Работа исследовательского характера. Тема работы выходит за рамки школьной программы начальной школы и помогает ребенку освоить новые знания. Формулировка темы учитывает интерес детей младшего школьного возраста к загадочным и сказочным историям, что позволяет использовать нетрадиционные приемы в развитии творческого начала в сознании ребенка в условиях стремительного технологического развития общества.
Вложение | Размер |
---|---|
artemov.docx | 344.1 КБ |
Сказки – прекрасное творение искусства. Русская народная сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно. Сказки входят в нашу жизнь в раннем детстве и остаются c нами навсегда. Именно сказки открыли нам мир человеческих чувств и взаимоотношений, добра и зла, справедливости и коварства. Сказочных героев очень много, каждый из них играет свою важную роль, у каждого – свое неповторимое, загадочное имя.
Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины.
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Мы решили узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.
Мы провели практические и теоретические исследования:
1 Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги;
2 Изучение научной литературы и словарей по данной теме;
3 Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;
Целью нашего исследования является: изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.
Объект исследования: русские народные сказки
Предмет исследования: образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Методы исследования:
- Чтение книг.
- Анализ русских народных сказок.
- Описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение).
- Анкетирование.
- Анализ результатов
2.1 Кто такая Баба Яга?
На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.
Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.
Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.
Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:
1. Мать отца или матери по отношению к их детям.
2. Старая женщина.
Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:
1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.
2. Шуба мехом наружу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)
Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
2.2 Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Я прочитал двенадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:
1. Баба Яга и Заморышек.
2. Василиса Прекрасная.
3. Гуси-лебеди.
4. Заколдованная королева.
5. Марья – Моревна.
6. Морской царь и Василиса Премудрая.
8. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
9. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.
10. Терешечка.
11. Царевна – Лягушка.
12. Финист- ясный сокол
В шести сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».[2]
Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково [1]. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про Василису Премудрую» «Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается». А в сказке «Баба Яга и Заморышек» Баба Яга живёт в белокаменных палатах. Передвигается Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает» - так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная». Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место? В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь. Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди». Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним. Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга». Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В сказках «Марья Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание. Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!" В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»
А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет. Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел угодить Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.
В сказках Баба Яга – старая некрасивая бабка, которая умеет колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители - змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть - черти, например, или сказочные существа - кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.
2.3 Родина Бабы Яги
В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой.
В последнюю субботу июня в селе Кукобой двойной праздник: день села и день рождения Бабы-Яги, поселившейся в Сосновом бору, что находится в центре села. Здесь ей местные умельцы построили новую избушку. Для жителей района Баба-Яга – символ домовитости, а вовсе не что-то тёмное, языческое. Она – прародительница, хранительница обычаев и традиций рода. Открылся в Кукобое музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба-Яга, но только кукольная. Работает для туристов и Чайная Бабы-Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у избушки гости и туристы играют с лесной старушкой.
Среди своих одноклассников мы провели опрос на сколько они знают и любят русские народные сказки. Было опрошено 20 человек. Получились такие результаты.
Вывод: большинство моих одноклассников – 80% читают и любят сказки. Читать сказки - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.
Тем ребятам, кто «положительно» ответил на первый вопрос, мы задали следующий.
Вывод: Ответы моих одноклассников (16 человек) на данный вопрос можно разделить на три группы, но большинство (12 человек) ценят сказки за победу добра. Меня порадовали ответы данной группы. Со сказками связаны наши первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает зло.
Мы решили расспросить одноклассников об отношении к героям.
Вывод: мнения одноклассников разделились следующим образом:
1 группа (3 чел.) - выбрали «отрицательных» героев;
2 группа (4 чел.) – не отдали предпочтение ни «положительным», ни
«отрицательным»;
3 группа и таких большинство (9 чел.) – выбрали «положительных» героев.
Это радует, значит и в реальной жизни, ребята отдадут предпочтение добру и сами будут стремиться совершать добрые поступки.
Вывод: Оказалось, что не только мне, но и моим ровесникам, тоже больше всего запомнился такой персонаж, как Баба Яга. Нам стало интересно узнать, как относятся школьники к Бабе Яге. мы решили провести опрос среди учеников начальной школы (3 класс), что они думают о её образе. В опросе участвовало 60 человек. Начав изучение образа Бабы Яги мы решили узнать как относятся к данному образу мои сверстники. Мы опросили не только своих одноклассников, но и учащихся третьих классов.
Вывод: Большинство учеников – 21 человек, считают Бабу Ягу разной в зависимости от обстоятельств, по мнению следующей подгруппы, и таких большинство – 27 человек, она представитель зла, колдунья и похитительница, третья группа считает, что Баба Яга достаточно добрый персонаж – 15 человек, но есть и такие ребята, кто затруднился ответит – 6 человек. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определения, плохая эта женщина или хорошая.
В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение многих непонятных слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. Благодаря своему исследованию я узнал много нового и интересного.
Литература
1. Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.
2. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. – М.: Русский язык, 2005.
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф.Ефремова. – М.: Русский язык, 2001.
4. Забылин. М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. – М.: Изд - во
5. Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
6. Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М: Астрель, 2009.
7. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
8. Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.
9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.
10. Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
4. http://www.babybiog.ru/community/post/
5. http://www.fanbio.ru/mif/83-2010-05-16-00-57-36.html
Приложение 1
Приложение 2
«Баба Яга в русских народных сказках»
Название сказки | Поступок Бабы Яги | Силы добра или зла? |
Терешечка | Хотела съесть Терешечку | зла |
Марья-Моревна | Хотела погубить Ивана-царевича | зла |
Василиса Прекрасная | Хотела съесть Василису | зла |
Сказка про Василису Премудрую | Помогла Иванушке найти Василису | добра |
Баба Яга | Хотела съесть девочку | зла |
Баба Яга и заморышек | Хотела всех погубить | зла |
Гуси-лебеди | Похитила ребёнка, чтобы съесть | зла |
Сказка о молодильных яблочках и живой воде | Дала совет, как найти воду и яблоки | добра |
Царевна-лягушка | Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного | добра |
Финист-Ясный сокол | Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола | добра |
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что | Помогла Андрею-стрелку | добра |
Заколдованная королевна | Помогла найти королевну | добра |
Приложение 3
Музей Бабы – Яги село Кукобой Ярославской области
Три коробки с орехами
Четыре художника. Осень
Денис-изобретатель (отрывок)
Карты планет и спутников Солнечной системы
Бабочка