Вопрос о решении задач с параметрами в рамках школьного курса математики освещен недостаточно и для учащихся общеобразовательных школ они являются задачами повышенной трудности. А задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах по математике, поэтому мне кажется, что задачам с параметрами следовало бы уделять больше внимания. Они представляют чисто математический интерес, способствует интеллектуальному развитию, служат хорошим материалом для отработки навыков, позволяют углубить знание основных разделов математики.
Муниципальное казенное учреждение
Солонецкая СОШ
Работа по математике
на тему
«Уравнения, содержащие параметр»
Ученика 10-го класса
Киреева Данила
Руководитель Василевская В.С.
Солонцы, 2013
Оглавление.
I Введение ……………………………………………………………………3
IIОсновная часть…………………………………………………………..…4
1.Основные правила………………………………………………………….4
2.Основная идея решения уравнений с параметрами………………………5
3.Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным…………..6
4.Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным………9
5.Иррациональные уравнения……………………………………………….13
6.Покаательные и логарифмические уравнения……………………………18
IIIЗаключение…………………………………………………………………23
IV Список литературы………………………………………………………..24
I Введение
Меня увлекает процесс решения уравнений. Изучая в 10 - 11 классах «Алгебру и начала анализа» по традиционной системе обучения (2 часа в неделю) невозможно хорошо изучить материал без самостоятельной работы дома, поэтому я поставил перед собой цель: повысить уровень математической подготовки.
Одним из результатов достижения поставленной цели является работа по теме « Уравнения, содержащие параметр».
Вопрос о решении задач с параметрами в рамках школьного курса математики освещен недостаточно и для учащихся общеобразовательных школ они являются задачами повышенной трудности. А задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах по математике, поэтому мне кажется, что задачам с параметрами следовало бы уделять больше внимания. Они представляют чисто математический интерес, способствует интеллектуальному развитию, служат хорошим материалом для отработки навыков, позволяют углубить знание основных разделов математики.
В самом начале знакомства с параметром возникает некий психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величиной известной, а с другой – конкретное значение параметра не известно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой – он может принимать различные значения. Получается, что параметр в уравнении – это неизвестная известная, переменная постоянная величина. Этот «каламбур» очень точно отражает существо тех сложностей, которые я решил преодолеть при работе над данной темой. А именно рассмотреть различные методы решения уравнений с параметрами и преодолеть страх при их решении, а также углубить знания по данной теме.
II Основная часть
1 Основные правила
Рассмотрим уравнение f(а,в, с, ….., к., х) = ( а, в, с, ….., к., х) ,
где а, в, с, …., к, х – переменные величины.
Любая система значений переменных а = а0, в = в0, с = с0, …., к = к0,,
х = х0,, при которой и левая и правая части этого уравнения принимают действительные значения, называются системой допустимых значений переменных а, в. с, ….., к., х.. Пусть А – множество всех допустимых значений а, В - множество всех допустимых значений в, и т.д., Х - множество всех допустимых значений х, т.е. Если из каждого из множеств А,В, С, …, К выбрать и зафиксировать соответственно по одному значению а, в, с, …, к и подставить их в уравнение f(а,в, с, ….., к., х) = ( а, в, с, ….., к., х), то получим уравнение относительно х, т.е. уравнение с одним неизвестным. Решение его зависит от выбранной нами системы значений а, в, с, …, к и будет иметь определенное числовое значение при каждом таком выборе, следовательно, решение уравнения относительно х является функцией от а, в, с, …, к. Если обозначить это уравнение через F(а, в, с, …, к), то получим
f[а,в, с,…, к., F(а, в, с,…, к), F(а, в, с,…, к)]= [ а, в, с,..., к., F(а, в, с,…, к) ].
Переменные а, в, с, …, к , которые при решении уравнения
f(а,в, с, ….., к., х) = ( а, в, с, ….., к., х) считаются постоянными, называются параметрами, а само уравнение f(а,в, с, ….., к., х) =
( а, в, с, ….., к., х) называется уравнением, содержащим параметры.
Условимся в дальнейшем параметры обозначать первыми буквами латинского алфавита: а, в, с,d, ….., к,l,m,n, а неизвестные – буквами х, у, z.
Решить уравнение f(а,в, с, ….., к., х) = ( а, в, с, ….., к., х) – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они.
