Проблема проекта заключается в исследовании влияния растений на здоровье школьников и поиске эффективных вариантов озеленения классов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Объект проекта растения МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Предмет проекта – положительное влияние растений на здоровье учащихся и учителей МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Цель проекта состоит в изучении видового разнообразия комнатных растений МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия и определения их полезного влияния на организм человека для того, чтобы разработать рекомендации по правильному озеленению школы.
Задачи проекта:
1. Изучить видовое разнообразие и составить каталог растений МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
2. Выяснить влияние растений на здоровье учащихся МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
3. Разработать рекомендации по озеленению кабинетов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работв | 108.5 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
ПРОЕКТ
РАСТЕНИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ
Выполнила:
Ларькова Виктория Юрьевна,
ученица 7 класса МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Руководитель:
Кошелева Татьяна Владимировна, учитель биологии МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Барашево 2011
Стр. | |
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
1. Изучение видового разнообразия комнатных растений в школе………… | 5 |
2. Изучение полезного действия комнатных растений……………………… | 7 |
3. Разработка рекомендаций по правильному озеленению классных кабинетов………………………………………………………………………. | 10 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 11 |
Список литературы……………………………………………………………. | 12 |
Приложения……………………………………………………………………. | 13 |
Цветы с давних пор украшают жизнь человека. В нашей школе множество самых различных растений, принесенных, посаженных учителями, учащимися, родителями в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Цветочные растения радуют глаз свежей зеленью листьев, яркой окраской цветов в осеннюю непогоду или зимнюю стужу, а весной и летом поражают нас буйством красок. Комнатные растения оказывают на нас не только эмоциональное воздействие, успокаивая нервную систему, улучшая настроение и повышая работоспособность. Они улучшают экологическое состояние помещения, поглощают углекислый газ, выдыхаемый человеком, выделяют кислород, повышают влажность воздуха и способствуют очистке воздуха от пыли и вредных частиц, выделяют ароматические вещества и фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. Очень многие комнатные растения имею лекарственное значение, могут служить целителями от различных недугов.
Размышления о том, какие растения лучше высаживать, и каково их влияние на здоровье школьников, учителей послужило толчком к данной исследовательской работе.
Проблема проекта заключается в исследовании влияния растений на здоровье школьников и поиске эффективных вариантов озеленения классов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Объект проекта растения МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Предмет проекта – положительное влияние растений на здоровье учащихся и учителей МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Цель проекта состоит в изучении видового разнообразия комнатных растений МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия и определения их полезного влияния на организм человека для того, чтобы разработать рекомендации по правильному озеленению школы.
Задачи проекта:
1. Изучить видовое разнообразие и составить каталог растений МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
2. Выяснить влияние растений на здоровье учащихся МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
3. Разработать рекомендации по озеленению кабинетов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Сроки реализации проекта: 2010 – 2013 годы.
Этапы реализации проекта:
– 2010 – 2011 гг. – составление каталога декоративных растений кабинета биологии, изучение экологической и лечебной функции растений и разработка рекомендаций по озеленению кабинетов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
– 2011 – 2012 гг. – реализация программы озеленения кабинетов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
– 2012 – 2013 гг. – разработка рекомендаций по сохранению и улучшению состояния классных кабинетов МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Краткое содержание проекта:
Работа рассчитана на три года (2010 –2013гг.), в течение которых будут проводиться исследования, направленные на изучение влияния комнатных и лекарственных растений на здоровье школьников и учителей.
Вашему вниманию предложены результаты исследований I года (2010-2011гг.).
1. Изучение видового разнообразия комнатных растений МОУ «Барашевская СОШ» (фотографирование, определение и описание растений кабинета биологии, составление каталога комнатных растений).
2. Изучение полезного влияния комнатных растений на здоровье учащихся.
3. Разработка рекомендаций по правильному озеленению классных кабинетов.
Гипотеза проекта: правильное озеленение кабинетов влияет на здоровье школьников МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
1. Изучение видового разнообразия комнатных растений в школе
Для выполнения цели исследования я решила следующие задачи:
Своё исследование я проводила с сентября 2010 года по март 2011 года. В результате моего исследования было определено, что в нашей школе 85 видов комнатных растений (Приложение).
