Тема: «Традиционная вышивка горных мари»
Актуальность: умение ценить, сохранять и оберегать национальную марийскую вышивку – одно из условий возвращения к народным истокам.
Методы исследования:
1. изучение литературы;
2. интервьюирование работников музея;
3. непосредственное общение с мастерами марийской вышивки;
4. создание салфетки на основе изученного материала
В основу работы положена гипотеза – горномарийская вышивка обладает рядом самобытных черт, не имеющих аналогов у других народов.
Цель исследования: изучение особенностей национальной вышивки горных мари.
Предмет исследования – национальная вышивка горных мари.
Задачи исследования:
1. ознакомление с историей национальной вышивки горных мари;
2. изучение различий горномарийской вышивки от вышивки луговых мари;
3. выявление значения отдельных элементов, а так же цветовой гаммы;
4. создание салфетки с использованием особенностей вышивки горных мари.
Когда я была у бабушки в Горномарийском районе, то случайно увидела национальный костюм. Я была горда тем, что тоже имею отношение к этому прекрасному наряду. Именно поэтому я решила узнать историю, значение марийских узоров и цветовой гаммы горномарийской вышивки.
В своем классе я провела опрос на тему « Что вы знаете о горномарийской вышивке?» и пришла к выводу о том, что ребята не знают о ней ничего. Поэтому своё исследование я начала с посещения Музея народно-прикладного искусства в Йошкар-Оле. Из интервью работников музея я узнала, что испокон веков марийские женщины украшали свою одежду и предметы быта.
Наиболее ранние образцы марийской вышивки датируются концом XVIII, началом XIX в. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Узор необходимо было располагать таким образом, чтобы не нарушались законы симметрии. В 30-е годы ХХ века трудоемкие виды старинной вышивки (роспись, счетная гладь, набор) постепенно уступили место – крестику, а позднее - глади.
В горномарийской вышивке, в отличие, от луговых мари, преобладает геометрический рисунок. Основные элементы - черточки, крестики, «крючки», которые образуют ромбы, треугольники, квадраты.
В ходе исследования я выяснила значение некоторых марийских узоров. Квадрат - сторож дома, земля, дом, где ты живешь. Солнце – знак добра, оберег, дающий жизнь всему живому на земле.
Особенностью горномарийской вышивки является цветовая гамма. В наиболее старых образцах преобладают черный, синий, темно-красный, коричневый тона. С середины XIX в. основным цветом стал красный, означающий цвет огня, солнца, дающий жизнь всему живому на земле. Для обводки контура применяли чёрные, реже на узорах добавляли жёлтые и зелёные нити. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. С конца XIX в. появились яркие розовые, оранжевые, голубые, фиолетовые цвета в связи с распространением анилиновых красителей.
Я горжусь тем, что родилась в горномарийской деревне, где и в настоящее время женщины любят вышивать. Поэтому я решила создать салфетку, используя особенности национальной вышивки горных мари.
В ходе исследования я пришла к выводу, что горномарийская вышивка обладает рядом самобытных черт, поэтому так важно ценить, сохранять и оберегать национальную марийскую вышивку – одно из условий возвращения к народным истокам.
Вложение | Размер |
---|---|
kostyum_foto.docx | 265.46 КБ |
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рождественский венок
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сочини стихи, Машина
Сочные помидорки