Два уравнения , содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;
б) каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
Необходимо иметь в виду, что если при каком-нибудь значении параметра
а= а0 данное уравнение не имеет смысла, то, разумеется, и решения нет при а = а0
2.Основная идея решения уравнений с параметрами
Я начала изучение уравнений с параметрами с решения простых уравнений.
Пример 1. Решить уравнение х – а = 0. Ответ: при
Пример 2. Решить уравнение 5х = а. Ответ: при :5 Пример 3. Решить уравнение х : 2 = а. Ответ: при
Пример 4. Решить уравнение а х = 10
Пример 5.Решить уравнение 0 · х = а .
Ответ: при а 0 корней нет, при а=0 х R
Пример 6. При каждом значении параметра а решить уравнение а х – 6 = 2а – 3х
Решение. Перепишем уравнение в виде ( а + 3) х = 2( а + 3)
Рассмотрим два случая а = - 3 и а ≠ -3
При а = - 3 имеем 0 х = 0
При а ≠ -3 уравнение имеет единственный корень х = 2
Ответ: при а = - 3 и х = 2 при а ≠ -3
Пример 7. Найти все значения параметра а , при каждом из которых уравнения ах – 5 = х + а и а2 х – 3 = х + а2 имеют общий корень.
Решение. Перепишем первое уравнение в виде ( а -1) х = а + 5
Полученное уравнение имеет корень лишь при , равный
Перепишем второе уравнение в виде ( а2 – 1) х = а2 + 3 . Это уравнение имеет корень лишь при , т.е.
Осталось найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнения ах – 5 = х + а и а2 х – 3 = х + а2 имеют общий корень. Для этого решим уравнение . Перенесем все слагаемые в одну часть уравнения и, упростив разность алгебраических дробей получим уравнение
Ответ:
Вывод. Решение задач с параметрами начинается с исследования. Отдельными элементами исследования являются формирование условий нахождения области допустимых значений уравнений, т.е. нахождение множества значений неизвестного и параметров, в пределах которого определены все рассматриваемые функции. После формирования условий О.Д.З., как правило, исходное уравнение сводится к равносильному
уравнению.
3.Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным
Пример8.Решить уравнение ( а2 -9 ) х = а2 + 2а – 3
Решение Уравнение имеет смысл при любых значениях параметра. Разложим трехчлен а2 + 2а – 3 на множители , получим
а2 + 2а – 3 ==(а+3)(а-1)
Запишем уравнение в виде ( а-3) (а+3)х = (а+3)(а-1).
Если а = -3, то уравнение принимает вид: 0·х = 0 Отсюда следует, что хR, т.е. корнем уравнения является любое действительное число.
Если а -3. то уравнение принимает вид: (а – 3) х = а – 1.
При а = 3 имеем 0·х =2. Уравнение корней не имеет.
При а 3 имеем . Уравнение имеет единственный корень.
Ответ: а = -3, хR; а = 3, х Ø; а -3 и а 3, .
Пример 9. Решить уравнение ( а2 - 1) х –(2 а2 + а – 3)=0
Решение. Перепишем в виде ( а2 -1 ) х = 2а2 + а – 3. Данное уравнение является линейным относительно х. Оно имеет смысл при любых значениях параметра а.
Разложим на множители левую и правую части уравнения
( а -1)( а+1) х =
( а -1)( а+1) х =
При а = 1 уравнение примет вид 0·х = 0 т.е. решением его служит любое действительное число.
При а = - 1 уравнение имеет вид 0·х = -2, т.е. не имеет решения
При уравнение имеет единственное решение
Ответ: а = 1, хR; а = - 1, х Ø; ,
Пример 10 .Найти корни уравнения
Решение. О.Д.З. : х -1, а 0
Преобразуем данное уравнение, умножив обе его части на а ( х+1) 0
(х-4) а – 1 = -2 (х+1)
ха – 4а -1 = -2 х – 2
ха +2 х = 4 а – 2+1
( а+2) х = 4 а – 1
Если а = -2 то имеем 0·х = -9. Следовательно х Ø. Если а -2 то .
Учитывая О.Д.З. х -1, проверим нет ли таких значений а, при которых найденное значение х равно -1.
, т.е. 4 а – 1 = -а – 2 или 5 а = -1, а = -0,2.