Данные исследования я занесла в таблицу:
Кабинет | Количество растений | Название растения |
Биологический | 58 | аглаонема, амариллис, алоэ пестрое, антуриум, бегония, бересклет, гербера, гибискус, глоксиния, гортензия, диффенбахия, драцена, каланхоэ, калатея, кислица, кливия, кротон, колерия, колеус, маранта, молочай, монстера, нефролепис, опунция, панданус, пахистахис, пеларгония, плющ, пуансеттия, роза, руэллия, роициссус, сансевиерия, сенполия, сингониум, спатифиллум, стапелия, стрептокарпус, строманта, тостянка, традесканция, фикус, фуксия, хавортия, хамедорея, хамеропс, хатиора, хойя, хлорофитум, цикламен, циперус, циссус, шлюмбергера, эписция, эпифиллюм, эухарис, эониум, эхиверия |
Физический | 9 | бегония, гибискус, драцена, диффенбахия, монстера, каланхоэ, молочай, опунция, сансевиерия |
Химический | 20 | бегония, гибискус, драцена, кактус, калла, кливия, молочай, мушмула, нефролепис, пеллея, плектрантус, сансевиерия, сингониум, спатифиллум, толстянка, фикус, фуксия, хавортия, хойя, эпифиллюм |
Информатики | 0 | |
Географический | 6 | бегония, дифенбахия, каланхоэ, молочай. пуансеттия, сенполия |
Литературный | 8 | амариллис, бегония, калла, маранта, плектрантус, сенполия, толстянка, эухарис |
Математический | 9 | амариллис, бегония, кливия, маранта, молочай, плектрантус, сенполия, сингониум, толстянка, фуксия |
Трудового обучения | 4 | бегония, сенполия, сингониум, спатифиллум |
Начальных классов | 25 | алоэ, амариллис, герань, каланхоэ, кактус, кислица, калерия, лимон, маранта, плющ, плектрантус, роза, сенполия, спатифиллум, стапелия, сингониум, хризонтема, хатиора, хлорофитум, циссус, цикламен, эписция, эониум, эпифиллюм, фиттония |
Рекреация | 0 | |
Столовая | 0 | |
Коридор | 3 | бегония, гибискус, нефролепис |
2. Изучение полезного действия комнатных растений
Комнатные растения, особенно цветущие, не только декоративны, но имеют и оздоровительное значение: поглощая углекислоту и выделяя кислород, они тем самым освежают воздух. Зеленый цвет, как утверждают медики, действует на человека успокаивающе. Полезно смотреть на зеленое при переутомлении, усталости. Испаряя влагу с поверхности листьев, растения увлажняют воздух, сохраняя нормальную относительную влажность в помещении. Чем больше растений, тем меньше пыли, они словно живые пылесосы собирают на листья пыль, поэтому цветы следует чаще мыть. Растения подавляют или уничтожают посредством фитонцидов болезнетворные микроорганизмы, обладая бактерицидными и антисептическими свойствами. Растения ионизируют воздух и поглощают продукты сгорания газа.
В зависимости от декоративных свойств растений и их биологических особенностей все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп:
Растения – лекари
Существует группа растений, обладающих фитонцидными свойствами - способностью убивать бактерии и задерживать рост микроорганизмов, которые вызывают ОРЗ, аллергические реакции. Фитонциды, проникая через лёгкие и кровь, усиливают защитные свойства организма, и улучшает иммунитет. Самые известные и доступные фитонцидные растения – лук и чеснок. Для лечения и профилактики микробных заболеваний их можно не только есть, но и выращивать на подоконнике.
К этой группе также относятся: плющ обыкновенный, герань, гибискус, лаванда, традесканция, толстянка, различные виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, аспарагус, монстера, молочай, крассула и хлорофитум.
