Учебное исследование «Причины возникновения прозвищ в школьной среде» посвящено проблеме подросткового прозвища, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде. Актуальность исследовательской работы заключается в том, что и взрослым и детям необходимо понять принцип появления прозвища, которое является своеобразным способом утверждения норм поведения среди детей, и от него никуда не деться до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Причины возникновения прозвищ в школьной среде" | 209 КБ |
Введение
Как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев, так не бывает двух одинаковых людей. Мы все очень разные: и внешне, и внутренне. И дети, взрослея, начинают замечать эти различия, нередко награждая друг друга неприятными кличками, и это становится причиной для слёз и обиды. Дразнилки, прозвища, обидные эпитеты, почти всегда лишённые логики и смысла, мы слышим с самого раннего детства. Каждый человек когда-то был ребёнком, которого дразнили сверстники и который сам награждал окружающих прозвищами. Прозвища – это такой своеобразный способ утверждения норм поведения среди детей, и от них никуда не деться до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции. Кроме имени, зафиксированного при рождении в свидетельстве, большинство детей имеет второе имя, прозвище, своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать носителя определённого наименования.
Как возникла традиция дразнения детей? Каково историческое происхождение прозвищ? Почему дети охотнее используют в речи прозвища сверстников, чем их имена собственные? Насколько безобидны дразнилки для детей? Как обстоит дело с прозвищами в нашей школе? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила провести исследование на эту тему.
Я поставила следующую цель: выявить и проанализировать причины возникновения и функционирования прозвищ в школьной среде.
В процессе исследования я решала следующие задачи: 1) изучить литературу по ономастике; 2) проследить историю возникновения прозвищ; 3) раскрыть причины, по которым даются прозвища; 3) классифицировать детские прозвища; 4) составить презентацию «Прозвища в школьной среде» для использования на классных часах в начальной и средней школе.
Объектом моего исследования является школьная языковая среда и прозвища в ней; предметом исследования – причины появления и употребления прозвищ.
В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение справочной литературы по ономастике, анкетирование учащихся МОУ «Многопрофильный лицей № 1» Чамзинского муниципального района, анализ собранного материала, систематизация и классификация детских прозвищ.
Глава 1
Прозвища в жизни человека
1.1. История возникновения прозвищ
Изучая дополнительную литературу, я познакомилась с лексическим значением слова «прозвище».
В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «Прозвище. Назыв, название, кличка, имя, или проименование, прозванье добавочное к имени».[1]
В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушаков даёт следующее толкование: «Прозвище. Названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-ннибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица. Николай I получил прозвище Палкин, а последний из Романовых, Николай II, заклеймен прозвищем Кровавый».[2]
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» раскрывает смысл этого слова следующим образом: «Прозвище. Название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище»[3].
«Большой Российский Энциклопедический Словарь» даёт такую трактовку слову: «Прозвище – кличка, неофициальное имя человека, животного, предмета и т.п.». [4]
«Словарь синонимов» предлагает следующий ряд: «Имя, название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, звание, эпитет».[5]
Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались, как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» – отсюда и название явления – прозвища, которые могли даваться в разные периоды их жизни и во многих случаях были известны довольно ограниченному кругу человек.
Древнерусские имена были очень разнообразны. Например, в числовых именах представлен весь числовой ряд от 1 до 10: Перва, Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак и т.д. Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Беляй, Беляк, Белой, Белуха и др.
Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (беспокойный), Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна, Смирной; в некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и другие обстоятельства: Богдан и Богдана, Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава, Поздей, Поспел, Хотен и другие.
Некоторые имена давались по времени рождения ребенка: Вешняк (весной), Зима, Мороз (зимой).
Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Срарой, Тугарин (туга – печаль).
По именам можно узнать о соседях, с которыми жили русские: Козарин (хазарин), Чудин (представитель финно-угорского племени чудь), Онтоман (очевидно, турок - оттоман), Карел, Татарин и другие.
Древнерусские имена восходили к прозвищам, так как отражали своеобразные характеристики, неповторимые свойства и качества человека. Однако они считались официальными именами, наряду с которыми были распространены прозвища, указывающие род занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол; происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Несков, Татарин; пристрастия в еде или привычках: Ковриша, Тюря, Сахар, Борщ, Засоня, Лежебок, Гордец, Неустой, Злоба.
В 10 веке с принятием христианства у восточных славян появляются новые – крестильные – имена, главным образом греческие, а также латинские, еврейские. Новые имена не могли сразу вытеснить прежние языческие. Один и тот же человек именовался как языческим, так и христианским именем: «Милонег, Пётр по крещенью», «Ждан, а в крещении Микула».
До 17 века термин «прозвище» приравнивался термину «личное имя», обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку.[6]
1.2. Прозвища на страницах художественной литературы
На уроках литературы мы изучали произведения русских писателей, герои которых имеют прозвища. Приведём несколько примеров.
Кабаниха – прозвище богатой своевольной и грубой купчихи Марфы Игнатьевны из пьесы А.Н.Островского «Гроза». Кабаниха никогда не примиряется с человеческими слабостями, её прозвище произведено от её фамилии Кабанова.