Значит, при а 0, а -2, а -0,2 уравнение имеет единственный корень
Ответ: х Ø при ; х = при
Пример 11. Решить уравнение
Решение. О.Д.З. m 1, х -3
Умножим обе части уравнения на (m-1)(х+3), получим уравнение
3 mх – 5 + (3 m-11)(х+3) = (2х+7)( m -1)
3 mх – 5 + 3 mх +9m – 11х – 33 -2 mх +2х -7m +7 = 0
4 mх - 9х -31 +2m = 0
(4m – 9) х = 31 - 2 m
При m 2,25
Проверим, нет ли таких значений m, при которых найденное значение х равно -3.
31 - 2 m = -12 m +27 10 m = - 4 m = - 0,4
Таким образом: при m 1, m 2,25, m -0,4 уравнение имеет единственное решение
При m=2,25, m = - 0,4 решений нет
При m = 1 уравнение не имеет смысла
Ответ: при m 1, m 2,25, m -0,4
При m=2,25, m = - 0,4 х Ø
При m = 1 уравнение не имеет смысла
Пример12. Решить уравнение
Решение. О.Д.З х ± в2
Умножим обе части уравнения на в4 - х2 0, получим уравнение
(а2 + х)( в2 + х) - (а2 - х)(в2- х) = 4авх + 2а2 – 2в2
а2 в2 + а2х +х в2 + х2 - а2 в2 + а2х +х в2 - х2- 4авх -2а2 + 2в2 = 0
2а2х + 2хв2 - 4авх -2а2 + 2в2 =0
а2х + хв2 - 2авх - а2 + в2 =0
а2х + хв2 - 2авх = а2 - в2
(а2 +в2 - 2ав) х = а2 - в2
(а – в)2х = а2 - в2
При а = в оно принимает вид: 0 х = 0, т.е. х – любое действительное число кроме х ± в2
При а в
Найдем теперь те значения а и в, при которых
а) при а+в = а в2 - в2 т.е. при
в) при а+в = -а в2 + в2 т.е. при
Ответ: При а в, ,
При а = в х – любое число, кроме х ± в2
При , решений нет.
4.Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
Уравнения вида а х2 + в х + с =0, где х – неизвестное, а, в, с – выражения, зависящие только от параметров и а 0, называется квадратным относительно х.
Допустимыми будем считать только те значения параметров, при которых а, в, с – действительны.
Пример 13. Решить уравнение m х2 + 3 m х – (m+2) = 0
Решение. Данное уравнение имеет смысл при любых значениях параметра m.
При m=0 уравнение принимает вид 0 х2 + 0 х – 2 = 0 и не имеет корней
При m0 уравнение является квадратным
D = 9 m2 – 4 m (- (m+2)) = 9 m2 + 4 m2 +8 m = 13 m2 + 8 m = m ( 13 m +8)
Квадратное уравнение имеет корни, если D ≥ 0
m ( 13 m +8) ≥ 0 при m или m > 0
т.е. при m или m > 0 уравнение имеет два корня
Ответ: при m=0 х Ø; при m или m >0
Пример 14.Решить уравнение ( а – 5) х2 + 3 а х – ( а – 5) = 0
Решение. При а = 5 имеем 15 х =0 х = 0
При а 5 D= 9 а2 + 4( а – 5) ( а – 5) = 9 а2 + 4( а – 5)2
Ответ: При а = 5 х = 0
При а 5
Пример 15.Решить уравнение
Решение. О.Д.З. х ≠ 1, х ≠ а, а ≠ 1
Перепишем уравнение в виде (а+1) х2 – ( а2+4а+1) х + (2а2+2а) = 0
Если а = -1, то 2х = 0 , т.е. х = 0
Если а ≠ -1, то находим, что
Найдем значения а, при которых х =1 и х = а, чтобы исключить их.
а+1 = 1, а = 0 – недопустимо по условию;
а + 1 = а, 1 = 0 – невозможно;
Итак, если а ≠ -1, а ≠ 0, а ≠ 1, то .
Теперь рассмотрим, что происходит с уравнением при а = 1 Найдем корни уравнения: х1=1 и х2 =2, причем х1 не подходит по условию.