Хорошо убивают микробы комнатные варианты таких растений, как сосна, пихта, можжевельник, эвкалипт. Не хуже с микробами борются тимьян, чабрец, мята, туя, кипарис, лаванда и мирт. Лаванда и мирт помимо прочего угнетают туберкулёзную палочку. Мирт снижает заболеваемость ОРВИ у детей и оказывает положительное действие при лечении бронхита. Полтора метра листьев мирта убивают половину патогенов на площади до 100 куб. метров. Мята воздействует на синегнойную, кишечную, тифозную, дизентерийную и стафилококковую палочки. Цитрусовые растения подавляют развитие стафилококка и кишечной палочки. Алое способно снижать патогенность среды на 30%. А такое растение, как хлорофитум за 24 часа способно уничтожить до 80% патогенной микрофлоры.
Среди фитонцидных растений, которые хорошо уживаются в школе и эффективны для профилактических целей, можно назвать следующие: эвкалипт и базилик. Эвкалипт в состоянии бороться даже с вирусами гриппа А и В - результаты исследований.
Полезно иметь в своей классной комнате карликовый гранат (он стимулирует иммунную систему человека).
Кактус с лепешковидными стеблями – опунция – в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибков в воздухе классной комнаты.
Противогрибковыми свойствами обладают также кофейное дерево, лавр, плющ, фикус. Эти растения необходимы в помещениях затемненных и сырых.
Еще одно фитонцидное растение для класса – нарядная пестролистая диффенбахия.
В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных растений появляется особенно в зимне-весенний период, т.к. именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.
Среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например олеандр, молочай блестящий, диффенбахия, герань. Они могут вызывать аллергические реакции.
Растения – пылесосы
Растения не только очищают воздух от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов.
Зелёные растения по мере сил избавляют нас от пыли, витающей в воздухе. Так же как пыль скапливается на поверхностях пола, мебели, она оседает на листьях насаждений. Но тогда уже путешествовать по воздуху пыль не сможет – растения удерживают и не позволяют попадать ей в наши лёгкие. Аккумулируя на себя пыль, все комнатные цветы значительно очищают воздух в классе. Доказано, что после размещения в помещении цветочных горшков воздух становится чище на 40%.
С такой задачей успешно справляются фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны и гибискусы (китайская роза). Роль природного пылесоса отлично выполняют декоративные ель и сосна.
Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум. Он даже превосходит многие специально созданные для этой цели технические устройства.
Ароматические фитонциды, выделяемые туей, очищают воздух от пыли. Для полного очищения воздуха нужно иметь по одному деревцу туи высотой около полуметра в каждой классной комнате.
Естественно, широколистные растения выполняют работу по сбору пыли эффективнее. К тому же с крупнолистных растений гораздо проще удалить эту пыль – попробуй, очисти запылившийся плющ с множеством метких листочков!
Растения – фильтры
К сожалению, иногда случается так, что ремонт, который мы делаем в классах или учебных кабинетах, оборачивается против нас. Некоторые отделочные материалы могут выделять в воздух неблагоприятные для здоровья вещества – фенол, формальдегид, бензол.
Большинство ядов хорошо поглощает антуриум. Универсальными также являются спатифиллум, традесканция, щучий хвост. Формальдегид поглощают различные виды фикусов, такие растения, как эпипремнум, сингониум, алоэ, филодендрон, папоротник нефролепис, хлорофитум, диффенбахия. Ихмея очищает воздух от формальдегида и ксилена, драцена и плющ – от формальдегида, бензола, тирхлорэтилена.
Растения работают как уникальный биофильтр: не только впитывают токсины, но и утилизируют их, перерабатывают с помощью особых ферментных систем.
Растения – кондиционеры
Комнатные растения служат отличным индикатором, определяющим уровень влажности воздуха в помещении. Если растения начинают чахнуть и желтеть даже при регулярном поливе, то это говорит о том, что воздух в помещении чрезмерно сухой.
С сухостью воздуха лучше способны совладать те из них, которые требуют обильного полива, например, циперус, различные виды пальм. Потребляя много влаги, они большое количество её испаряют в воздух.
Растения - ионизаторы
Растения могут восполнить не только недостаток влаги в воздухе, но и нехватку кислорода. Человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ, а у растений всё происходит с точностью наоборот: растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Такую функцию отлично выполняют сансевьера (щучий хвост), сциндапсус, фикус и неприхотливый хлорофитум. Эти растения особенно продуктивно работают в дневное время. Хорошо озонируют воздух кофейное дерево, хойя мясистая (восковой плющ), роэциссус ромбический.
