"Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс"
американский психолог Ч.Диксон
Краткая аннотация
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций.
Проблема конфликта актуальна и в нашей школе, так как на переменах и во внеурочное время часто можно увидеть драки и словесные перепалки детей.
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей. Конфликты являются естественной частью нашей жизни.
В нашем исследовании мы выяснили, в какой сфере чаще всего происходят конфликты в начальных классах нашей школы-интерната, что является причиной конфликтов. Результаты исследования показали, что конфликты между учениками являются самыми распространенными в начальных классах. Выделены следующие причины конфликтов среди учащихся: из-за притязаний на игрушки сверстника, из-за случайных физических столкновений. Также возникают конфликты в играх, из-за условий игры, из-за результата игры, из-за места, из-за притязаний на игрушки сверстников, из-за притязаний на школьные принадлежности сверстников, из-за оскорблений (словами, тоном, прямым контактом, жестом), из-за притязаний на лидерство, из-за разглашения тайны. Чаще всего, учащиеся начальных классов в конфликтных ситуациях используют следующие стили поведения: соревнование (конкуренция), избегание, приспособление. Очень редко используются стили: компромисс и сотрудничество.
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty.doc | 55.5 КБ |
Школьные конфликты, или Ребята, давайте жить дружно!
Даньшина Ксения Захаровна
Муниципальное образование Ямальский район с. Панаевск
Муниципальная казенная общеобразовательная школа интернат «Панаевская школа-
интернат среднего (полного) общего образования»,
2а класс
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………… стр. 3
2.Конфликт, причины конфликтов……………………………………...................стр.4
3. Заключение …............................................................................................................стр.6
Литература…………………………………………………………………………......стр.7
Приложение
Школьные конфликты, или Ребята, давайте жить дружно!
Даньшина Ксения Захаровна, 2а класс
Муниципальное образование Ямальский район с. Панаевск
Муниципальная казенная общеобразовательная школа интернат «Панаевская школа-
интернат среднего (полного) общего образования»
"Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс"
американский психолог Ч.Диксон
1. Введение
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций.
Проблема конфликтов актуальна и в нашей школе, так как на переменах и во внеурочное время часто можно увидеть драки и словесные перепалки детей.
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей. Конфликты являются естественной частью нашей жизни.
Объектом моего исследования являются конфликты между детьми в начальной школе. Цель исследования: изучение причин конфликтов учащихся начальных классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Задачи:
Гипотеза исследования – если применить в конфликтной ситуации стиль поведения «сотрудничество», то можно разрешить конфликт мирным путем.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение в естественных условиях, опрос, анкетирование.
2. Конфликт, причины конфликтов
Можно ли жить без конфликтов? Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что конфликты происходят повсюду, где существуют люди. Конфликты — довольно частое явление в нашей жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Особенно много конфликтов происходит в детских коллективах.
Во многих языках мира значение конфликта понимается одинаково и одинаково звучит - от латинского conflictus - столкновение. Конфликты являются частью повседневной жизни. Чаще всего конфликты возникают тогда, когда люди ощущают, что с ними обходятся несправедливо.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
2.1. Стили поведения в конфликте на примере сказочных героев.
Я очень люблю читать, а особенно сказки. Сюжет любой сказки всегда состоит из какого-либо конфликта, его развития и разрешения. В волшебной сказке — это всегда конфликт народного героя со злыми силами. Я решила на примере героев сказок изучить способы поведения в конфликтной ситуации.
Существует пять стилей поведения в конфликте:
1. Соревнование (конкуренция).
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. | При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; испорченные отношения |
Яркий пример такого поведения в конфликте можно увидеть в басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
Мы считаем, что данный стиль поведения в конфликте является неэффективным.
2. Уклонение (избегание)
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Уклонение (избегание) | Уход от ответственности за решения | Переход конфликта в скрытую форму |
Такой стиль поведения в конфликте мы можем увидеть в известной русской народной сказке «Колобок».
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…»
Конец этой сказки всем известен, колобку удалось уйти от зайца, от волка, от медведя, а «Лиса его, ам и съела!»