Искусный тульский оружейник Левша – герой знаменитого одноимённого сказа Н.С.Лескова – прозван так потому, что плохо владел правой рукой.
Бирюком называют крестьяне героя одноимённого рассказа И.С.Тургенева лесника Фому за необщительность и строгий нрав.
У М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» читаем: «…Яков Подкова (на службе ковал коня; взыграв, стукнул тот копытом по лицу Якова, и, проломив нос, разрезав губы, вышла на лице подкова; овальный шрам зарос, посинел, пятнышками чернели следы острых шипов, от этого и прозвище – Подкова)».
В известном романе М.А.Булгакова прозвище «Мастер» дано герою Маргаритой аналогично традиционным именованиям «мэтр», «маэстро» – наставник, строгий учитель, деятель искусства или науки, почитаемый авторитет среди своих учеников.
Интересен тот факт, что героиня романа В.Каверина «Два капитана» называет своего мужа капитана Татаринова Монтигомо Ястребиный Коготь: «…привет от твоего Монтигомо Ястребиный Коготь, как ты когда-то меня называла…». Прозвище индейца обрело свою вторую жизнь.
Прозвище ябеды Гоги Пилюкина из повести-сказки Л.И.Лагина «Старик Хоттабыч» Пилюля произошло от искажения фамилии героя.
Железная Кнопка, Валька-Живодёр, Чучело – одноклассники из повести В.К.Железникова «Чучело». Прозвища отражающие силу характера, особенности поведения и нескладный внешний вид подростков.
Барабанщик, Музыкант – прозвища героев повести В.П.Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне», которые отражают привычки человека, характер его занятий («Яське нравилось стучать в барабан», «Про Музыканта много чего рассказывали …Был он нелюдимый, но не злой. Часто насвистывал что-то и за это получил свое прозвище»).
В основу прозвищ литературных персонажей положены следующие основные признаки: характер занятий героя, профессия; внешние данные героя; особенности характера героя, отражение его внутреннего мира.
1.3. Функционирование прозвищ в разговорной речи
На уроках русского языка изучаются имена собственные, они вводятся в тексты упражнений, используются в теме «Приложение». Мы находим в тексте собственные имена, правильно пишем и произносим их. К тому же собственные имена встречаются почти во всех дисциплинах школьного курса. Так на уроках проводится работа по изучению антропонимии на протяжении всех лет обучения. Наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных наименований. Значительную их часть составляют неофициальные именования, то есть прозвища, которые функционируют весьма активно. У многих народов наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных именований, которые функционируют весьма активно, видоизменяясь под воздействием социальных факторов, претерпевая влияние современного литературного языка.
Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. В течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем. Прозвища употребляются в быту, в частных разговорах, на улице, в школьной среде, поэтому это лексический пласт разговорного стиля. Прозвище употребляется в неофициальной обстановке в пределах улицы, села. Оно бесконфликтно сосуществует с официальной «паспортной» лично-именной формулой и почти не имеет юридической значимости.
Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся своеобразным способом утверждения норм поведения среди подростков.
В обыденной жизни причины появления прозвищ примерно такие же, как и в литературе: стремление сократить фамилию, отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры, внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться.
Разговорная речь – некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Поэтому важно научить подростков понимать отличие разговорного литературного стиля от разговорного просторечного и грубого (жаргон, арго, сленг и т.д.), находящихся за пределами литературного языка. Прозвища относятся к разговорному стилю, дают определённую информацию о носителе. Поэтому следует считаться со своеобразием этого стиля, изучать лексический пласт этого стиля, развивать, а не подавлять языковую интуицию школьников.
Глава 2
Школьные прозвища и их классификация
2.1. Происхождение прозвищ в среде школьников
Психолог М.В.Осорина пишет, что «обзывание, приклеивание прозвищ – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга: ребята опытным путем приобретают много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях общения. Дразнение – это форма вступления в контакт, и демонстрация себя, и психодиагностика потенциальной жертвы: посмотреть, как ты будешь реагировать. Для развития социального «Я» ребенка эти коммуникативные навыки так же важны, как наличие парусов на мачтах парусника. Без них он не поплывет по волнам моря житейского. Значит, дразнения в каком-то смысле являются частным проявлением детской склонности приставать друг к другу, а за этим стоят подсознательные исследовательские цели.[7]
Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в рамках школьного детского сообщества. В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях. Во-первых, она отмечает тех, кого отвергает детская группа. Во-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. Наконец, в-третьих, имеет место процесс, посредством которого выдвигаются лидеры данного небольшого общества.
Кто придумывает прозвища? Данные, которыми мы располагаем, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
Но как возникают прозвища? Исследования, проведенные среди детей, показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: 1. По имени и фамилии (внутренне мотивированные прозвища в основе – аналогия); 2. По внешним данным (голова, волосы, руки, ноги, туловище, одежда и др.); 3. По характеру человека; 4. По событиям, происходящим в жизни.