Хвойные растения (кипарис, туя), цереусы и кротоны улучшают наше самочувствие, ионизируя воздух (поставляют в атмосферу отрицательно заряженные ионы кислорода, которые отчасти нейтрализуют электромагнитное воздействие бытовых приборов). Обогащению воздуха легкими ионами содействуют еще и пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная, а также кактусы, которые помогают нейтрализовать радиационное воздействие на наш организм.
Растения - релаксанты
Ещё одно целебное свойство комнатных растений – их способность успокаивать нервную систему. Очень хорошо воздействует на психику человека лавр. Успокоительным действием обладают мята, мелисса, лаванда, котовник, розмарин, монстера, пеларгония. Эфирные масла, выделяемые цитрусовыми растениями (лимоны и мандарины), наоборот, помогают концентрироваться, повышают работоспособность.
Такие растения, как зантедексия или калла, жасмин, толстянка и миниатюрная роза, оказывают мягкое бодрящее действие. Они рассеивают депрессию и апатию.
Гиппеаструм – надёжный помощник. Если мы находимся в одной комнате с этим растением, то ощущаем свежесть и не поддаемся нервозности. Аналогичное действие оказывают и некоторые другие растения, например алоэ, кротон, хамедорея изящная, хлорофитум, адиантум, гибискус.
Кто бы мог подумать, что цикламены излучают энергию, которая толкает нас на новые идеи, помогает нам преодолеть стереотипы мышления. К подобным растениям относятся гибискус, декоративный ананас, бугенфиллея и орхидея венерин башмачок. Но у цикламенов есть свойственные только им особенности: они помогают вспыльчивым людям справиться с эмоциями, дарят чувство защищённости.
Определённые растения удивительным образом настраивают людей на мирный лад и даже помогают разрешать конфликты. Сенполии, например, - типичные «миротворцы». Апельсиновые деревца, жасмин, драцена, монстера, лавр и маранта оказывают аналогичное воздействие.
3. Рекомендации по озеленению школьных кабинетов
В кабинете биологии представлены растения всех шести групп. Рекомендую увеличить количество лекарственных растений, таких как алоэ древовидное и каланхоэ.
Кабинет физики не представлен широким выбором комнатных растений. Я порекомендовала бы в кабинет физики, исходя из температурных возможностей и месторасположения класса, фикус, папоротники, коралловую бегонию, плющи, пеларгонию. Эти растения очень доступны и обладают фитонцидными свойствами.
В кабинете химии целесообразно размещать такие растения как алоэ, хлорофитум, филодендрон, плющ, спатифиллум. Они прекрасно справляются с задачей очищения воздуха от вредных примесей.
В кабинете информатики цветов нет. При работе компьютера число отрицательных ионов кислорода быстро уменьшается. Но есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы. Ионы поглощают излучения компьютеров, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это в основном хвойные растения: кипарис, туя, сосна и можжевельник. К тому же они обладают ещё и фитонцидными свойствами. Около компьютеров полезно ставить эхинокактус, отличающийся длинными колючками, способный поглощать электромагнитное излучение, снижающий ионизацию воздуха. Так же я бы посоветовала цикламены, папоротники, фиалки, так как в этом помещении всегда душно, а они делают воздух влажным.
В кабинете географии растений должно быть как много больше. Это поможет детям при изучении материков и стран, при изучении природных зон и климатических поясов. Рекомендую пополнить коллекцию растениями всех шести групп.
В кабинетах начальных классов находится достаточно много растений. Уровень токсичности от синтетических материалов, используемых в отделочных работах, можно снизить, поместив в помещение такие растения, как монстера, драцена, фикусы. Для очищения помещений необходимо использовать хлорофитум. А для увеличения влажности помещения – фиалки, цикламены, папоротники.
Во всех кабинетах школы я рекомендую растения с высокой фильтрационной способностью (хлорофитум, алоэ, нефролепис), растения с фитонцидной активностью (бегония, аспаранус, циперус, пеларгония, колеус), растения с кислородообразующей функцией (фикус, сансевиерия, цериус, хойя).