Ответ: при а ≠ ±1, а ≠ 0;
х = 0 при а = -1; х = 2 при а = 1
Пример 16. Решить уравнение
Решение. О.Д.З. , х ≠ -1, х ≠ -2
Перепишем уравнение в виде х (х+2) – 2 а (х+1) = 3 – а2
х2 + 2 х – 2 а х – 2 а -3 + а2 = 0
х2 – 2 (а – 1)х + а2 – 2а – 3 = 0
D= 4( а – 1)2 – 4 (а2 – 2а – 3) = 16
х1 = а + 1 и х2 = а – 3
Среди полученных корней могут быть и посторонние. Поэтому узнаем при каких значениях а полученные корни принимают значения -2 или -1.
х1 = а + 1 = -2 при а = -3 , при этом х2 = а – 3 = -6
х1 = а + 1 = -1 при а = -2, при этом х2 = а – 3 = -5
х2 = а – 3 = -2 при а = 1, при этом х1 = а + 1 = 2
х2 = а – 3 = -1 при а = 2 , при этом х1 = а + 1 = 3
Ответ: при , а ≠ - 3, а ≠ ±2, а ≠ 1 х1 = а + 1 и х2 = а – 3
при а = -3 х = -6 при а = -2 х = -5
при а = 1 х = 2 при а = 2 х = 3
Пример 17. Решить уравнение
Решение. О.Д.З.
Приведем уравнение к виду
При а = -2 имеем х = 0
При имеем два корня
D= (2а2 + 2а + 5) (2а2 + 2а + 5) – 4 (а2 + а - 2)(а2 + а - 2)=
4а4 + 4а3 + 10а2 + 4а3 + 4а2 + 10а + 10а2 + 10а + 25 – 4а4 - 4а3 + 8а2 - 4а3 -4а2 + 8а + 8а2 + 8а – 16 = 36а2 + 36а + 9 = 9 (2а+1)2
Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений а при которых х1 и х2 (или одно из них) равны 2.
Ответ: При
При а = -2 уравнение имеет одно решение х = 0
При а = 4 и а = -5 тоже одно решение х = 0,5
При а = ±1 уравнение не имеет смысла
Пример 18. Решить уравнение
Решение. О.Д.З.
_____________________________________
Теперь проверим, нет ли таких значений а при которых один из полученных корней равен 2.
При а = -8, т.е. х = 14
Ответ: При а = -8 х = 14
При и два действительных корня
При а = -1 уравнение не имеет смысла.
5. Иррациональные уравнения.
Пример 19.Решить уравнение
Решение. О.Д.З. ,
Обозначим , у ≥ 0, 3х – 2 = у2 и х = .
Для у получаем уравнение
у = + а
у2 – 3у + 3а + 2 = 0 , у ≥ 0
D = 9 – 4 ( 3 а + 2) = - 12а + 1
- 12а + 1> 0 т.е. , учитывая имеем
При уравнение имеет два корня
При получаем одно решение у = 1,5
При одно решение
Теперь возвратимся к неизвестному х
Если , то х = = =
Если уравнение имеет два корня
Если у = 1,5 х = =
Если то решений нет
Ответ: Если , то х =
Если то
Если у = 1,5 х = =
Если , то решений нет
Пример 20. Решить уравнение
Решение. Возведя обе части в квадрат, получим
или
При а = 2 уравнение принимает вид
0х=5,
т.е. не имеет решений.
При а
х = .
Для проверки решений подставим полученное решение х в левую и правую части уравнения
Левая часть
При а и при а
при .
Правая часть
.
Отсюда видно, что х = является корнём уравнения, при а и при а.
При решений нет.
Ответ: При . при , а х =
Пример 21. Решите уравнение .
Решение. Множество допустимых значений данного уравнения:
(0;+).
Преобразуем уравнение
Далее, записывая уравнение в виде
,
получим:
при а=0 уравнение решений иметь не будет;
при 0 уравнение может быть записано в виде
.
При а данное уравнение решений не имеет, так как при любом х, принадлежащем множеству допустимых значений уравнения, выражения, стоящее в левой части уравнения, положительно.
При а уравнение имеет решение .
Принимая во внимание, что множество допустимых решений уравнения определяется условием , получаем окончательно.
При решением иррационального уравнения будет .
При всех остальных значениях а уравнение решений не имеет
Ответ: При при .