2.2. Результаты анкетирования школьников
Как часто в школе и на улице вместо имени мы слышим клички. Кто-то из ребят страшно обижается, кого-то это приводит в ярость, есть и такие, кому всё равно. Хорошо это или плохо, но во всём мире это явление существовало и существует.
Чтобы рассмотреть школьные прозвища, точнее те прозвища, которые бытуют только в школьной среде и употребляются в разговорной речи школьников, как младших, так и старших классов, мы провели в своей школе анкетирование «Что такое прозвище?» (Приложение I).
214 учащимся 5 – 11 классов нашего лицея были заданы вопросы, связанные с таким распространённым явлением, как прозвище. Анкетирование показало следующие результаты.
Синонимом к слову «прозвище» были названы следующие слова: «кличка», «кликуха», «погоняло», «ник-нэйм», «ник», «логин», «фрайк», «второе имя» и др.
Результаты анализа ответов на данный вопрос я представила в виде таблицы:
Таблица 1
№ п/п | Синонимы к слову «прозвище» | Частота ответов | |
1. | Погоняло | 45 | 21,03 % |
2. | Кличка | 42 | 19,63 % |
3. | Кликуха | 36 | 16,82 % |
4. | Логин | 15 | 7,01 % |
5. | Кликало | 12 | 5,61 % |
6. | Ник-нэйм | 11 | 5,14 % |
7. | Фрайк | 10 | 4,67 % |
8. | Нэйм | 9 | 4,21 % |
9. | Ник | 8 | 3,47 % |
10. | Псевдоним | 7 | 3,27 % |
11. | Назывуха | 6 | 2,80 % |
12. | Второе имя | 5 | 2,34 % |
13. | Прозвалка | 4 | 1,87 % |
14. | Обзывало | 3 | 1,40 % |
15. | Ярлык | 1 | 0,47 % |
(Приложение II)
Анкетирование показало, что только 79 человек из 214 (36,92 %) считают, что имеют прозвища и знают их. На самом деле, прозвище (а иногда даже не одно) имеют все опрошенные школьники. Чем старше респонденты, тем большее количество из них имеет прозвища. Объяснить это можно тем, что люди с каждым годом своей жизни всё больше формируются как личности и у них вырабатываются постоянные качества, которые и служат чаще всего причиной возникновения прозвищ. К тому же круг общения людей более старшего возраста (10- и 11-классников) становится всё шире, и это тоже влияет на возникновение нового имени – прозвища. Ведь человек должен выделяться чем-то среди окружающих.
Из числа респондентов считают это неприятным лишь 17 человек (7,94 %), остальные не обижаются, воспринимают прозвище «естественно», «хорошо», «нормально», «мне даже нравится» и др.
Предложение «Я считаю, что прозвище это – …» школьники нашего лицея закончили следующим образом:
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени – 22 человека (10,28 %);
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются – 28 человек (13,08%);
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании) – 31 человек (14,49 %);
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание – 129 человек (60,28 %);
д) 6 человек (2,80 %) дали свое объяснение (даётся без исправлений): это нормальное явление, свидетельствующее о положении и авторитете человека в коллективе; это второе (более яркое) имя человека; имя, которым привыкли называть человека друзья, коллеги по работе; неофициальное имя; имя, зависящее от ситуации, от среды общения; прозвище – это второе имя, которое нравится тебе и твоим собеседникам.
На вопрос «Каково происхождение прозвищ в вашем классе?» ребята ответили так:
(Приложение III)
Заключение
«Прозвища народ даёт» – с этими словами известного языковеда В.И.Даля нельзя не согласиться. Русский язык богатый, яркий и образный возможно потому, что безгранична фантазия русского народа. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. Вероятно, постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища, потому что подросткам хочется идентифицировать своё окружение не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.
Изучив собранный материал, можно отметить тот факт, что прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имен. В отличие от последних, прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека (не всегда положительно), при этом отличительно и то, что прозвище не оглашается прямо в отличие от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления и не связанных с образными и эмоциональными переживаниями. Прозвища очень интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении.
Основные выводы, к которым я пришла в процессе исследования:
В процессе работы обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы, но это отдельный большой вопрос, который может стать темой самостоятельного исследования.
Библиографический список
Приложение I
Анкетирование «Что такое прозвище?»
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);
г) нормальное явление, на которое не следует обращать внимание.
Приложение III
Синонимы к слову «прозвище»
Приложение III
Происхождение прозвищ в среде школьников
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, 2004. с.736
[2] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред. Семенец Ю.И. М.: Альта-Принт, 2007. с.1239
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Шведовой Н.Ю. М.: Русский язык, 1985. с. 529.
[4] Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. М.: Энциклопедия, 1985. с.1062
[5] Учебный словарь синонимов русского / Сост. Зимин В.И., Алекторова Л.П., Ким О.М., Шанский В.Н. М.: Русское слово, 1994. с. 451
[6] Никонов В. А. Имя и общество. М.: Русский язык, 1974. с. 124
[7] Осорина М.В. Как противостоять кличкам, прозвищам и дразнилкам. М.: Педагогика, 2004. с. 26
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Рисуем пшеничное поле гуашью
Музыка космоса
«Течет река Волга»