В рекреациях полезно размещать растения, способные очищать воздух от пыли. Это опушенные растения (сенполия, глоксиния), растения с большой поверхностью листовой пластины (фикусы, монстера, диффенбахия). С целью украшения рекреации с последующим оздоровительным эффектом рекомендую бересклет, плющ, камнеломку, спатифиллум, пилею узколистную, пиперомию.
В столовой порекомендую выращивать хлорофитум. Этот цветок за 24 часа почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов и газов.
Однако к некоторым растениям при озеленении следует отнестись с осторожностью. Например, растения, содержащие ядовитый сок (диффенбахия, молочай) не следует размещать там, где находятся дети младшего возраста. Это же относится к кактусам.
Заключение
Грамотный подход к расположению растений в кабинетах может способствовать оздоровлению учащихся и созданию комфортной обстановки в учебных кабинетах.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наша школа не достаточно озеленена. Видовое разнообразие комнатных растений составляет всего 85 видов. Я считаю, что количество растений в школе надо увеличить. Это украсит нашу школу, поднимет настроение учащихся, повысит их защитные силы, а, следовательно, повысит успеваемость и работоспособность.
Работая над данной темой, я многое выяснила о влиянии комнатных растений на здоровье человека. Зеленые растения не только создают уютную обстановку, но у них есть и другая более важная сторона - они оказывают благотворное и целительное воздействие на наше здоровье. Особенно это надо учитывать в школе, располагая комнатные растения в классной комнате.
Учеными доказано, что растения без исключения играют в наших помещениях неоценимую роль: улучшают и оздоравливают микроклимат, охлаждают воздух за счет испарения, повышают влажность воздуха, повышают содержание кислорода в воздухе, улучшают водно-газовый обмен, нейтрализуют электромагнитное излучение компьютеров. Растения «вытягивают» из воздуха формальдегид, поглощают тяжелые металлы, снижают содержание углекислого газа, а летучие фитонциды ароматных растений уничтожают вредные микроорганизмы, тем самым положительно влияют на здоровье школьников.
Мы, в свою очередь, должны обеспечить растениям все условия для жизни (оптимальное освещение, температуру, влажность, состав почвы). Важно регулярно с растений смывать пыль. Все это поможет им лучше справиться с задачами, которые перед ними мы ставим. И главное – растения нужно любить, тогда они отплатят нам добром.
Программа по реализации проекта.
Проанализировав собранную информацию по проблеме, рассмотрев критерии, я решила, что мне не под силу решить эти вопросы. Поэтому я намерена обратиться к директору школы Кошелевой Т.В. и предложить план действий.
№ | Мероприятие | Сумма | Ответственный |
1. | Составление технического проекта озеленения классов школы | 5 000 руб. | Администрация школы |
2. | Озеленение помещений школы: а) составление проектов озеленения разных уголков и помещений; б) подбор ассортимента; в) приобретение необходимых материалов (субстрат, посуда, удобрения). | 20 000 руб. | Родители учащихся |
3. | Уход за посадками: полив, пересадка, подкормка. | 1000 руб. | Учащиеся школы |
Итого | 26000 руб. |
Девиз: Вместо дорогих букетов на 25 мая и 1 сентября – живой цветок.
Литература
1. Все комнатные растения, или 2000 цветов от А до Я : Иллюстрированный справочник/В.В.Воронцов.- М.: ЗАО «Фитон+», 2006.- 472с.
2. Полная энциклопедия комнатных растений/ В.В.Чуб, К.Д.Лезина.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 416с.
3. Все о комнатных растениях/Д-р Д.Г.Хессайон.- М.: Кладезь-Букс, 2004.- 255с.
4. Энциклопедия комнатного цветоводства/Джейн Куртьер.- М.: Мой Мир, 2006.- 192с.
5. Цветы круглый год/Юрген Вольф.- М.: ФГУП «Полиграфические ресурсы», 2002.- 278с.
6. Комнатные растения в школе: Книга для учителя/ Н.И.Клиновская, В.В.Пасечник.- М.: Просвещение, 1986. - 143с.
Интернет – ресурсы
Акварельные гвоздики
Четыре художника. Осень
Круговорот воды в пакете
"Морская болезнь" у космонавтов
Рождественские подарки от Метелицы