Пример 22. Решить уравнение
Решение.
Пример 23.Наити такие значения а, в ,с при которых уравнение
имеет бесконечно много решений.
Решение. Перенесем в правую часть и возведем обе части полученного уравнения в квадрат. После приведения подобных членов получим уравнение
, являющееся следствием данного уравнения.
При а+2с = 0 и с-в = 0, и только в этом случае, последнее уравнение имеет бесконечно много решений.(все неотрицательные числа)
Подставив а = -2с и в = с в исходное уравнение, получим
При это уравнение корней не имеет.
При с=0 имеет единственное решение х = 0
При рассмотрим такие значения неизвестного х, которые удовлетворяют неравенству . Следовательно
имеем систему . Итак, данное уравнение имеет бесконечно много решений тогда и только тогда, когда а = -2с, в = с. и его решениями являются все числа и отрезка
6. Показательные и логарифмические уравнения .
Уравнение вида , где а >0 и в >0, будем называть показательным уравнением.
Областью определения R его служит общая часть областей определения функций f(х) и g(х).
При а = в =1 решением уравнения является все значения х из области определения R.
При а = 1 и в ≠ 1 уравнение равносильно системе
При в = 1 и а ≠ 1 уравнение равносильно системе
При а = в (а>0, а ≠1, в >0, в ≠1) мы получим уравнение f(х) = g(х).
При а ≠в (а ≠1, в ≠1) уравнение равносильно уравнению , где с >0, с ≠1.
Уравнение где а>0, а ≠1, в >0, в ≠1 называется логарифмическим уравнением.
Областью определения его служит решение системы .
При а = в мы получим уравнение равносильное уравнение f(x) = g(x).
При а ≠ в уравнение приводится к одному основанию .
Пример 24. Решить уравнение
Решение. О.Д.З. , ограничение на параметр а > 0
Приведем его к виду а –х - 1 = а -2 х + 1
При а =1
При а > 0 и а ≠ 1 –х – 1 = - 2х + 1
х = 2
Ответ: При а =1
При а > 0 и а ≠ 1 х = 2
Пример 25. При каких значениях а уравнение имеет единственное решение?
Решение. Так как
Ведем новую переменную 2х = у
а у2 – 5 у + а = 0
Уравнение имеет единственное решение, если дискриминант равен нулю.
D = 25 – 4 а2 = 0. т.е. а = 2,5
Ответ: а = 2,5
Пример 26. При каких а уравнение имеет единственное решение?
Решение. Пусть 2х = у , у > 0, тогда
у2- (5а – 3 ) у + 4 а2 – 3 а = 0
D = ( 5 а – 3)2 – 4 ( 4а2 – 3 а ) = 25а2 – 30 а + 9 – 16 а2 +12 а = 9 а2 – 18 а +9 = 9 ( а – 1 )2
Уравнение имеет единственное решение, если D = 0 , т.е. при а = 1
Проверим имеет ли уравнение еще корни.
D > 0 , то
Имеем а = 1, у2 = а у = 1 т.е. 2х = 1 х = 0
Уравнение может иметь единственное решение при D > 0 и когда корни уравнения у2- (5а – 3 ) у + 4 а2 – 3 а = 0
имеют противоположные знаки.
4 а – 3 и а являются корнями уравнения у2- (5а – 3 ) у + 4 а2 – 3 а = 0
Рассмотрим их знаки
Предположим, что а > 0 . Тогда 4 а – 3 < 0 , т.е. а < 0,75. Имеем
Уравнение может иметь единственное решение, если D > 0 и один из корней уравнения
у2- (5а – 3 ) у + 4 а2 – 3 а = 0 равен нулю, а другой – положителен.
Так как у2 = а ≠ 0, то 4 а – 3 = 0 а = 0,75
В этом случае
Ответ: а = 1, 0 < а ≤ 0,75
Пример 27. При каких значениях а уравнение имеет единственное решение?
Решение. Пусть 2000х = у, у > 0, тогда уравнение примет вид
D = 36 – 4(а2- 8а ) = 36 - 4а2 + 32 а = 4 (9 – а2 + 8а )
Уравнение имеет единственный корень, если D = 0
4 (9 – а2 + 8а ) = 0 а2 – 8 а – 9 = 0
а1= -1, а2 = 9
Имеем если D = 0, то у = 3, 2000х = 3 , х = log20003 – единственный корень.
