Исследовательская работа Чебуниной Насти «Эргонимы коммерческих предприятий МО «Тарбагатайский район» Республики Бурятия» представляет интерес. Центральным вопросом работы, отражающим проблему исследования является вопрос : каковы основания, причины выбора эргонима в МО «Тарбагатайский район».
Внимание современных лингвистов направлено на исследование языка с функционально-коммуникативной точки зрения. Изучение эргонимов коммерческих объектов в прагматическом аспекте представляет значительный исследовательский интерес. Важным пунктом при изобретении эргонима у номинатора является умение выбрать нужную стратегию и тактику, что определяет будущее его предприятия. В условиях жесткой рыночной конкуренции предприниматель вынужден задумываться над тематикой вывески своего предприятия, от этого зависит успех его дела.
Работа посвящена комплексному исследованию эргонимов коммерческих объектов МО «Тарбагатайского района». В ходе исследования рассмотрены эргонимы как особая группа имен собственных, проведен анализ эргонимов конкретного населенного пункта.
Практическая ценность работы заключается в том, что материал реферата может быть на занятиях лингвистического класса, а также рекомендован для работников муниципальной службы, центра занятости населения и непосредственно для предпринимателей.
Чебунина Настя
ученица 11 «а» класса
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Эргонимы коммерческих предприятий
МО «Тарбагатайский район»
Республики Бурятия
Актуальность и постановка проблемы. В современной лингвистике на первый план вышли проблемы его функционирования в обществе, проблемы языка как инструмента человеческой коммуникации. Как основное средство общения, естественный язык обслуживает общество во всех сферах деятельности. Внимание современных лингвистов направлено на исследование языка с функционально-коммуникативной точки зрения. Изучение эргонимов коммерческих объектов в прагматическом аспекте представляет значительный исследовательский интерес. Важным пунктом при изобретении эргонима у номинатора является умение выбрать нужную стратегию и тактику, что определяет будущее его предприятия. В условиях жесткой рыночной конкуренции предприниматель вынужден задумываться над тематикой вывески своего предприятия, от этого зависит успех его дела.
Существует несколько точек зрения на исследование эргонимов коммерческих объектов. В основе реферата лежат материалы исследований Н. В. Подольской, , С. В. Земсковой, А. В. Беспалова, М. В. Голомодива, Д. А. Яловец-Коноваловой.
Целью работы является комплексное исследование эргонимов коммерческих объектов МО «Тарбагатайского района».
Практическая ценность работы заключается в том, что материал реферата может быть на занятиях лингвистических классах - гимназиях, а также рекомендован для работников муниципальной службы, центра занятости населения и непосредственно для предпринимателей.
Рассмотрим эргонимы как особая группа имен собственных.
Эргонимическая лексика занимает особое положение в ономастике и характеризуется рядом особенностей, позволяющих выделить ее в отдельную группу. Эргонимами обозначаются собственные наименования деловых объединений людей в производственной, научной, политической, культурной, спортивной и других сферах. Эргонимия представляет собой живой мир постоянно изменяющихся, вновь нарождающихся и умирающих названий. Н.В. Подольская в своем Словаре русской ономастической терминологии1 определяет эргоним как "собственное имя делового объединения людей", в том числе союза, организации, учреждения, корпорации предприятия, общества, заведения, кружка". В переводе с греческого "epyov" - дело. труд, деятельность.
Дисциплина, изучающая эргонимы, историю их развития, принципы и способы их образования, называется эргонимия. В качестве самостоятельного раздела эргонимия выделилась сравнительно недавно, хотя интерес к названиям различного рода предприятий и других объединений людей существовал и ранее
Статус эргонима в системе имен собственных» носит теоретический характер и посвящена главным образом уточнению статуса эргонима в системе имен собственных.
Термином эргоним для обозначения названий предприятий пользуются ряд авторов, таких как С.В. Земскова, А.В. Беспалова, М.В. Голомидова и др. Вместе с тем, предлагаются и другие варианты термина, обозначающего эту реалию: НКП - сокращение от «название коммерческого предприятия» (Д. А. Яловец-Коновалова)2, фирмоним (В.А. Коршунков и Т.К. Николаева). Но даже те исследователи, которые используют термин эргоним, понимают его по-разному. Д.А. Яловец-Коновалова трактует эргонимы как «обозначение социальных объединений», С.В. Земскова определяет эргонимию как «совокупность названий промышленно-хозяйственных объектов, в частности какого-либо региона».
Слова, которыми именуются коммерческие (и не только коммерческие) предприятия, функционируют в речевом потоке далеко не всегда именно как названия деловых объединений. В диалоге может актуализироваться и какой-либо из других признаков объекта - например, его расположенность в определенной местности, и тогда уже название предприятия можно считать скорее топонимом, чем эргонимом. Из этого исходит Р.И. Козлов, указывающий, что названия «локализованных коммерческих предприятий» являются «не только эрго-, но и топообъектами», иначе говоря, имеют привязку не только к деловому объединению, но и к конкретном у месту, к адресу предприятия. На основании этого исследователь делает вывод о необходимости введения нового класса имен собственных, называемых им эргоурбонимы.
Чаще всего (но не всегда) фирменное наименование имеет обязательную и отличительную части. К первой относятся указания на организационно правовую форму предприятия (ООО, ОАО, ЗАО и так далее), ко второй собственно название (т.е. оним в лингвистическом понимании).