3. Приспособление
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов | Вы уступили, решение откладывается. |
Данный стиль поведения в конфликте описан в русской народной сказке «Заюшкина избушка». Заяц не смог отказать лисе и пустил ее переночевать, за что и поплатился. Только благодаря отважному петуху, заяц не остался без крыши над головой.
4. Компромисс
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
Такой способ поведения в конфликте мы увидели в русской народной сказке «Мужик и медведь». Исход ситуации, в которой оказались мужик и медведь, ни одного из этих героев не обрадовал. Медведь остался без пищи, а мужик без поля. «И с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».
5.Сотрудничество
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. | Временные и энергетические затраты. |
На примере русских народных сказок «Сивка-бурка», «По щучьему велению» мы можем пронаблюдать самый на наш взгляд эффективный способ поведения в конфликте. Судите сами, обе конфликтующие стороны получили взаимную выгоду: Емеля отпустил щуку, а та в благодарность исполнила все его желания, также и Иванушка-дурачок обрел друга в лице Сивки-Бурки, который помог ему в трудной ситуации.
Вывод: наиболее эффективным способом поведения в конфликте является сотрудничество.
2.2. Результаты исследования.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение психологического климата в начальных классах школы-интерната и определение наиболее часто встречающихся конфликтов. Анализ результатов опроса классных руководителей показал, что большинство педагогов оценивают атмосферу в своем классе как дружелюбную, а 15% считают, что бывают конфликты. Наиболее частые конфликты происходят между учащимися (61%), более реже происходят конфликты в сферах «группа-ученик» (12%), «ученик-учитель» (9%). Встречаются единичные случаи конфликтов в сферах «учитель-родитель», «ученик-родитель». Каким способом разрешаются конфликты? В основном, с помощью классного руководителя (54%), проходят сами собой (25%), разрешаются с помощью третьих лиц (педагогов, психологов) — 21%. (Приложение 2). Итак, результаты опроса классных руководителей начальных классов показали, что:
1. Наиболее часто происходят конфликты в сфере «ученик-ученик».
2. Помощь в разрешении конфликтов ожидается от психологов, родителей.
В ходе исследования, нами выделены следующие причины конфликтов среди учащихся: из-за притязаний на игрушки сверстника (16%), из-за случайных физических столкновений (29%) Также возникают конфликты в играх (22%), из-за условий игры, из-за результата игры, из-за места, из-за притязаний на школьные принадлежности сверстников, из-за оскорблений (19%) (словами, тоном, прямым контактом, жестом), из-за притязаний на лидерство (12%), из-за разглашения тайны (2%). (Приложение 2)
Таким образом, анализ конфликтов в начальной школе позволяет сделать следующие выводы:
1. Конфликты среди учащихся начальных классов случаются из-за отсутствия навыков общения, низкой саморегуляции.
2. Конфликты в предметных отношениях являются следствием неограниченного чувства собственности, что ведет к несоблюдению прав и обязанностей к чужой личной собственности.
3. Конфликты в личных отношениях случаются из-за борьбы за лидерство в детском коллективе; из-за симпатий к сверстникам противоположного пола.
Чаще всего, учащиеся начальных классов в конфликтных ситуациях используют следующие стили поведения: соревнование (конкуренция), избегание, приспособление. Очень редко используются стили: компромисс и сотрудничество.
Мы разработали рекомендации, как нужно вести себя в конфликтной ситуации (Приложение 3).
3. Заключение
Терпимость к другому человеку, нации, культуре, традициям является основой хороших отношений между людьми во всем мире. Нужно учиться навыкам правильного общения, быть терпимым, находить общее, строить доверительные отношения, сотрудничать, разрешать конфликты, принимать других такими, какие они есть. Ни один человек не живет на необитаемом острове, мы все живем среди людей и с людьми. В современных школах и семьях большое значение придается развитию уровня интеллекта и познавательных способностей детей, но необходимо также вести работу по повышению уровня эффективного общения, умения управлять своими чувствами и эмоциями, обучать навыкам владения собой, разрешать конфликтные ситуации.
Литература
Рисуем пшеничное поле гуашью
Есть ли лёд на других планетах?
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем зимние домики
Серебряное копытце