, выглядит она не так, как раньше, и в ней уже не моются и не выхаживают детей. Тем не менее, до сих пор самая вкусная выпечка получается только в настоящей печке. Даже за границей, где уже давно установилась мода на все русское, наша печь не осталась без внимания. Говорят, у одного из самых богатых людей планеты — Билла Гейтса — в столовой стоит настоящая русская печь, в которой для него готовят пироги. Так что можно говорить о том, что печь — это универсальное олицетворение домашнего очага, где бы она ни находилась.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
а) интернет – ресурсы;
б) научно – популярную литературу;
в) фотоизображение русской печи;
г) фотоизображение кухонной утвари.
2. Сделать фотографии деревни Фалино
а) бабушкин дом;
б) русскую печь в доме бабушки;
в) процесс выпечки хлебов в русской печи;
г) кухонную утварь.
3.Интервью с бабушкой по теме исследования.
4. Создать мультимедиа - проект исследования.
5. Обработать и создать печатный материал по теме.
6. Подготовить Презентацию «Русская печь и кухонная утварь»
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
РУССКАЯ ПЕЧЬ И ЕЕ ИСТОРИЯ
Русская печь имеет богатое прошлое. Наши бабушки, дедушки, а также их бабушки и дедушки просто не представляли жизнь без печи. Наверное, весь русский народ вырос на русской печи. И с ней вряд ли поспорит какая-либо другая печь, она хоть и выглядит просто и скромно, но, оказывается, имеет много функций. Если что-то приготовить утром, то эта стряпня будет теплой и поздним вечером. Знатоки старины утверждают, что в печи варили пиво, обжигали горшки, миски, кувшины, кружки, распаривали прутья для плетения корзин, прогревали семена для посадки, сушили зерно, отбеливали и красили холсты. А некоторые даже мылись. Мытье в печи - это целая наука. Через устье нужно было залезть в печь, побрызгать на горячие стены водой и только тогда приступать к банным процедурам. В печи крестьяне даже парились и пытались избавиться от простуды, используя печь как обычную сауну. Печка не только грела избу, но также являлась источником света. Когда огонь в топке разгорался, крестьяне всю работу делали возле устья печи.
Когда-то печь в избе была центральным элементом, будучи основным отопительным элементом, – она согревала дом, отдавая хозяевам свое жаркое тепло. Приготовление пищи, естественно, не обходилось без участия печи: тут пекли хлеб, сушили грибы и зерно и т.д. Лечить разную простудную хворь, и то было делом печи. Больного на специальном лежаке, грубо говоря, заталкивали в широко раскрытый зев печи, для того, чтобы тот хорошенечко пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. В печи с тебя сходило семь потов, ты дышал паром, и наступало выздоровление. Все это в большей степени относится, конечно, к русской печи или печам крестьянским.
Как сказано в одной умной книге: " Русская печь - самый предметный и яркий символ русского духа, его основательности, самодостаточности, здорового консерватизма и своеобразной рациональности".
''Русская печь – удивительное сооружение. Каких только профессий она не знает. Главная из них – давать людям тепло, ведь мороз в 30градусов – не редкость на Руси. Печь – огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток'' –писал один из знатоков русской культуры. В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.
Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали, постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети.
И, наконец, о самой экзотической функции русской печи. В ней крестьяне, не имевшие бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, клали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Парясь, похлёстывали себя берёзовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.
''Печь кормила, поила, лечила и утепляла. Она нужна была в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи или дома. Не удивительно, что печника чтили в народе не меньше, чем священника. Требовалось не малое умение, чтобы печь была: во-первых, не угарной; во-вторых, достаточно большой, чтобы было, где полежать ребятам и старикам; в-третьих – жаркой, но не жадной, чтобы дров шло как можно меньше; в-четвёртых – чтобы дым не выкидывало во время ветра; в-пятых – чтобы была красива, миловидна''. (Костомаров Н.И.) О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме.
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи – печной угол, середина избы – рабочим местом. Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывавший на юго-восток, как место святое. Здесь молились Богу. Печной угол, направленный на северо-запад, осмыслялся как место тёмное, нечистое, там жил домовой, через печную трубу могла влететь в дом ведьма, попадал в виде огненного змея дьявол. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20 – 25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодёжь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное – на лавке под полатями или на помосте около печи.
Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь
КУХОННАЯ УТВАРЬ
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей его пространство. В русской деревне утварью называлось «всё движимое в доме, жилище», по словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», составленного в середине 19 века. Фактически утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем– его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник ( сковородник), большую лопату.
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Делали ухват так, чтобы чугунок был надежно зафиксирован на рогах его рабочей части. Расстояние между кончиками рогов делают таким, чтобы ухват мог свободно охватить нижнюю часть чугунка. Кончики ухвата делают слегка загнутыми, чтобы они не царапали посуду.
Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой.
Горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи.
Отношение к кухонной утвари было бережным. Почти каждый предмет хозяйка хранила в удобном для пользования и одновременно в безопасном месте.
В печи хозяйки готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться, со всех сторон равномерно, не пригорая. В печи хлеб пекли, калачи, булки, пироги. Варили каши, кисели, парили разные овощи (свёклу, тыкву, брюкву…) и ягоды. Делали запеканки, топили молоко. Готовили мясо, рыбу, птицу, готовили настои разных лекарственных трав.
Причем готовили сразу на всю неделю вперед. За один раз можно было испечь до 60 килограммов хлеба! Через устье хозяйка с помощью лопаты клала тесто на «под» — кирпичи, которыми выложен вход в печь. Тут получались самые вкусные пироги — подовые. Температура внутри горнила могла достигать 200 градусов. Это столько же, сколько в современной духовке! Чтобы еда не пригорела, хозяйка следила за температурой с помощью муки. Она кидала в печь горстку и смотрела на ее цвет: если мука зазолотилась — температура для выпечки подходящая, а если почернела — значит, печь слишком горячая, и надо подождать, пока она немного остынет.
(Процесс выпечки хлеба смотри в Приложении IV).
ФОЛЬКЛОР И РУССКАЯ ПЕЧЬ
Печь представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».
Да и вообще в фольклоре она появляется очень часто, особенно в самой краткой, афористичной его форме – пословицах и поговорках. Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т.е. социума. В частности, такое: печке скажешь – стена поймет; две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет; человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь. Кстати, про опытного человека так и говорили: он из семи печей хлебы едал.
Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: бабья дорога – от печи до порога. А еще посмеивались: баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (со страху). Много о русской печи поговорок и пословиц придумали наши предки, много загадок сложили. (Приложение II)
В народе была загадка: "В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках". Смысл этот загадки понимает тот человек, который родился в настоящей русской деревне. При этих словах в памяти возникает знакомый рогатый ухват, с помощью которого бабушка или матушка отправляют русскую печь, точнее в ее топливник, чугунок / котелок, образно именуемый в данной загадке стогом сена. Легко догадаться, что хлев - это сам топливник русской печи, а хвост быка - это деревянная ручка ухвата.
Раньше без русской печи не могли обойтись ни в одном доме. И везде она была не просто источником тепла и пищи, а почти равноправным членом семьи: на печи рожали детей и умирали, по ней предсказывали погоду и гадали на Святки, она играла не последнюю роль в сватовских обрядах. И уж точно ни одна сказка не обходилась без упоминания печи: и Емеля на ней верхом ездил, и Илья Муромец, прежде чем стать богатырем, 33 года на печи пролежал, и Баба-Яга любила отведать хорошо пропеченного доброго молодца. Словом, печь была центром жизни любого крестьянского дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о традициях, связанных с печью, не стоит забывать, для многих она и по сей день является неотъемлемой частью быта. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, во многих деревнях по-прежнему дома обогреваются только печью. Конечно, выглядит она не так, как раньше, и в ней уже не моются и не выхаживают детей. Тем не менее, до сих пор самая вкусная выпечка получается только в настоящей печке. Даже за границей, где уже давно установилась мода на все русское, наша печь не осталась без внимания. Говорят, у одного из самых богатых людей планеты — Билла Гейтса — в столовой стоит настоящая русская печь, в которой для него готовят пироги. Так что можно говорить о том, что печь — это универсальное олицетворение домашнего очага, где бы она ни находилась
Разговаривая со своей бабушкой про русскую печку, я удивилась: с какой теплотой она отзывается об этом большом кирпичном сооружении, называя ее кормилицей и ласково поглаживая по беленому боку. Говорит, что не променяет ее на газовую и электрическую плиту, особенно, когда шаньги уральские задумает напечь своим гостям, да пироги с разной начинкой. А какое молочко топленое с толстой пенкой получается! Хлебай отдельно или добавляй в чай! А залитая картошка – обожаемое и детьми, и взрослыми кушанье. А всего-то: нарезать картофель кусочками, покрошить лука, залить молоком. Готовится это блюдо за заслонкой, то есть в закрытой, уже протопленной печи. Картошка получается зажаренной, нарядной! Приятного аппетита!!!