Прагматика показывает отношение между знаком и говорящим. Мы выделяем из этого круга прежде всего речевое воздействие говорящего (т.е. номинатора, автора эргонима) на слушающего (реципиента, адресата этого эргонима).
Подробный обзор проблем, исследуемых прагматикой, можно найти, например, в соответствующей словарной статье «Лингвистического энциклопедического словаря». написанной Н.Д. Арутюновой [ЛЭС, 389-390]4.
Таким образом, под прагматикой мы понимаем речевое воздействие номинатора на реципиента внелогическим путем, и соответственно эргонимы, наделенные прагматикой, далее будем называть прагматическими.
Мною были исследованы коммерческие эргонимы МО «Тарбагатайский район» в количестве 37 предприятий (комплексы, кооперативы, в основном магазины),собственных наименований коммерческих объединений МО «Тарбагатайский район», который находится в Республике Бурятия г.Улан-Удэ Тарбагатайский район с.Тарбагатай. На основе анализа эргонимов коммерческих объектов Тарбагатайского района установлено, что названия различных коммерческих объектов были получены на базе имени собственного или имени нарицательного. Полные наименования: «Анастасия», «Светлана», «Надежда», «Алена». Однако имеются производные формы - сокращенные, ласкательные формы: «Катюша», «Николь», « Натали». Мотив выбора данного типа эргонимов связан с владельцем коммерческого объекта, чаще это торговые точки.
Анализ эргонимов показывает, что 80 % составляют имена собственные и нарицательные. В настоящее время становятся распространенными эргонимы по местонахождению: «Тарко»-Тарбагатайская кондитерская, «Николаевский», «Загорушки», «Десятниково». Более крупные учреждения имеют эргоним по месту расположения и становятся официальными.
В пополнении номенклатуры современных эргонимов в районе используются эргонимы, создающие положительный образ предприятия: «Звезда», «Лидер», «Удача», «Прогресс».
Классическим примером являются эргонимы по способу производства: «Тепловые сети», «Диск», «Коммунальщик». Как видно из примеров, эргонимы имеют нейтральную окраску.
Иногда выбор эргонима определяется желанием избежать однообразия - «Форестер».
Большое значение при выборе эргонима имеет фонетико-психологический фактор, под которым понимается возникновение определенных эмоциональных ассоциаций, вызываемых различными звуками и сочетаниями звуков: «Солнышко», «Звезда», «Ивушка».
Следовательно, эргонимы коммерческих объектов можно предоставить в виде таблицы:
Рассмотрим классификацию эргонимов коммерческих объектов Тарбагатайского района на наличие прагматики:
Виды эргонимов | Примеры |
Непрагматические Информирующие значимые Информирующие незначимые Неинформирующие | «Теплосети» «Дерябин и К» «Сибирь» |
Прагматические Прагматические информативные Прагматические ассоциативные Ассоциативно-информативные Социально-обусловленные Культурно-обусловленные | «Транспортное предприятие» «Эколес» «Тарко» «Русь» «Семейские» |
Из вышеизложенного следует, что факторы, определяющие выбор коммерческих объектов в Тарбагатайском районе следующие:
- ассоциация с владельцем фирмы;
- описание деятельности предприятия;
-географическое месторасположение предприятия;
-положительные эмоции;
-культурно обусловленные.
Проанализируем структурные особенности эргонимов коммерческих объектов МО «Тарбагатайский район».
Прежде всего, эргонимы как слова имена, признаны выполнять номинативную функцию и представляют собой структурно-целостные единицы. В основном большинство эргонимов коммерческих организаций Тарбагатайского района представлено однословными простыми образованиями , в основе которых лежат разные части речи: Имя Существительное (нарицательное или собственное), имя прилагательное, причастия, наречия, междометия и т.д.
В соответствии с морфологической структурой простых эргонимов, можно выделить следующие модели, которые, которые следует воспринимать как существующий факт:
1) Модель имени существительного а) собственные;б) нарицательные
2)Модель имени прилагательного
3)Модель наречия
4)Модель местоимения
Первая модель встречается очень часто, модель имени прилагательного реже, остальных очень мало, либо их вообще нет.
Кроме простых однословных наименований, имеются своеобразные номинативные комплексы, которые относятся к разряду сложных слов. (сложное слово – это слово, которое состоит из двух или боле основ ( «Дерябин и К»))
С точки зрения морфологической структуры, сложные эргонимы различаются по степени их сложности.
Синтаксический анализ словосочетаний дает основание утверждать, что они построены по принципу сочинительной и подчинительной связи:
(Приложение №3).
Эргонимы с глагольными сочетаниями отсутствуют.
Завершая обзор структурных типов эргонимов коммерческих организаций Тарбагатайского района, важно подчеркнуть, что данные эргонимы являются словами. Главная их функция - номинативная, поскольку они дают индивидуальность коммерческим предприятиям.
В заключении, структурный анализ эргонимов показывает, что в основном используются имена существительные, редко сложные слова. В соответствии с морфологической структурой выделяется модель имени существительного, собственные и нарицательные.
Список литературы
10. Яловец -Коновалова Д.А. Названия коммерческих предприятий. Автореф. Дисс. … канд. Филол. Наук. Челябинск, 1997
Хитрый коврик
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Компас своими руками
Как зима кончилась