Уравнение может иметь единственное решение при D > 0 и когда корни уравнения
имеют противоположные знаки.
Так как уравнение 2000х = у не имеет решения при у < 0, то
а2- 8 а < 0 , а ( а - 8 ) < 0, ____________________________ 0 < а < 8
Так как уравнение 2000х = у не имеет решения при у = 0, то
а2- 8 а = 0 , а ( а - 8 ) = 0, а1 = 0 и а2 = 8
При а1 = 0 и а2 = 8 уравнение примет вид
у2 – 6 у = 0 , у =0 ( посторонний корень) и у = 6
при у = 6 имеем 2000х =6 , х = log20006
Ответ : а = 9, а = -1, 0 ≤ а ≤ 8
Пример 28. Решить уравнение
Решение. Запишем уравнение в виде
и введем замену . Тогда уравнение примет вид: у2 – 4 у – а = 0
Для анализа корней этого уравнения запишем уравнение в форме
у2 – 4у = а и построим эту зависимость в системе координат уОа.
Так как и показательная функция
с основанием 3 является возрастающей,
причем - . То очевидно, что 0 < у ≤ 1.
Тогда необходимо установить, при каких
значениях а корни уравнения у2 – 4 у – а = 0
удовлетворяют этому условию.
Из рисунка видно, что 0 < у ≤ 1 только для
корня при
-3 < а< 0. Так как , то
Отсюда
Ответ:
Пример 29. Решить уравнение log2( 6x2 + 25x) = 1 + log2( ax + 4a – 2)
Решение. Перейдем от данного уравнения к уравнению
log2( 6x2 + 25x) = log22+ log2( ax + 4a – 2)
log2( 6x2 + 25x) = log2 2( ax + 4a – 2)
6 х2 + 25 х = 2( ах + 4а – 2 )
Таким образом исходное уравнение эквивалентно системе условий.
Решим уравнение этой системы 6 х2 + 25 х - 2 ах -8 а + 4 = 0
6 х2 + х (25 - 2 а) + 4 -8 а = 0
Корень -4 не удовлетворяет условию 6х2 + 25 х > 0 и не является решением исходного уравнения.
Определим, при каких значениях а 6х2 + 25 х > 0.
Получаем неравенство
Или 2а2 + 23 а – 12 > 0, решение которого
Ответ: при
При
Пример 30. При каких положительных значениях а уравнение
имеет единственный корень?
Решение. Рассмотрим два случая.
тогда х = 2.
При log3a = 0 получается линейное уравнение, которое имеет единственный корень.
Ответ: а = 1,
III. Заключение.
В своей работе я предлагаю решение тридцати примеров линейных, квадратных , иррациональных, показательных и логарифмических уравнений с параметрами.
Материал данной работы построен последовательно : от простого к сложному и поможет всем учащимся углубить знания по теме « Решение уравнений, содержащие параметр»
Данная работа содержит различные виды уравнений и методы их решения. Изложение сопровождается необходимыми теоретическими сведениями.
Материал данной темы расширен, углублен.
Считаю, что поставленной цели я добился.
Работая над этой темой, я еще раз убедился, что математика – это очень интересная и увлекательная наука. Уравнения с параметрами – это головоломка, которую можно решить, вооружившись математическими знаниями.
IV. Список литературы.
1.А.П.Власова, Н.И.Латанова. Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. Учебное пособие. Дрофа. Москва. 2005
2. Дмитрий Письменный. Готовимся к экзамену по математике. Домашний репетитор. Айрис Пресс. Москва. 2004
3.Методическое пособие по математике №3-4. Всероссийская школа математики и физики «Авангард».Москва. 2005
4. Саакян С.М. Экзамен по алгебре и началам анализа. Пособие для учителей и старшеклассников. Вербум-М. Москва. 2001.
5. Цыпкин А.Г. Справочник по математике для средней школы. Москва. 1981.
6.Шевкин А.В. Задачи с параметром. Линейные уравнения и их системы. Русское слово. Москва. 2003.
7. Ястребицкий Г.А Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Просвещение. Москва. 1972.
Простые новогодние шары из бумаги
Медведь и солнце
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Распускающиеся бумажные цветы на воде
5 зимних аудиосказок