Трудновато, правда, к старости управляться с печью, много она времени отнимает, поэтому и топит ее бабушка уже не часто, а по случаю выпечки хлеба, да пирогов – на праздники. Но печку свою разбирать не собирается, хоть дети, приезжая в гости, настаивают сделать, ведь и места в доме прибавится. «Буду с печкой век доживать», говорит моя бабушка, да и соседки ее по деревне соглашаются с ней, что печь для деревни - главная сила в доме и раньше, да и сейчас тоже.
РЕСУРСЫ И ЛИТЕРАТУРА
5. Музей с. Туринская Слобода;
6.В. Ситников, Русская печь издательство: Современник, 1977г.
7. Г.Я.Федотов, Русская печь издательство: Эксмо, 2005г.
8. Фотодокументы и интервью с жительницей д. Фалино, Слободо – Туринского района Свердловской области Трапезниковой В. И.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ О РУССКОЙ ПЕЧИ
Кто сидел на печи, тот уже не гость, а свой.
Сиди на печи, да жуй калачи.
Когда в печи варко, тогда и жарко.
Без работы и печь холодна
Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал
Пошла по масло, а в печи погасло
Садит в печь пирожки, а вынимает покрышки на горшки
Хорошо на печи пахать, да заворачивать круто
Как ни мечи – не найдёшь лучше своей печи
Что есть в печи, все на стол мечи.
Где зимовать, там и на печи лежать.
У холодной печи не согреешься.
Как ни мечи, а лучше на печи.
Не хлопочи, когда нет ничего в печи.
На печи не храбрись, а в поле трудись.
Не печь кормит, а руки
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ЗАГАДКИ О РУССКОЙ ПЕЧИ
12. Полна конюшня рыжих лошадей, вороной войдёт - всех разгонит.
(печь, угли, кочерга).
13. В избе — изба, На избе — труба. зашумело в избе, загудело в трубе. видит пламя народ, а тушить не идёт. (печь)
ПРИЛОЖЕНИЕ III
ИНТЕРВЬЮ С ТРАПЕЗНИКОВОЙ В.И.
Год и место рождения, семья
Я родилась в деревне Лукиной Слободо – Туринского района Свердловской области 30 августа 1951 года.
Всю свою жизнь прожила в деревне. Работать начала с юных лет, стаж работы у меня больше 40 лет.
Имею 3 детей: сына и 2 дочерей.
Место работы
Работала долго в колхозе «Путь Ленина» на ферме, была скотницей и телятницей, много лет работала бригадиром на ферме. Имею много благодарностей и Грамот от руководства колхоза и Сл – Туринского района.
Сейчас нахожусь на пенсии.
Занятия на пенсии
Веду свое хозяйство, ведь на деревне без этого не проживешь. В доме есть подворье, где живет домашний скот: и конюшня и сараи, есть огород.
Люблю землю, люблю выращивать овощи, ягоды, цветы.
Отношение к русской печи
В доме, конечно, стоит русская печь, а как в деревне без нее? Ведь из печки русской и щи и суп получаются наваристые, щедрые, а уж ароматные какие, на весь двор, а не только в дом, дух идет!
Советуют мне молодые убрать печь, мол места в избе больше будет, но я не согласна… Да и сами, приезжая в гости от пирогов моих, да шанег не отказываются, а едят да еще с припросом!!!(с добавкой).
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ласточка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
На берегу Байкала
Есть в осени первоначальной...